Методический доклад: «Развитие способности восприятия искусства»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ШКОЛА ИСКУССТВ»













Методический доклад: «Развитие способности восприятия искусства».

Методический доклад:

«Развитие способности восприятия искусства».











Преподаватель художественного отделения

МАОУ ДОД « Школа искусств» Рузского района

Московской области

Стайкова Наталия Ивановна


Московская область, Рузский район



Во все времена развитию искусства неизменно сопутствовал призыв учиться у природы, искать красоту в обоснованном. Но в разные времена на природу смотрели разными глазами и представления о красоте и искусстве менялись от эпохи к эпохе. Поэтому история искусств не есть только история художников и их произведений; это также история восприятия, понимания художественных образов. Может быть, самое удивительное в художественно - эстетической деятельности - это способность воспринимать действительность в категориях творчества.

Для живого творческого восприятия действительность всегда являлась неиссякаемым месторождением самого искусства, будь то узор на поверхности камня или фактура древесной коры, форма цветка, кристалла или морской раковины.

Подлинно творческое восприятие искусства приобщает зрителя к художественным ценностям, в процессе восприятия которого индивидуальность осознает себя причастной к мировой культуре.

Известно, что искусству в высшей степени присуще такое согласование как память, восприятие и практика. Именно в установлении такой связи искусство находит свое глубочайшее обоснование.

Психологи относят понятие творчества, прежде всего не к сфере создания предметов, вещей, а к сфере человеческих отношений и определяют художественное творчество как их порождение. Искусство как форма общения имеет свои специфические черты, о которых уже. много сказано искусствоведами. Здесь же важно подчеркнуть, что художественное произведение есть одна из форм человеческого общения. ( Даниэль С.М. Искусство видеть - Л., «Искусство», 1990.)

Искусство одаряет зрителя красноречием линий, выразительностью света и тени, богатством колорита; показывает видимое и воображаемое, различные состояния души. Но, может быть, самой его удивительной способностью является то, что посредством знаков и образов оно преобразует человеческую личность и выявляет в ней неведомые ей ее же возможности.

История искусств это также история восприятия, понимания и истолкования художественных образов.

Как знак личности в ее самоутверждении в искусстве Возрождения появляется станковая картина. Эта потребность тесно связана с религиозно-этическими преобразованиями, с переосмыслением места человека в мире, с формированием личностного самосознания.

Существование картины (как и произведения искусства вообще) двойственно. С одной стороны, это некая « внутренняя жизнь, заключающая в себе полноту творческого замысла, его тайна». С другой стороны, произведение является на всеобщее обозрение. И здесь воспринимающая его личность выступает как сотворенный зритель, образ которого возникает в самом процессе творчества. Этот образ, по существу, идеален. (Жегин Л. С. Язык живописного произведения. - М.,1990.)

Из этого следует, что восприятие картины само по себе есть творческая деятельность и что сам зритель есть продукт такой деятельности. Иначе говоря, чтобы воспринять художественное произведение соответственно его природе, необходимо произвести определенную работу, приложить определенные творческие усилия.

Специфика художественной деятельности существенно влияет на организацию восприятия. Существует большое различие между обыденным и художественным восприятием. Обыденный опыт чрезвычайно разнообразен и принципиально отличается от профессионального художественного опыта сравнительно слабой организованностью. Он хаотичен. Художник как профессиональный зритель обладает высокоорганизованной схемой восприятия, где целое господствует над частным. Он обладает высокой готовностью к восприятию. (Арихейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974. )

Восприятие каждого человека творит свой, совершенно особый мир, тесно связанный с общественным опытом, и формируется в определенной общественно-исторической системе. Процесс восприятия не только информирует о внешнем мире, но и обнаруживает творческие способности.

Известно, что искусства различаются способами воздействия. Одни виды искусства исходят из способностей зрения - таковы изобразительные искусства. Другие обращены к способностям слуха - поэзия и музыка. И не случайно на языке современной психологии стало привычным говорить о «зрительном мышлении», изучение которого составляет предмет исследования. Между восприятием и изображением возникает живой диалог, они как бы обмениваются опытом, постоянно сравнивая, сопоставляя данные, друг друга. Мастерство художника и есть результат такого сотрудничества. Искусство изображения, таким образом, неотделимо от искусства видеть. Творческая деятельность тесно связана с процессом восприятия. Художественное воспитание ставит своей целью не только освоение эстетических канонов, но и развитие потенциальных творческих способностей, интеллекта и характера.

© 2010-2022