«Разработка дидактического материала (творческие листы учащихся) к урокам КНРС (Я)»

Современная школа требует компетентного учителя. А под компетентностью учителя мы понимаем системное качество индивидуальности учителя, обеспечивающее успешность его деятельности в изменяющихся условиях. В деятельности учителя развитие индивидуальности выступает в двух аспектах – и как цель самой профессиональной деятельности и как цель профессионального развития.Цель исследования: создание электронного учебника и рабочей тетради к урокам КНРС().Объект исследования: индивидуальные творческие зад...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Габышева Мария Иоиловна, учитель КНРС(Я)

МОУ СОШ № 20

ДОКЛАД

«Разработка дидактического материала

(творческие листы учащихся) к урокам КНРС(Я)»

Современная школа требует компетентного учителя. А под компетентностью учителя мы понимаем системное качество индивидуальности учителя, обеспечивающее успешность его деятельности в изменяющихся условиях. В деятельности учителя развитие индивидуальности выступает в двух аспектах - и как цель самой профессиональной деятельности и как цель профессионального развития.

Цель исследования: создание электронного учебника и рабочей тетради к урокам КНРС().

Объект исследования: индивидуальные творческие задания по предмету КНРС(Я), создание мультимедиауроков.

Практическая значимость: создание электронного учебного пособия для учащихся на уроках КНРС(Я) с дидактическими разработками (рабочая тетрадь)

Результаты исследования:мультимедиуроки и рабочая тетрадь к урокам КНРС(Я).

Я преподаю уроки якутской национальной культуры в русскоязычной школе. Основной контингент составляют дети русской, ингушской, украинской национальности, большинство якутских детей русскоязычные.

Предмет культурологии предполагает творческое развитие учащихся, большой наглядно-иллюстративный материал. Но учебников и методических пособий по данным предметам нет.

Что касается предмета якутской национальной культуры, то это непаханное поле для творческой деятельности учителя. Нет учебников, методических и дидактических пособий, ограниченный объем информации на русском языке, иллюстративный материал в очень малом количестве. Поэтому применение информационных технологий для данного предмета наиболее приемлемо. Предмет культурологии позволяет интегрировать с любыми предметами для комплексного подхода к изучению любой темы, так история культуры охватывает все области жизнедеятельности человека. Но работа в этих двух направлениях невозможна без разработки дидактического материала.

В своей работе как развития компетентности учителя и формирования базовых компетентностей учащихся я ставлю следующие цели.

ЦЕЛИ:

1. разработка мультимедийных уроков;

2. создание дидактического материала по ЯНК;

3. интеграция с предметами ИЗО, музыка, биология, экология, география, математика, история.

Данные цели я поставила для себя, работая над проблемой развития познавательной деятельности учащихся на уроках ЯНК.

АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы - указанные выше причины отсутствия и недостатка учебно-иллюстративного материала, учебников, методических пособий.

НОВИЗНА моего исследования заключается в создании электронного учебника для учителей данного предмета с дидактическими разработками.

Первую часть своего педагогического исследования я реализую через создание мультимедийных уроков, которые я представляла вниманию учителей школы и города в прошлые годы. Этот процесс деятельности я продолжаю и сейчас.

Но урок не может существовать без дидактического материала. Наряду с заданиями - тестами, контрольными вопросами, устного анализа, подготовкой устных и письменных сообщений, исследовательской работой учащихся - я работаю над разработкой творческих листов учащихся. По многим предметам (истории, географии, обществознанию и другим) есть готовые рабочие тетради, в которых учащиеся выполняют задания творческого содержания. Я практикую такие задания по КНРС(Я), постепенно у меня накапливается по классам по многим темам своеобразная рабочая тетрадь. В отличие от рабочих тетрадей творческие листы разработаны на электронном носителе и могут варьироваться, изменяться задания, интегрироваться с другими предметами, культурой других народов.

Наибольшее количество творческих листов у меня накопилось для 5-6 классов, так как в этом возрасте дети любят творчество, интересные игровые фрагменты. Но это не значит, что старшеклассникам не нравятся такие задания. Сейчас я работаю и над созданием заданий для старших классов. Эта работа для учителя, с одной стороны, трудоемкая: необходимо по темам подобрать материал теоретический и иллюстративный не только по своему предмету, но и по другим предметам для интеграции, придумать разнообразные творческие задания, предусмотреть эффективность усвоения материала, поиска дополнительного материала учащимися, составить список литературы для поиска дополнительного материала. С другой стороны, когда первый этап работы подготовлен, вторая часть - непосредственное создание творческих листов тоже занимает некоторое время. Но конечный результат оправдывает все предыдущие: можно задания легко дифференцировать просто переставляя задания, дополняя вопросы, распечатывая в таком порядке как это удобно учителю для дифференциации. Задания можно раздавать учащимся в конце урока, дать несколько заданий на одной странице на дом для самостоятельной работы, дать на уроке для работы в группах, можно выслушивать по ним устные рассказы, что развивает устную речь учащихся.

Например, в 8 классе можно раздать карточки с картинами якутских художников и вопросами, указанными в карточке. По ней дети могут составить подробный устный ответ, где укажут не только автора, название работы, но и определят жанровое своеобразие работы, технику исполнения, вид ИЗО. Можно рядом дать картину зарубежного или русского художника по схожей тематике и сравнить технику исполнения, национальный колорит авторов, различный подход изображения и т.п.

Помимо объяснения темы урока в 5 классах для выполнения задания, например, по теме «Охота» дается технологическая карта о птицах не только Якутии, где ребята смогут сделать выбор птиц, населяющих Якутию, и распределить в таблице по видам (боровая, водоплавающая, птицы Красной книги Якутии). Эта таблица помогает детям различать птиц по местам расселения и дает экологические знания, почему птиц и животных заносят в Красную книгу как редких и исчезающих видов фауны, воспитывает традиции бережного отношения к природе.

В задании «Растения Якутии» ребята учатся видеть растения не только как красивые цветы, деревья, ягоды как продукты сборы, а различать их по лекарственным свойствам, определять в какой посуде и почему их лучше хранить. Они читают дополнительный материал «Лекарственные растения Якутии», обращают дома внимание на лекарственные сборы, читают состав сбора, от каких заболеваний предназначены. Таким образом, они получают и практические навыки познания народной медицины, которые они смогут использовать в жизни на практике.

Задания для 7 класса по теме «Национальная одежда народа саха» -учащиеся должны закрепить полученные знания, для чего даются творческие задания определить материал одежды, значения орнамента, цветовой гаммы, создание собственных моделей с национальным колоритом для девочек. Девочки многие увлекаются дизайном моделей. Для мальчиков достаточна первая часть задания.

Таким образом, творческие листы с дидактическими заданиями позволяют учителю решать многие вопросы:

  1. Возможность дифференциации задания;

  2. Развития познавательной и творческой деятельности учащихся;

  3. Возможность интеграции с другими предметами или сравнения с культурой других народов:

  4. Возможность менять, дополнять задания в отличие от рабочих тетрадей;

  5. Возможность распечатки в любом количестве и любом виде (1, 2, 3 заданий).

.


© 2010-2022