• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья на тему Формирование навыков работы над композицией в современной общеобразовательной школе

Статья на тему Формирование навыков работы над композицией в современной общеобразовательной школе

Формирование навыков работы над композицией в современной общеобразовательной школе. Рассмотрим существующие на данный момент программы по изобразительному искусству для общеобразовательной школы. В программу под редакцией В. С. Кузина входят следующие варианты: “Основы живописи 5-9 классы” “Живопись 1-11 классы” и “Рисунок 1-11 классы”. В этих программах отражены требования обязательного минимума, ставится задача обучения основам рисования вместе с развитием эстетического восприятия, воспитание...  
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование навыков работы над композицией в современной общеобразовательной школе.

Рассмотрим существующие на данный момент программы по изобразительному искусству для общеобразовательной школы.

В программу под редакцией В. С. Кузина входят следующие варианты: "Основы живописи 5-9 классы" "Живопись 1-11 классы" и "Рисунок 1-11 классы".

В этих программах отражены требования обязательного минимума, ставится задача обучения основам рисования вместе с развитием эстетического восприятия, воспитанием творческого воображения и художественного вкуса. С точки зрения авторов, к изучению основ композиции стоит переходить только начиная с восьмого класса. Так, в программе восьмого класса предполагается без особой подготовки практическое использование основ конструктивного построения линейной и воздушной перспективы, светотени, формы, объема и композиции. Также программа предусматривает, учащиеся уже в начальной школе смогут справиться с исполнением тематической картины.

Программа "Основы живописи 5-9 классы" уделяет большое внимание подробному изучению основ живописи, так же отводится внимание на тематическое рисование и иллюстрирование. В 5-8 классах отводятся темы для коллективных работ. В данной программе изучение основ композиции четко не разделено по годам обучения.

Программа под руководством Б. Н. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд 5-8 классы" на первый план выдвигает развитие эмоционального мира ребенка и воспитание культурного зрителя.

Автором предложены такие методы обучения, как стимулирование образного мышления, игровые приемы, развитие художественного восприятия, метод поэтапных открытий и метод медленного чтения. Таким образом, изучение основ изобразительной грамотности уходят на второй план.

В учебной программе под редакцией Т. Я. Шпикаловой "Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства: 1 - 8 классы" идет ориентир на этнографические традиции народов России.

Изучение и знание современных законов необходимо для разработки и проведения системы занятий по изучению композиции на основе живописного натюрморта. Невозможно преподавать детям и развивать у них композиционные навыки, подробно не изучив имеющийся в современное время материал по данному вопросу. Для художественной школы это имеет особое значение, так как там происходит более подробное и глубокое изучение композиции посредствам живописного натюрморта в частности.

Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую гамму, как единое пластическое целое явление.

В современной методической литературе выделяют такие правила и законы композиции, как: сюжетно-композиционный центр, симметрия, асимметрия, равновесие, динамика, статика, ритм, контраст, колорит, пространство, плановость.

Закон целостности проявляется в единстве композиции во всех закономерностях - форме, содержании, подчиненности всех приемов замыслу. Важна неделимость композиции, неповторимость всех компонентов композиции(величин, пятен, интервалов, типов, положений).

Закон контраста, как сочетание противоположностей, очень разнообразен по своей типологии. Можно говорить о таких контрастах, как объемное - плоское, контур - силуэт, светлое - темное, тонкое - толстое, теплое -холодное, цветное - монохромное, контраст величин, форм, фигур, цветов и движений.

Сравнивая натюрморт с тематической картиной или пейзажем, можно отметить, что в нем есть возможность более свободно распоряжается компоновкой предметов, их можно при необходимости менять местами, передвигать, изымать, изменять уровень зрения на постановку. Вся работа с композицией концентрируется на вопросе размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от того каков характер группы предметов в натюрморте - их высота и ширина, глубина пространства, степень контраста предметов по цвету и величине определяют размер и формат плоскости, размещение центра композиции, находят цветовое и тональное решение, делают поиск наиболее выгодной композиции, в которой вопросы пропорциональных отношений и равновесия найдут свое решение.

В современном понимании композиция - это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое.

Выделяют различные виды ритмов при организации композиции - цветовые, тоновые, линейные. Отдельную позицию занимают контрасты. При помощи выделения определенных участков изображения, можно добиться их затухания или наоборот того, что бы они становились более заметными. Когда работа построена на малозаметных различиях света, она вызывает ощущение монотонности, однообразия и отсутствия живописной выразительности. Резко поставленные контрасты вызывают напряжение, динамику. Динамическое изображение основывается на активных смещениях композиционного центра с оси картинной плоскости. В таких случаях ритм направлен на то, чтобы зрительно достичь равновесия масс.

Ритм помогает в организации изображения. Заложенный в структурную основу натюрморта, он создает зрительный каркас, который руководит нашим зрительным восприятием.

Зрительно сопоставляя одни элементы соображения с другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание.

Однако, не любая повторяемость может создать нужный в композиции натюрморта ритм. Излишне назойливое нагромождение ритмов усложнит композицию, сделает ее сухой и маловыразительной. В связи с этим следует избегать нарочитой расстановки предметов. Зритель не сможет спокойно воспринимать труппу, если светлые предметы (или пятна) через один будут чередоваться темными. Такое чередование вносит пестроту и дисгармонию в общую тоновую гамму. Это относится и к цветовым построениям. Надо создавать гармонично организованный ритм, делать мягкие переходы от одного элемента к другому.

Формат листа у рисунков натюрмортов может быть одинаковым, а вот впечатление возникает самое разное. Это происходит потому, что композиция каждого натюрморта имеет четкую структуру. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций, которые построены на основе разных фигур, но с использованием симметрии. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, неуравновешенность частей композиции.

Подобных схем построения композиции может быть множество, но в творческой работе важно помнить, что выбирать схему необходимо в зависимости от того, какого художественно-образного решения хочет достигнуть художник. Не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схеме. Оригинальное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы случайно высыпались из корзины, обеденный стол остался неприбранным, художник разложил для работы свои кисти и краски, актриса забыла убрать парфюмерию после гримирования и т. п. Все богатство предметов окружающего мира может стать основой для создания натюрморта. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать свое композиционное мышление.

К тонкостям поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Наиболее выгодно помещать основную группу на втором плане, при этом несколько сокращается величина изображения, однако сохраняется воздушная перспектива, действующая от переднего плана в глубину картинной плоскости.

При наличии значительного количества свободного места с той или иной стороны формата, смысловой, зрительной и композиционный центры оказываются сильно смешанными в противоположную сторону. В подобных случаях натюрморт выглядит перегруженным в той части, где располагается основная масса, и тем самым нарушается композиционное равновесие.

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрывать их объективное своеобразие, неповторимое качество, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, отражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни. Предметы - это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком. В пучке зелени живописец выражает полноту жизни, в морской раковине - изощренное мастерство природы, в кухонной посуде - радость будничного труда, в скромном цветке - целую вселенную.

Натюрморт - «не только художественная задача», но и целое мировоззрение. Мир вещей - это человеческий мир, созданный, сформированный и обжитый человеком.

Это и делает натюрморт при всей внешней скромности его мотивов, жанром глубоко содержательным.

Предмет быта, согретый теплотой повседневного общения с людьми, позволяет прикоснуться к их жизни более осязательно и интимно, чем это возможно в развернутой сюжетной картине. Вещи в живописи, не всегда, конечно, выступают в «жестком» специально им посвященном жанре натюрморта Они оживляют и заполняют комнаты в живописных изображениях интерьеров, играют иногда не меньшую роль, чем люди в жанровых или исторических сценах, наконец, они сопровождают нередко человека и в портрете.

Анализируя все сказанное, можно сделать вывод, что знание и понимание композиционных законов необходимо для детей не только для личной изобразительной деятельности, но и для полного и глубокого понимания изобразительного искусства.

Следовательно, на сегодняшний день методы обучения изобразительному искусству, вобрав в себя всё лучшее и значительное для их эффективного применения на практике и достижения оптимальных результатов, должны опираться на все достижения предыдущих поколений преподавателей изобразительного искусства, психологов и искусствоведов.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М. - JL: Искусство, 1940.-132 с.

2. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания // Искусство в трудовой школе. Сборник статей / Ред. и вступ. статья А.В. Бакушинского. М.: Новая Москва, 1926. - С. 3-13.

3. БедаГ.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. -192с.

4. БережнаяМ.С. Психологические аспекты творческого развития личности // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы (Ежегодник Института художественного образования РАО) М., 2003. - С. 248-264.

5. Волков И.П. Художественная студия в школе: кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1993. - 127 с.

6. Волков Н.Н. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1977. 263 с.

7. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс, 1998. -480 с.

8. Гиппиус Г.-А. Очерки теории рисования, как общего учебного предмета с присовокуплением практического руководства для обучающихся сему искусству. СПб.: типография военно-учебных заведений, 1844. - 384 с.



© 2010-2022