Технологическая карта урока Искусство Фландрии

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке- мировая художественная культура.Технологическая карта занятияОбразовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение личности в культурном пространстве.Цель: Научить подростка странствовать в безграничном мире культуры: прокладывать в нем свои собственные маршруты.Задачи:Знакомство с разнообразными объектами культурного наследия.Приобре...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творить - значит выражать то, что есть в тебе

(А. Матисс)














Тетрадь творческих заданий

по мировой художественной культуре


к учебникам Г.И. Даниловой:


Мировая художественная культура. От истоков до XVII века.

10 класс. Базовый уровень


Мировая художественная культура: от XVII века до современности.

11 класс. Базовый уровень









Составитель:

учитель МХК Меньшенина В.В.





2011


ОБРАЩЕНИЕ К СОАВТОРУ


Дорогие десятиклассники!

Сегодня вы начинаете изучение нового учебного предмета - «Мировая художественная культура». Этот предмет является интегрированным, так как включает в себя знания нескольких областей: истории, литературы, изобразительного искусства, архитектуры и музыки. Кроме произведений литературы, живописи, архитектуры, музыки на уроках МХК вы также узнаете о появлении и развитии киноискусства.

Изучать курс МХК вы будете в 10-м и 11-м классах. Помогут вам в этом учебники Галины Ивановны Даниловой: «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века» (10 класс) и «Мировая художественная культура: от XVII века до современности» (11 класс). К сожалению, автор не разработала рабочей тетради к своему учебнику, поэтому я попробовала сделать это самостоятельно. Но свою тетрадь я назвала не рабочей, а тетрадью творческих заданий, так как предлагаемые в ней задания в большей степени рассчитаны на проявление ваших творческих способностей, умение понять и объяснить замысел автора художественного произведения.

Материал учебника разделен на главы (в 10 и 11 классах по 29 глав). В тетради к каждой главе предлагается одно или два задания.

При составлении заданий я опиралась на следующие принципы:

  1. выполняя задания, ученик становится соавтором, выражая свои мысли и впечатления от произведений искусства или делая рисунки;

  2. в основе большинства заданий лежит синтез искусств (например, прочитать и проанализировать стихотворение, посвященное архитектурному стилю или сооружению);

  3. при выполнении некоторых заданий необходимо обращаться к ресурсам Интернет и справочной литературе, что способствует развитию информационной культуры.

В результате систематического выполнения творческих заданий вы научитесь:

  • анализировать художественные произведения;

  • определять собственную позицию к изучаемому художественному произведению, формулировать собственные эстетические и оценочные суждения;

  • аргументировать свою точку зрения.

Кроме всего вышесказанного тетрадь творческих заданий позволит учителю более гибко подойти к оцениванию и мониторингу ваших достижений. Совершенно очевидно, что в рамках урока невозможно выслушать и индивидуально поработать с каждым из вас, а в тетради учитель сможет проверить и оценить уровень овладения вами основным содержанием курса МХК.

Желаю успехов!

Мировая художественная культура. От истоков до XVII века

10 класс


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Искусство первобытного человека. Художественная культура Древней Передней Азии. Архитектура Древнего Египта. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Художественная культура Мезоамерики


  1. Внимательно прочитайте стихотворение русского поэта В.Д. Берестова «Первые рисунки» (1958 г.) и сделайте его анализ. (Примерный план анализа стихотворения: учебник, с.362)

Первые рисунки

Пусть предок жизнью жил полузвериной,

Но мы его наследьем дорожим.

Он не умел слепить горшок из глины,

Боялся духов, выдуманных им.

Но до сих пор в его глухой пещере

Толпой теней стремительно живой,

Летят по стенам яростные звери,

Свирепые противники его.

Глаз мамонта испуганно косится,

Бежит олень, погоней окрылен,

Упал и, умирая, шевелится,

И кровь глотает раненный бизон.

Охотники бесшумно шли по следу,

И громким криком открывали бой,

И закрепляли трудную победу

Рисунком легким, тонкою резьбой.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.1.3., с.16-19). Нарисуйте эскизы костюма и маски тотема первобытного человека.


  1. Внимательно прочитайте стихотворение русского поэта В.Я. Брюсова «Ассаргадон» (1897 г.) и сделайте его анализ. (Примерный план анализа стихотворения: учебник, с.362)

Ассирийская надпись

Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,

Элам читал судьбу в моем едином взоре,

Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдет меня? кто будет равен мне?

Деянья всех людей - как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах - как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,

Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.3.1., с.32-35). Разработайте схему маршрута путешествия по долине Гизе.




  1. Внимательно рассмотрите скульптурный портрет Нефертити. Свои мысли и впечатления от произведения изложите в виде небольшого эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Используя ресурсы Интернет, посмотрите художественный фильм «Фараон» (Реж.Е.Кавалерович, Польша, 1966 г.). Напишите рецензию на просмотренный фильм. (Рекомендации по написанию рецензии: учебник, с.362)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп. 5.1.-5.4., с.53-62). Выполните эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из перьев, маски, геометрические орнаменты, аппликации из кожи) в традициях древнеамериканского искусства.







ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ

Эгейское искусство. Архитектурный облик Древней Эллады. Изобразительное искусство Древней Греции. Архитектурные достижения Древнего Рима. Изобразительное искусство Древнего Рима. Театр и музыка Античности


  1. Внимательно прочитайте стихотворение русского поэта В.Я. Брюсова «Эгейские вазы» (1916-1917 гг.). Какие отличительные особенности их стиля отмечены поэтом? Запишите.


Эгейские вазы


Они пленительны и нежны,

Они изысканно-небрежны,

То гармонически размерны,

То соблазнительно неверны,

Всегда законченны и цельны,

Неизмеримо-нераздельны,

И завершенность линий их

Звучит, как полнопевный стих.

От грозных и огромных пифов

До тонких, выточенных скифов,

Амфоры, лекифи, фиалы,

Арибаллы и самый малый

Каликий, все - живое чудо:

В чертах разбитого сосуда,

Загадку смерти разреша,

Таится некая душа!

Как исхищренны их узоры,

Ласкающие сладко взоры:

В запутанности линий гнутых,

То разомкнутых, то сомкнутых,

Как много жизни претворенной,-

Пресыщенной и утомленной

Холодным строем красоты,

В исканьях новой остроты!

И вот, причудливо согнуты,

Выводят щупальцами спруты

По стенкам нежные спирали;

Плывут дельфины на бокале,

И безобразны и прекрасны;

И стебель, странно-сладострастный,-

Па что-то грешное намек,-

Сгибает девственный цветок.

На черном поле звезды - рдяны,

Горят, как маленькие раны,

А фон лазурный иль червленый

Взрезают черные фестоны;

Глазам и сладостно и больно,

И мысль прикована невольно

К созданиям чужой мечты,

Горящим светом красоты.

Глубокий мрак тысячелетий

Расходится при этом свете!

И пусть преданья мира - немы!

Как стих божественной поэмы,

Как вечно ценные алмазы,

Гласят раздробленные вазы,

Что их творец, хотя б на миг,

Все тайны вечности постиг!

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.7.1., с.73-75). Используя ресурсы Интернет и справочную литературу, составьте небольшой терминологический словарь основных понятий древнегреческой ордерной системы. Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно рассмотрите памятник архитектуры эллинизма - Пергамский алтарь. Свои мысли и впечатления оформите в виде небольшого эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.8.1., с.84-86). Выполните эскизы росписей ваз или других предметов обихода в традициях древнегреческих мастеров.


  1. Используя ресурсы Интернет, посмотрите художественный фильм об истории Древнего Рима («Спартак»: Реж. С. Кубрик, США, 1960 г.) и сделайте на него рецензию. (Рекомендации по написанию рецензии: учебник, с.362)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.10.1., с.102-105). Сочините рассказ на тему «Римский император в скульптурном портрете и в жизни».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.11.1., с.111-112). Нарисуйте эскизы костюмов, декораций и масок для различных актерских амплуа греческого театра.


  1. Используя ресурсы Интернет и справочную литературу, определите и запишите значение таких музыкальных понятий, как «мелодия», «гармония», «ритм», «хор», «оркестр», «рапсодия», «симфония».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






















ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Мир византийской культуры. Архитектура западноевропейского искусства. Изобразительное искусство Средних веков. Театр и музыка Средних веков. Художественная культура Киевской Руси. Развитие русского регионального искусства. Искусство единого Российского государства. Театр и музыка


  1. Внимательно рассмотрите византийскую икону «Владимирская Богоматерь». Свои мысли и впечатления оформите в виде эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно прочитайте стихотворение русского поэта О.Э. Мандельштама «NotreDame» (1912 г.). Сделайте анализ этого стихотворения. (Примерный план анализа стихотворения: учебник, с.362)


NotreDame


Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, и - радостный и первый -
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

Но чем внимательней, твердыня NotreDame,
Я изучал твои чудовищные ребра, -
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.13.2, с.135-138). Используя ресурсы Интернет и справочную литературу, составьте словарь терминов романской и готической архитектуры. Запишите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно рассмотрите и опишите скульптурное убранство «Королевских врат» собора в Шартре во Франции. (План анализа произведения скульптуры: учебник, с.361)

Технологическая карта урока Искусство Фландрии



_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно прочитайте стихотворение «Капитель» (1907 г.) австрийского поэта Р.М. Рильке, посвященное французской средневековой готике. Сделайте анализ этого стихотворения. (Примерный план анализа стихотворения: учебник, с.362)

Капитель

Как из больных видений сна, в испуге
освобождаясь от кошмарных пут,
день встать спешит, так сводчатые дуги
из капители спутанной бегут,
ей оставляя свившихся в клубок
крылатых чудищ, ужаса клыкастей:
внезапность и медлительность их пастей
и эти листья, тучные, чей сок,
как ярость нарастает и грозится
и, опрокинут вниз самим собой,
покорно падает - все вверх стремится
и каждый раз с холодной темнотой
заботливо, как дождь, спешит пролиться
и стародревний ствол питает свой.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.15.1.-15.2., с.149-154). Используя ресурсы Интернет и справочную литературу, составьте небольшой словарь по искусству средневекового театра. Запишите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно прочитайте стихотворение русского поэта О.Э. Мандельштама «Айя-София» (1912 г.).

Айя-София

Айя-София - здесь остановиться

Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

И всем векам - пример Юстиниана,

Когда похитить для чужих богов

Позволила Эфесская Диана

Сто семь зеленых мраморных столбов.

Но что же думал твой строитель щедрый,

Когда, душой и помыслом высок,

Расположил апсиды и экседры,

Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество;

На парусах, под куполом, четыре

Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.

Как вы думаете, о каком храме идет речь? Сделайте анализ этого стихотворения. (Примерный план анализа стихотворения: учебник, с.362)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Используя ресурсы Интернет, внимательно прочитайте повесть русского писателя Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» (1873 г.). Оформите свои мысли и впечатления от произведения в виде небольшого эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно рассмотрите репродукции картин В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881 г.) и А.В. Лентулова «Василий Блаженный» (1913 г.). Как проявилось различие в эмоциональной оценке собора? Оформите свои мысли и впечатления в виде небольшого эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

Технологическая карта урока Искусство Фландрии

Технологическая карта урока Искусство Фландрии

В.И. Суриков

Утро стрелецкой казни

А.В. Лентулов

Василий Блаженный

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.19.2., с.204-208). Вспомните из былин и других произведений устного народного творчества музыкальный инструментарий Древней Руси. Нарисуйте несколько музыкальных инструментов.










ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА

Художественная культура Индии. Художественная культура Китая. Искусство Страны восходящего солнца. Художественная культура исламских стран


  1. Внимательно прочитайте стихотворение русского поэта Н.С. Гумилева «Северный раджа» (1908 г.). Сделайте анализ этого стихотворения. (Примерный план анализа стихотворения: учебник, с.362)

Северный раджа

1.

Она простерлась, неживая,

Когда замышлен был набег,

Ее сковали грусть без края

И синий лед, и белый снег.

Но и задумчивые ели

В цветах серебряной луны,

Всегда тревожные, хотели

Святой по-новому весны.

И над страной лесов и гатей

Сверкнула золотом заря, -

То шли бесчисленные рати

Непобедимого царя.

Он жил на сказочных озерах,

Дитя брильянтовых раджей,

И радость светлая во взорах,

И губы лотуса свежей.

Но, сына царского, на север

Его таинственно влечет:

Он хочет в поле видеть клевер,

В сосновых рощах желтый мед.

Гудит земля, оружье блещет,

Трубят военные слоны,

И сын полуночи трепещет

Пред сыном солнечной страны.

Се - царь! Придите и поймите

Его спасающую сеть,

В кипучий вихрь его событий

Спешите кануть и сгореть.

Легко сгореть и встать иными,

Ступить на новую межу,

Чтоб встретить в пламени и дыме

Владыку севера, Раджу.

2.

Он встал на крайнем берегу,

И было хмуро побережье,

Едва чернели на снегу

Следы глубокие, медвежьи.

Да в отдаленной полынье

Плескались рыжие тюлени,

Да небо в розовом огне

Бросало ровный свет без тени.

Он обернулся… там, во мгле

Дрожали зябнущие парсы

И, обессилев, на земле

Валялись царственные барсы,

А дальше падали слоны,

Дрожа, стонали, как гиганты,

И лился мягкий свет луны

На их уборы, их брильянты.

Но людям, павшим перед ним,

Царь кинул гордое решенье:

«Мы в царстве снега создадим

Иную Индию… - Виденье».

На этот звонкий синий лед

Утесы мрамора не лягут

И лотус здесь не зацветет

Под вековою сенью пагод.

Но будет белая заря

Пылать слепительнее вдвое,

Чем у бирманского царя

Костры из мирры и алоэ.

Не бойтесь этой наготы

И песен холода и вьюги,

Вы обретете здесь цветы,

Каких не знали бы на юге…».

3.

И древле мертвая страна

С ее нетронутою новью,

Как дева юная, пьяна

Своей великою любовью.

Из дивной Галлии воотще

К ней приходили кавалеры,

Красуясь в бархатном плаще,

Манили к тайнам чуждой веры.

И Византии строгой речь,

Ее задумчивые книги,

Не заковали этих плеч

В свои тяжелые вериги.

Здесь каждый миг была весна

И в каждом взоре жило солнце,

Когда смотрела тишина

Сквозь закоптелое оконце.

И каждый мыслил: «Я в бреду,

Я сплю, но радости всё те же,

Вот встану в розовом саду

Над белым мрамором прибрежий.

И та, которую люблю,

Придет застенчиво и томно,

Она близка… теперь я сплю

И хорошо, у грезы темной».

Живет закон священной лжи

В картине, статуе, поэме -

Мечта великого Раджи,

Благословляемая всеми.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.21.2., с.231-236). Нарисуйте пейзажи в традиционных жанрах китайской живописи («горы-воды», «цветы-птицы»).


  1. Изучите материал учебника (пп.22.2., с.241-244). Напишите небольшое эссе «Мои размышления в японском саду камней». (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.23.2.-23.3., с.256-260). Нарисуйте эскиз обложки и иллюстрации к книге в стиле восточной книжной миниатюры.


  1. Изучите материал учебника (пп.23.3., с.258-260). Сочините рубаи в стиле персидского и таджикского поэта Омара Хайяма.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






















ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. Архитектура итальянского Возрождения. Титаны Высокого Возрождения. Мастера венецианской живописи.Искусство Северного Возрождения. Музыка и театр эпохи Возрождения


  1. Изучите материал учебника (пп.24.1.-24.3, с.265-276). Напишите небольшое эссе по личным впечатлениям на тему «Любимое произведение итальянского художника Проторенессанса или Раннего Возрождения». (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.25.2., с.286-291). Славу и известность архитектору Браманте принесла маленькая церковь Сан-Пьетро ин Монторио в Риме (Темпьетто). Опишите это архитектурное сооружение. (Рекомендации по описанию произведения архитектуры: учебник, с.361)

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно рассмотрите скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1520-1534 гг.). Свои мысли и впечатления оформите в виде небольшого эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.26.3., с.304-309). Что из произведений итальянского художника Рафаэля особенно вам понравилось? Свои мысли и впечатления передайте в виде небольшого эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.27.2., с.313-318). Составьте собственный эскиз красочной композиции в стиле итальянского художника Тициана.


  1. Изучите материал учебника (пп.28.3., с.334-337). Напишите небольшое эссе о творчестве нидерландского художника Иеронима Босха. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.29.2., с.352-355). Создайте эскизы костюмов и масок для актёров итальянской комедии дель арте.


  1. Используя ресурсы Интернет, посмотрите художественный фильм «Ромео и Джульетта» (Реж.Ф. Дзеффирелли, Англия-Италия, 1968 г.) и сделайте рецензию на него. (Рекомендации по написанию рецензии: учебник, с.362)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Мировая художественная культура:

от XVII века до современности

11 класс


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Художественная культура барокко. Архитектура барокко. Изобразительное искусство барокко. Реалистические тенденции в живописи Голландии. Музыкальная культура барокко. Художественная культура классицизма. Классицизм в архитектуре Западной Европы. Изобразительное искусство классицизма и рококо. Композиторы Венской классической школы. Шедевры классицизма в архитектуре России. Искусство русского портрета. Неоклассицизм и академизм в живописи. Художественная культура романтизма: живопись. Романтический идеал и его отражение в музыке. Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка. Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века. Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма. Русские художники-передвижники. Развитие русской музыки во второй половине XIX века


  1. Внимательно рассмотрите репродукцию картины «Портрет инфанты Маргариты» (1659 г.) работы испанского художника Д. Веласкеса. Напишите психологический портрет героини произведения.

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.2.1.-2.3., с.15-21). Используя ресурсы Интернет и справочную литературу, составьте словарь терминов архитектуры барокко. Запишите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно рассмотрите репродукцию картины фламандского художника П.П. Рубенса «Автопортрет с Изабеллой Брандт» (1609-1610 гг.). Составьте и запишите диалог между главными персонажами живописного произведения.

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно рассмотрите репродукцию картины нидерландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1669 г.). Коротко опишите преддействие и последействие сюжета произведения.

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.5.2., с.50-53). Напишите небольшое эссе на тему «Разговор о музыке Баха». (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.5.1.-5.3., с.48-55). Подготовьте программу тематического концерта «Музыкальная культура барокко». Какие произведения вы отберёте для этих целей? Запищите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Изучите материал учебника (пп.6.1.-6.2., с.57-63). Заполните таблицу, отразив в ней характерные черты стилей классицизм, рококо и сентиментализм.

Характеристика

Классицизм

Рококо

Сентиментализм

Эстетическая программа (главные задачи искусства)

Главные виды искусства


Основные представители


Основная тематика произведений


Взаимоотношения личности и общества (природы, государства)

Особенности изображения героя


Дальнейшая судьба стиля (течения)



  1. Внимательно рассмотрите репродукцию картины русского художника А.Н. Бенуа из цикла «Версаль. Прогулка короля» (1896 г.). Сделайте анализ этого произведения. (План анализа произведения живописи: учебник 10 класса, с.361)

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно рассмотрите репродукцию картины французского художника Н. Пуссена «Смерть Германика» (1628 г.). Напишите психологический портрет автора данного произведения.

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.9.1.-9.3., с.86-94). Подготовьте программу концерта на тему «Композиторы Венской классической школы». Какие музыкальные произведения вы отберёте? Запишите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Используя ресурсы Интернет, послушайте Девятую симфонию немецкого композитора Л. ван Бетховена. Оформите свои мысли и впечатления в виде небольшого эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно прочитайте стихотворение русского поэта О. Э. Мандельштама «На площадь выбежав, свободен…» (1914 г.), описывающее Казанский собор в г. Санкт-Петербурге (архитектор А.Н. Воронихин). Сделайте анализ этого стихотворения. (Примерный план анализа стихотворения: учебник 10 класса, с.362)

На площадь выбежав, свободен

Стал колоннады полукруг, -

И распластался храм Господень,

Как лёгкий крестовик-паук.

А зодчий не был итальянец,

Но русский в Риме, - ну так что ж!

Ты каждый раз, как иностранец,

Сквозь рощу портиков идёшь.

И храма маленькое тело

Одушевлённее стократ

Гиганта, что скалою целой

К земле беспомощно прижат!

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно рассмотрите репродукции картин русского художника Д.Г. Левицкого из серии портретов воспитанниц Петербургского Смольного института благородных девиц. Составьте психологический портрет автора этих произведений.

Технологическая карта урока Искусство Фландрии

Технологическая карта урока Искусство Фландрии

Д.Г. Левицкий

Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущовой 1773 г.

Д.Г. Левицкий

Портрет Екатерины Ивановны Нелидовой. 1773 г.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.12.1., с.123-126). Какая из картин французского художника Ж.Л. Давида произвела на вас лично наибольшее впечатление? Свои мысли и впечатления оформите в виде небольшого эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно рассмотрите репродукцию картины русского художника А.А. Иванова «Явление Христа народу» (1837-1857 гг.). Сделайте анализ этого произведения. (План анализа произведения живописи: учебник 10 класса, с.361)

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Используя ресурсы Интернет, прочитайте романтическую поэму английского поэта Дж. Байрона «Абидосская невеста» (1813 г.). Свои мысли и впечатления оформите в виде небольшого эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.14.1.-14.3., с.158-168). Напишите небольшое эссе на тему: «Что рассказала мне музыка композиторов-романтиков?». (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.14.3., с.166-168). Составьте программу музыкально-поэтического концерта на тему «Романтика русского романса». Какие произведения вы бы включили? Запишите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.15.1.-15.2., с.170-175). Составьте творческий портрет русского композитора М.И. Глинки. Запишите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.13.1., с.140-145; пп.16.1.-16.2, с.177-183). Составьте таблицу отличительных признаков романтизма и реализма.

Отличительные признаки

Романтизм

Реализм








  1. Внимательно рассмотрите репродукцию картины французского художника Г. Курбе «Похороны в Орнане» (1849 г.). Свои мысли и впечатления от произведения оформите в виде небольшого эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно рассмотрите репродукцию картины русского художника В.Г. Перова «Проводы покойника» (1865 г.). Сделайте анализ этого произведения. (План анализа произведения живописи: учебник 10 класса, с.361)

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.19.1., с.209-214). Составьте творческий портрет одного из композиторов «Могучей кучки». Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.19.2., с.214-217). Представьте в виде схемы жанровое многообразие творческой деятельности П.И. Чайковского.





ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX-XX века

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи. Формирование стиля модерн в европейском искусстве. Символ и миф в живописи и музыке. Художественные течения модернизма в живописи. Русское изобразительное искусство XX века. Архитектура XX века. Театральная культура XX века. Шедевры мирового кинематографа. Музыкальная культура России XX века. Стилистическое многообразие западноевропейской музыки


  1. Русский поэт О.Э. Мандельштам в стихотворении «Импрессионизм» (1932 г.) тонко и поэтично выразил собственное восприятие произведений художников-импрессионистов:

Импрессионизм

Художник нам изобразил

Глубокий обморок сирени

И красок звучные ступени

На холст как струпья положил.

Он понял масла густоту, -

Его запекшееся лето

Лиловым мозгом разогрето,

Расширенное в духоту.

А тень-то, тень все лиловей,

Свисток иль хлыст как спичка тухнет.

Ты скажешь: повара на кухне

Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,

Недомалеваны вуали,

И в этом сумрачном развале

Уже хозяйничает шмель.

Сделайте анализ этого стихотворения. (Примерный план анализа стихотворения: учебник 10 класса, с.362)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.20.1.-20.3, с.223-234). Напишите небольшое эссе на тему «Французский импрессионизм». (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.21.1.-21.4., с.242-253). Нарисуйте эскизы интерьера вашей комнаты в стиле модерн (мебель, посуду, предметы быта, одежду, орнаменты обоев и тканей).


  1. Изучите материал учебника (пп.21.1.-21.4., с.242-253). Нарисуйте рекламный плакат или афишу в стиле модерн.


  1. Используя ресурсы Интернет, послушайте заключительную часть «Поэмы экстаза» (1907 г.) русского композитора А.Н. Скрябина. Каково ваше общее впечатление о характере музыки финала? Своё мнение оформите в виде небольшого эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.23.2., с.274-278). Составьте творческий портрет испанского художника П. Пикассо. Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно рассмотрите репродукцию картины испанского художника С. Дали «Лицо войны» (1941 г.). Свои мысли и впечатления изложите в виде небольшого эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Внимательно рассмотрите репродукцию картины художника А.А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.). Сделайте анализ этого произведения. (План анализа произведения живописи: учебник 10 класса, с.361)

Технологическая карта урока Искусство Фландрии


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.25.1.-25.3., с.309-319). Используя ресурсы Интернет и справочную литературу, составьте небольшой словарь терминов архитектуры XX века. Запишите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Используя ресурсы Интернет, прочитайте одну из пьес немецкого писателя Б. Брехта. Свои мысли и впечатления изложите в виде небольшого эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Используя ресурсы Интернет, посмотрите фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин» (СССР, 1925 г.) Напишите рецензию на просмотренный фильм. (Рекомендации по написанию рецензии: учебник 10 класса, с.362)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Используя ресурсы Интернет и справочную литературу, охарактеризуйте некоторые популярные жанры современного кино: фэнтези, детектив, фильм ужасов, фильм-катастрофа, военный фильм, триллер, мелодрама, боевик, вестерн, мюзикл, комедия, «мыльная опера». Заполните предложенную таблицу:

Название жанра

Определение

Название фильмов

Режиссёр-постановщик
















  1. Используя ресурсы Интернет, посмотрите фильм «Экипаж» (Реж.А. Митта, СССР, 1980 г.), музыку для которого написал композитор А.Г. Шнитке. Свои мысли и впечатления оформите в виде небольшого эссе. (Рекомендации по написанию эссе: тетрадь, с.41)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Используя ресурсы Интернет и справочную литературу, дайте определения музыкальным терминам: спиричуэлс, блюз, регтайм, кантри. Запишите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изучите материал учебника (пп.29.2., с.358-362). Составьте программу музыкального вечера, посвященного популярным зарубежным исполнителям рок-музыки. Какие произведения вы хотели бы предложить слушателям? Запишите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Рекомендации по написанию эссе

Эссе как литературный жанр представляет собой прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Отличием эссе от других литературных жанров небольшого объёма, например, рассказа, считается его цель. Целью эссе, как правило, является информация или интерпретация, а не пересказ или драматическое изображение какого-либо события. При этом основным элементом, отличающим данный жанр от очерка, является выражение подчёркнуто индивидуальной точки зрения автора на описываемое событие, явление, проблему и т.д. По большому счёту, эссе - это размышления автора на заданную тему.

Для того чтобы написать эссе, необходимо помнить несколько рекомендаций:

1.Обязательным формальным требование данной работы является заголовок. Остальное: содержание, способ изложения мыслей, постановка проблемы, формулирование выводов и т.д. - пишется по усмотрению автора.

2.Главным требованием содержательного характера является высказывание взгляда автора на рассматриваемую проблему. Здесь возможны варианты: сопоставление уже известных точек зрения и мнения пишущего или только выражение субъективных мыслей автора по рассматриваемому вопросу.

3.В качестве средств художественной выразительности при написании эссе приветствуется использование различных метафор, ассоциаций, сравнений, приведение афоризмов, цитат (однако не стоит забывать о том, что эссе - это всё-таки личное мнение и увлекаться цитированием не стоит), проведение параллелей и аналогий и т.п. Живость и динамичность тексту эссе обычно придают вопросы, неожиданные переходы, непредсказуемые выводы.

4.При написании эссе следует избегать таких фраз, как «В данном эссе я расскажу о…», «В этом эссе рассматривается проблема…» и т.п. Гораздо лучше заменить их вопросами, постановкой проблемы или обращением к читателю, ведь основная цель эссе - заинтересовать читателя, донести до него точку зрения автора, заставить задуматься над прочитанным, сделать свои собственные выводы по исследуемым вопросам.

Главное при написании эссе - высказать СВОЮ точку зрения.



ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ


Уважаемые коллеги!

Идея составления данного пособия появилась из-за недостаточного количества учебно-методического обеспечения (предмет веду с 2005 года) и развивалась мною в течение 6 лет. Данная инновационная разработка в единой системе с учебником направлена на эффективное усвоение обучающимися общечеловеческого духовно-нравственного опыта, хранящегося в мировой художественной культуре. Творческие задания составлены на основе интеграции нескольких видов искусств, что обеспечивает целостность восприятия мировой художественной культуры. Во втором переработанном и дополненном варианте больше заданий рефлексивного характера. Кроме этого в тетрадь включены задания, направленные на использование Интернет-ресурсов, что способствует формированию полноценной информационной культуры обучающихся.

№п/п

Группы заданий

Количество заданий

Задания, направленные на выражение собственных мыслей и впечатлений от художественного произведений (написать эссе, рецензию)

25

Задания, направленные на анализ художественных произведений

14

Задания, направленные на развитие художественного творчества (нарисовать эскиз, рисунок; составить рассказ; сочинить стихи и т.д.)

13

Задания, направленные на работу со справочной литературой и Интернет-ресурсами (работа с терминами; поиск художественных произведений)

11

Задания, направленные на владение учебным материалом (составить программу концерта; составить творческий портрет)

7

Задания, направленные на формирование навыка работы с информацией (составить таблицу, схему)

6

Задания, направленные на понимание и собственную интерпретацию замысла автора художественного произведения (составить диалог; описать преддействие и последействие живописного произведения)

5

Данная разработка была мною представлена в качестве собственного инновационного продукта при прохождении процедуры итоговой аттестации после завершения обучения по образовательной программе «Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения» в ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования». В ходе итоговой аттестации я не только представила свой инновационный опыт, но и получила высокую экспертную оценку со стороны комиссии и предложение продолжить работу в данном направлении.

Желаю успехов!

Технологическая карта урока Искусство Фландрии

© 2010-2022