План-конспект внеурочного занятия по выжиганию

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект внеурочного занятия по выжиганиюПлан-конспект внеурочного занятия по выжиганиюПлан-конспект внеурочного занятия по выжиганиюПлан-конспект внеурочного занятия по выжиганию











План-конспект внеурочного занятия
для детей 9-12 лет

ДЕКОРИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ВЫЖИГАНИЕМ





Подготовила:

Болгова Наталья Валентиновна,

учитель ИЗО







Черногорск, 2014 г.



План занятия


Тема занятия: «Декорирование изделий выжиганием».

Тип занятия: формирование новых знаний.

Цель занятия:

  • Формирование интереса учащихся к изобразительному творчеству;

  • Ознакомление с видом художественной обработки древесины - выжиганием.

Задачи:

  1. Познакомить с приемом художественной обработки древесины - выжиганием.

  2. Развивать технологические навыки, наблюдательность, творческое мышление.

  3. Воспитывать культуру труда, бережное отношение к материалам и оборудованию.

Ход занятия:

1.Организационный момент - 3 мин.

2.Сообщение темы занятия, постановка цели - 5 мин.

3. Объяснение нового материала - 10 мин.

4. Практическая часть - 20 мин.

5. Подведение итогов (рефлексия) - 5 мин.

6. Уборка рабочего места - 2 мин.

Оборудование:

1. Мультимедиа оборудование (ноутбук, проектор, экран);

2. Образцы готовых изделий в технике выжигания;

3. Выжигательные аппараты (по числу учащихся);

4. Рисунки размером 14х20;

5. Копировальная бумага, карандаши простые, кнопки;

6. Фанера берёзовая для каждого учащегося размером 14х20;

8. Презентация к занятию (Приложение 2).

Содержание занятия:

1. Организационный момент (3 мин.)

а) Приветствие. Знакомство с группой (Слайд 1).

- Здравствуйте, ребята! Рад приветствовать вас на занятии!

- Давайте познакомимся с вами - напишите свое имя на бейдже и прикрепите его.

- Давайте поговорим о ваших увлечениях:

  • Какие предметы в школе вызывают у вас наибольший интерес?

  • Любите ли вы что-то мастерить своими руками?

  • Какого характера работы вам особенно интересны?

  • А знаете ли вы что такое техническое моделирование?

Слайд 2.

Техническое моделирование - это творческая деятельность по созданию макетов и моделей технических объектов.

Слайд 3.

Посмотрите, на слайдах представлены модели, которые изготовлены учащимися на занятиях в объединении. Как вы уже догадались, мы работаем с древесиной и применяем для этого специальные приборы и оборудование.

2. Сообщение темы занятия, постановка цели (5мин).

- Ребята, а вы знаете, что из обычного куска доски, можно сделать интересную, красивую поделку, не используя при этом ни молотка, ни гвоздей, ни клея? Для этого существует много способов художественного оформления древесины, и один из них - выжигание.

Слайд 4.

Это и будет тема нашего занятия.

Сегодня вам предстоит научиться работать электровыжигательным прибором по дереву, освоить основные приемы выжигания (демонстрация готовых работ в технике выжигания).

3. Объяснение нового материала (10 мин.)

а) Беседа об истории выжигания.

Слайд 5.

План-конспект внеурочного занятия по выжиганиюВыжигание по дереву (пирография) - искусство, пришедшее к нам из глубины веков. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до нашей эры и обнаружены в Перу.

Слайд 6.

В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определённый узор клейма или металлические стержни, которые накаляли докрасна. На деревянных панелях домов, балках, ставнях часто выжигали раскалённой кочергой или шпагой.

Слайд 7.

В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

Слайд 8.

Выжигать можно на любой деревянной поверхности - доске, фанере, ложке, рамке для фотографий, шкатулке. С помощью пирографии можно сделать как простой узор, так и сложнейшую картину, портрет или неповторимый пейзаж.

Сегодня вы будете создавать свою композицию, но для этого необходимо знать порядок работы.

б) Порядок работы:

Слайд 9.

  • Подготовка основы.

Наилучшим материалом для выжигания являются фанера березовая или древесина мягких пород - липа, тополь, ольха, кедр.

Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность заготовки ( у каждого учащегося заготовка фанеры размером 14 х 20) с помощью наждачной бумаги средней зернистости. Старайтесь водить наждачной бумагой вдоль волокон древесины. Отшлифованная таким образом фанерка будет иметь мягкий ровный матовый вид. (Показ образца).

  • Выбор рисунка в соответствии с размером и формой изделия. Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунками, можно для этой цели использовать так же рисунки из детских альбомов для раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов. При выжигании орнаментов и одинаковых контурных рисунков, можно применять шаблоны и трафареты, сделанные из фанеры или плотной бумаги (демонстрируется подборка рисунков - Приложение 1).

  • Перевод рисунка на заготовку. Рисунок на заготовку переводят через копировальную бумагу на поверхность древесины. Для этого закрепляем кнопками (вверху) на заготовке древесины: копировальную бумагу жирной стороной вниз, затем рисунок. С помощью простого карандаша переводим рисунок в следующей последовательности:

1. Контур рисунка;

2. Мелкие детали рисунка.

В процессе перевода проверяем качество переведенного рисунка на детали, для этого легко можно приподнять (не открепляя кнопок) рисунок и копировальную бумагу. Убедившись в том, что весь рисунок скопирован на фанерку, снимаем кнопки, убираем кальку с копиркой. Перед нами на фанерке готовый рисунок для выжигания.

  • Выжигание. Для выполнения работы мы перейдем к верстакам, где расположены необходимые инструменты:

1) Электрические выжигатели;

2) Металлические подставки для выжигателя;

3) Розетка 220 В.





Электрические выжигатели представляют собой:

План-конспект внеурочного занятия по выжиганию

Выжигатели бывают разных конструкций, но в большинстве своем это раскаленная часть проволоки или термоэлемента закрепленная в держатель с ручкой, через которую проходит провод от электронного блока или электрической розетки (если термоэлемент работает от сети на 220 вольт).

Устанавливаем выжигатель на металлическую подставку.

Слайд 10.

Включаем вилку выжигателя в сетевую розетку, при этом укладываем провод так, чтобы случайно не сбросить выжигатель с подставки, так как через некоторое время он нагреется довольно сильно. Будьте осторожны!

Внимание! Всегда держите выжигатель на подставке, даже если он не включен!

Основные правила при выжигании

Слайд 11.

План-конспект внеурочного занятия по выжиганиюРассказ и показ:

После того, как выжигатель нагрелся, начните выжигать приготовленный на фанерке рисунок.

Во время работы рука, держащая выжигатель, должна твердо опираться на стол.
Прежде чем браться за сложные орнаменты, нужно вначале овладеть общими приемами выжигания. Существуют несколько способов выжигания: плоское, глубокое.

Сегодня мы научимся плоскому способу выжигания:

Изображение, получившееся в результате плоского выжигания, находится на плоскости, а рисунок состоит из контурных линий, штрихов, точек. Получить различные по глубине и ширине линии можно передвигая штифт с разной скоростью, а меняя его наклон и степень накала - проработать глубокие темные линии и небольшие штрихи. При этом окраска линий будет меняться: от светлых тонов до темно-коричневых тонов.

Нельзя сильно нажимать на штифт или неравномерно перемещать его по рисунку.

Первый раз будет не совсем аккуратно, но к концу работы у вас появится уверенность и некоторая техника работы. Вы почувствуете, с какой силой нужно нажимать на жало выжигателя при обводке контура рисунка.

Нужно выполнять следующие правила (на слайде 11).

При работе с электровыжигателем необходимо соблюдать следующие меры безопасности.

План-конспект внеурочного занятия по выжиганиюСлайд 12.

Закончив выжигание рисунка, кладем выжигатель на подставку, выключаем его из розетки.


4. Практическая часть (20 мин.)

На ваших столах лежат отшлифованные заготовки фанеры, а также необходимые материалы для выполнения композиции. Приступайте к выполнению работы согласно инструкции. В конце работы у Вас должна получиться примерно такая картинка на дереве (слайд 13):

Рисунок, конечно, у вас будет свой - такой, какой вы выбрали сами.

(Дети выполняют работу по плану на слайде 9).

5. Подведение итогов (рефлексия) (5 мин.)

1) Сегодня мы познакомились с технологией художественной обработки дерева - выжиганием.

Давайте посмотрим, что у нас получилось (обсуждение готовых изделий).

Такие изделия покрывают лаком, чтобы они не испортились. Этому мы научимся на следующих занятиях.

2) Викторина «Проверь себя» (Слайды 14-20)

А теперь проверим себя - как вы усвоили тему занятия (сл. 14).

Посмотрите на экран и ответьте на вопросы. На каждый вопрос - 4 ответа. Нужно выбрать правильный и нажать стрелку рядом с ответом .

Если ответ правильный, то вы увидите - «Молодцы!» (сл.15.).План-конспект внеурочного занятия по выжиганию

Нажмите на и вы вернетесь к слайду с вопросом.Чтобы перейти к следующему вопросу, нажмите.

Если ответ неправильный, то вы увидите - «Подумай еще!» (сл. 16).

План-конспект внеурочного занятия по выжиганию

Нажмите и вы вернетесь к слайду с вопросом.

Далее следуйте по аналогии.








Вопросы викторины:

Вопрос 1 ( сл. 17): Выжигание - это….

Ответ: С - один из видов декоративной отделки поверхности древесины.

Вопрос 2 (сл.18): Наилучший материал для выжигания…

Ответ: С - фанера.

Вопрос 3 (сл. 19): Перед выжиганием поверхность…..

Ответ: В - шлифуют наждачной бумагой.

Вопрос 4 (сл. 20): Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью

Ответ: С - копировальной бумаги.

Вопрос 5 (сл. 21): Выжигают рисунок с помощью…

Ответ: В - электровыжигателя.

Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы работали. Хотелось бы услышать ваши отзывы.

Слайд 22.

- на занятии мне больше всего запомнилось...

- меня удивило то, что...

- после занятия я расскажу своим друзьям о...

-знания, полученные на занятии, я могу использовать в...


Выберите (каждый по очереди) одно из предложений и продолжите его.

Слайд 23.

Спасибо за работу!

Я думаю, что вы уйдете все с хорошим настроением и все, чему вы научились сегодня, вам пригодится в жизни.

6. Уборка рабочего места (2 мин.)





Список использованной литературы

  1. Буравлев В.В. Альбом чертежей и рисунков для выпиливания и выжигания. - М. : «Детский мир», 1951.

  2. Елкин В. Н. Дерево рассказывает сказки: Книга для учащихся. М. : Просвещение, 1978.

  3. Норма Г. Выжигание по дереву. - Ниола 21 век, 2007.

  4. Пул С. Выжигание по дереву. Техника. Приемы. Изделия. - АСТ - Пресс, 2007.

  5. Тищенко А. Т., Самородский П. С. Технология 5 класс. М. : Просвещение, 2000

  6. festival.1september.ru/articles/574055/

Источники иллюстраций

1. dedoibaba.ru/masterilka/vyjiganie/masterilka_vyjiganie.html;

2. ikt.oblcit.ru/228/Strelnikov/p4aa1.html;

3. pyrography-fireart.ru/;

4. stranamasterov.ru/taxonomy/term/511;

5.patlah.ru/etm/etm01/teh%20derevo/dekor%20derevo/dekor%20viziganie/dekor%20viziganie.htm;

6. mirpodelki.ru/index.php?id=253.



11


© 2010-2022