Урок по ИЗО на тему Выражение характера человека через украшения

Цели урока:   1. Образовательные: Ознакомление с произведениями народного творчества; Обучение навыкам работы в смешанной технике (рисунок и аппликация); Обучение умению объективно оценивать качество своей выполненной работы и работ своих товарищей.   2. Воспитательные: Формирование эстетических чувств; Развитие интереса к изобразительной деятельности; Формирование у детей эмоциональной отзывчивости; Формирование самостоятельности в работе;   3. Развивающие: Развитие творческих способностей; Со... Этапы урока Содержание этапов урока Время (в мин.) 1 2 3 I. Огрмомент   (ориентировочное время 1-2 мин.)      Приветствие.      Выявление отсутствующих учащихся.      Проверка готовности классного помещения и учащихся к уроку. 1-3 мин II. Основной этап     (ориентировочное время 30 – 35 мин.) Проверка домашнего задания. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Сообщение темы урока. Беседа  по теме урока. Восприятие произведений искусства. Впечатления детей. Психофизическая разминка (физкультминутка) Педагогический рисунок с подробной инструкцией выполнения рисунка, указания к началу работы Творческая практическая деятельность учащихся над рисунком по теме.. Руководство процессом изобразительной деятельности.   30-35 мин III. Заключительный этап     (ориентировочное время 5 – 8 мин.) Просмотр и анализ работ учащихся с точки зрения поставленных задач. Впечатление детей от выставки своих работ. Подведение итогов урока Домашнее задание и инструкция по его выполнению. Организационное окончание урока, уборка рабочего места. 5-7 мин       Ход урока.     Этапы урока Содержание этапов урока Время (в мин.) 1 2 3 I.Оргмомент - Здравствуйте, ребята! Тихонечко садитесь. Давайте посмотрим, готовы ли мы к уроку. Для работы нам понадобятся: краски, кисти, альбом, баночка с водой, карандаш, ластик. Все готовы?  Молодцы! -Здравствуйте! Садятся. Каждый проверяет свое рабочее место.     II. Основной этап -Ребята, вы согласны со мной, что у каждого из нас есть характер, и у каждого он свой? А как мы выражаем наш характер? Через что? Правильно! А знаете ли вы, что характер человека может выражаться через украшения? Именно об этом мы сегодня и поговорим на уроке. Тема урока: Выражение характера человека через украшения.(слайд 1) Ребята ответьте мне на вопрос: что такое добро и зло? Как и в чем это проявляется? Сейчас давайте посмотрим на экран.( слайд 2) Можете ли вы сказать, на каком рисунке изоб... Да, согласны!       Через поведение, через поступки.                         Да. Слева- добрая волшебница, а справа- злая ведьма.       - Добрая волшебница красивая, а злая ведьма - страшная. - Я обратила внимание на цвет волос, цвет платья, одежду. - У доброй волшебницы красивые, нежные цвета в одежде, в образе, а у злой ведьмы- темные, некрасивые. ……… Слушают учителя.                                           (Высказывают предположения)     Камни, листья, травы, шкуры животных…               ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока

по изобразительному искусству


для учащихся 2 … класса


дата проведения урока…


Общая тема года: « Ты и искусство»

Общая тема  четверти: «О чем говорит искусство»

Тема урока: «Выражение характера человека через украшения»

Вид изобразительной деятельности: рисование, аппликация.



Разработали: студенты 402 гр.

Смирнова Т.





Магнитогорск 2011

Цели урока:

1. Образовательные:

Ознакомление с произведениями народного творчества;

Обучение навыкам работы в смешанной технике (рисунок и аппликация);

Обучение умению объективно оценивать качество своей выполненной работы и работ своих товарищей.

2. Воспитательные:

Формирование эстетических чувств;

Развитие интереса к изобразительной деятельности;

Формирование у детей эмоциональной отзывчивости;

Формирование самостоятельности в работе;

3. Развивающие:

Развитие творческих способностей;

Совершенствование координированности мелкой моторики;

Развитие чувства цвета;

Развитие чувства формы;

Развитие чувства композиции;

Развитие психических процессов: воображения, восприятия, представления, внимания, мышления.

Задача урока: на основе эмоционально-эстетического восприятия теоретического материала каждый ученик самостоятельно выполняет творческую работу: украшение девочками заготовок кокошников, а мальчиками - заготовок шлемов; использование рисунка и аппликации.

Методическое обеспечение урока:

1 .Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:

Словесные (объяснение, инструкция, беседа, рассказы)

Наглядные (наглядные пособия, слайды, рисунок)

Практические (рисунки, аппликация, творческие практические работы)

2. Дидактические материалы:

Зрительный ряд (педагогический рисунок, слайды, готовая поделка)

Литературный ряд А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Материально- техническое оснащение урока:

оборудование:

для учителя (классная доска, компьютер)

для учащихся( рабочий стол)

2. Материалы и принадлежности;

для учителя: (бумага формата А3 для педагогического рисунка, краски, кисти, баночка с водой, карандаш, ластик)

для учащихся: ( краски, кисти, альбом, баночка с водой, карандаш, ластик)

Информационное обеспечение урока:

Перечень internet - ресурсов:

Зимина Е.А. Урок изобразительного искусства во 2-м классе "Образ человека и его характер" Электронный ресурсРежим доступа:festival.1september.ru/articles/533335/

Игнатова Е.Е. «Богатырская тема в русском искусстве». Электронный ресурсРежим доступа: festival.1september.ru/articles/519021/

Википедия. Рисунок кокошника . Электронный ресурсРежим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:1903_ball_-_Orlova-Davydova.jpg

Википедия. Рисунок кокошника . Электронный ресурсРежим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%92.%D0%A1.%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9.jpg

Википедия. Рисунок кокошника . Электронный ресурсРежим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Argunov_pt_neizv_krest.jpg

6. Кокошник картинка Электронный ресурсРежим доступа:

google.ru/imglanding?q=%D0%BA%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA&hl=ru&newwindow=1&biw=1280&bih=809&tbs=isch:1&tbnid=uhBKWNLeiwmonM:&imgrefurl=goldmoscow.com/tovar/tovr293eng.htm&imgurl=goldmoscow.com/pict/29032005194723_C1630.JPG&zoom=1&w=418&h=461&iact=hc&ei=8e4ETe7aF4qWOtDcgagB&oei=8e4ETe7aF4qWOtDcgagB&esq=1&page=1&tbnh=152&tbnw=143&start=0&ved=1t:429,r:1,s:0

7. Шлем богатыря картинка Электронный ресурсРежим доступа: google.ru/imglanding?q=%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BC+%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F&hl=ru&newwindow=1&biw=1280&bih=809&tbs=isch:1&tbnid=d89u0aLNQZX7RM:&imgrefurl=farfor-vip.ru/show_cat.php%253Fcou%253Dv%2526grid%253D3832%2526order%253Dname%2526order%253Dname%2526catid%253D4070&imgurl=farfor-vip.ru/admin/pictures/4079s.jpg&zoom=1&w=170&h=170&iact=hc&ei=X-8ETb__FYTsOcvdkagB&oei=X-8ETb__FYTsOcvdkagB&esq=1&page=1&tbnh=136&tbnw=136&start=0&ndsp=25&ved=1t:429,r:0,s:0
8. Шлем богатыря картинка Электронный ресурсРежим доступа: google.ru/imglanding?q=%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BC+%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F&hl=ru&newwindow=1&biw=1280&bih=809&tbs=isch:1&tbnid=4DC7XrPPKt3DfM:&imgrefurl=art.1september.ru/article.php%253FID%253D200800511&imgurl=art.1september.ru/2008/05/23-1.jpg&zoom=1&w=425&h=295&iact=rc&ei=X-8ETb__FYTsOcvdkagB&oei=X-8ETb__FYTsOcvdkagB&esq=1&page=1&tbnh=153&tbnw=206&start=0&ndsp=25&ved=1t:429,r:2,s:0

Шлем богатыря картинка Электронный ресурсРежим доступа: google.ru/imglanding?q=%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BC+%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F&hl=ru&newwindow=1&biw=1280&bih=809&tbs=isch:1&tbnid=ktXYivG7DXW3kM:&imgrefurl=kxo.ru/e-store/weapon/index.php%253FSECTION_ID%253D259/&imgurl=kxo.ru/upload/iblock/0aa/shlem_s.jpg&zoom=1&w=286&h=220&iact=hc&ei=X-8ETb__FYTsOcvdkagB&oei=X-8ETb__FYTsOcvdkagB&esq=1&page=1&tbnh=153&tbnw=199&start=0&ndsp=25&ved=1t:429,r:5,s:0

Русские богатыри картинка Электронный ресурсРежим доступа: google.ru/imglanding?q=%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BC+%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F&hl=ru&newwindow=1&tbs=isch:1&tbnid=RslMCHNZr2bX_M:&imgrefurl=5rt.ru/istorya-rossii/rossiya-v-srednie-veka/404-bilini-rusi.html&imgurl=5rt.ru/images/stories/rus/ludi/image001.jpg&zoom=1&w=1205&h=903&iact=hc&ei=MvAETfmJHITsOZ_V-aYB&oei=X-8ETb__FYTsOcvdkagB&esq=2&page=2&tbnh=140&tbnw=187&start=25&ndsp=26&ved=1t:429,r:6,s:25&biw=1280&bih=809





План урока

Этапы урока

Содержание этапов урока

Время (в мин.)

1

2

3

. Огрмомент

(ориентировочное время 1-2 мин.)

Приветствие.

Выявление отсутствующих учащихся.

Проверка готовности классного помещения и учащихся к уроку.

1-3 мин

. Основной этап

(ориентировочное время 30 - 35 мин.)

Проверка домашнего задания.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Сообщение темы урока.

Беседа по теме урока. Восприятие произведений искусства. Впечатления детей.

Психофизическая разминка (физкультминутка)

Педагогический рисунок с подробной инструкцией выполнения рисунка, указания к началу работы

Творческая практическая деятельность учащихся над рисунком по теме..

Руководство процессом изобразительной деятельности.

30-35 мин

. Заключительный этап

(ориентировочное время 5 - 8 мин.)

Просмотр и анализ работ учащихся с точки зрения поставленных задач.

Впечатление детей от выставки своих работ.

Подведение итогов урока

Домашнее задание и инструкция по его выполнению.

Организационное окончание урока, уборка рабочего места.

5-7 мин

Ход урока.


Этапы урока

Содержание этапов урока

Время

(в мин.)

1

2

3

I. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята!

Тихонечко садитесь.

Давайте посмотрим, готовы ли мы к уроку. Для работы нам понадобятся: краски, кисти, альбом, баночка с водой, карандаш, ластик. Все готовы?

Молодцы!

-Здравствуйте!

Садятся.

Каждый проверяет свое рабочее место.

II. Основной этап

-Ребята, вы согласны со мной, что у каждого из нас есть характер, и у каждого он свой?

А как мы выражаем наш характер? Через что?

Правильно!

А знаете ли вы, что характер человека может выражаться через украшения?

Именно об этом мы сегодня и поговорим на уроке.

Тема урока: Выражение характера человека через украшения.(слайд 1)

Ребята ответьте мне на вопрос: что такое добро и зло? Как и в чем это проявляется?

Сейчас давайте посмотрим на экран.( слайд 2) Можете ли вы сказать, на каком рисунке изображена добрая волшебница, а на каком злая ведьма?

Правильно! А как же вы догадались? Что вам помогло? На что вы обратили внимание?


Молодцы! Так же, помимо внешнего вида, обратите внимание на черты лица, у волшебницы они приятные, мягкие, аккуратные, а у ведьмы они грубые, крупные, резкие, неаккуратные.

Если вернуться к внешнему виду, то у волшебницы красивая, аккуратная прическа, а у ведьмы волосы торчат в разные стороны, как иголки. Следует обратить внимание на украшения, которые надеты только на доброй волшебнице. Они очень красивые, нежные, это говорит о том, что перед нами добрый, хороший человек.

Ребята, а знаете ли вы, что в древние времена использовали люди для украшения своей одежды?

Да, верно. Для изготовления украшений использовались самые разные материалы: благородные и простые металлы, драгоценные камни, жемчуга, кораллы и многое другое.

Украшения выражали и выражают характер и настроение человека. К каждому событию человек подбирает соответствующее украшение, которое характеризует своего хозяина, раскрывает его представление о красоте, выражает характер.

Посмотрите на следующий слайд (3). Перед вами картина Васнецова «Портрет Мамонтовой» Что являлось украшением девушки в старину? Что придают эти вещи девушке?

Вот как писал об этом А. С. Пушкин: Говорят, царевна есть. Что не можно глаз отвесть. Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает - Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама - то величава. Выступает, будто пава... (слайд 4)

А знаете ли вы, что такое кокошник?

Кокошник - это головной убор, дополняющий русский национальный костюм. (слайд5)

Женщины, носившие его в старину, преображались в таком наряде, их походка становилась величавой, неторопливой. ( слайд 6)

Перед вами разные виды кокошников.(слайд 7) На что они похожи, что напоминают?

Ребятки, вы узнали, что это за произведение?

Украшением кокошника могут стать росинки, жемчужинки, которые следует изобразить в виде густых точек, кружков и т.д. В узоре кокошника могут быть листья, цветы, бабочки, ягодки снежинки…(слайд 8-10)

( слайды 6 - 10)

Итак, значит кокошниками в древние времена себя украшали девицы-красавицы, а что же было у добрых молодцев?

В древности люди дополняли украшением предметы, которые, например, сопровождали их в дальние походы (шлемы, щиты, ножны, оружие). Все это относилось к русским богатырям, которые защищали Родину.

(слайды 11, 12, 13)

Ребята, а какими бы словами вы могли охарактеризовать богатырей? Какие они?

Раньше воинские шлемы, щиты, мечи были богато украшены. На шлеме или щите богатыря изображались звери, на которого они хотели походить в ловкости, смелости, мудрости. Щит мог быть устрашающим или украшенным светлым образом солнца. Солнцем украшали щит защитника. В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы - шлемы строгие, почти без украшений.

Физ.мин:

Мальчики.

Мы работали, устали,
Только в праздник отдыхали -
Рубахи красны надевали,
Пояском их подвязали.
Эй, подружки, выходите,
На нас, нарядных, поглядите!

Девочки.

А мы тоже наряжались,
В хороводы собирались -
Губки красили морковкой,
Угольком чертили бровки,
Щеки пудрили мукою
И румянили свеклою.
Нас гулять ребята звали -
Сарафаны надевали,
Ленты в косы заплетали,
Лапти быстро надевали
И скорей к парням бежали.

Все вместе.

Ай, люли, люли, люли,
Хороводы завели (2 раза),
А потом пустились в пляс -
Не удерживайте нас!

(слайды 14,15)

Скажите, а что на рисунках помогает нам увидеть все эти положительные качества, благодаря чему мы можем сказать, что это добрые богатыри, что они защищают Родину?

(слайд 16)

(слайд 17)

Молодцы!

А сейчас давайте немного отдохнем.

Сначала дадим отдохнуть нашим глазкам. Слушаем меня и выполняем упражнения:

Ну что, размялись немножко, можно снова браться за дело!

Пед.рисунок:

Сегодня на уроке мы с вами сами будем делать кокошник и шлем. Сейчас давайте внимательно посмотрим на доску. Я покажу вам, как мы будем выполнять задание.

Кокошник.

Для того чтобы сделать шаблон кокошника мы берем лист бумаги, сгибаем его пополам. Затем рисуем половину предполагаемого кокошника. Вырезаем. У нас получился шаблон.

Теперь нам надо его украсить. Для украшения можно выбрать все что угодно, что больше нравится (цветы, бабочки, ягодки, звездочки, сердечки…).

Украшаю при помощи красок свой кокошник узорами, рисую листочки, цветы. Вы можете выбирать любое украшение для вашего кокошника.

Шлем.

А теперь давайте посмотрим, как делается шлем. Сначала делаем шаблон. Для этого берем лист бумаги, сворачиваем. Рисуем половину предполагаемого нами шлема. Вырезаем. Получился шаблон.

Далее украшаем его на свой вкус. Рисую красками по центру солнце, по краям звезды. И украшаю его узорами.

Практическая деятельность детей:

Перед тем, как вы приступите к украшению собственного кокошника или шлема, давайте подумаем, какое же настроение будет у наших героев, украшения которым мы создаем. Ведь мы с вами знаем, что очень многое зависит от цвета. Если мы хотим создать красивый, праздничный кокошник для девицы и сделать доспехи для доброго, мудрого и сильного воина, нам с вами надо постараться, нужно будет выбрать яркие, красочные цвета, рисовать аккуратно и красиво!

Сейчас каждому из вас я раздам шаблон кокошника (для девочек) и шаблон шлема (для мальчиков).

Подумайте, как вы будете украшать свой шаблон, какие цвета вам для этого будут нужны. И затем приступайте к работе. Если у вас появятся вопросы, поднимайте руку.

Да, согласны!

Через поведение, через поступки.




Да. Слева- добрая волшебница, а справа- злая ведьма.

- Добрая волшебница красивая, а злая ведьма - страшная.

- Я обратила внимание на цвет волос, цвет платья, одежду.

- У доброй волшебницы красивые, нежные цвета в одежде, в образе, а у злой ведьмы- темные, некрасивые.

………

Слушают учителя.






(Высказывают предположения)

Камни, листья, травы, шкуры животных…





Ответы детей ( знаем; не знаем)

Платья, платок, кольца

Красоту, важность

Да, сказка «О царе Салтане…».



Листок, купол, шлем..










Добрые, умные, смелые, сильные, отважные, красивые, стойкие, храбрые….






- Нам помогают цвета, узоры и рисунки на доспехах, шлеме, щите…




Выполняют упражнения, повторяя за учителем.








Слушают учителя и смотрят презентацию.


















Выполняют задание учителя.

III. Заключительный этап. Итог урока

А теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось. Для этого поднимите получившиеся работы и покажите друг другу. Молодцы! А теперь с каждого ряда давайте выберем по 4 (2 кокошника и 2 шлема) наиболее удавшихся работы и прикрепим их на доску, чтобы все могли полюбоваться.

Ребята, ну что, понравилась ли вам наша сегодняшняя работа?

Теперь вы сможете ответить, кто носил в старину кокошник, а кто шлем?

Чем украшали в старину кокошники? Шлемы?

Мы сегодня хорошо с вами поработали. Вы меня очень порадовали. А теперь урок подходит к концу, убираем свое рабочее место и садимся.

Обсуждают работу.





Отвечают на вопросы учителя.

Дата проведения урока ______________________________________________

Подпись студента, разработавшего урок________________________________

Подпись учителя изобразительного искусства___________________________

Подпись методиста ВУЗа_____________________________________________

© 2010-2022