- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Планирование по ИЗО на темупояснительная записка
Планирование по ИЗО на темупояснительная записка
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шолохова Е.В. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса составлена на основе следующих документов:
-
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
-
Основной образовательной программы образовательного учреждения.
-
Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
-
Методического письма о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2015/2016 уч. г.;
-
Приказа об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год (Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 19 декабря 1912 года № 1067);
-
Авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
-
Графика распределения учебного и каникулярного времени на 2015- 2016 учебный год;
-
Требований к МТО
Цели изучения предмета
• формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека
• развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
• воспитание культуры восприятия произведений искусства,
• овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, выявление связи и роли искусства в процессе повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Место учебного предмета в учебном (образовательном) плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» является необходимым компонентом общего образования школьников.
В базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования для изучения в 4 классе отведено 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»
Личностные
-
проявление познавательных интересов и активности в изобразительной деятельности;
-
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
-
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
-
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
-
формирование духовных и эстетических потребностей;
-
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
-
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
-
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
формирование эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру.
Метапредметные
Регулятивные
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-изобразительной деятельности
• объективное оценивание вклада своей познавательно-изобразительной деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-изобразительной деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-изобразительной деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых изобразительных задачах;
Коммуникативные
• Согласование и координация совместной познавательно-изобразительной деятельности с другими ее участниками;
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Познавательные
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
• Проявлять инновационный подход к решению изобразительных задач;
ИКТ-компетентность
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
Предметные
• рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания изобразительных объектов;
• оценка свойств художественных материалов и областей их применения;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и изобразительных задач;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в изобразительной деятельности;
-
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
-
ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
-
ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
-
первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
-
получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
-
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-
освоение умений применять в художественно - творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
-
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
Основное содержание учебного предмета
В представленной учебной программе содержание полностью соответствует авторской программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс и примерной программе по изобразительному искусству. Для реализации государственного стандарта по изобразительному искусству в нее внесены следующие изменения
1) определены виды деятельности обучающихся на уроке;
2) внесены изменения и дополнения в зрительный ряд;
3) совмещены виды деятельности обучающихся на уроке: беседа и практическая работа.
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса построена на основе преемственности, вариативности, постепенного нарастания сложности заданий и последовательного приобретения навыков и умений.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№
п.п.
Название пособия
Автор
Год издания
Издательство
1
Изобразительное искусство.
Учебник для общеобразоват. учрежд.
Неменская Л.А
2014
Просвещение
2
Твоя мастерская.
(рабочая тетрадь к учебнику)
Неменская Л.А.
2004
Просвещение
3
Изобразительное искусство.
Методическое пособие. 1-4 кл.
Неменский Б.М.
2014
Просвещение
4
«Изобразительное искусство» Поурочные разработки по учебнику Л.А. Неменской: 1-4 классы.
Шампарова Л.В
2013
Просвещение
Интернет-ресурсы:
-
standart.ru
-
school2100.ru
-
pedsovet.org
-
pedsovet.su
-
uchportal.ru
-
rusedu.ru
-
isovschoole.ru
-
wiki.ru
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Аудиоцентр.
4. Пособие «Уроки рисования» cd-диск
5. Коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности: альбомы, репродукции, произведения ДПИ, почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты, натуральные объекты, модели, макеты и т.д.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Контроль за уровнем достижений обучающихся по изобразительному искусству проводится в форме устной оценки за выполненную работу.
Этапы оценивания детского рисунка
- решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
- характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
- качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
- владение техникой: как обучающийся пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
- общее впечатление от работы: рассматриваются возможности ребенка, его успехи в данном деле, его вкус.
Учёт ошибок и оценка работ
«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок, работа выразительна и интересна.
«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
«2» - поставленные задачи не выполнены.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» учащийся 4 класса независимо от изучаемого блока или раздела
Научится
Получит возможность познакомиться
-
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно - прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
-
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
-
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;
-
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
-
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
-
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
-
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
-
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
-
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
-
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
-
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
-
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
-
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
-
передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
-
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
-
видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
-
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
-
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
-
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
-
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
-
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
-
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
-
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
-
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Учебно-тематическое планирование для 4 класса (34 часа)
Тема курса: Каждый народ - художник
(Изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей Земли)
№
Тема + Вид деятельности
Кол-во часов
Л(Э)1
Пр2
Зрительный ряд
ФИО мастеров
ФК3
I ЧЕТВЕРТЬ. Истоки родного искусства
1
Пейзаж родной земли (разработка эскиза, выполнение композиции в цвете)
2
2
И. Левитан, И. Шишкин,
А. Саврасов.
СР
2
Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир (беседа, рисование на заданную тему)
2
1
1
В. Серов, К. Коровин, В.Стожаров.
ФО, СР
3
Образ красоты человека (разработка эскиза, выполнение композиции в цвете)
2
2
В. Суриков, В. Васнецов И. Билибин, А. Венецианов.
СР
4
Народные праздники (разработка эскиза, создание тематической композиции в цвете)
2
2
Б. Кустодиев, К. Юон,
Ф. Малявин.
СР
Итого:
8
1
7
II ЧЕТВЕРТЬ. Древние города нашей Земли
5
Древнерусский город-крепость (рисование на заданную тему)
1
1
А. Васнецов, Н. Рерих.
СР
6
Древние соборы (рисование с натуры (с репродукции), по памяти и представлению)
1
1
А. Васнецов, И. Билибин,
Н. Рерих. Фотографии соборов Москвы и др.городов.
СР
7
Древний город и его жители (рисование на заданную тему)
1
1
Изображения старинной архитектуры и костюмов.
СР
8
Древнерусские воины-защитники (рисование на заданную тему)
1
1
А. Васнецов, И. Билибин,
В. Фаворский. Иллюстрации к былинам и сказкам.
СР
9
Города Русской земли (рисование с натуры (с репродукции), по памяти и представлению)
1
1
Фотографии соборов Москвы, Новгорода, Владимира и других старинных городов.
СР
10
Узорочье теремов (декоративная работа)
1
1
А. Васнецов, И. Билибин.
СР
11
Праздничный пир в теремных палатах (разработка эскиза, выполнение тематической композиции в цвете)
2
2
А. Васнецов, К.Коровин,
И. Билибин. Театральные эскизы, иллюстрации к сказкам.
СР
Итого:
8
0
8
III ЧЕТВЕРТЬ. Каждый народ - художник
12
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)
2
2
К. Утамаро, К. Хокусай.
Фотографии японской архитектуры, примеры костюма.
СР
13
Искусство народов гор и степей (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)
2
2
П. Кузнецов.
Книги по истории культуры.
СР
14
Образ художественной культуры Средней Азии (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)
2
2
Фотографии среднеазиатской архитектуры, примеры костюма.
СР
15
Образ художественной культуры Древней Греции (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)
2
2
Фотографии произведений древнегреческих скульпторов, греческих ваз, архитектуры.
СР
16
Образ художественной культуры Западной Европы (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)
2
2
Фотографии старинных городов Западной Европы, средневековой скульптуры; примеры костюма.
СР
17
Многообразие художественных культур в мире (беседа, выставка работ)
1
1
Работы учащихся.
ФО, СР
Итого:
11
1
10
IV ЧЕТВЕРТЬ. Искусство объединяет народы
18
Все народы воспевают материнство (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)
2
2
Икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль Санти.
СР
19
Все народы воспевают мудрость старости (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)
2
2
Рембрандт ван Рейн, Леонардо да Винчи, Эль Греко, В. Тропинин.
СР
20
Сопереживание - великая тема искусства (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)
1
1
И. Репин, Рембрандт ван Рейн.
СР
21
Герои, борцы и защитники
(разработка эскиза памятника)
1
1
Памятники героям разных народов, скульптурные произведения XIX и XX веков.
СР
22
Юность и надежды
(рисование на заданную тему)
1
1
В. Тропинин, З. Серебрякова.
СР
23
Искусство народов мира (беседа, итоговая выставка работ)
1
1
Работы учащихся.
ФО, СР
Итого:
7
1
6
Всего:
34
3
31
Использованные сокращения:
1 - Л - лекционные, Э - экскурсии;
2 - Пр - практические;
3 - ФК - форма контроля: СР - самостоятельная работа; ФО - фронтальный опрос.