Урок по лепке Филимоновская игрушка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушкаУрок по лепке Филимоновская игрушка

муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Тулуна «Детская художественная школа», город Тулун Иркутской области














ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА



Тема урока: «Филимоновская игрушка. Лепка животного на четырех ногах.»

Предмет: ЛЕПКА.

Возраст детей: 10 - 11 лет.

Преподаватель I квалификационной категории: Трифонова Ольга Владимировна












г. Тулун 2015г.


Тема урока: Филимоновская игрушка. Лепка животного на четырех ногах.

Цель урока:

Познакомить детей с новым для них народным промыслом - филимоновской игрушкой и научить изготовлению.

Задачи:

- обучающие научить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки и передавать особенности промысла через любой образ;

- развивающие воображении, восприятие и обобщение своих знаний, анализируя новый материал и применяя его на практике.

- воспитательные воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Ход урока:

СЛАЙД №1

Хозяйка: Добрый день! Подходите, подходите, устраивайтесь поудобнее, давайте знакомиться. Ольга Владимировна меня зовут - величают. Из Филимоновской области приехала я к вам. Кони железные меня привезли сюда. Сегодня и наследующем занятий мы с вами и поговорим, и руками поработаем - всем на удивление, нам на умение. Я привезла вам из нашего края приветы от мастеров народных, мастеров русских.

Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Там поют свои частушки

Знаменитые игрушки -

Филимон с гармошкой,

С внуком Филимошкой!

- Вы откуда, Филимоны?

- Мы из Филимоново!

Обогнали мы в дороге

Пешего и конного

Хозяйка:

  • Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать?

Ведь чего только не бывает на свете!

Наш урок сегодня посвящен филимоновский игрушки.

Вы узнаете много интересного про этот народный промысел научитесь приемам лепки филимоновской игрушки, а так же правилам традиционной росписи.

Просмотр фильма.

(Учитель демонстрирует филимоновские игрушки)

СЛАЙД №2,3

В самом центре России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны в живописном уголке стоит деревня Филимоново в которой издавна живут гончары. И в каждом доме там завораживающее зрелище - барышни с птичками - свистульками в руках, разраженные в пестрые юбки до пят и кокетливые шляпки, забавные солдаты в мундирах с погонами на плечах и в полосатых штанах, лихие всадники в фуражках, а сколько здесь разного зверья: медведи, олени, бараны, коровы, курочки и петухи.

СЛАЙД №4

Только уж очень забавный вид у всей этой живности. Они полосатые как зебры, разноцветные с дивными жирафьими шеями и обязательно с "голосом" свистком.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. У нас есть даже одна легенда, которая про эти игрушки рассказывается.


  • Хотите послушать?

СЛАЙД №5

(Мини сценка!)


Шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка.

Так с тех пор и повелось «глиняное дело» и начали лепить горшки да игрушки.


СЛАЙД №6


Место, где поселился дед, так и прозвали Филимоново.

СЛАЙД №7

Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно. Как правило мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или "забавки" стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах.

СЛАЙД №8

На склоне большого оврага, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжигали до глубокой ночи.

СЛАЙД №9

СЛАЙД №10

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки.


  • Почему они такие вытянутые?

Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Хозяйка: А сейчас я расскажу, что же символизирует каждый образ игрушки в жизни древних славян. Эти образы - воплощение языческих верований, мифологической жизни, древнего дохристианского, славянского культа. (Вспомним их).

Таблица


  • Женская фигурка олицетворяет великую богиню "Природу". Женское начало несло знак добрых сил: Мать - кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада, Доможириха - вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ - продолжение рода всего живого.

СЛАЙД №11; 12


  • Конь - считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь - это время, свет, богатырская сила.

СЛАЙД №13; 14


  • Олень - изображал удачный брак, тепло и плодородие.

СЛАЙД №15


  • Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

СЛАЙД №16


  • Медведь - один из ведущих персонажей народных сказок - предвещал пробуждение природы, был символом могущества.

СЛАЙД №17


  • Птицы - знак воскрешения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери - земли и обязательные спутники женских изображений.

СЛАЙД №18

Хозяйка: Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом - мифологическом познании мира. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

СЛАЙД №19


Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из Филимоновской глины приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком". С особенностью фелимоновской росписи мы подробно познакомимся на следующем уроки, а сейчас давите, узнаем о технике лепки животного на четырех ногах.

Объясняется техника лепки животного.

Сейчас мы познакомимся, с традиционной лепкой, животного на четырех ногах. Почти все филимоновские игрушки свистульки, и только у индюка и петушка сзади не свисток, а хвост, но так как мы не умеем делать свисток, то вместо него мы слепим хвост.


- Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными, терпеливыми, аккуратными мастерами промысла. А чтобы работалось нам легко, надо приготовить все материалы, инструменты и помнить, что у каждой вещи - свое место.

Лепка ведется из одного куска. Способ этот подсказан самой глиной. Из одного комочка, можно слепить любую игрушку, но последовательность работы, конечно, будет разной.

СЛАЙД № 21-34

Итак, мы берем кусок глины и хорошенько переминаем его. Глина должна быть однородной, камушки и корешки выбрасываем, твердые комочки - отправляем в корыто с водой размокать. Однородному комку придаем форму шарика.

Если бы мы хотели слепить колобка, то облегченно вздохнув, мы могли бы уже мыть руки. Но мы выбрали игрушку по сложней и поэтому продолжим лепить. Колобок мы положим на стол, ладонь положим сверху и немного прокатаем его. Должен у нас получиться толстенький цилиндр.

Если у вас получилась сосиска, значит, вы слегка перестарались и сможете из неё слепить лишь таксу. Цилиндр мы держим одной рукой и плавно поворачиваем, а большим пальцем другой руки будем смещать глину с середины цилиндра к его краю.

Потом комок перевернем и так же сгоним глину к другому краю. У нас получится огрызок яблока, не очень тщательно объеденный в середине.

Далее возьмем стек, который филимоновские мастера, называют пичужкой, и с его помощью разделим выступающие части яблока с одной и другой стороны, но не с торца, а сбоку.

Торопиться не будем и из четырех долек постараемся сделать четыре ноги, одинаковые по толщине. Это комочки превратятся в ноги коня, если мы станем обжимать их со всех сторон, таким образом, чтоб они вытянулись в виде морковки, то есть у основания были толстенькими, а у концов тонкими.




Перевернем игрушку, поставим на ноги, если ноги окажутся одинаковые и по длине, то, радостно вздохнув, приступим к верхней части. Глину с одного края превратим в шею, из другой сделаем камеру свистка. Но свисток оставим на потом, а сейчас займемся шеей. Её будем вытягивать, так же как и ноги «морковкой», она должна получиться- мощной длинной, гладкой.


Верхнюю тонкую часть шеи загнем вперед и немного опустим это будет мордочка, а самый верх шеи с помощью стека разделим на две части это уши нашей лошадки. И мордочке и ушам придаем ту же конусовидную форму морковки. Если от ваших теплых рук, игрушка покрылась мелкими трещинками самое время их загладить влажными пальцами.



Не будем спешить и тщательно отгладим все шероховатости и неровности, иначе расписывать такую игрушку будет сложно. Я думаю, всякий, глядя на нашу игрушку, скажет, что это четвероногое животное, но не каждый поймет, что это лошадка. Для большего сходства мы сделаем ей гриву, а именно двумя пальцами сплющим шею со стороны спины по всей длине.




Теперь перейдем к изготовлению свистка. Если делать свисток без камеры, то свист будет слишком пронзительный и высокий. Мы будем делать камеру, и свист нашего свистка будет сочный и густой. Слегка намочив указательный палец, мы в середине комочка сделаем отверстие, немного расширим и углубим его. Будем стараться, чтоб при этом край камеры не сильно расширялся, так как нам её предстоит закрыть. То есть мы должны получить форму ореха с пустотой внутри. Мастера, придумали немало способов, изготовления свистка. Различными инструментами из разной глины, получались свистки с разнообразным свистом.



Если мы решим сделать лошадке хвост вместо свистка, то это значительно упростит нашу задачу. Комок глины, над задними ногами мы обжимаем и немного вытягиваем. Придаем хвосту форму метелки и затем, сплющив с боков, прижимаем к туловищу. Круглым концом стека делаем нашей лошадке глаза, нос и рот, подписываем её и оставляем на столе для просушки и любования.



Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)

Вопрос:

  • Где возник промысел филимоновской игрушки?

  • Почему игрушка называется филимоновской?

  • Особенности филимоновской игрушки?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Понравился урок?

  • Понравились свои и чужие работы?

Хозяйка: Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые работы.

Сегодня на занятии вы научились приемам лепки филимоновской игрушки. А на следующем уроке вы научитесь правильно расписывать филимоновскую игрушку.

СЛАЙД № 35

Спасибо!!!



© 2010-2022