- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа по «Изобразительному искусству» для 8-го класса
Программа по «Изобразительному искусству» для 8-го класса
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Киселева О.А. |
Дата | 30.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 8-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Она составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (2009 год издания), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры - используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.
Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности - изобразительный, декоративный, конструктивный).
Цель программы:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности:
- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;
- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в две недели.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов.
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для изучения раздела программы «Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн-архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры»-6ч.
Для изучения раздела программы «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.»-3ч.
Для изучения раздела программы «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни
человека» - 3ч.
Для изучения раздела программы «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»- 5ч.
-
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.
-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 8 КЛАССЕ
№ п/п
Тема урока
Задачи урока
Примечание
Кол-во уроков
Домашнее задание
1
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
Ознакомить с основными типами композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Учить располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его, добиваться баланса массы и поля
Добиваться простоты и выразительности
1
Гармонично сбалансировать композиции из трех - пяти прямоугольников
2
Прямые линии и организация пространства.
Учить с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости
Выполнение коллажно - графических работ с разными видами композиций
1
3
Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
Дать понятия локальные цвета. Сближенность цветов и контраст.
Создание композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах.
1
4
Буква - строка- текст. Искусство шрифта.
Познакомить с различными шрифтами
Выполнение упражнений
1
Создание композиции с буквами
5
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
Познакомит с историей развития плаката , показать важность агитационной деятельности
Выполнение макета плаката
1
6
Многообразие форм полиграфического дизайна
Познакомить с разнообразием полиграфического дизайна, элементами составляющие конструкцию и худ. оформление книги
Изготовления макета книги
1
7
Архитектура -композиционная организация пространства. Виды архитектуры.
Учить детей чтению по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях
Построение трех уровней рельефа
1
Прочтения линии проекции объекта
8
Синтез искусств в архитектуре. Важнейшие архитектурные элементы здания.
Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров архитектуры: В.В.Растрелли, В.И.Баженов.
Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций.
Создание зарисовки архитектурных элементов здания.
1
9
Связь архитектуры и дизайна в современной культуре. Цвет в архитектуре и дизайне.
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности
Цветовое решение макетной объемно- пространственной композиции
10
Город сквозь времена и страны. Образно - стилевой язык архитектуры прошлого и настоящего.
Дать понятия о смене стилей как отражение эволюции образа жизни.
Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания.
1
11
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
Познакомить детей с интерьером различных общественных мест . Мебель и архитектура : гармония контраст.
Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура в техники аппликации.
1
Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура
12
Ты -архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
Учить конструировать объемно-пространствнной композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты
Коллективная работа создания сложной пространственной композиции с использованием различных фактур и материалов.
1
Подбор зрительного ряда
13
Мой дом - мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка своего дома
Учить фантазировать и воплотить в архитектурно-дизайнерских проектах.
Выполнить технический рисунок частного дома
1
Подбор иллюстраций современных строений
14
Интерьер комнаты - портрет ее хозяина. Дизайн вещно - пространственной среды жилища.
Познакомить с дизайн интерьером .Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Учить создавать схемы, проекты.
Выполнение эскизного рисунка с использованием коллажа проекта пространственного воплощения плана своей комнаты
1
15
Дизайн и архитектура моего сада.
Учить моделировать сад, используя малые архитектурные формы. Учить соотносить здания и растения
Макетирования фрагмента сада из природного материала
1
Создания композиции из цветов по группам
16
Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды
Ознакомить с технологией создания одежды. Дать понятия законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Создание своего собственного проекта вечернего платья, костюма рисунок или коллаж.
1
Специфика эскиза модных коллекций одежды- создания рисунка- копии.
17
Имидж, грим, визажистика и прическа в практике дизайна
Моделируя себя - моделируешь мир.
Ознакомить с искусством грима и прически . Обучить азбуки визажистики и парикмахерского стилизма. Дать понятия имидж дизайн как сфера деятельности, объединяющие аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, ювелирную пластику и т.д., определяющей форму поведения в обществе.
Обобщить знания , полученные на урок .Проконтролировать владение учащимися терминологией и средствами композиции в создании коллективной работы
Упражнение в нанесении макияжу и создания прически на натуре ( по парно)
1
Рисование прически и макияжа на фотографии
-
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник: - Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 8 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, не ранее 2010г.
дополнительные пособия для учителя:
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского - Волгоград: Учитель, 2010г.;
- коллектив авторов под руководством Б.М. Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010;
- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества - Волгоград: Учитель, 2009г.;
- С.А.Казначеева, С.А.Бондарева, Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. - Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.;
Электронно-образовательные ресурсы:
Газета «Искусство» Издательского дома «Первое сентября» art.1september.ru
Портал «Архитектура России» archi.ru
Портал «Культура России» russianculture.ru
Портал «Музеи России» museum.ru
История архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура
archi-tec.ru
Виртуальная картинная галерея Александра Петрова
petrov-gallery.narod.ru
Виртуальный каталог икон wco.ru/icons/
Виртуальный музей живописи museum-online.ru
Виртуальный музей Лувр louvre.historic.ru
Государственная Третьяковская галерея tretyakov.ru
Государственный Русский музей rusmuseum.ru
Государственный Эрмитаж hermitagemuseum.org
Импрессионизм impressionism.ru
История изобразительного искусства arthistory.ru/
Репин Илья Ефимович ilyarepin.org.ru
Российская история в зеркале изобразительного искусства
sgu.ru/rus_hist/
Современная мировая живопись wm-painting.ru
Государственный музей изобразительных искусств arts-museum.ru/?lang=ru