Роль обучения языку ИЗО Материал из опыта работы для родителей и молодых учителей

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ ИЗО

Материал для родителей и молодых учителей.

Наталья Фёдоровна Коноваленко,

учитель ИЗО высшей категории

МБОУ «Лицей № 69» г Ростов-на-Дону


1 СВОЙСТВА ЦВЕТА В ЖИВОПИСИ

В круг понятия «язык изобразительного искусства» можно включить очень много: от выбора ширины и толщины мазка кистью до решения сложнейших колористических задач, от поисков формата и размера рисунка до использования неисчерпаемых возможностей композиции с целью заострения внимания зрителей на главном.

Язык изобразительно искусства служит художнику средством выражения его мыслей, чувств, его отношения к действительности. Важно, к какому виду ИЗО относится тот или иной вид деятельности обучающегося, какими материалами и принадлежностями он воспользовался, потому что для каждого из видов искусства характерен тот или иной язык, с помощью которого замысел художника станет ясен.

Языком живописи, то есть, средством её выразительности является, конечно, цвет.

Именно поэтому в обучении важнейшая роль отводится умению работать с красками. Учащиеся должны знать, какие цвета, положенные рядом, дружны - легко образуют новый красивый цвет, а какие, напротив, резки, контрастны, - при смешивании образуют глухие тона, сложный цвет или даже грязный.

С начальной школы дети обучаются основным знаниям о цвете: главные (основные) и дополнительные (составные), а так же навыкам смешивания красок - для того, чтобы получить желаемый оттенок. Цвет может быть звонким или тихим - любым, выражать нежность, веселье, грусть, злость, печаль. Роль учителя в вопросе приобщения учащихся к знаниям о языке живописи огромна.

Научившись пользоваться этим языком, ребёнок начинает интересоваться живописью, приобщаться к искусству. Если человек хотя бы немного рисует сам, то воспитывать его средствами искусства во много раз легче, чем с помощью обычных бесед, потому что ему будет интересно не только любоваться художественными произведениями, но и постигать смысл, вложенный художником в картину. Ведь он тоже рисует, тоже пытается передать средствами изображения свои мысли и чувства.

Поэтому родители, покупая ребёнку материалы для рисования, должны понимать, что работа качественными принадлежностями предоставит ребёнку и более широкие возможности. Это и акварельные краски, и гуашь, поскольку техника работы этими красками разная, плотность мазка - разная, следовательно, разные выразительные возможности - язык живописания. И, конечно, кисть беличья, №3 и №6 - для проработки деталей и закрашивания больших поверхностей фона (море, небо, крона деревьев).

2. СВОЙСТВА ЛИНИЙ В ГРАФИКЕ

Помимо обучения живописи ребёнку необходимо показать, какие выразительные возможности таит в себе графика: у ребёнка должны быть для занятий и сухие принадлежности: карандаш простой, и цветные карандаши, и мелки (неплохо - пастель или восковые, сангина, уголь).

Линия сама может выглядеть агрессивной, спокойной, равнодушной, убегающей вдаль, возносящейся вверх. Её можно использовать для передачи замысла, если знать, как она работает. Средствами выразительности графики могут быть линия, штрих и пятно, если умело использовать их в качестве языка искусства.

Существует линия разной толщины, цвета и шероховатости, короткая, - штрих или длинная. Поэтому для оформительской работы существуют так же дополнительные материалы: маркеры, фломастеры. Их линия - чёткая, яркая, палитра многоцветная.

Обучившись языку изобразительного искусства, ребёнок может иллюстрировать свои мысли и легко понимать иллюстрации художников к произведениям художественной или научной литературы, а так же сделать более понятной для окружающих свою речь.

3. ОСОБЕННОСТИ СКУЛЬПТУРЫ

Особый язык имеет скульптура - здесь всё зависит от материала и объёма, занимаемого в пространстве

Образ, который хочет воплотить в жизнь скульптор, будет выразителен, если между идеей автора, материалом и объёмом будет абсолютная гармония.

Лесной гном лучше смотрится, если он - маленький, деревянный, забавный - это ведь сказочный персонаж.

Пластика балерины выразительней в гипсе или мраморе, а так же в фарфоре.

Монумент в память о жертвах фашизма должен быть большим, в камне, граните, потому что память должна быть долгой, вечной - это скорбь о погибших во имя жизни - через произведения искусства. И в этих произведениях всё реалистично и серьёзно.

Именно поэтому так грандиозен Мамаев курган в Волгограде. Скульптуры Е. Вучетича мощно передают всю силу и мужество защитников Сталинграда - на грани человеческих возможностей: « Стоять насмерть!»

Если ребёнок пробует свои силы в лепке, пусть начинает с цветного пластилина, позже ему будет интересна работа серым профессиональным или глиной, когда цвет уже не важен, поскольку в настоящей скульптуре важней форма и объём. В дальнейшем этот интерес может преобразоваться в профессию археолога или историка искусства.

4. ОСОБЕННОСТИ ДПИ

Язык искусства существует и в декоративном прикладном искусстве: вышивка ли это, макраме, бисер, соломка или роспись - для ДПИ есть свой язык выразительности. Поскольку дети очень любят всякие поделки, важно обучать их средствам выразительности создаваемого изделия ДПИ. Созидание красоты захватывает, ею хочется поделиться - показать свои достижения, подарить! Виды деятельности в ДПИ так многообразны, что все их даже н перечислить: это роспись по глине, фарфору, металлу, ткани, дереву. Это плетение кружева, лозы, макраме, вышивка, изделия из природных материалов, работа бисером, чеканка и многое другое.

Для того, чтобы ребёнок мог сам создавать красоту и наслаждаться ею, оценить её по достоинству, понимать сложность изобразительных средств, необходимо усвоить элементарную грамоту изобразительного языка на занятиях искусством.

Задача педагога - познакомить учащихся с тем, какой выразительной силой обладают художественные материалы и принадлежности, какие возможности открывают они для ребят. Часто от этого зависит , увлекутся ли дети рисованием. Нужно, что бы они поняли: рисунок - основа всех видов изобразительного искусства. Он лежит и в основе построения композиции любой картины, предмета ДПИ, в создании скульптуры, архитектуры.

Приобщая детей, таким образом, на доступном им уровне, к пониманию роли ДПИ, учитель знакомит детей с народным творчеством и народными промыслами родной страны и стран мира, постепенно усложняя задачи, прививает интерес к искусству в целом ведь искусство - интернационально, оно служит миру. Занимаясь изобразительным искусством, человек познаёт мир, анализирует его. Рисование полезно, потому что развивает интерес к окружающему миру, любознательность, внимание.

Ещё великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело Боунарроти утверждал, что «рисунок - источник и корень всякой науки. Наиболее важно здесь рисование с натуры, во время которого развивается не только память, внимание, но и абстрактное мышление, без которого невозможно дать конструктивный анализ формы предмета.»

Итак, у каждого вида искусства свой специфический язык, и он непрерывно связан с содержанием произведения, инструментами и материалами, которые использует художник.


© 2010-2022