Урок на тему «Бартик: поэтапный разбор»

Батик - искусство древнейшее искусство росписи ткани, которое пришло к нам из Восточных стран: Китая, Японии, острова Ява. Батик выполняется с помощью различных красок и резерва. Конспект урока по декоративно-прикладному искусству. Цель: познакомить детей с видами батика, подробно разобрать изготовление панно в технике горячего батика. План урока: История росписи по ткани Знакомство с различными техниками батика Поэтапный разбор одной из техник. БАТИКБатик – это совокупность нескольких способ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БАТИК

Батик - это совокупность нескольких способов росписи тканей, в различных техниках. В основе большинства этих техник - принцип резервирования (холодный и горячий батик), когда зарезервированная различными составами часть ткани не окрашивается и образует узор. Современные техники росписи очень разнообразны.

Батик использует приемы многих изобразительных искусств - в нем и акварель, и графика, и витраж, и многое другое. Современные художественные материалы позволяют расписывать и детали одежды, и предметы интерьера. В наиболее простейших техниках батика даже начинающие художники могут создавать впечатляющие панно по ткани.

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ БАТИКА

Самые древние расписанные ткани были найдены в Египте, датируются эти уникальные находки пятым веком до нашей эры. Батик с незапамятных времен существует в Китае, Японии, на острове Ява и в Индии. В основном, история развития батика связывается именно с Китаем, поскольку оттуда батик распространился по всему миру вместе со знаменитым китайским шелком.

Во времена правления китайских династий Суй (581-618 гг.) и Тан (618-907 гг.) Япония находилась под большим влиянием Китая, именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию - вторую по значимости страну в развитии этого искусства росписи тканей.

Широкое распространение в стране восходящего солнца батик получил в восьмом веке, в основном, украшая праздничные кимоно богатых японцев и шелковые ширмы в их домах. В Японии же получили развитие различные техники батика - горячий, восковой батик, а также метод узелковой росписи, когда связанную узлами ткань опускали в краску, получая необычные узоры. Эти две техники часто сочетали между собой.

В начале девятого века века в Японии появился особый стиль росписи ткани при котором использовали трафареты и нанесение на ткань особого защитного состава. Такой батик имел характерные особенности - тщательно выполненный детальный узор находился в пределах выделенных участков.

На острове Ява искусство батика достигло высочайшего уровня технологического развития. Использовались растительные и геометрические орнаменты, мифологические сюжеты из легенд Суматры, Бирмы, Индонезии, изображения фантастических существ Востока. Индонезийский батик был малоцветен, в основном брались оттенки цвета слоновой кости, охры и индиго. В приданном каждой девушки должны были присутствовать вещи, выполненные в технике батика - это было неотъемлемым условием.

В начале семнадцатого века в Индонезию попали голландцы - и именно они открыли батик для Европы. Это сыграло немалую роль в развитии европейской текстильной промышленности и в развитии самого батика. Он постепенно упрощался, в 19 веке возникла техника, когда восковой узор наносился на ткань с помощью медного штампа с воском - это экономило время.

В наше время батик становится все более популярным за счет доступных материалов и разнообразия техник.


ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ БАТИКА

- Горячий батик.

Горячий батик по праву считается самым сложным, и изобретен он был одним из первых. Эффект от такой техники необычный, сложный и запоминающийся. Горячим этот батик назван потому, что работа ведется с расплавленным до жидкого состояния воском, парафином или стеарином. Чем более жидко - тем лучше. Расплавленный воск используется в качестве резерва, и быстро, пока не застыл, наносится на ткань с помощью кистей или же (для получения более тонкого узора) с помощью специального приспособления, чантинга, из «носика» которого воск вытекает более медленно, образуя более тонкие нити узора.

Техника горячего батика позволяет многократно покрывать участки ткани (в том числе, и прокрашенные) резервом из расплавленного воска, давая возможность показать более интересные переходы цвета, более интересные сочетания.

Кроме того, в горячем батике существуют различные интересные эффекты, к примеру техника «набрызгивания» - хаотичное нанесение капель воска на ткань, или техника «кракле» - уже застывший на определенном участке картины воск нужно растрескать и залить в щели более темную краску, либо, для получения светлых «паутинок» на темном фоне - залить в трещины отбеливающий раствор. Эффекты получаются очень интересные.

По окончанию работы над батиком воск выпаривается из ткани с помощью утюга и газет. Заодно горячим утюгом закрепляется и краска на ткани.

- Холодный батик.

Этот вид батика появился гораздо позже, с развитием технической промышленности. Это упростило работу тем, кто не справлялся с трудоемким процессом нанесения и последующего выпаривания воска из ткани. Роль воска в этой технике выполняют специальные резервы и контуры для батика. То, что эти вещества не нужно нагревать, значительно облегчает работу над картиной.

Холодный резерв наносится на ткань с помощью стеклянной трубочки, или же из специального тюбика с тонкой насадкой.

В работе над этим видом батика полезно использовать эффекты, которые дает обычная крупная соль(или стиральный порошок) - нужно лишь рассыпать ее по влажной от краски поверхности ткани - необычный, точечно-вытянутый узор смотрится очень оригинально.

- Узелковый батик.

Узелковый батик - один из самых древних видов окрашивания ткани. Также, он является наиболее простым - именно его можно смело рекомендовать для начинающих художников.

Делается он совсем просто. На ткани завязываются узелки (или один узелок, это зависит от желаемой сложности готового изделия), после чего ткань подвергается окрашиванию. За счет узелков краска ложится по-разному, создавая неповторимые узоры.

Также, при росписи ткани в технике узелкового батика часто применяют нитки, зашивая ими узелки - места с нитками прокрашиваются иначе.

- Свободная роспись.

Техника свободной росписи для кого-то может показаться весьма сложной: здесь краска на ткань наносится сразу, без резервирующего состава. Это дает краске возможность свободно смешиваться и растекаться по ткани, образуя рисунок. Разумеется, такая техника батика требует от художника немалую сноровку и опыт работы с окрашиванием тканей. Свободная роспись особенно ярко проявляет талант художника и его умение работать с краской и тканью.

В этой технике соляные эффекты смотрятся уместнее и интереснее всего.

- Роспись по-сырому.

Батик в технике «по-сырому» является разновидностью техники свободной росписи. Есть два варианта росписи: краска, сильно разведенная водой, наносится на уже влажную ткань, свободно смештваясь, либо на влажную ткань сыплется сухой порошковый краситель - чем его меньше, тем нежнее будут цвета.

Все это позволяет дать волшебный, неповторимый воздушный переход одного цвета в другой.

-Техника «шибари».

Эту технику часто называют узелковым батиком, но, все же, она отличается от него. Шибари - искусство связывания, и в этой технике батика ткань складывается и связывается по особым схемам, в чем-то схожим с японским искусством оригами. Узор, в отличии от узелковой техники, получается не радиальным, а скорее геометрическим.




© 2010-2022