- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок по лепке Филимоновская игрушка
Урок по лепке Филимоновская игрушка
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Трифонова О.В. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Тулуна «Детская художественная школа», город Тулун Иркутской области
ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
Тема урока: «Филимоновская игрушка. Лепка животного на четырех ногах.»
Предмет: ЛЕПКА.
Возраст детей: 10 - 11 лет.
Преподаватель I квалификационной категории: Трифонова Ольга Владимировна
г. Тулун 2015г.
Тема урока: Филимоновская игрушка. Лепка животного на четырех ногах.
Цель урока:
Познакомить детей с новым для них народным промыслом - филимоновской игрушкой и научить изготовлению.
Задачи:
- обучающие научить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки и передавать особенности промысла через любой образ;
- развивающие воображении, восприятие и обобщение своих знаний, анализируя новый материал и применяя его на практике.
- воспитательные воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Ход урока:
СЛАЙД №1
Хозяйка: Добрый день! Подходите, подходите, устраивайтесь поудобнее, давайте знакомиться. Ольга Владимировна меня зовут - величают. Из Филимоновской области приехала я к вам. Кони железные меня привезли сюда. Сегодня и наследующем занятий мы с вами и поговорим, и руками поработаем - всем на удивление, нам на умение. Я привезла вам из нашего края приветы от мастеров народных, мастеров русских.
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Там поют свои частушки
Знаменитые игрушки -
Филимон с гармошкой,
С внуком Филимошкой!
- Вы откуда, Филимоны?
- Мы из Филимоново!
Обогнали мы в дороге
Пешего и конного
Хозяйка:
-
Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать?
Ведь чего только не бывает на свете!
Наш урок сегодня посвящен филимоновский игрушки.
Вы узнаете много интересного про этот народный промысел научитесь приемам лепки филимоновской игрушки, а так же правилам традиционной росписи.
Просмотр фильма.
(Учитель демонстрирует филимоновские игрушки)
СЛАЙД №2,3
В самом центре России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны в живописном уголке стоит деревня Филимоново в которой издавна живут гончары. И в каждом доме там завораживающее зрелище - барышни с птичками - свистульками в руках, разраженные в пестрые юбки до пят и кокетливые шляпки, забавные солдаты в мундирах с погонами на плечах и в полосатых штанах, лихие всадники в фуражках, а сколько здесь разного зверья: медведи, олени, бараны, коровы, курочки и петухи.
СЛАЙД №4
Только уж очень забавный вид у всей этой живности. Они полосатые как зебры, разноцветные с дивными жирафьими шеями и обязательно с "голосом" свистком.
Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. У нас есть даже одна легенда, которая про эти игрушки рассказывается.
-
Хотите послушать?
СЛАЙД №5
(Мини сценка!)
Шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка.
Так с тех пор и повелось «глиняное дело» и начали лепить горшки да игрушки.
СЛАЙД №6
Место, где поселился дед, так и прозвали Филимоново.
СЛАЙД №7
Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно. Как правило мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или "забавки" стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.
Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах.
СЛАЙД №8
На склоне большого оврага, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжигали до глубокой ночи.
СЛАЙД №9
СЛАЙД №10
Посмотрите на необычные филимоновские игрушки.
-
Почему они такие вытянутые?
Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.
Хозяйка: А сейчас я расскажу, что же символизирует каждый образ игрушки в жизни древних славян. Эти образы - воплощение языческих верований, мифологической жизни, древнего дохристианского, славянского культа. (Вспомним их).
Таблица
-
Женская фигурка олицетворяет великую богиню "Природу". Женское начало несло знак добрых сил: Мать - кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада, Доможириха - вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ - продолжение рода всего живого.
СЛАЙД №11; 12
-
Конь - считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь - это время, свет, богатырская сила.
СЛАЙД №13; 14
-
Олень - изображал удачный брак, тепло и плодородие.
СЛАЙД №15
-
Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.
СЛАЙД №16
-
Медведь - один из ведущих персонажей народных сказок - предвещал пробуждение природы, был символом могущества.
СЛАЙД №17
-
Птицы - знак воскрешения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери - земли и обязательные спутники женских изображений.
СЛАЙД №18
Хозяйка: Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом - мифологическом познании мира. Единство человека и природы, основа культурной традиции.
СЛАЙД №19
Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из Филимоновской глины приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком". С особенностью фелимоновской росписи мы подробно познакомимся на следующем уроки, а сейчас давите, узнаем о технике лепки животного на четырех ногах.
Объясняется техника лепки животного.
Сейчас мы познакомимся, с традиционной лепкой, животного на четырех ногах. Почти все филимоновские игрушки свистульки, и только у индюка и петушка сзади не свисток, а хвост, но так как мы не умеем делать свисток, то вместо него мы слепим хвост.
- Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными, терпеливыми, аккуратными мастерами промысла. А чтобы работалось нам легко, надо приготовить все материалы, инструменты и помнить, что у каждой вещи - свое место.
Лепка ведется из одного куска. Способ этот подсказан самой глиной. Из одного комочка, можно слепить любую игрушку, но последовательность работы, конечно, будет разной.
СЛАЙД № 21-34
Итак, мы берем кусок глины и хорошенько переминаем его. Глина должна быть однородной, камушки и корешки выбрасываем, твердые комочки - отправляем в корыто с водой размокать. Однородному комку придаем форму шарика.
Если бы мы хотели слепить колобка, то облегченно вздохнув, мы могли бы уже мыть руки. Но мы выбрали игрушку по сложней и поэтому продолжим лепить. Колобок мы положим на стол, ладонь положим сверху и немного прокатаем его. Должен у нас получиться толстенький цилиндр.
Если у вас получилась сосиска, значит, вы слегка перестарались и сможете из неё слепить лишь таксу. Цилиндр мы держим одной рукой и плавно поворачиваем, а большим пальцем другой руки будем смещать глину с середины цилиндра к его краю.
Потом комок перевернем и так же сгоним глину к другому краю. У нас получится огрызок яблока, не очень тщательно объеденный в середине.
Далее возьмем стек, который филимоновские мастера, называют пичужкой, и с его помощью разделим выступающие части яблока с одной и другой стороны, но не с торца, а сбоку.
Торопиться не будем и из четырех долек постараемся сделать четыре ноги, одинаковые по толщине. Это комочки превратятся в ноги коня, если мы станем обжимать их со всех сторон, таким образом, чтоб они вытянулись в виде морковки, то есть у основания были толстенькими, а у концов тонкими.
Перевернем игрушку, поставим на ноги, если ноги окажутся одинаковые и по длине, то, радостно вздохнув, приступим к верхней части. Глину с одного края превратим в шею, из другой сделаем камеру свистка. Но свисток оставим на потом, а сейчас займемся шеей. Её будем вытягивать, так же как и ноги «морковкой», она должна получиться- мощной длинной, гладкой.
Верхнюю тонкую часть шеи загнем вперед и немного опустим это будет мордочка, а самый верх шеи с помощью стека разделим на две части это уши нашей лошадки. И мордочке и ушам придаем ту же конусовидную форму морковки. Если от ваших теплых рук, игрушка покрылась мелкими трещинками самое время их загладить влажными пальцами.
Не будем спешить и тщательно отгладим все шероховатости и неровности, иначе расписывать такую игрушку будет сложно. Я думаю, всякий, глядя на нашу игрушку, скажет, что это четвероногое животное, но не каждый поймет, что это лошадка. Для большего сходства мы сделаем ей гриву, а именно двумя пальцами сплющим шею со стороны спины по всей длине.
Теперь перейдем к изготовлению свистка. Если делать свисток без камеры, то свист будет слишком пронзительный и высокий. Мы будем делать камеру, и свист нашего свистка будет сочный и густой. Слегка намочив указательный палец, мы в середине комочка сделаем отверстие, немного расширим и углубим его. Будем стараться, чтоб при этом край камеры не сильно расширялся, так как нам её предстоит закрыть. То есть мы должны получить форму ореха с пустотой внутри. Мастера, придумали немало способов, изготовления свистка. Различными инструментами из разной глины, получались свистки с разнообразным свистом.
Если мы решим сделать лошадке хвост вместо свистка, то это значительно упростит нашу задачу. Комок глины, над задними ногами мы обжимаем и немного вытягиваем. Придаем хвосту форму метелки и затем, сплющив с боков, прижимаем к туловищу. Круглым концом стека делаем нашей лошадке глаза, нос и рот, подписываем её и оставляем на столе для просушки и любования.
Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)
Вопрос:
-
Где возник промысел филимоновской игрушки?
-
Почему игрушка называется филимоновской?
-
Особенности филимоновской игрушки?
-
Что нового узнали на уроке?
-
Понравился урок?
-
Понравились свои и чужие работы?
Хозяйка: Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые работы.
Сегодня на занятии вы научились приемам лепки филимоновской игрушки. А на следующем уроке вы научитесь правильно расписывать филимоновскую игрушку.
СЛАЙД № 35
Спасибо!!!