- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Разработка урока по теме: «Праздничный народный костюм»
Разработка урока по теме: «Праздничный народный костюм»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Грызунова Г.Г. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Грызунова Галина Геннадьевна
учитель высшей категории МБОУ СОШ №1
г. Радужный
Разработка урока по теме: «Праздничный народный костюм».
Цели и задачи:
-
Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа и страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный» комплексы одежды.
-
Развивать эстетический и художественный вкус и креативное мышление учащихся, формировать потребность в творческой форме самовыражения.
-
Совершенствовать умение ученика работать в команде.
-
Культивировать интерес и воспитывать уважение к русской народной культуре.
Тип урока:
Комбинированный: урок изучения нового материала и урок формирования умений и навыков.
Вид урока: урок - путешествие (урок творчества).
Творческое задание, предлагаемое на уроке, требует от учащихся не воспроизводства информации, а творчества, т.к. содержит элемент неизвестности и выполнения данного задания может иметь несколько подходов.
Форма организации деятельности: индивидуальная и групповая.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
По степени взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик:
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера
познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Учебные материалы:
Учебник: «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека», 5 класс: под редакцией О.В.Островская, Н.А.Горяева. Издательство «Просвещение» (Москва),2005г.
Используемые ЦОР:
school-collection.edu.ru ,fcior.edu.ru, edu.ru/index.php?page_id=38
Оборудование:
-
фигурки человека,
-
иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,
-
детские работы,
-
презентация « Праздничный народный костюм»,
-
проект ученика «« Праздничный народный костюм»
-
русская народная музыка,
-
бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,
-
русские народные костюмы,
-
иллюстрация «Дерево Знаний» и карточки-смайлики для каждого учащегося (проведении этапа Рефлексии).
Эпиграф:
«Уважение к минувшему -
вот черта отличающая
образованность от дикости».
(А. С. Пушкин)
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
На фоне спокойной музыки
Учитель: Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Ребята, сейчас вы услышите замечательное стихотворение в исполнении Вашей одноклассницы (называется имя ребенка). Постарайтесь внимательно прослушав его, угадать тему нашего урока
Ученица в русском костюме читает стихотворение
Слайд 1
Нам, россиянам, народного костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Учащиеся предлагают свои ответы.
Учитель корректирует их, направляя мыслительную деятельность в нужном направлении, задавая «наводящие вопросы».
Учитель: Молодцы, вы были внимательны и вы правы: тема урока «Праздничный народный костюм»
Слайд 2
Это очень важно знать и понимать культуры страны, в которой мы все живем!
Ученик читает эпиграф к уроку
И сегодня, чтобы реализовать такие важные цели урока (Слайд 3), мы отправимся в интерактивное путешествие, в котором обязательно познакомимся с народным праздничным костюмом.
В путешествие отправляются 3 команды (по количеству рядов). И чтобы мирно сосуществовать и не обижать друг друга, мы должны познакомиться с правилами:
-
Во время путешествия на каждом из этапов команды будут получать баллы за правильные ответы, за лучшие практические работы.
-
За каждый верный ответ на вопрос команде - 2 балла, за верный ответ на вопрос другой команде - 1 балл (поэтому нужно быть внимательным не только когда отвечает Ваша команда).
-
Команда, не получившая ни одного замечания - в конце путешествия получит +5 баллов. За каждое замечание членам команды -1 балл.
-
Все члены команды, набравшей наибольшее количество баллов - получат «5».
III. Изучение нового материала. Путешествие.
Учитель: Ну что ж, садимся поудобнее, не забываем об осанке и … отправляемся в путь!
Слайд 4
Я уверена, что из курса истории Вы знаете, что народная национальная одежда имеет многовековую историю. Общий ее характер, который сложился в быту многих поколений, соответствовал
-
внешнему облику,
-
образу жизни,
-
географическому положению и
-
характеру труда народа.
Следовательно, народный костюм это отражение истории, самобытности и уникальности народа.
Слайд 5
Этап урока
Учитель
Ученики
-
Посещение картинной галереи-
просмотр репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в народных костюмах.
Слайд 6
-
Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в народных костюмах
2. Назовите элементы костюмов, которые изображались на картинах.
Просмотр слайдов7-9
-
Ответы учеников по одному из каждой команды, кто последний, тот победитель
2. Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается отдельная картина.
-
Посещение музея национального костюма в чудо-граде Измайлово.
Повторение значений элементов костюма
Слайд 10
Я уверена, что Вы знаете, чем отличается галерея от музея. Здесь, в Московском музее национального костюма, Вы сможете увидеть костюмы не только на картинах, но в реальной жизни. Но вы должны быть очень внимательны, чтобы выполнить следующее задание правильно
Слайд 11
Запишите и объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении (Приложение 1).
Учитель - класс
Определите элемент одежды и объясните его значение.
Слайд 12 - 16
Значение появляется после того, как ученики дают ответ
Ученик 1 - Класс:
Ученица в женском национальном костюме читает стихотворение «Женский костюм» (Приложение 1).
Ответы учеников:
Слайд 12 - 16
Кафтан - это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.
Понёва - юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.
Запона - накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус - платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник - головной убор типа чепца
Этап урока | Учитель | Ученики
|
3. Путешествие по России: север и юг. Сравнение и анализ северного и южного народных костюмов.
| Слайд 17 Наша страна - огромна и, естественно, что существуют отличия в костюме северных и южных россиянок и россиян. Слайд 18 (ответы на слайде появляются с помощью щелчка после ответа учащихся) Костюм крестьянки - он традиционно носил национальные черты. Посмотрите на репродукции и назовите отличительные черты. Учитель: Вам нужно внимательно прослушать стихотворение и записать элементы костюма, о которых вы услышите. Побеждает команда, которая запишет большее количество. Слайд 19 Итак, сколько элементов одежды было названо и какие? Слайд 20-21 Сколько головных уборов было названо и какие?
|
Ответы учеников: Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее - вышитая рубаха. 2 ученика читают стихотворение «Наряды женщин из северных и южных областей» (Приложение 2). Класс слушают и делают записи в альбомах. Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики - 9. Кокошник, венцы, кички - 3 |
4. Отдых в пути. Проведение динамической паузы. Физминутка | Слайд 20-21 Говорит и показывает движения (Приложение 3) | Повторяют движения за учителем |
5. Практическая работа под народную музыку. (Задание дифференцированно).
| Слайд 22 Ну что ж наше путешествие подошло к концу, мы многое узнали, а теперь давайте на основе увиденного, выполним эскиз костюма самостоятельно. У каждой команды будет свою задание 1 группа: Раскрашивает готовые костюмы (задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.) 2 группа: "Одеть" бумажную фигуру, т.е. самим придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду. 3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.
| Учащиеся работают в группах, но каждый выполняет свое задание индивидуально, в ходе работы получают консультацию учителя. |
6. Подведение итогов путешествия. Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка |
| Учащиеся в группе обсуждают свой выбор и затем, объясняют, почему им понравился выбранный костюм противоположной команды. |
7. Домашнее задание | Подобрать зрительный материал о народных гуляниях (масленица и др.) для того, чтобы на следующем уроке мы смогли составить коллективную работу «Наш весёлый хоровод», используя ваши работы, которые вы подготовили сегодня. | |
8.Рефлексия | Учитель предлагает учащимся выбрать «смайл», соответствующий их настроению, и прикрепить его на «Дерево Знаний». Отлично, я все понял, и мне было интересно. Хорошо, но я немного не понял, и были небольшие трудности. Мне было неинтересно на уроке, я очень устал.
| Дети приклеивают свои смайлики на дереве. («отлично» - на дереве, вместо листочков; «хорошо» - улетающий листочек; «неинтересно» - листочки под деревом)
|
Приложение 1
Женский костюм
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове - убрус под шапкой чинной
Или повойник - оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы -
Детали поясню вам в двух словах.
Приложение 2
Наряды женщин из северных и южных областей
Чтец 1.
И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала -
Для свадьбы, сельских праздников, труда,
Чтец 2.
Крестьянки Юга - те предпочитали.
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили.
Поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы - юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кички им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.
Приложение 3
Физминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(вращение головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головой в разные стороны)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
(руки накрест перед собой)
5. Практическая работа учеников.
- Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)
нагрудные узоры - защищали сердце и легкие,
наплечные - охраняли руки,
наподольные - не давали пробраться злым силам снизу.
- Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)
Задание дифференцированное:
1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже "одетые" - задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.
2 группа: "Одеть" бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.
3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.
Главное условие - наличие орнамента в одежде.
Этапы работы:
выбрать вариант костюма;
построить общую форму костюма;
наметить места украшений и орнамента;
определить колорит (цвет) костюма;
выполнить в цвете работу.
Литература:
Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. - СПб.: «Паритет», 2006.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2006
Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.
Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.