- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок изобразительного искусства в 5 классе. Тема: «Сказочная Гжель»
Урок изобразительного искусства в 5 классе. Тема: «Сказочная Гжель»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соболева Е.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Описание материала: предлагаю Вам конспект урока-проекта непосредственной образовательной деятельности для учеников 5 классов по теме: «Сказочная Гжель». Данный урок-проект разработан для педагогов ИЗО, работающих в 5 классах. На уроке расширяются теоретические знания о Гжели, заслушиваются сообщения, стихи, загадки, подготовленные поисковой группой. Проводится самостоятельная практическая работа по созданию проекта-импровизации по мотивам гжельской росписи на эскизах кувшинов, занимающих 1/4 часть ватмана. Над каждым проектом работает группа 5-6 человек, используя художественную технику коллаж. Дети активно и с большим удовольствием приобщаются к народному творчеству. Это пятый урок в первом триместре и второй урок по данной теме в 5 классе. На первом уроке учитель сообщил краткие сведения о Гжели и гжельской керамике. Учащиеся ознакомились с элементами гжельской росписи. В практической части урока учащиеся составляли композицию из элементов гжельской росписи, используя технику живописи. На втором уроке расширяются теоретические знания о Гжели, заслушиваются сообщения, стихи, загадки, подготовленные поисковой группой №1.
Урок изобразительного искусства в 5 классе.
Тема: «Сказочная Гжель».
Форма проведения: «Урок-проект».
Цели и задачи:
1)Образовательные: формирование у учащихся навыков работы по созданию эскизов росписи гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.
2)Развивающие: развитие у учащихся творческого подхода при составлении коллажа.
3)Воспитательные: воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, умения работать коллективно в группах.
Материалы: клей, ножницы, синяя и голубая цветная бумага, гуашь, кисти, фломастеры, трафареты цветов и листьев, эскизы кувшинов на 1/4 ватмана.
Зрительный ряд:
-
Репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской керамики.
-
Изделия гжельской керамики.
-
Работы учащихся предыдущих лет.
. Вид урока: индивидуально - коллективная работа в группах.
Подготовительная работа:
-
В начале триместра класс делится на 3-4 поисковые группы, выбираются руководители групп, которые ведут записи в отдельной тетради: где составляют список группы и фиксируют, кто какой материал нашёл в течение I,II,III недель…
-
Поисковые группы, в начале, получили следующие задания:
-
Найти материал о следующих народных промыслах:
группа № 1 - о Гжели;
группа № 2 - о Хохломе;
группа № 3 - о Жостове.
-
Оформить сообщение, указать источник информации и автора.
-
Найти стихи, загадки, поговорки об этих промыслах и их изделиях.
-
Найти иллюстрации, фотографии, открытки с изображением изделий этих промыслов, а также изделия.
-
На II,III,IV - уроках, в начале каждого урока руководители групп делают короткий отчёт о проделанной поисковой работе: кто, какую работу проделал, какой материал удалось найти и где.
-
За неделю до урока члены группы решают, кто и о чём будет сообщать на уроке по данной теме. Учитывая, что рассказать надо интересно и во время рассказа необходимо демонстрировать иллюстрации, фотографии, рисунки гжельской керамики и изделия Гжели.
(Сообщение поисковых групп могут заслушиваться как на I уроке по данной теме с целью ознакомления с данным промыслом, так и на последующих уроках по данной теме с целью расширения знаний о данном промысле.)
Ход урока (Класс делится на группы по 5 - 6 человек. Парты расставлены по 2, так чтобы каждая группа работала за "круглым" столом.)
-
Оргмомент.
Учитель.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-
Сообщение темы и цели урока.
Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым и тему урока назовёт.
Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжель)
Верно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме "Гжель". На предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня вы подробнее узнаете о сказочной Гжели, вам предстоит создать эскиз росписи гжельской керамики, работая коллективно, используя технику коллаж.
-
Повторение. Кроссворд.
- Отгадав кроссворд, мы с вами повторим материал о гжельской керамике,
который изучили на предыдущем уроке
По горизонтали:
-
Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой).
-
Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).
-
Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель)
-
Именно они преобладают в росписи гжельской посуды (цветы).
-
Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках. (квасник)
-
Это вид художественной техники, в которой используются живопись и наклеивание различных материалов (коллаж).
По вертикали:
-
Он состоит из цветов (букет).
-
Это цвет гжельской керамики (белый).
-
Это основной цвет в росписи гжельской керамики (синий).
-
Это вид тонкой керамики (фарфор).
-
Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе. (кумган)
-
Проверка домашнего задания.
На дом было задано подготовить сообщения, подобрать стихи и загадки о Гжели и гжельской керамике. Мы заслушаем сообщения и рассмотрим материал, который подготовила поисковая группа № 1 о Гжели. Ребята, сейчас вы должны очень внимательно прослушать сообщения, подготовленные одноклассниками и затем дать ответы на вопросы:
-
"Что нового, интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали"?
-
Чьё сообщение было самым интересным, увлекательным и почему?
Приложение1
-
Физкультминутка
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
-
Самостоятельная практическая работа в группах по 5 - 6 человек.
(под музыку)
(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции).
-
Каждая группа гжельских мастеров должна создать проект росписи кувшина в технике коллаж, т.е. используя наклеивание и рисование. Эскиз кувшина перед вами. А вот как вы его распишите и какую оценку получит группа будет зависеть от вашей совместной работы.
-
8 - 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов.
-
Выберете старшего мастера, под руководством которого группа будет составлять эскиз росписи. Каждый помогает советом, но окончательное решение принимает мастер.
-
Итак, прошу старшего мастера каждой группы представиться, назвать свои фамилию, имя, отчество.
-
После того как всё наклеите, подумайте, что можно нарисовать кистью, фломастером, чтобы ваша композиция смотрелась более красивой и живой. (спирально закручивающиеся травинки, усики, сетку и т.д.)
-
Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении коллективной работы?
а) аккуратность.
б) красочность
в) выразительность
г) композиция
-
Напоминаю правила техники безопасности: ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать.
-
Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу.
-
Итог урока.
-
Каждый мастер оценивает работу группы. Отмечает, есть ли учащиеся, которым можно снизить оценку за пассивность.
-
а) Экспресс - выставка выполненных работ-проектов.
б) А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в салоне - магазине. Здесь вы можете не только посмотреть, но и купить понравившуюся вам вещь. Есть желающие купить? (2-3 человека). Но чтобы приобрести кувшин, надо ответить на вопросы (вопросы заранее записаны на обратной стороне доски). Кто даст самые полные ответы, тому и будет принадлежать покупка.
1). Почему тебе понравился этот сосуд?
2). Чем это изделие похоже на работы гжельских мастеров?
3). Как ты думаешь, с любовью мастера украшали своё изделие или нет?
Почему?
4). Чтобы ты добавил, исправил в этой работе?
-
Выставление оценок.
а). За интересный материал все члены поисковой группы № 1, получают "5". Молодцы!
б). Победитель в номинации "Самое интересное и увлекательное сообщение получает "5".
в). Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем "5".
VIII.Домашнее задание.
-
-
Подобрать материал о Хохломе. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки).
-
Поисковая группа № 2 готовит сообщения, стихи, загадки с показом иллюстраций, открыток, изделий Хохломы.
-
Приложения 1.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре -
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (гжель).
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
Фарфоровые чайники, подсвечники. Часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь
Известно всем в народе ее названье - Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения.
И действительно, посмотрите, какая красота родилась под кистью художника, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет - Синий кобальт.
Сообщение I
Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим.
Сообщение II
Гжельская керамика - гончарные, фаянсовые и фарфоровые изделия, вырабатываемые на керамических производствах в селениях близ станции Гжель (Московская область). Гончарное мастерство существовало в Гжели с древних времен. До 18 века мастера Гжели и окрестных селений делали простую гончарную посуду и игрушки; в 18 веке они освоили выделку художественной майолики. Сиело, используя в своих работах образы окружающей действительности, гжельские мастера создали своеобразный художественный стиль, отличающийся реалистичностью. В начале 19 века кустари Гжели перешли на производство изделий из фаянса и фарфора. В 30-40х годах 19 века около половины всех русских фарфорофаянсовых предприятий было сосредоточено в Гжели.
Сообщение III
В окрестности Гжели - керамические предприятия, а также современный завод художественной керамики, изготавливающий посуду и скульптурные фигурки. В деревнях Турыгино и Бахтеево расположились главные цеха производственного объединения 'Гжель ".
Пришло к нам это слово из седой старины, когда был целый район с много численными разноименными деревнями Огжель, Акжель, Жгель, Гжель.
Все эти названия имели определенный смысл: "жечь, обжигать" . Гжель- это большой рабочий поселок из тридцати двух малых деревень.
В Русском музее много старинных гжельских изделий: квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, кружки.
Сообщение IV
Как и у всякой другой росписи у гжели есть своя история. Не смотря на то,- что деревенька Гжель впервые была упомянута более 600 лет назад в
духовной грамоте великого московского князя Ивана Колиты, в связи с тем, что близ нее обнаружили большие залежи белой глины, пригодных для изготовления гончарных изделий, черепицы, кирпича... роспись с одноименным названием появилась лишь в первой половине 18 века.
В 1724 году по приказу «Его императорского величества»- Петра 1 купцом Гребенщековым была открыта фабрика по производству «табачных трубок и майоликовой (бело-глиняной) посуды» Спустя всего 16 лет изделия фабрики стали знаменитыми и популярными, благодаря своей самобытности и народности.
Здесь я немного отступлю от темы и расскажу о том, что такое
майоликовая керамика. Дело в том, что в отличие от простой глиняной
посуды майолика имеет белый цвет. Изготавливается из белой глины. Рисунок на майоликовую посуду наносится на сырое изделие, т.е. до обжига. И так, вернемся к истории. Роспись майолики того времени выполнялась красками 4 цветов: желтой, зеленой, синей, черно-фиолетовой. В сочетании с белым цветом фона создавалось удивительное равновесие и декоративность.
Сообщение V
В конце 18 века изделия мастеров Гжели были разнообразны: квасники, кумганы, супницы, блюда, тарелки... В то время гжельские кумганы и квасники считались дорогими подарками, их ценили и тщательно хранили, ими награждали за заслуги пред отечеством. Однако в 19 веке в Европе появляется фарфор, он становится популярным и начинает вытеснять майолику. Тогда гжельские мастера покупают секрет изготовления фарфора и с 1830 года заводчиком (производителем) фарфоровой гжели становится Яков Кузнецов. При нем начинается новый расцвет гжели. С изменением используемого материала, меняется и традиции росписи - мастера начинают использовать лишь один цвет - синий кобальт. Этот цвет становится главной отличительной чертой промысла. Всегда любимая в народе цветочная композиция является в гжели лидером. Однако в мире существует несколько видов похожей синей росписи. Есть она в народном искусстве Германии, Голландии, однако русская Гжель узнается сразу, не только по колоритному народному орнаменту, но и по неповторимой гжельской скульптуре. Все изделия гжели отличаются замысловатой формой и прекрасными лепными украшениями. А еще очень популярны и любимы гжельские игрушки, они добры, веселы и полны народного юмора.
(Во время рассказа демонстрируются фотографии и изделия гжельской керамики)
Литература.
-
В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987 стр.222.
-
Н. М. Сокольникова "Основы композиции" 5 - 8 класс. Издательство "Титул" Обнинск 2001 стр. 12.
-
Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение" 1979 стр. 90
-
Большая советская энциклопедия