Разработка урока по теме: «Праздничный народный костюм»

Цели и задачи: 1)                 Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа и страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный»  комплексы одежды. 2)                 Развивать  эстетический и художественный вкус и креативное  мышление учащихся, формировать потребность в творческой форме самовыражения. 3)                  Совершенствовать умение ученика работать в команде. 4)                  Культивировать интерес и воспитывать уважение ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Грызунова Галина Геннадьевна

учитель высшей категории МБОУ СОШ №1

г. Радужный

Разработка урока по теме: «Праздничный народный костюм».

Цели и задачи:

  1. Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа и страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный» комплексы одежды.

  2. Развивать эстетический и художественный вкус и креативное мышление учащихся, формировать потребность в творческой форме самовыражения.

  3. Совершенствовать умение ученика работать в команде.

  4. Культивировать интерес и воспитывать уважение к русской народной культуре.

Тип урока:

Комбинированный: урок изучения нового материала и урок формирования умений и навыков.

Вид урока: урок - путешествие (урок творчества).

Творческое задание, предлагаемое на уроке, требует от учащихся не воспроизводства информации, а творчества, т.к. содержит элемент неизвестности и выполнения данного задания может иметь несколько подходов.

Форма организации деятельности: индивидуальная и групповая.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные, практические;

По степени взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик:

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера

познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Учебные материалы:

Учебник: «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека», 5 класс: под редакцией О.В.Островская, Н.А.Горяева. Издательство «Просвещение» (Москва),2005г.

Используемые ЦОР:

school-collection.edu.ru ,fcior.edu.ru, edu.ru/index.php?page_id=38

Оборудование:

  • фигурки человека,

  • иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,

  • детские работы,

  • презентация « Праздничный народный костюм»,

  • проект ученика «« Праздничный народный костюм»

  • русская народная музыка,

  • бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,

  • русские народные костюмы,

  • иллюстрация «Дерево Знаний» и карточки-смайлики для каждого учащегося (проведении этапа Рефлексии).


Эпиграф:

«Уважение к минувшему -

вот черта отличающая

образованность от дикости».

(А. С. Пушкин)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

На фоне спокойной музыки

Учитель: Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Ребята, сейчас вы услышите замечательное стихотворение в исполнении Вашей одноклассницы (называется имя ребенка). Постарайтесь внимательно прослушав его, угадать тему нашего урока


Ученица в русском костюме читает стихотворение

Слайд 1

Нам, россиянам, народного костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

Учащиеся предлагают свои ответы.

Учитель корректирует их, направляя мыслительную деятельность в нужном направлении, задавая «наводящие вопросы».


Учитель: Молодцы, вы были внимательны и вы правы: тема урока «Праздничный народный костюм»

Слайд 2

Это очень важно знать и понимать культуры страны, в которой мы все живем!

Ученик читает эпиграф к уроку

И сегодня, чтобы реализовать такие важные цели урока (Слайд 3), мы отправимся в интерактивное путешествие, в котором обязательно познакомимся с народным праздничным костюмом.

В путешествие отправляются 3 команды (по количеству рядов). И чтобы мирно сосуществовать и не обижать друг друга, мы должны познакомиться с правилами:

  1. Во время путешествия на каждом из этапов команды будут получать баллы за правильные ответы, за лучшие практические работы.

  2. За каждый верный ответ на вопрос команде - 2 балла, за верный ответ на вопрос другой команде - 1 балл (поэтому нужно быть внимательным не только когда отвечает Ваша команда).

  3. Команда, не получившая ни одного замечания - в конце путешествия получит +5 баллов. За каждое замечание членам команды -1 балл.

  4. Все члены команды, набравшей наибольшее количество баллов - получат «5».

III. Изучение нового материала. Путешествие.

Учитель: Ну что ж, садимся поудобнее, не забываем об осанке и … отправляемся в путь!

Слайд 4

Я уверена, что из курса истории Вы знаете, что народная национальная одежда имеет многовековую историю. Общий ее характер, который сложился в быту многих поколений, соответствовал

  • внешнему облику,

  • образу жизни,

  • географическому положению и

  • характеру труда народа.

Следовательно, народный костюм это отражение истории, самобытности и уникальности народа.

Слайд 5


Этап урока

Учитель

Ученики


  1. Посещение картинной галереи-

просмотр репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в народных костюмах.

Слайд 6

  1. Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в народных костюмах


2. Назовите элементы костюмов, которые изображались на картинах.


Просмотр слайдов7-9

  1. Ответы учеников по одному из каждой команды, кто последний, тот победитель

2. Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается отдельная картина.

  1. Посещение музея национального костюма в чудо-граде Измайлово.

Повторение значений элементов костюма

Слайд 10

Я уверена, что Вы знаете, чем отличается галерея от музея. Здесь, в Московском музее национального костюма, Вы сможете увидеть костюмы не только на картинах, но в реальной жизни. Но вы должны быть очень внимательны, чтобы выполнить следующее задание правильно

Слайд 11

Запишите и объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении (Приложение 1).

Учитель - класс

Определите элемент одежды и объясните его значение.

Слайд 12 - 16

Значение появляется после того, как ученики дают ответ

Ученик 1 - Класс:

Ученица в женском национальном костюме читает стихотворение «Женский костюм» (Приложение 1).

Ответы учеников:


Слайд 12 - 16

Кафтан - это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.

Понёва - юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.

Запона - накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Убрус - платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Повойник - головной убор типа чепца

Этап урока

Учитель

Ученики


3. Путешествие по России: север и юг.

Сравнение и анализ северного и южного народных костюмов.


Слайд 17

Наша страна - огромна и, естественно, что существуют отличия в костюме северных и южных россиянок и россиян.

Слайд 18

(ответы на слайде появляются с помощью щелчка

после ответа учащихся)

Костюм крестьянки - он традиционно носил национальные черты.

Посмотрите на репродукции и назовите отличительные черты.

Учитель:

Вам нужно внимательно прослушать стихотворение и записать элементы костюма, о которых вы услышите. Побеждает команда, которая запишет большее количество.

Слайд 19

Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?

Слайд 20-21

Сколько головных уборов было названо и какие?




Ответы учеников: Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее - вышитая рубаха.

2 ученика

читают стихотворение «Наряды женщин из северных и южных областей» (Приложение 2).

Класс слушают и делают записи в альбомах.

Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики - 9.

Кокошник, венцы, кички - 3

4. Отдых в пути.

Проведение динамической паузы. Физминутка

Слайд 20-21

Говорит и показывает движения (Приложение 3)

Повторяют движения за учителем

5. Практическая работа под народную музыку. (Задание дифференцированно).


Слайд 22

Ну что ж наше путешествие подошло к концу, мы многое узнали, а теперь давайте на основе увиденного, выполним эскиз костюма самостоятельно.

У каждой команды будет свою задание

1 группа: Раскрашивает готовые костюмы (задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.)

2 группа: "Одеть" бумажную фигуру, т.е. самим придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.


Учащиеся работают в группах, но каждый выполняет свое задание индивидуально, в ходе работы получают консультацию учителя.

6. Подведение итогов путешествия.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка

  • Ну, вот пришло время показать нам друг другу свои работы.

  • Вам нужно выбрать лучшую работу у другой команды, но не забудьте объяснить, почему.

  • Первая команда называет лучшие работы второй команды, вторая - третьей, третья - первой.

  • Учитель поощряет ответы, в которых используется терминология, изученная на уроке.

Учащиеся в группе обсуждают свой выбор и затем, объясняют, почему им понравился выбранный костюм противоположной команды.

7. Домашнее задание

Подобрать зрительный материал о народных гуляниях (масленица и др.) для того, чтобы на следующем уроке мы смогли составить коллективную работу «Наш весёлый хоровод», используя ваши работы, которые вы подготовили сегодня.

8.Рефлексия

Учитель предлагает учащимся выбрать «смайл», соответствующий их настроению, и прикрепить его на «Дерево Знаний».

Разработка урока по теме: «Праздничный народный костюм».Отлично, я все понял, и мне было интересно.

Разработка урока по теме: «Праздничный народный костюм».Хорошо, но я немного не понял, и были небольшие трудности.

Разработка урока по теме: «Праздничный народный костюм».Мне было неинтересно на уроке, я очень устал.


Дети приклеивают свои смайлики на дереве.

(«отлично» - на дереве, вместо листочков;

«хорошо» - улетающий листочек;

«неинтересно» - листочки под деревом)


Приложение 1

Женский костюм

Итак, что прежде женщины носили?

У всех деталей имя есть свое:

Кафтан надет поверх рубахи длинной,

Орнаментом украшенный внизу.

На голове - убрус под шапкой чинной

Или повойник - оттенить красу.

Ну, горожанки шли в сапожках новых,

Крестьянки чаще бегали в лаптях.

Носились и запоны, и понёвы -

Детали поясню вам в двух словах.

Приложение 2

Наряды женщин из северных и южных областей

Чтец 1.

И не касался Запад просвещённый

Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин различались

Из северных и южных областей.

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала,

А на рубахах вышивка всегда

Событиям особым отвечала -

Для свадьбы, сельских праздников, труда,

Чтец 2.

Крестьянки Юга - те предпочитали.

Поверх рубах понёвы надевать,

Узором по подолу украшались,

Но юбки было принято считать

Нарядом женским, Девушки носили.

Поверх рубахи фартук иль армяк,

На совершеннолетие им шили

Понёвы - юбки, вот бывало как!

На Севере кокошник надевали,

Расшитые узорами венцы,

На Юге кички им предпочитали,

А к юбкам пришивали бубенцы.

Приложение 3


Физминутка

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(вращение головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головой в разные стороны)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

(руки накрест перед собой)

5. Практическая работа учеников.

- Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)

нагрудные узоры - защищали сердце и легкие,

наплечные - охраняли руки,

наподольные - не давали пробраться злым силам снизу.

- Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)

Задание дифференцированное:

1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже "одетые" - задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.

2 группа: "Одеть" бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Главное условие - наличие орнамента в одежде.

Этапы работы:

выбрать вариант костюма;

построить общую форму костюма;

наметить места украшений и орнамента;

определить колорит (цвет) костюма;

выполнить в цвете работу.

Литература:

Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. - СПб.: «Паритет», 2006.

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2006

Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.

Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.


© 2010-2022