Урок по изобразительному искусству «Голубое чудо на фарфоре»

В методической разработке открытого урока по изобразительному искуссву в 6 классе по программе В.С. Кузина представлены цели и задачи урока, наглядный материал, оборудование, прописан план урока. Для поддержания внимания и интереса  ребят используются стихи и загадки.В практической части урока ставится цель - научить учащихся определенным техническим приемам работы кистью.Во время организации творческой работы учащимся предлагается побывать в роли художников, выбрать один из понравившихся шаблон...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства в 5/6 классах на тему:

"Голубое чудо на фарфоре"

Тип урока: комбинированный урок

Методы: словесный, наглядный, практический

Цели урока: Познакомить учащихся с произведениями декоративно-прикладного искусства и видами Гжельской керамики, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи. Расширить знания детей о видах декоративно прикладного искусства.

Задачи урока:

Образовательные:

- научить учащихся определённым методам и техническим приёмам работы;

- расширить эстетическое познание о народном декоративно-прикладном искусстве.

Развивающие:

- прививать интерес к изучению декоративно-прикладного искусства;

- развивать творческие способности и художественный вкус;

- развивать эстетическое восприятие, чувство формы и узора, ритма,

цвета.

Воспитательные:

- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру; любовь к Родине, уважение к её культуре и труду народных умельцев;

- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость и внимание.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран.

Материалы к занятию. Для учителя: презентация слайдов «Чудо гжель», изделия гжельской керамики и иллюстрации с ее изображением, динамические таблицы с элементами гжельской росписи.

Для учащихся: раздаточный материал по теме урока: открытки, шаблоны, краски, кисти, вода, палитра, салфетки.

Технические средства: записи русской народной музыки.

Словарь: керамика, майолика, кумган, квасник, фарфор, фаянс,

декорировать, импровизация.

План урока:

Организационный момент - 1 мин.

Изложение нового материала: сообщение темы урока - 1 мин.

  1. Повторение: «Узнай, о каком промысле идёт речь» - 3 мин.

  2. Беседа об истории развития Гжельской керамики, особенностях гжельской росписи - 10 мин.

  3. Гимнастика для рук - 2 мин.

  4. Творческая работа - 20 мин.

  5. Выставка коллективной работы «Гжельский чайный сервиз» - 2 мин.

  6. Итог урока - 2 мин. Выставление оценок.

  7. Рефлексия - 2 мин.

  8. Домашнее задание - 1 мин.

  9. Уборка рабочего места - 1 мин.

Ход урока:


  1. Организационный момент:

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке.

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

(Проверяется все ли правильно расположено на рабочем месте).

Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание на эпиграф урока «Народ - творец прекрасного». Слайд - 1.

Народное искусство зародилось давным-давно. Как только человек научился делать вещи, он начал их украшать. Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Оно необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всём, начиная с выбора материала и кончая трактовкой изобразительных форм. Это ковры и керамическая посуда, тканые покрывала и вышитые скатерти, деревянная игрушка и украшения женской одежды и многое другое. Чтобы определить, о чём сегодня на уроке пойдёт речь, я вам предлагаю послушать загадку и отгадать её.

Что ж, давайте по порядку.

Загадаю вам загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым тему урока назовёт.

Снежно-белая посуда, расскажи-ка ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель)


  1. Сообщение темы урока. Слайд - 2

Да, ребята это гжель. Гжель - это дивные, диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике. Поэтому и тема нашего урока звучит необычно и волшебно «Голубое чудо на фарфоре».

- Сегодня мы познакомимся с историей зарождения гжельского промысла, творчеством и секретами народных мастеров гжельской росписи. Будем говорить о красоте, и рисовать красоту. Совершим путешествие в мир красоты, в мир увлекательных творений народных умельцев.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идёт.

В практической части урока наша задача - применить новые знания и те знания, умения и навыки, которыми вы уже владеете.

3. Повторение.

Ребята, прежде чем начать разговор о гжели, мне хотелось бы проверить, как вы знаете центры народных промыслов. Я вам буду читать стихи, а вы угадывайте о каком центре идёт речь.

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка.

А где-то кудрины по чёрному полю

Мерцают, как звёзды, в небесном раздолье.

Ещё характерен для сей красоты

Чудесный рисунок волшебной травы.

А вот посмотрите, знакомый сюжет.

Узнали вы сказку?

Узнали, иль нет?

(показываю хохлому) Слайд - 3

Эта роспись с тех мест, где живут журавли.

С мест, что Волгой омыты.

Где рассвет золотой, где умыты ракиты

Голубою водой. Эта роспись -

Как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись - сочность красок манит.

Эх, чудесная роспись душу нам веселит. (показываю городецкую р-сь)

Слайд - 4

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навёл зари румянец.

Неба синь плеснул в её глаза,

И пустив в неповторимый танец

Он, должно быть весело сказал

Ну и ой, гуляй теперь по свету,

Весели себе честной народ…

( показываю матрёшку) Слайд - 5

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости.

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично -

Ликующе и празднично.

В ней молодость - изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте краски яркие,

По всей земле в домах!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой …. (Дымково) Слайд - 6

Растают навсегда!

- (Вывод об участии ребят в работе).

4. Беседа об истории развития Гжельской керамики. Слайд - 7

Вы, наверное, не раз встречали необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Это знаменитая гжельская керамика. Но не сразу всё было так.

Сначала был горшок. Глиняный, безыскусный, дутый, как говорят старожилы Гжели, «пузатенький».

Потом тоже был горшок. Но уже совсем другой. Делали его то «черным» (простым), то «муравленым» (поливным). Царствовали здесь в свое время и майолика с многоцветной росписью по белой поливе, и фарфор, и фаянс...

А сегодня славятся здешние места керамикой с сочной синей росписью на ослепительно белом фоне.

И едут сюда изо всех уголков земли, чтобы подивиться на глиняные самоварчики, квасники, ларцы, чашки, подсвечники. Вот и мы сегодня поближе познакомимся с этим чудом.

Керамика - изделия из обожженной глины (глиняная посуда), слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.

Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остается для мастера великим и мудрым учителем. Обратите внимание на современные изделия гжели, расписанные нарядным, синим узором. Выставка изделий (Гжель) и репродукций с фотографиями.

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась, теперь
Известно всем в народе
Ее названье - Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Ни где красы такой.

Слайд - 8

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской керамики, он собрал вокруг себя три десятка деревень, центром которых была бывшая Гжельская волость. Есть места необыкновенные, благословенные, где хорошо, умиротворенно душе. Гжель - и есть такое место. Здесь все радует глаз: и природа, и добротные дома с ажурными, такими не похожими друг на друга наличниками на больших окнах, и нарядные колодцы. И люди - добросердечные, улыбчивые, красивые. Такая и Татьяна Сергеевна Дунашова - заслуженный художник России. Она говорить «Гжель - это моя судьба». Возьмёт кисть в руки, легко и быстро (не уследишь!) проведёт по обожженной глине. И один за другим расцветают на вазе цветы.

Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды - край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь прочной и звонкой.

- Ребята, вслушайтесь в само слово «гжель» и вы уловите что-то общее со словами «жечь», «обжигать».

Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. Ее делают и сейчас. Посмотрите, как выглядят сосуды, получившие названия «квасник» и «кумган». Запомните форму этих сосудов.

Квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом с отверстием в корпусе, высокие, с длинным носиком, часто на четырех округлых ножках; (показываю на слайде)

Кумганы - подобные сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе.

Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная глазурь придавала блеск.

- Ребята, запомните, фаянсовая посуда - из белой глины, а вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины.

Майолика, фаянсовая посуда, фарфор - все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику - забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.

Давайте рассмотрим причудливые декоративные формы фарфоровых изделий. (наглядный материал к уроку).

Создавая эти изделия, мастера творили во всех трех видах деятельности: конструктивной, изобразительной и декоративной.

- Подумайте, в чем проявилась каждая из них? (ответы учащихся)

- Ребята, а какое настроение у вас возникает при рассматривании гжельских изделий?

(Радостное, веселое.)

- За что Гжель нравится всем? Чем она отличается? (синим цветом).

Да, вы правы - своим цветом. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная роспись.

Знакомство с основными элементами и приёмами гжельской росписи. (Демонстрируется таблица и ведётся рассказ учителя с показом приёмов работы кистью, и одновременным повтором учащимися приёмов работы кистью ).

Основными элементами, составляющими неповторимое своеобразие подглазурной росписи фарфора, является кистевой «светотеневой мазок» (мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью, «ситчик», а также второстепенные элементы: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики. (показываю на репродукциях)

Краска наносится на поверхность изделия лёгким круговым разворотом. В утолщённой части кисти краски больше - кистевой мазок получается тёмным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. «Мазок с тенями» образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном.

При «росписи одной кистью» каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску - мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Этот приём чаще используется при изображении многолепестковых цветков. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придаёт росписи особую мягкость.

Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки.

Одним из приёмов можно назвать тонкий, ювелирный орнаментальный узор «ситчик», когда в работу включается не вся кисть, а лишь её тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком, с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон, грудь - каплевидные лепестки.

Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но не в коем случае не подражая и не копируя её, а создают свои самостоятельные декоративные запоминающие образы.

Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие полоски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет её, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике. Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер.

Ребята, у нас сегодня на уроке много раз звучало слова декоративное искусство. А как вы думаете, что означает слово декорировать? Декорировать - это значит придавать предмету красивый вид, украшать его.

Мастер, расписывающий керамику, в полном смысле творец он красками создаёт красоту и дарит её людям. Как и всему другому живописи надо учиться. Художник должен владеть двумя навыками: умением видеть и умением передать увиденное. Мастера расписывают изделия удивительно быстро, даже с некоторой лихостью. Опытный мастер может расписать за день от 5 до 10 изделий. Во время работы, он держит изделие в руках. Писать быстро очень трудно: нужна твёрдая рука, ведь художник пишет без предварительного рисунка, сразу рисует кистью. Нужен точный глаз, чтобы не ошибиться в размере цветка, птицы. Кисть так и мелькает в ловких руках художника, черенок быстро вращается вокруг своей оси, когда рисуется круглое пятно, снуёт из стороны в сторону, когда раскладывает лепестки и листья. Кажется, что кисть танцует в руках опытного мастера. Но если художник работает над специальным заказом, то он может работать и несколько дней. Гжельские изделия традиционно входят в подарочный фонд Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств России. По заказу предприятие выполняет эксклюзивные и элитные подарки.

Прелесть гжельской росписи заключается в том, что каждый раз она рождается заново. У художника нет букета перед глазами, он сочиняет прямо на кувшине или блюде, т. е. «думает кистью». Такое творчество называют импровизацией.

5. Гимнастика для рук.

Цель: снять усталость, создать эмоциональный настрой, включит учащихся в творческий процесс, подготовить мелкую мускулатуру рук к работе. Упражнения выполняются фронтально, сидя за партой, и даются в порядке возрастающей сложности.

1. И. п.- руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.

2. И. п.- то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются влево, пальцы правой - вправо.

3. и. п.- то же. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, левая - вправо и наоборот.

4. и. п.- то же. Вращая кистями рук, как в упражнении 3, поднять и Опустить руки до исходного положения,

5. И. п.- то же. Круговое вращение рук в

локтевых суставах перед собой, к себе и от себя.

6. Расслабить кисти рук, встряхнуть ими

в такт музыки или произвольно.

6. Творческая работа. а) Организация практической деятельности.

- Сегодня вы попробуете превратиться в мастеров Гжельской росписи.

Для этого вам необходимо выбрать один из понравившихся шаблонов посуды для нашего «чайного сервиза». После завершения вашей работы мы оформим коллективную творческую работу (панно) «Гжельский чайный сервиз».

- Внимательно рассмотрите основные элементы гжельской росписи на раздаточном материале. Лучше всего в самом начале подчеркнуть горлышко, носик, ручки или основание посуды синей краской, а потом уже приступить к росписи посуды.

(Учитель обращает внимание учащихся на технику росписи, показывает прием рисования гжельской розы)

б) Практическая работа.

а) Просматриваются и демонстрируются правильно начатые работы учащихся, при этом выделяется соблюдение последовательности в работе, выразительность. В ходе этой части урока учитель периодически привлекает внимание детей к работам товарищей, активизирует и стимулирует их деятельность.

б) Индивидуальная работа.

(Учитель делает показ элементов росписи на отдельных листах бумаги, дает советы по исправлению ошибок индивидуально).

7. Организация выставки коллективной работы «Гжельский чайный сервиз».

Индивидуальные работы учащихся на завершающем этапе становятся частью, элементом коллективной композиции.

8. Итог урока. Закрепление материала. Выставление оценок.

- С каким народным промыслом познакомились на уроке?

- Какие виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров?

(Майолика, фаянсовая посуда, фарфор)

- Как называются изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Примеры сосудов.

(майолика, квасник, кумган)

- Какую краску используют художники в Гжельской росписи?

- Какие элементы и приёмы росписи вы запомнили?

- Что значит декорировать?

- Что такое импровизация?

Обращается внимание на коллективную работу.

- Все молодцы, хорошо потрудились. Наш стол с чайным сервизом получился просто волшебный, получилось настоящее «голубое чудо на фарфоре». А самое главное, вы попробовали себя в роли мастеров Гжельской росписи. Наш урок мне хотелось бы закончить такими словами о Гжели:

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние -

И мастерство волшебное достойно восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!

9. Рефлексия на уроке.

Учитель:

- За что ты можешь себя похвалить?

- Какие задания тебе понравилась больше всего?

- Что приобрёл?

- Что тебя удивило?

- Как строил отношения?

- Над чем надо еще поработать?

- Что, на твой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

- Зачем вам нужен был этот урок?

- Какие достижения у тебя на сегодняшнем уроке?

Ученик

- Сегодня на уроке я:

• научился...

• было интересно...

• было трудно…

• мои ощущения...

• мне показалось важным…

• я понял, что…

• я почувствовал, что...

- Урок:

• показался интересным...

• заставил задуматься...

• навел меня на размышления...

- Своей работой на уроке я

• доволен;

• не совсем доволен;

• я не доволен, потому что...

- Я выбрал это задание на уроке, потому что:

• хочу проверить свои умения и навыки рисования;

• мне это нравятся больше остальных;

• я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями.

10. Домашнее задание. 1-я группа учащихся готовит материал о Русской матрёшке. 2-я группа помогает учителю в подготовке раздаточного материала к уроку.

11. Уборка рабочих мест.




© 2010-2022