Планирование по ИЗО на темупояснительная записка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса составлена на основе следующих документов:


  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);

  • Основной образовательной программы образовательного учреждения.

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования;

  • Методического письма о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2015/2016 уч. г.;

  • Приказа об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год (Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 19 декабря 1912 года № 1067);

  • Авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

  • Графика распределения учебного и каникулярного времени на 2015- 2016 учебный год;

  • Требований к МТО

Цели изучения предмета

• формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека

• развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

• воспитание культуры восприятия произведений искусства,

• овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, выявление связи и роли искусства в процессе повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Место учебного предмета в учебном (образовательном) плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» является необходимым компонентом общего образования школьников.

В базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования для изучения в 4 классе отведено 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»

Личностные

  • проявление познавательных интересов и активности в изобразительной деятельности;

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

  • воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

  • формирование духовных и эстетических потребностей;

  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • формирование эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру.

Метапредметные

Регулятивные

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-изобразительной деятельности

• объективное оценивание вклада своей познавательно-изобразительной деятельности в решение общих задач коллектива;

• оценивание своей познавательно-изобразительной деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

• диагностика результатов познавательно-изобразительной деятельности по принятым критериям и показателям;

• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых изобразительных задачах;

Коммуникативные

• Согласование и координация совместной познавательно-изобразительной деятельности с другими ее участниками;

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Познавательные

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

• Проявлять инновационный подход к решению изобразительных задач;


ИКТ-компетентность

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

Предметные

• рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания изобразительных объектов;

• оценка свойств художественных материалов и областей их применения;

• владение алгоритмами и методами решения организационных и изобразительных задач;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в изобразительной деятельности;

  • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

  • ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

  • ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

  • первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

  • получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно - творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;


Основное содержание учебного предмета

В представленной учебной программе содержание полностью соответствует авторской программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс и примерной программе по изобразительному искусству. Для реализации государственного стандарта по изобразительному искусству в нее внесены следующие изменения

1) определены виды деятельности обучающихся на уроке;

2) внесены изменения и дополнения в зрительный ряд;

3) совмещены виды деятельности обучающихся на уроке: беседа и практическая работа.

Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса построена на основе преемственности, вариативности, постепенного нарастания сложности заданий и последовательного приобретения навыков и умений.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


п.п.

Название пособия

Автор

Год издания

Издательство

1

Изобразительное искусство.

Учебник для общеобразоват. учрежд.

Неменская Л.А

2014

Просвещение

2

Твоя мастерская.

(рабочая тетрадь к учебнику)

Неменская Л.А.

2004

Просвещение

3

Изобразительное искусство.

Методическое пособие. 1-4 кл.

Неменский Б.М.

2014

Просвещение

4

«Изобразительное искусство» Поурочные разработки по учебнику Л.А. Неменской: 1-4 классы.

Шампарова Л.В

2013

Просвещение

Интернет-ресурсы:


  1. standart.ru

  2. school2100.ru

  3. pedsovet.org

  4. pedsovet.su

  5. uchportal.ru

  6. rusedu.ru

  7. isovschoole.ru

  8. wiki.ru

Технические средства обучения.

1. Классная магнитная доска.

2. Компьютер.

3. Аудиоцентр.

4. Пособие «Уроки рисования» cd-диск

5. Коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности: альбомы, репродукции, произведения ДПИ, почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты, натуральные объекты, модели, макеты и т.д.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Контроль за уровнем достижений обучающихся по изобразительному искусству проводится в форме устной оценки за выполненную работу.

Этапы оценивания детского рисунка

- решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

- характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

- качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

- владение техникой: как обучающийся пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

- общее впечатление от работы: рассматриваются возможности ребенка, его успехи в данном деле, его вкус.

Учёт ошибок и оценка работ

«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок, работа выразительна и интересна.

«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

«2» - поставленные задачи не выполнены.






Планируемые результаты изучения учебного предмета


В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» учащийся 4 класса независимо от изучаемого блока или раздела

Научится

Получит возможность познакомиться

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно - прикладное искусство) и участ­вовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ни­ми для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

  • эмоционально-ценностно относиться к природе, челове­ку, обществу; различать и передавать в художественно-творчес­кой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различ­ные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружа­ющего мира и жизненных явлений;

  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с по­мощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: переда­вать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; пе­редавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы раз­личной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведе­ний народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выбирать художественные материалы, средства художе­ственной выразительности для создания образов природы, че­ловека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к ка­чествам данного объекта.


  • воспринимать произведения изобразительного искус­ства, участвовать в обсуждении их содержания и выра­зительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

  • видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, де­коративные искусства в доме, на улице, в театре);

  • высказывать аргументированное суждение о художе­ственных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладно­го искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; пе­редавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • моделировать новые формы, различные ситуации пу­тём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и постро­ек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в програм­ме Paint.

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и раз­нообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.



Учебно-тематическое планирование для 4 класса (34 часа)

Тема курса: Каждый народ - художник

(Изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей Земли)

Тема + Вид деятельности

Кол-во часов

Л(Э)1

Пр2

Зрительный ряд

ФИО мастеров


ФК3

I ЧЕТВЕРТЬ. Истоки родного искусства

1

Пейзаж родной земли (разработка эскиза, выполнение композиции в цвете)

2


2

И. Левитан, И. Шишкин,

А. Саврасов.


СР

2

Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир (беседа, рисование на заданную тему)

2

1

1

В. Серов, К. Коровин, В.Стожаров.


ФО, СР

3

Образ красоты человека (разработка эскиза, выполнение композиции в цвете)

2


2

В. Суриков, В. Васнецов И. Билибин, А. Венецианов.


СР

4

Народные праздники (разработка эскиза, создание тематической композиции в цвете)

2


2

Б. Кустодиев, К. Юон,

Ф. Малявин.


СР

Итого:

8

1

7


II ЧЕТВЕРТЬ. Древние города нашей Земли

5

Древнерусский город-крепость (рисование на заданную тему)

1


1

А. Васнецов, Н. Рерих.


СР

6

Древние соборы (рисование с натуры (с репродукции), по памяти и представлению)

1


1

А. Васнецов, И. Билибин,

Н. Рерих. Фотографии соборов Москвы и др.городов.


СР

7

Древний город и его жители (рисование на заданную тему)

1


1

Изображения старинной архитектуры и костюмов.


СР

8

Древнерусские воины-защитники (рисование на заданную тему)

1


1

А. Васнецов, И. Билибин,

В. Фаворский. Иллюстрации к былинам и сказкам.


СР

9

Города Русской земли (рисование с натуры (с репродукции), по памяти и представлению)

1


1

Фотографии соборов Москвы, Новгорода, Владимира и других старинных городов.


СР

10

Узорочье теремов (декоративная работа)

1


1

А. Васнецов, И. Билибин.


СР

11

Праздничный пир в теремных палатах (разработка эскиза, выполнение тематической композиции в цвете)

2


2

А. Васнецов, К.Коровин,

И. Билибин. Театральные эскизы, иллюстрации к сказкам.


СР

Итого:

8

0

8


III ЧЕТВЕРТЬ. Каждый народ - художник


12

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)

2


2

К. Утамаро, К. Хокусай.

Фотографии японской архитектуры, примеры костюма.


СР

13

Искусство народов гор и степей (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)

2


2

П. Кузнецов.

Книги по истории культуры.


СР

14

Образ художественной культуры Средней Азии (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)

2


2

Фотографии среднеазиатской архитектуры, примеры костюма.


СР

15

Образ художественной культуры Древней Греции (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)

2


2

Фотографии произведений древнегреческих скульпторов, греческих ваз, архитектуры.


СР

16

Образ художественной культуры Западной Европы (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)

2


2

Фотографии старинных городов Западной Европы, средневековой скульптуры; примеры костюма.


СР

17

Многообразие художественных культур в мире (беседа, выставка работ)

1

1


Работы учащихся.


ФО, СР

Итого:

11

1

10


IV ЧЕТВЕРТЬ. Искусство объединяет народы

18

Все народы воспевают материнство (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)

2


2

Икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль Санти.

СР

19

Все народы воспевают мудрость старости (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)

2


2

Рембрандт ван Рейн, Леонардо да Винчи, Эль Греко, В. Тропинин.

СР

20

Сопереживание - великая тема искусства (выполнение эскиза, рисование на заданную тему)

1


1

И. Репин, Рембрандт ван Рейн.

СР

21

Герои, борцы и защитники

(разработка эскиза памятника)

1


1

Памятники героям разных народов, скульптурные произведения XIX и XX веков.

СР

22

Юность и надежды

(рисование на заданную тему)

1


1

В. Тропинин, З. Серебрякова.

СР

23

Искусство народов мира (беседа, итоговая выставка работ)

1

1


Работы учащихся.

ФО, СР

Итого:

7

1

6

Всего:

34

3

31

Использованные сокращения:

1 - Л - лекционные, Э - экскурсии;

2 - Пр - практические;

3 - ФК - форма контроля: СР - самостоятельная работа; ФО - фронтальный опрос.


© 2010-2022