Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках искусства


Федорова Ирина Александровна, учитель МХК, МАОУ «Гимназия»

«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,

достоин быть учителем».

Конфуций

Курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно- нравственных идеалов.

Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно - художественного направления.

Принципиальное отличие новых образовательных стандартов заключается в акцентировании задачи формирования ключевых компетенций, следовательно, результаты общего образования должны быть выражены не только в приобретённых предметных знаниях, но и в универсальных (надпредметных) умениях.

В составе основных видов универсальных учебных действий, выделено четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

К способам формирования познавательных УУД можно отнести следующие методы и приёмы: родовидовое определение понятия, сравнение, нахождение общего признака, нахождение отличий, выделение главного, классификация, постановка проблемы, формулировка определения, эвристическое исследование, проектирование, закрепление знаний.

Остановимся на примерах конкретных заданий, которые можно использовать на уроках МХК, Искусства и музыки.

I. Родовидовое определение понятий.

Понятие - это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов. Одним из основных отношений между понятиями являются родовидовые отношения. Род - это совокупность объектов, в состав которых входят другие объекты, являющиеся видом этого рода. Таким образом, родовое понятие - это понятие, объем которого содержит объём другого понятия, а видовое понятие - это понятие, объём которого содержится в объёме другого понятия.

  • Задание на установление связанных друг с другом понятий из общего перечня:

Предмет

Задание

Ответ

искусство, мхк

Из предлагаемого перечня понятий, составьте пары, поставив на первое место родовое понятие, на второе - видовое: живопись, театр, водевиль, мозаика, стиль, реализм.

Живопись - мозаика Стиль - реализм

Театр - водевиль Архитектура - собор

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

музыка

Из предлагаемого перечня понятий, составьте пары, поставив на первое место родовое понятие, на второе - видовое: музыка, струнные инструменты, ария, джаз, оркестр, опера.

Музыка - джаз.

Опера - ария.

Оркестр - струнные инструменты.

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства


  • Задание на подбор обобщающего (родового) понятия для видовых понятий:

Подберите родовое понятие для каждого из ряда видовых понятий:

Предмет

Видовое понятие

Ответ

искусство, мхк

1. Ампир, древнерусский, барокко, романский.

Художественные стили.

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

2. Пейзаж, портрет, натюрморт, марина.

Жанры живописи.

3. Картина, фреска, витраж, панно.

Разновидности живописи.

искусство, мхк, музыка

4.Триллер, комедия, мелодрама, боевик.

Жанры киноискусства.

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

5. Воск, дерево, камень, металл

Материалы скульптуры.

6. Ариозо, романс, опера, кантата;

Вокальные жанры.

7. Пьеса, соната, концерт, симфония.

Инструментальные жанры.


  • Задание на определение родового и видового понятия с обоснованием:

Предмет

Задание

Ответ

искусство, мхк, музыка

Из предложенных пар понятий подчеркните родовое и напишите обоснование:

1. Модернизм - кубизм;

2. Капитель - колонна;

3. Повесть - литература;

4. Водевиль - театр;

5. Опера - ария;

6. Бетховен - венские классики

  1. Кубизм - одно из направлений модернизма;

  2. Капитель - часть колонны;

  3. Повесть - литературный жанр;

  4. Водевиль - театральный жанр;

  5. Опера - вокально-сценический жанр

  6. Венские классики - западноевропейская музыкальная школа.

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства


  • Задание на составление как можно более длинной цепочки:

Предмет

Задание

Ответ

искусство, мхк

Составьте как можно более длинную цепочку от родового понятия ИСКУССТВО к видовому, в котором каждое следующее понятие должно быть родовым по отношению к предыдущему.

Составьте как можно более длинную цепочку от видового понятия НАТЮРМОРТ к родовому, в котором каждое следующее понятие должно быть родовым по отношению к предыдущему.

Искусство → вид искусства →

архитектура → архитектура Античности → ордерная система

Натюрморт → жанр живописи → вид искусства → искусство

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

музыка

Составьте как можно более длинную цепочку от родового понятия ОРКЕСТР к видовому, в котором каждое следующее понятие должно быть родовым по отношению к предыдущему.

Составьте как можно более длинную цепочку от видового понятия НОТА к родовому, в котором каждое следующее понятие должно быть родовым по отношению к предыдущему.

Оркестр → симфонический оркестр → духовые инструменты → флейта

Нота → мотив → фраза → музыкальное произведение

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства


  • Задание на работу с понятиями:

Предмет

Задание

Ответ

искусство, мхк

По аналогии с предложенным определением понятия МАРИНА, составьте определение понятия ВЕДУТА, используя родовое понятие из представленного определения:

Марина - пейзаж, изображающий морской вид или сражения на море.

Ведута - пейзаж, изображающий виды города.

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

искусство, мхк, музыка

По аналогии с предложенным определением понятия ОПЕРА, составьте определение понятия БАЛЕТ, используя родовое понятие из представленного определения:

Опера - музыкально - сценический жанр, где актеры поют

Балет - музыкально - сценический жанр, где актеры танцуют

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

искусство, мхк

Из предложенного перечня слов и словосочетаний составьте определение понятия БАРОККО:

Стиль, искусство, архитектура, литература, музыка, Европа, XVI - XVIII век.

Барокко - стиль в искусстве, архитектуре, литературе и музыке европейских стран XVI - XVIII веков.

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

музыка

Из предложенного перечня слов и словосочетаний составьте определение понятия ИМПРОВИЗАЦИЯ:

Сочинение, одновременно, произведение, исполнение.

Импровизация - одновременное сочинение и исполнение произведения

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

II. Сравнение - это способ познания посредством установления сходства и/или различия предметов. Сходство - это наличие общего признака, то есть признака, присущего двум или более объектам сравнения. Различие - это наличие отличительного признака, то есть признака, присущего только одному объекту сравнения.

Сущность познания посредством сравнения состоит в том, что обязательно выявляется либо сходство в различном, либо различие в сходном. Кроме того, человек, изучая что-либо новое, всегда сравнивает его с известным и посредством этого познает новое. Таким образом, становится своего рода мостом между неизвестным и известным и способствует пониманию объектов.


  • Задание на формирование умения определять основания для сравнения:

Предмет

Задание

Ответ

искусство, мхк

В предложенном ряду найдите 3 пары сравнимых объектов, подберите обобщающее понятие к каждой паре:

графика, фреска, мозаика, скульптура, колонна, портик.

А) графика и скульптура - виды изобразительного искусства;

Б) колонна и портик - элементы ордерной системы;

В) фреска и мозаика - разновидности монументальной живописи.

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства


В предложенном ряду найдите пары сравнимых объектов, подберите обобщающее понятие к каждой сформированной паре:

литература, рапсодия, модерн, музыка, баллада, портал, конструктивизм, портик

А) литература и музыка - временные виды искусства;

Б) рапсодия и баллада - музыкальные жанры;

В) модерн и конструктивизм - архитектурные стили;

Г) портик и портал - архитектурные элементы Античности и Средневековья

Рассмотрите два архитектурных сооружения (пирамида фараона Джосера и зиккурат из Ура) и найдите основания для сравнения.

Критерии: назначение, расположение, форма, строительный материал, количество ярусов, цвет, украшение (см. пример ответа в приложении)

музыка

Прослушайте два музыкальных произведения и найдите основания для сравнения:

  • П.И.Чайковский Времена года. Октябрь

  • Ф. Шопен Прелюдия для фортепиано №7, ля мажор

  1. Эмоционально - образные характеристики;

  2. жанры и формы;

  3. взаимосвязь содержания и формы;

  4. русский или зарубежный композитор

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

III. Классификация - (от лат. classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) общенаучное и общеметодологическое понятие, означающее такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов, или групп, по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определённых свойствах.


  • Задание на умение определять существенные признаки для сравнения:

Предмет

Задание

Ответ

искусство, мхк

В предложенных перечнях произведений уберите лишнее:

  • «Джоконда»

  • «Тайная вечеря»

  • «Мадонна Литта»

  • «Давид»

Живописные картины Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря»,

«Мадонна Литта».

Скульптура Микеланджело «Давид» - лишняя

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства


В предложенных перечнях произведений уберите лишнее:

  • «Пьета»;

  • «Моисей»;

  • «Мадонна с цветком»;

  • «Гробница Лоренцо Медичи»

Скульптурные произведения Микеланджело «Пьета», «Моисей», Гробница Лоренцо Медичи».

Живописная картина Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» - лишняя

музыка

В предложенных портретах музыкантов, уберите лишнее:

  • П.И.Чайковский;

  • М.И.Глинка;

  • Людвиг ван Бетховен;

  • С.С.Прокофьев

Портрет Людвига ван Бетховена лишний, т.к это зарубежный композитор

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства



  • Задание на умение выделять характерные признаки:

Предмет

Задание

Ответ

искусство, мхк

Кисти Рубенса и Рембрандта принадлежат картины: «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда», «Снятие с креста», «Вирсавия», «Возвращение блудного сына», «Святое семейство», «Флора».

Определите, какие картины написаны на мифологический сюжет, а какие на библейский?

Мифологический сюжет: «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда», «Флора».

Библейский сюжет: «Снятие с креста», «Возвращение блудного сына», «Святое семейство», «Вирсавия».

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

музыка

Русскими композиторами были написаны оперы:

  • Н.А.Римский - Корсаков «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко»;

  • М.И.Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»;

  • А.П.Бородин «Князь Игорь»;

  • А.С.Даргомыжский «Русалка»;

  • М.П.Мусоргский «Борис Годунов».

Определите, какие оперы написаны на сказочный сюжет, а какие на исторический?

Сказочный сюжет:

  • Н.А.Римский - Корсаков «Снегурочка», «Садко»;

  • М.И.Глинка «Руслан и Людмила»;

  • А.С.Даргомыжский «Русалка»;

Исторический сюжет:

  • Н.А.Римский - Корсаков

«Царская невеста»;

  • М.И.Глинка «Иван

Сусанин»;

  • А.П.Бородин «Князь

Игорь»;

  • М.П.Мусоргский «Борис

Годунов»

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства



  • Задание на умение выделять различия в объектах:

Предмет

Задание

Ответ

искусство, мхк

Назовите различия в следующих архитектурных сооружениях:

  • Гробница Тутанхамона;

  • Гробница царя Мавсола;

  • Гробница Лоренцо Медичи

Различия: время создания, устройство, украшения, материал и т.д.

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства


Напишите различия в следующих картинах:

  • Матисс «Музыка»;

  • Пикассо «Музыканты»;

  • Шагал «Скрипач»

Различия: художник, художественное направление, колорит, настроение, идея и т.д.

музыка

Выделите различия:

Струнные инструменты: балалайка, арфа, домра, скрипка;

Духовые инструменты: труба, флейта, рожок, свирель.

А) симфонический оркестр: арфа, скрипка, труба, флейта

Б) оркестр народных инструментов: балалайка, домра, рожок, свирель.

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства



  • Задание на умение выделять характерные признаки:

Предмет

Задание

Ответ

искусство, мхк

Выберите из перечня терминов те, которые имеют отношение к египетскому искусству:

легкость, монументальность, изящество, симметрия, геометризм форм, грандиозность, соразмерность человеку, устойчивость, огромные размеры, ажурность.

Монументальность, симметрия, геометризм форм, грандиозность, устойчивость, огромные размеры.

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

музыка

Выберите из перечня терминов те, которые имеют отношение к оперному искусству:

ария, импровизация, увертюра, дуэты, хор, романс, кантата.

Ария, увертюра, дуэты, хор.

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

Аналогичные задания можно использовать на развитие других видов универсальных учебных действий.

Рассмотренные задания можно использовать на уроках МХК, Искусства и музыки в виде текста или презентации. Также используя сервисы Google возможно использовать данные задания при дистанционном обучении учащихся.

Данная работа была опубликована в сборнике VIII региональной НПК «Актуальные вопросы науки, техники и образования» г.Новоуральск.

Список источников:

  1. Минова М., Крутень О., Захарова Г., Иволгина Л., Мартынычева Е. Контрольно-измерительный инструментарий общеучебных умений школьников.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

В тексте данным значком обозначены задания, которые можно использовать на уроках МХК и Искусство.

Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства

Данный значок указывает на задания, используемые на уроках музыки.

© 2010-2022