Методическая работа Стили искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»










«Стили искусства»


Методическое пособие к уроку «История искусств»








Подготовила: Ларионова Н.Д.,

Преподаватель художественного отделения








г.Северобайкальск

2016 год


Пояснительная записка


Методическое пособие «Стили искусства» подготовлено в помощь преподавателям художественного отделения Северобайкальской детской школы искусств к уроку «История искусств» и рассмотрено на методическом заседании отделения.

Для полноценного усвоения материала учебной программы «Беседы об искусстве» предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий. Данная методическая работа и направлена на решение этой задачи.








Цель и задачи учебного предмета

Цель: художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами учебного предмета является формирование:

• знаний основных этапов развития изобразительного искусства;

• знаний основных понятий изобразительного искусства;

• знаний основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;

• умений определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

• умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

• навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

• навыков анализа произведения изобразительного искусства.




Наиболее значимые АРХИТЕКТУРНЫЕ стили:

  • Доисторическая архитектура

  • Античная архитектура. VIII в. до н. э. - V в. н. э.

  • Романский стиль. X-XII вв.

  • Готика. XII-XV вв.

  • Возрождение. Нач. XV - нач. XVII в.

  • Барокко. Кон. XVI века - кон. XVIII в.

  • Рококо. Нач. XVIII - кон. XVIII в.

  • Классицизм, в том числе палладианство, ампир, неогрек. Сер. XVIII-XIX в.

  • Эклектика. 1830-е - 1890-е гг.

  • Модерн. 1890-е - 1910-е гг.

  • Модернизм. Нач. 1900-х - 1980-е гг.

  • Конструктивизм. 1920-е - нач. 1930-х гг.

  • Постмодернизм. С сер. XX в.

  • Хай-тек. С кон. 1970-х гг.

  • Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.





Стиль - это художественное выражение восприятия мира, свойственно людям той или иной эпохи. В нем получают свое воплощение историческое и национальное своеобразие художественной культуры. Художественный стиль имеет как глобальное понимание, например классический, имеющий выражение в архитектуре, одежде, живописи, и т.д. так и понимание на уровне индивидуального творчества художника. Стилем может быть объединено многообразие форм, цвета (ампир, классицизм), а может и географией распространения (индийский, греческий).

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО МИРА

Древнеегипетский стиль

Методическая работа Стили искусства Методическая работа Стили искусстваМетодическая работа Стили искусства

Древнеегипетское искусство одно из самых древних монументальных искусств, сохранившихся до наших времен. Древнеегипетский стиль весьма условен, т.к. искусство Египта прошло много стадий развитий и достигло своего рассвета на период строительства пирамид.

Для живописи и скульптуры древнеегипетского стиля характерны канонические (установленные временем правила) изображения фигуры человека, фризовое построение композиции, разномасштабность фигур, строгая ясность линии, четкий контур, предельно обобщенные объемы, знаковая выразительность силуэтов.

Древнегреческий и древнеримский стиль

VIIIв. до НЭ - Vв. НЭМетодическая работа Стили искусства

Греция, или как она звучит на греческом, Эллада, подарила миру великое античное искусство. К нему относятся искусство древней Греции, Рима и всех стран, развивающихся под влиянием древнегреческой традиции.

Рассвет древнегреческого искусства совпал с упадком древнеегипетского. Мироощущению греков присуще было симметрия, гармония и чувство меры. Изобразительное искусство было одним из видов почитаемого мастерства. Греческая мифология занимала большинство сюжетов древнегреческих творений и нашла отражение почти во всех направлениях от живописи до храмовых строений.

Подлинные произведения живописи и скульптуры до нас почти не дошли, но и по небольшому наследию подлинников можно сказать, что греки строго соблюдали пропорции предметов и фигур, подобранность цветовой гаммы, грациозность и строгость линий. Рим продолжил традиции греков, завоевав их, они пленили их искусство, и на основе развили его далее, придавая греческой грациозности имперских характер.

Методическая работа Стили искусства


Методическая работа Стили искусства







СТИЛИ В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА


Индийский стиль

Методическая работа Стили искусства Методическая работа Стили искусстваМетодическая работа Стили искусства

Яркое и самобытное индийское искусство возникло во времена древности. Оно основано на множестве легенд, преданий и глубоко религиозно. «Индийский стиль» - это условное название для обозначения созданного многими течениями религий и народов Индии искусства.

В индийской архитектуре органично соединились две противоположности: четкость геометрических объемов и орнаментность отделок с их пластичностью рельефов и резьбой. Важно заметить, что привычное представление о красоте индийского стиля, переданного нам кинофильмами и фотографиями, отражает, лишь богатый стиль, коего очень мало в стране. Огромная составляющая индийского стиля посвящена иудаизму и буддизму, с уродливыми изображением и кровавыми цветами.

Китайский стиль

Методическая работа Стили искусстваМетодическая работа Стили искусства

Искусство древнего и средневекового Китая обусловило сложение зрелого национального стиля. Безошибочно узнаваемый, он повлиял на развитие мировой художественной культуры. Характерные черты «китайского стиля»: декоративность, пронизывающая все виды искусства, и осмысление художественного произведения, как части целого, окружающего пространства. Китайские мастера с особенным отношением занимались подборкой материалов для своих творений. Они занимались художественной обработкой кости, камня, бронзы, дерева, даже человеческое тело они воспринимали, как материал для своего творения, специально создавая и выращивая уродцев. Традиционные мотивы китайских орнаментов: драконы, птицы, цветы, клубящиеся облака. Китайцы славились расписными шелками и резными фигурками помещенные одна в одной, тонким расписным папирусом.

Японский стиль

Методическая работа Стили искусства

Японское средневековое искусство подарило миру яркий самобытный национальный стиль. Он сформировался во многом под влиянием корейской и особенно китайской культур. Но это не помешало японцам по-своему переломить заимствованные идеи и создать оригинальные произведения искусства, отличившиеся не внешним великолепием, а изысканной простотой и утонченным изяществом.

Характерные черты «японского стиля»: любовь к асимметрии, свободное расположение декора, подчеркивание красоты материала, сдержанная цветовая гамма. В произведениях японской живописи часто встречается цветущая сакура с нежно розовыми лепестками, согнувшиеся под тяжестью снега бамбуковые листья, выраженные угловатыми линями.

СТИЛИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ

Византийский стиль

Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило новыми образами.

Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой под влиянием художественной культуры Ближнего Востока.

Особенно важную роль в художественной жизни Византии сыграло христианство. Храмовое искусство, фрески, мозаики, христианская иконография - все это Боголепие, подаренное миру Византией. Методическая работа Стили искусства Отличительными чертами стало изображение библейских сюжетов. Одухотворенная чувственность наполнила великолепные купольные дворцы и храмы. Все подчеркивало нравственное совершенство, сложился новый художественный стиль, отвечающий новому идеалу красоты.


Романский стиль (X-XIII вв.)

Романский (от лат. Рома - Рим), стиль X-XIII вв, хотя и не оставил нам имен великих архитекторов, живописцев, скульпторов, был крупным художественным явлением, объединившим в одно целое монументальную живопись скульптуру, архитектуру и декоративно-прикладное искусство. Фрески покрывали стены храмов сплошь, длинными фризами, подобно узору на коврах. Скульптура декорировала не только интерьер, но и наружные поверхности архитектурных сооружений. Каменная резьба наружных стен состояла из растительного и зооморфного орнамента с изображением сказочных чудовищ.

Методическая работа Стили искусстваМетодическая работа Стили искусства Методическая работа Стили искусства

Появившись в Средневековье, романский стиль восходил как к римскому зодчеству, так и византийскому. Замки, монас­тырские ансамбли, храмы имели толстые стены, глубокие порта­лы и башни для постоянной защиты от войн и набегов. Монумен­тальность, рациональность конструкций, многофигурные скульп­турные композиции, водный ров вокруг архитектурных сооружений, создавали тяжелое и мрачное мироощуще­ние той эпохи.

Готический стиль

Его название произошло от того факта, что итальянские мастера эпохи Возрождения считали его низшим по сравнению с чистым классическим искусством; для них "готический" был синонимом варварского. Определение было принято также другими нациями. Этот стиль зародился на севере Франции в XII веке. В Италии и в Венеции он получил развитие в период с ХII по XV век.

Методическая работа Стили искусстваМетодическая работа Стили искусства

Его основные характеристики следующие: стрельчатая готическая арка, крутые и легкие своды, стремление каждой части к восходящему движению, восходящие контрфорсы и арки, большие, высокие окна, разделенные на несколько частей колонками отделанные в верхней части тонким кружевным декором.

Методическая работа Стили искусстваМетодическая работа Стили искусства

Стиль эпохи возрождения

Эпоха возрождения или Ренессанс не считается одним конкретным стилем, это период, в котором художники, скульпторы, архитекторы нашли вдохновение в греческих и римских формах, приспособив их к требованиям своего времени. Характерные признаки этого стиля: колонны, формируемые единым стержнем, полукруглые арки, фризы на карнизах и антаблементы, орнаментальные своды с кессонами, живописью и рельефами, прямоугольные окна с богатыми карнизами, поддерживаемыми пилястрами или колоннами; богатство украшений. Реалистичность и грациозность фигур, мифология и христианство в картинах, все это встречается в эпоху возрождения. Это эпоха новых открытий в архитектуре, композиции, живописи, философии и прочих наук.

Методическая работа Стили искусстваМетодическая работа Стили искусства

Стиль Барокко

Художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца XVI до середины XVIIIвв. Название происходит от португальского «Жемчужина неправильной формы», вычурный. Основные черты Барокко: парадность, торжественность, динамичность, преобладание криволинейных форм, пышность, использование архитектурных форм (витые колонны, архитектурный декор). Широкое использование лакировки, ценных материалов в отделке: золото, серебро, медь, кость, мрамор, различные породы дерева, мозаика, облицовка шпоном. Вместо кругов и овалов предыдущего стиля - сложные очертания спиралей. Вместо гладких поверхностей - вогнутые и выпуклые. Резьба вьющихся стеблей, венков, раковин, гирлянд. Впервые появляются полноценные кабинеты с обшивкой стен в едином стиле с мебелью.

Методическая работа Стили искусстваМетодическая работа Стили искусства

Стиль Рококо (начало XVIIIв.)

Рококо - стиль европейского искусства, сформировавшегося во Франции, получившего свое название от элемента орнамента рокайль, напоминавшего по форме морскую раковину. Утратив монументальность барокко, рококо обратилось к изяществу и удобству. Этим стилем стало обозначаться все изгибающееся, вычурное, необычной формы, утонченные линии фарфора, украшений и лепнин, стало присуще рококо, орнаменты на стенах и потолках, живописные панно, большие зеркала. В художественном стиле рококо подчеркивало изящество и красоту очертания предметов, изысканность и элегантность внешнего вида, легкость фигур. В архитектуре, вычурно-парадное барокко сменилось на чувственно-свободные формы рококо.

Методическая работа Стили искусстваМетодическая работа Стили искусстваМетодическая работа Стили искусства

Классицизм и ампир

С XIIв. эпохи Людвига IV в Европе начался распространяться классицизм, противопоставивший декоративности рококо естественную простоту. В классицизме главным образом стал мужественный человек, наделенный сознанием общественного долга. В искусстве в это время доминировала живопись. Классицизм изменялся, распадался на течения и имел свои направления. Многие искусствоведы в качестве высшей стадии классицизма выделяют Ампир (от французского империя). Начало XIXв. - oн возник во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта и явил ярко выраженный имперский характер мирового господства. Мягкую ясную гармонию стиля Людвига и демократическую строгость неоклассицизма сменили парадное великолепие, помпезность и напыщенность ампира. Для классицизма характерны разбеленые цвета, для ампира яркие насыщенные тона, контрастные сочетания, бронзовые элементы интерьера.

Методическая работа Стили искусстваМетодическая работа Стили искусстваМетодическая работа Стили искусства

Романтизм

Романтизм (Romanticism) - идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половине XIX века, как реакция на эстетику классицизма. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам XVIII века.

Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями. Их фантазия и особое отношение к чувственности подготовили пришествие импрессионистов.

Методическая работа Стили искусства

Реализм

Романтизм сменился Реализмом, после фантазий и раскованности пришел период истинности. Новым идеалом искусства стала достоверность воспроизведенной действительности. Эпоха реализма стала новой эпохой просвещения. Особенный вклад с реализм сделали русские художники.

Методическая работа Стили искусстваМетодическая работа Стили искусства

Импрессионизм

Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаза видят в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений. Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление».

Методическая работа Стили искусства Методическая работа Стили искусства

Постимпрессионизм

В постимпрессионизме отразились кризисные черты западноевропейской культуры этого времени, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимовлияние отдельных направлений и индивидуальных творческих систем.

Методическая работа Стили искусства Методическая работа Стили искусства Методическая работа Стили искусства

Авангард

Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала ХХ века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, сюрреализмом и т.д. Авангард - предельно противоречивое, даже в чем-то принципиально противоречащее самому себе явление. После падения культуры и нравов. Человечеству потребовались новые идеалы, которых оно не нашло и остановилось в полном противоречии и отрицании даже самых не оспоримых идей. Таким образом, напыщенное, пафосное противоречие в противоречии, туманность и неясность стали новым идеалом общества. Кои и объединил в себе авангард.

Методическая работа Стили искусства Методическая работа Стили искусства Методическая работа Стили искусства

Модерн

Модерн сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества. В искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой - искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества. Модерн переосмысливал и стилизовал черты искусства разных эпох и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax асимметрии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы. Тecнo cвязaн c мoдepнoм cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй.

Методическая работа Стили искусства

Сюрреализм

Художественное направление, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Это был период духовного упадка общества. В Классическом произведении искусства предполагается узнавание изображенного предмета (стол, дверь, дом, человек). В сюрреализме наоборот, главное правило - ничего узнаваемого, рисуем то, чего не существует в реальности. В соответствии с теорией сюрреализма изначально для художника не существует не только непосредственно изображаемого предмета, но и темы.

Поэтому нельзя сказать, что художник выражал какую-то идею, или художник что-то хотел нам сказать своим произведением. Архитектура этого стиля нарушает собственно установленные правила, т.к. невозможно начать строить, не зная что строишь, и для чего.

Методическая работа Стили искусства Методическая работа Стили искусства Методическая работа Стили искусства

Древнерусский стиль

Это особенный стиль, который не распространялся на другие страны Европы, но всегда восхищал многих. Он состоял из неподражаемых стилей разных губерний, объединенных высоким мастерством и духовностью. Это стиль самобытный и связан с христианскими образами, сложившийся в периоды древней Руси, имел влияние византийского стиля, но все же остался неподражаемым и поныне. Древнерусские зодчие и мастера росписи, иконопись Андрея Рублева, вологодские кружева и хохломская роспись. Это огромное наследие высочайшей культуры и творение истинных мастеров.

Методическая работа Стили искусства Методическая работа Стили искусства Методическая работа Стили искусства







© 2010-2022