• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • План-конспект открытого урока изобразительного искусства в 6 классе Цвет. Основа цветоведения

План-конспект открытого урока изобразительного искусства в 6 классе Цвет. Основа цветоведения

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


План - конспект открытого урока изобразительного искусства

в 6Д классе 04.10.14 г. на тему




« Цвет. Основы цветоведения»









Выполнила

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 36г.о. Самара

Демина Ирина Александровна










Самара 2014

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе

Урок № 5

Тема: Цвет. Основы цветоведения.

Цель:

Познакомить учащихся с основными свойствами цвета; развивать умение видеть , понимать и использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве.

Тип урока

Комбинированный

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический, беседа.

Образовательные ресурсы

· ru.wikipedia.org/wiki

· artsait.ru

Оборудование

Для учителя: проектор, интерактивная доска, презентация «Основы цветоведения», схемы: образования спектра, элементы для цветового круга, цветотональная шкала, классическая музыка, гуашь, кисти, бумага, палитра

Для обучающихся :лист А4 , гуашь , кисти, палитра, непроливайка, тряпочка, пр. карандаш, ластик. учебник Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. 6 класс. - Москва: Просвещение, 2008

Основные понятия и термины

Спектр, цветовой круг, цветовой контраст, насыщенность цвета и его светлота, основные и составные цвета

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета; создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации), излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения.

Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств цвета)


Уровни сложности заданий


Базовый

Создание абстрактной картины своего настроения.

Профильный: фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золотого солнца»

Конкурсный

Дополнить изображение сказочных царств сказочными персонажами

Этапы урока

Характеристика учебных действий

Формирование УУД


действия учителя

действия учеников

I.Орг. момент

Задача:

Создание эмоционально - положительного настроя

( 2 мин.)

Приветствие. Включение учащихся в режим работы

Учитель предлагает прослушать отрывок стихотворения Владимира Абрамова известного художника и подумайте, что будет являться предметом разговора на уроке

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Скажи, какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию- оранжевой,

Желтым одуванчик.

Учитель предлагает учащимся вспомнить ответить на вопрос:

-Ребята , что вы знаете о цвете из уроков начальной школы ?

Учитель демонстрирует презентацию картин художников и слайды по цветоведению.

Ответы детей


Ответы учащихся (Предполагаемый ответ - о цвете).



-познакомились с понятиями теплые и холодные цвета, узнали об особенностях теплого и холодного цвета, познакомились с разнообразием теплых и холодных цветов.

Познакомились с картинами Клод Моне, И. Остроухова, Куинджи, Сезанна

Регулятивные учебныедействия

Целеполагание как постановка учебных задач

II.Проверка домашнегозадания

Задача: Проверить знания и умения по пройденной теме

( 3 мин.)

Для того чтобы расширить представление детей о возможностях цвета, было предложено выполнить домашнее задание: подобрать стихотворение или загадку о любом цвете. Учитель проверяет выполнение домашнего задания, предложив зачитать подготовленные стихотворения или загадки.

Дети внимательно слушают одноклассников и отгадывают загадки, поясняя свой ответ

Регулятивные учебныедействия

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

III.

Создание проблемной ситуации.

Актуализация знаний.

(4 мин.)

Учитель записывает тему урока, рассказывает детям, демонстрируя рассказ просмотром презентации.

Мы живем в мире, где царит цвет: цветные люди, цветные пейзажи, цветные животные, цветные дома, цветные машины. Представьте … что, однажды, вы просыпаетесь… и всё вокруг… черно-белое…

Или все зеленое, или все голубое, или все красное?!

Что вы чувствуете?

1. Описывают увиденное .

2. - Нет, нам не нравится, потому что на одних примерах всё было бы в голубых, зелёных и синих, черно-белых тонах и выглядело грустным и невесёлым, а на другом - всё было бы жгучим оранжевым, жёлтым и красным и не хватало прохлады.

3. - мир перестанет быть таким интересным…

Познавательные действия

Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

IVФормулирование проблемы.

( 1 мин)

- Вы уже поняли, что цвет влияет на наши чувства. Какой у вас возникает по поводу этого вопрос?

"Как цвет влияет на наше настроение ?

Что нового мы можем узнать о классификации цвета

Личностные:

Осознание своих интересов

Регулятивные действия Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

( 5 мин)

1. Учитель предлагает открыть учебник Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. 6 класс. - Москва: Просвещение, 2008 на стр. 38

-Ребята, видим ли мы в темноте цвета?

Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Что такое цвет? Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, лучи солнечного или электрического света, которые озаряют все на своем пути. Когда они попадают в глаз - у нас возникает ощущение цвета. Известный физик 17 века Ньютон впервые сформулировал мысль о сложном составе белого солнечного света. Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трехгранную призму, то вместо белого светового луча появится цветная полоса из различных цветов, называемая спектром. Цвета в спектре располагаются в определенном порядке. Каждый цвет постепенно, без резких границ переходит в другой цвет. Те же цвета можно увидеть в радуге.

  • Скажите, сколько цветов вы знаете?

  • Чтобы проще было ориентироваться в них, люди придумали классификацию цвета, а науку изучающую цвет называется - "Цветоведением".

  • Давайте разберемся в основных понятиях цвета:

"Хрома, хромас" - в переводе с греческого означает "цвет".

Ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного.

Хроматические цвета - это все остальные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый и синий. Они не могут быть составлены из других цветов их назвали - основными цветами. А вот остальные цвета можно получить смешиванием этих цветов, поэтому их назвали - составными. Попарно смешивая двух основных цветов дает нам составной цвет.

  • Скажите, а вам ни чего не напоминает эта группа получившихся цветов?

  • Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов? Однако, голубой цвет, который присутствует в радуге не является ни основным, ни составным, так как получается при смешивании не основных цветов, а основного "синего" и ахроматического "белого".

  • Если эту полосу замкнуть в виде кольца, получится цветовой круг. Видите ли вы закономерность цветов в цветовом круге. (В круге цветов «составные» чередуются с основными) стр. 39-41 учебника

  • Продолжим анализ таблицы со станицы учебника . Цвета цветового круга условно делят на теплые и холодные. К теплым цветам относится желто-красная часть спектра, а к холодным - сине-голубая. А вот зеленый цвет особый, если в нем больше желтого его относят к теплым цветам, если синего - к холодным.

  • Контрастные цвета - противоположные, они взаимно подчеркивают и усиливают друг друга.

  • Сближенные цвета - те цвета, которые в спектре находятся рядом, а также их смеси и оттенки. Назовите примеры сближенных цветов.

  • Цвета делятся по признаку насыщенности и светлоте. Если в оттенки цвета прибавлять разное количество белого или черного цвета, будут получаться новые и новые оттенки.

Цветовая гармония.

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов.

Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами

В цветовых схемах приведены гармоничные сочетания цветов.

  • Скажите пожалуйста, оказывает ли цвет влияние на наше самочувствие?

  • Ученые, психологи, врачи доказали, что цвет может изменить настроение человека. Синий, голубой, зеленый цвета успокаивают, потому что напоминают о цвете неба, моря, растений. Оранжевый, красный, - пробуждают энергию, желание действовать. Существует метод лечения депрессии цветом, называется "Цветотерапия"

Дети рассматривают учебник, отвечают на вопросы

-Нет





Отвечают на вопросы





- Это цвета радуги.

-"Каждый охотник желает знать где сидит фазан".










- Да


Регулятивные действия Работать по предложенному плану, использовать учебник.

Познавательные действия: классификация по заданным основаниям, умение делать выводы

Коммуникативные действия: обмен мнениями, самостоятельное принятие решения




























Регулятивные: знают свойства цвета, планируют деятельность в учебной ситуации

Регулятивные учебные действия

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Личностные результаты

1.Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Личностные учебные действия. Воспитание уважительного отношения к творчеству -как своему, так и других людей.

Самооценка.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные

учебные действия

Умение задавать вопрос и выражать мысли

2. Учитель предлагает ответить на вопросы на стр 42 по содержанию урока.

  • Назовите основные цвета. Как получить составной цвет?



  • В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?



  • .Назовите пример контрастных цветов.

Посмотрите на схемы на доске

- Какой квадратик на схеме 1 вам кажется ближе: окрашенный холодным или тёплым цветом?

- Рассмотрите рис. а, б, в на схеме 2 и определите, на каком фоне лучше всего виден цветок?

Физкультминутка

Ответы детей

-Основные цвета: красный, желтый и синий. Составные цвета можно получить смешиванием этих цветов попарно

- Ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного.

Хроматические цвета - это все остальные цвета.

- желтый- фиолетовый, зелёный-красный,

- Дети отвечают на вопрос

Дети рассматривают схемы, отвечают возможные варианты ответов):

- Квадратики, окрашенные тёплыми цветами, кажутся ближе.

- Лучше всего цветок виден на синем фоне.


VI. Выражение решения проблемы.

( 1 мин)

Учитель обращает внимание на проблемные вопросы урока:

  • новые знания о классификации цвета ;

  • влияние цвета на настроение человека .

Учитель предлагает детям просмотреть рисунки детей и дать им название


-"радость",

"возбуждение", "злость", "страх"

VII. Применение знаний (продуктивные задания).

(20 мин)

Учитель делит класс по группам и предлагает выполнить задания разного уровня

Базовый

Создание абстрактной картины своего настроения.

Профильный: фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золотого солнца» и др.

Конкурсный : дополнить изображение сказочных царств сказочными персонажами

Выполняют по группам задания различного уровня

под классическую музыку

VIII. Итог урока. Рефлексия.

( 2 мин)

Выставка работ учащихся

Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы.

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать цветные кружочки (красный - я молодец, зелёный - мне нужно ещё поработать, синий - сегодня не мой день и т.д.)


Выполняют.

IX. Домашнее задание.

( 2 мин.)

1. Создать картину своего настроения в любой из периодов времени года: зима, весна, лето, осень.

2. Принести гуашевые краски, альбом, кисточки, клеёнку, тряпочку, палитру

Записывают.


© 2010-2022