- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая работа Стили искусства
Методическая работа Стили искусства
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ларионова Н.Д. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
«Стили искусства»
Методическое пособие к уроку «История искусств»
Подготовила: Ларионова Н.Д.,
Преподаватель художественного отделения
г.Северобайкальск
2016 год
Пояснительная записка
Методическое пособие «Стили искусства» подготовлено в помощь преподавателям художественного отделения Северобайкальской детской школы искусств к уроку «История искусств» и рассмотрено на методическом заседании отделения.
Для полноценного усвоения материала учебной программы «Беседы об искусстве» предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий. Данная методическая работа и направлена на решение этой задачи.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами учебного предмета является формирование:
• знаний основных этапов развития изобразительного искусства;
• знаний основных понятий изобразительного искусства;
• знаний основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;
• умений определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
• умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
• навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
• навыков анализа произведения изобразительного искусства.
Наиболее значимые АРХИТЕКТУРНЫЕ стили:
-
Доисторическая архитектура
-
Античная архитектура. VIII в. до н. э. - V в. н. э.
-
Романский стиль. X-XII вв.
-
Готика. XII-XV вв.
-
Возрождение. Нач. XV - нач. XVII в.
-
Барокко. Кон. XVI века - кон. XVIII в.
-
Рококо. Нач. XVIII - кон. XVIII в.
-
Классицизм, в том числе палладианство, ампир, неогрек. Сер. XVIII-XIX в.
-
Эклектика. 1830-е - 1890-е гг.
-
Модерн. 1890-е - 1910-е гг.
-
Модернизм. Нач. 1900-х - 1980-е гг.
-
Конструктивизм. 1920-е - нач. 1930-х гг.
-
Постмодернизм. С сер. XX в.
-
Хай-тек. С кон. 1970-х гг.
-
Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.
Стиль - это художественное выражение восприятия мира, свойственно людям той или иной эпохи. В нем получают свое воплощение историческое и национальное своеобразие художественной культуры. Художественный стиль имеет как глобальное понимание, например классический, имеющий выражение в архитектуре, одежде, живописи, и т.д. так и понимание на уровне индивидуального творчества художника. Стилем может быть объединено многообразие форм, цвета (ампир, классицизм), а может и географией распространения (индийский, греческий).
СТИЛИ В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО МИРА
Древнеегипетский стиль
Древнеегипетское искусство одно из самых древних монументальных искусств, сохранившихся до наших времен. Древнеегипетский стиль весьма условен, т.к. искусство Египта прошло много стадий развитий и достигло своего рассвета на период строительства пирамид.
Для живописи и скульптуры древнеегипетского стиля характерны канонические (установленные временем правила) изображения фигуры человека, фризовое построение композиции, разномасштабность фигур, строгая ясность линии, четкий контур, предельно обобщенные объемы, знаковая выразительность силуэтов.
Древнегреческий и древнеримский стиль
VIIIв. до НЭ - Vв. НЭ
Греция, или как она звучит на греческом, Эллада, подарила миру великое античное искусство. К нему относятся искусство древней Греции, Рима и всех стран, развивающихся под влиянием древнегреческой традиции.
Рассвет древнегреческого искусства совпал с упадком древнеегипетского. Мироощущению греков присуще было симметрия, гармония и чувство меры. Изобразительное искусство было одним из видов почитаемого мастерства. Греческая мифология занимала большинство сюжетов древнегреческих творений и нашла отражение почти во всех направлениях от живописи до храмовых строений.
Подлинные произведения живописи и скульптуры до нас почти не дошли, но и по небольшому наследию подлинников можно сказать, что греки строго соблюдали пропорции предметов и фигур, подобранность цветовой гаммы, грациозность и строгость линий. Рим продолжил традиции греков, завоевав их, они пленили их искусство, и на основе развили его далее, придавая греческой грациозности имперских характер.
СТИЛИ В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Индийский стиль
Яркое и самобытное индийское искусство возникло во времена древности. Оно основано на множестве легенд, преданий и глубоко религиозно. «Индийский стиль» - это условное название для обозначения созданного многими течениями религий и народов Индии искусства.
В индийской архитектуре органично соединились две противоположности: четкость геометрических объемов и орнаментность отделок с их пластичностью рельефов и резьбой. Важно заметить, что привычное представление о красоте индийского стиля, переданного нам кинофильмами и фотографиями, отражает, лишь богатый стиль, коего очень мало в стране. Огромная составляющая индийского стиля посвящена иудаизму и буддизму, с уродливыми изображением и кровавыми цветами.
Китайский стиль
Искусство древнего и средневекового Китая обусловило сложение зрелого национального стиля. Безошибочно узнаваемый, он повлиял на развитие мировой художественной культуры. Характерные черты «китайского стиля»: декоративность, пронизывающая все виды искусства, и осмысление художественного произведения, как части целого, окружающего пространства. Китайские мастера с особенным отношением занимались подборкой материалов для своих творений. Они занимались художественной обработкой кости, камня, бронзы, дерева, даже человеческое тело они воспринимали, как материал для своего творения, специально создавая и выращивая уродцев. Традиционные мотивы китайских орнаментов: драконы, птицы, цветы, клубящиеся облака. Китайцы славились расписными шелками и резными фигурками помещенные одна в одной, тонким расписным папирусом.
Японский стиль
Японское средневековое искусство подарило миру яркий самобытный национальный стиль. Он сформировался во многом под влиянием корейской и особенно китайской культур. Но это не помешало японцам по-своему переломить заимствованные идеи и создать оригинальные произведения искусства, отличившиеся не внешним великолепием, а изысканной простотой и утонченным изяществом.
Характерные черты «японского стиля»: любовь к асимметрии, свободное расположение декора, подчеркивание красоты материала, сдержанная цветовая гамма. В произведениях японской живописи часто встречается цветущая сакура с нежно розовыми лепестками, согнувшиеся под тяжестью снега бамбуковые листья, выраженные угловатыми линями.
СТИЛИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ
Византийский стиль
Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило новыми образами.
Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой под влиянием художественной культуры Ближнего Востока.
Особенно важную роль в художественной жизни Византии сыграло христианство. Храмовое искусство, фрески, мозаики, христианская иконография - все это Боголепие, подаренное миру Византией. Отличительными чертами стало изображение библейских сюжетов. Одухотворенная чувственность наполнила великолепные купольные дворцы и храмы. Все подчеркивало нравственное совершенство, сложился новый художественный стиль, отвечающий новому идеалу красоты.
Романский стиль (X-XIII вв.)
Романский (от лат. Рома - Рим), стиль X-XIII вв, хотя и не оставил нам имен великих архитекторов, живописцев, скульпторов, был крупным художественным явлением, объединившим в одно целое монументальную живопись скульптуру, архитектуру и декоративно-прикладное искусство. Фрески покрывали стены храмов сплошь, длинными фризами, подобно узору на коврах. Скульптура декорировала не только интерьер, но и наружные поверхности архитектурных сооружений. Каменная резьба наружных стен состояла из растительного и зооморфного орнамента с изображением сказочных чудовищ.
Появившись в Средневековье, романский стиль восходил как к римскому зодчеству, так и византийскому. Замки, монастырские ансамбли, храмы имели толстые стены, глубокие порталы и башни для постоянной защиты от войн и набегов. Монументальность, рациональность конструкций, многофигурные скульптурные композиции, водный ров вокруг архитектурных сооружений, создавали тяжелое и мрачное мироощущение той эпохи.
Готический стиль
Его название произошло от того факта, что итальянские мастера эпохи Возрождения считали его низшим по сравнению с чистым классическим искусством; для них "готический" был синонимом варварского. Определение было принято также другими нациями. Этот стиль зародился на севере Франции в XII веке. В Италии и в Венеции он получил развитие в период с ХII по XV век.
Его основные характеристики следующие: стрельчатая готическая арка, крутые и легкие своды, стремление каждой части к восходящему движению, восходящие контрфорсы и арки, большие, высокие окна, разделенные на несколько частей колонками отделанные в верхней части тонким кружевным декором.
Стиль эпохи возрождения
Эпоха возрождения или Ренессанс не считается одним конкретным стилем, это период, в котором художники, скульпторы, архитекторы нашли вдохновение в греческих и римских формах, приспособив их к требованиям своего времени. Характерные признаки этого стиля: колонны, формируемые единым стержнем, полукруглые арки, фризы на карнизах и антаблементы, орнаментальные своды с кессонами, живописью и рельефами, прямоугольные окна с богатыми карнизами, поддерживаемыми пилястрами или колоннами; богатство украшений. Реалистичность и грациозность фигур, мифология и христианство в картинах, все это встречается в эпоху возрождения. Это эпоха новых открытий в архитектуре, композиции, живописи, философии и прочих наук.
Стиль Барокко
Художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца XVI до середины XVIIIвв. Название происходит от португальского «Жемчужина неправильной формы», вычурный. Основные черты Барокко: парадность, торжественность, динамичность, преобладание криволинейных форм, пышность, использование архитектурных форм (витые колонны, архитектурный декор). Широкое использование лакировки, ценных материалов в отделке: золото, серебро, медь, кость, мрамор, различные породы дерева, мозаика, облицовка шпоном. Вместо кругов и овалов предыдущего стиля - сложные очертания спиралей. Вместо гладких поверхностей - вогнутые и выпуклые. Резьба вьющихся стеблей, венков, раковин, гирлянд. Впервые появляются полноценные кабинеты с обшивкой стен в едином стиле с мебелью.
Стиль Рококо (начало XVIIIв.)
Рококо - стиль европейского искусства, сформировавшегося во Франции, получившего свое название от элемента орнамента рокайль, напоминавшего по форме морскую раковину. Утратив монументальность барокко, рококо обратилось к изяществу и удобству. Этим стилем стало обозначаться все изгибающееся, вычурное, необычной формы, утонченные линии фарфора, украшений и лепнин, стало присуще рококо, орнаменты на стенах и потолках, живописные панно, большие зеркала. В художественном стиле рококо подчеркивало изящество и красоту очертания предметов, изысканность и элегантность внешнего вида, легкость фигур. В архитектуре, вычурно-парадное барокко сменилось на чувственно-свободные формы рококо.
Классицизм и ампир
С XIIв. эпохи Людвига IV в Европе начался распространяться классицизм, противопоставивший декоративности рококо естественную простоту. В классицизме главным образом стал мужественный человек, наделенный сознанием общественного долга. В искусстве в это время доминировала живопись. Классицизм изменялся, распадался на течения и имел свои направления. Многие искусствоведы в качестве высшей стадии классицизма выделяют Ампир (от французского империя). Начало XIXв. - oн возник во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта и явил ярко выраженный имперский характер мирового господства. Мягкую ясную гармонию стиля Людвига и демократическую строгость неоклассицизма сменили парадное великолепие, помпезность и напыщенность ампира. Для классицизма характерны разбеленые цвета, для ампира яркие насыщенные тона, контрастные сочетания, бронзовые элементы интерьера.
Романтизм
Романтизм (Romanticism) - идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половине XIX века, как реакция на эстетику классицизма. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам XVIII века.
Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями. Их фантазия и особое отношение к чувственности подготовили пришествие импрессионистов.
Реализм
Романтизм сменился Реализмом, после фантазий и раскованности пришел период истинности. Новым идеалом искусства стала достоверность воспроизведенной действительности. Эпоха реализма стала новой эпохой просвещения. Особенный вклад с реализм сделали русские художники.
Импрессионизм
Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаза видят в конкретный момент.
Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений. Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление».
Постимпрессионизм
В постимпрессионизме отразились кризисные черты западноевропейской культуры этого времени, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимовлияние отдельных направлений и индивидуальных творческих систем.
Авангард
Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала ХХ века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, сюрреализмом и т.д. Авангард - предельно противоречивое, даже в чем-то принципиально противоречащее самому себе явление. После падения культуры и нравов. Человечеству потребовались новые идеалы, которых оно не нашло и остановилось в полном противоречии и отрицании даже самых не оспоримых идей. Таким образом, напыщенное, пафосное противоречие в противоречии, туманность и неясность стали новым идеалом общества. Кои и объединил в себе авангард.
Модерн
Модерн сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества. В искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой - искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества. Модерн переосмысливал и стилизовал черты искусства разных эпох и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax асимметрии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы. Тecнo cвязaн c мoдepнoм cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй.
Сюрреализм
Художественное направление, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Это был период духовного упадка общества. В Классическом произведении искусства предполагается узнавание изображенного предмета (стол, дверь, дом, человек). В сюрреализме наоборот, главное правило - ничего узнаваемого, рисуем то, чего не существует в реальности. В соответствии с теорией сюрреализма изначально для художника не существует не только непосредственно изображаемого предмета, но и темы.
Поэтому нельзя сказать, что художник выражал какую-то идею, или художник что-то хотел нам сказать своим произведением. Архитектура этого стиля нарушает собственно установленные правила, т.к. невозможно начать строить, не зная что строишь, и для чего.
Древнерусский стиль
Это особенный стиль, который не распространялся на другие страны Европы, но всегда восхищал многих. Он состоял из неподражаемых стилей разных губерний, объединенных высоким мастерством и духовностью. Это стиль самобытный и связан с христианскими образами, сложившийся в периоды древней Руси, имел влияние византийского стиля, но все же остался неподражаемым и поныне. Древнерусские зодчие и мастера росписи, иконопись Андрея Рублева, вологодские кружева и хохломская роспись. Это огромное наследие высочайшей культуры и творение истинных мастеров.