Рабочая программа 5 класс Изобразительное искусство

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Нырья» Кукморского муниципального района Республики Татарстан







Рассмотрена на заседании

методического объединения и рекомендована к утверждению

Руководитель МО

____________Сергеев Н.А.

Протокол №____от________________

Согласована

Заместитель директора по учебной работе

_____________

Гатауллина Л.Ф.

Утверждена

Директор школы

______________Данилов Н.Н.

Приказ № 90 от 28.08.2015



Рабочая программа

по изобразительному искусству для 5 класса

на 2015-2016 учебный год

Дмитриевой Людмилы Петровны





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. ФЗ - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

  3. Закон Республики Татарстан «Об Образовании»

  4. Учебный план МБОУ «СОШ с.Нырья» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год;

  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ с.Нырья» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

  6. Обучение ведется по учебнику: Изобразительное искусство: 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Б.М.Неменский М.: просвещение, 2014.

Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 35 часов в год /1 час в неделю

Цель изучения предмета:приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Задачи: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

-способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

-способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

-ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства.

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.


Учебно-тематическое планирование

№ темы

Тема

Количество часов

Контрольные уроки

1

Народное художественное творчество - неиссякаемый источник самобытной красоты

20


2

Изобразительное искусство и архитектура России

7


3

Зарубежное изобразительное искусство и архитектура

5


4

Современное изобразительное искусство

3

1

Итого

35

1







































Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,

языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта;

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет или явление;

  • определять логические связи между предметами или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи или способа ее решения;

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

  • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

  • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

  • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

  • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

  • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

  • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; культуре зрительского восприятия;

  • характеризовать временные и пространственные искусства;

  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;

  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

Выпускник получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII - XIX веков;

  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII - XIX веков;

  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

Используемая литература

1. Литература для учителя:

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5классы./Н. А. Горяева, О.В. Островская под редакцией Б. М. Неменского, Москва «Просвещение» 2014.

2. Литература для учащихся:

1. «Юный художник» под редакцией Л.А Шитова

2. Краткий словарь художественных терминов, под редакцией Н. М. Сокольниковой, Обнинск, издательство «Титул»1996.

3. «Artcouncil» Художественный совет, 2008.

3.Дидактические материалы:

  1. Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

  2. Муляжи для рисования

  3. Тела геометрические

  4. Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

  5. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

  6. Работы педагога





Календарно-тематическое планирование


№ урока


Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата проведения


Примечание

план

факт

Народное художественное творчество - неиссякаемый источник самобытной красоты. 20 ч.

1

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).

Характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);

Создавать декоративные изображения на основе русских образов;

раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

Создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

Создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

Определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

Характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

Различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

Различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

Находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

Различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;


2

Древние образы в народном творчестве.

3

Русская изба: единство конструкции и декора.

4

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

5

Орнамент как основа декоративного украшения.

6

Праздничный народный костюм - целостный художественный образ.

7

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

8

Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.

9

Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка)

10

Древние образы в народных игрушках (Филимоновская игрушка)

11

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели)

12

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Городецкая роспись)

13

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Хохлома)

14

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Жостово)

15

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (роспись по металлу)

16

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (щепа)

17

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (роспись по лубу и дереву)

18

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (роспись по лубу и дереву)

19

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (, тиснение и резьба по бересте)

20

Связь времен в народном искусстве

Изобразительное искусство и архитектура России. 7 ч

21

Архитектура и дизайн.

Знать произведения наиболее ярких представителей русской архитектуры.

Различать этапы развития русского искусства .

Распозновать Живопись, график, скульптур и архитектуру России XVIII-XX вв.

Уметь выполнения гербы, эмблемы.

Называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII - XIX веков;

Называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII - XIX веков;

Узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

Анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;


22

Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси.

23

Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII-XX вв.

24

Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени.

25

Художественные объединения. Выполнения герба, эмблемы.

26

Великие исторические события в русском искусстве.

27

Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры.

Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. 5 ч

28

Знакомство с основными этапами развития искусства .

Знать произведения наиболее ярких представителей зарубежной архитектуры.

Различать этапы развития зарубежного искусства .

Знать наиболее крупные художественные музеи мира;

Знать особенности художественного образа в разных видах искусства.

Понимать отражение в искусстве изменчивости, эстетического образа человека в разные исторические эпохи.

29

Синтез изобразительных искусств и архитектуры.

30

Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства.

31

Особенности художественного образа в разных видах искусства.

32

Отражение в искусстве изменчивости, эстетического образа человека в разные исторические эпохи.

Современное изобразительное искусство. 3 ч

33

ИЗО искусство, дизайн и архитектура в современном мире.

Объяснять отличия современного искусства от традиционного народного искусства.

Уметь создавать эскизы.

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современного искусства.

34

Промежуточная контрольная работа за год

35

Понимание смысла деятельности художника в современном мире.

Итого 35 часов





Итоговая работа для промежуточной аттестации по Искусству (ИЗО)

1-В

Часть 1

Выберите один правильный ответ
1. Что означает слово «графика»?

А) «Изображаю»;

Б) «рисую»;

В) «закрашиваю»;

Г) «вырезаю».

2. Что не использует графика?

А) Цвет;

Б) штрих;

В) точка;

Г) линия.

3. Основное художественно-выразительное средство в живописи.

А) Цвет;

Б) линия;

В) штрих;

Г) точка

4.Синий, голубой, зеленый - это:

А) холодные цвета;

Б) хроматические цвета;

В) теплые цвета;

Г) основные цвета.

5. Красный, синий, желтый - это:

А) холодные цвета;

Б) теплые цвета;

В) основные цвета;

Г) составные цвета.

6.Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна.

А) графика;

Б) живопись;

В) скульптура;

Г) ДПИ.

7. Жанр, в котором главный герой - природа.

А) Натюрморт;

Б) пейзаж;

В) портрет;

Г) анимализм.

8. Жанр, в котором главный герой - животные

А) Натюрморт;

Б) пейзаж;

В) портрет;

Г) анимализм.

9. Художник, изображающий море.

А) Маринист;

Б) баталист;

В) анималист;

Г) портретист.

10. Художник, изображающий животных

А) Маринист;

Б) баталист;

В) анималист;

Г) портретист.

11. Какой цвет надо добавить к красному, чтобы получился оранжевый?

А) Синий Б) Красный В) Желтый

Г) Зелёный

12. Какой цвет нужно добавить к синему, чтобы получился зеленый цвет?

А) Синий Б) Красный В) Желтый

Г) Зелёный

13.Как называется наука, которая рассказывает о цвете?

А) цветоведение В) Цветок
Б )композиция Г) Цветник

Рабочая программа 5 класс Изобразительное искусство

14. Из предложенных цветов выберите тот, который не относится к главным?

А) Синий Б) Красный В) Желтый

Г) Зелёный

15. При смешивании жёлтой и синей, красок получается:

А) Синий Б) Красный В) Желтый

Г) Зелёный

Часть 2


16) Что лишнее?

А)Краски, Б)бумага, В) фломастеры, Г)тушь, Д)пастель, Е)сангина

17)20.Синий, голубой, - это:

А) холодные цвета;

Б) хроматические цвета

В) теплые цвета;

Г) основные цвета.

18)Дизайн от слова-

А) рисовать, закрашивать,

Б) писать, размышлять,

В) конструировать, проектировать, чертить

Г) строить накладывать, рисовать

Часть 3

19) Дайте развернутый ответ:

Живопись это-

Графика это-

Критерии оценивания промежуточной контрольной работы по искусству (ИЗО)

За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.

17-19 правильных ответов выставляется оценка «5»

14-16 - оценка «4»

9-13 - оценка «3»

Менее 8 баллов - оценка «2»

За выполнение части 2 учащийся получает 0-2 балла

2 балла-задание выполнено правильно;

1 балл-одно не соответствие;

0 баллов- 2 и более несоответствия;

За выполнение части 3 учащийся получает 0-2 балла

2 балла- правильный ответ;

1 балл -ответ не полный;

0 баллов- ответ не верный;



© 2010-2022