Программа учебного курса Волшебный мир оригами 5 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аннинская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»


Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО

Председатель ШМО

______________________________________

подпись ФИО

протокол №1 от 27.08.15г.

Рассмотрена и рекомендована к использованию НМС при РИМК

Председатель НМС

______________________С.Б.Хабарова

протокол №____ от _________________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

_______________________________________

подпись ФИО

___________________

дата

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

________________________Н.О.Корнилова

приказ №____от _________________



Рабочая программа

учебного курса

«Волшебный мир оригами»

для 5 классов


Составитель: учитель изобразительного искусства

Кожанова Людмила Викторовна

















п.г.т.Анна

2015г

Пояснительная записка


Нормативные документы

Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 08.04.2015г. №1/15) с учётом Образовательной программы основного общего образования МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП».

Цель:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение

кругозора.

Задачи:
Обучающие :

- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

- обучение различным приемам работы с бумагой.

- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

- развитие мелкой моторики рук и глазомера.

- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

- воспитание интереса к искусству оригами.

- расширение коммуникативных способностей детей.

- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Формы методы организации образовательного процесса:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой - организация работы в группах.

• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Виды и формы контроля:

Вид контроля - фронтальный

Форма контроля - Итоговая выставка творческой работы

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Для оценивания учебных достижений обучающихся используется безотметочная система - система «зачет-незачет». Оценивание производится по итогам каждой четверти. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.

Курс считается зачтенным, если обучающийся посетил не менее 50% занятий по этому курсу и предоставил творческую работу.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.






Общая характеристика курса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в группе из параллели пятых классов.

Программа «Волшебный мир оригами» является общекультурной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников области «Технология», « Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. В содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках различных предметов: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изо, музыки.

Место учебного курса в учебном плане

Данный учебный курс содержится в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа учебного курса «Волшебный мир оригами» рассчитана на 0, 25 часа в неделю, 7-10 часов в четверть.

В программе предусмотрено следующее перераспределение часов по темам:


Наименование темы

Кол-во часов программы

I четверть


II четверть


III четверть


IV четверть

1.

Квадрат - основная фигура оригами.

2

2

2

2

2.

Модульное оригами

7

5

8

6


Всего:

9 ч.

7 ч.

10 ч.

8 ч.





Результаты изучения учебного курса

« Волшебный мир оригами»

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по учебному курсу внеурочной деятельности « Волшебный мир оригами» направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- Оценивать жизненные ситуации( поступки, явления, событии) с точки зрения собственных - ощущений(явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценивать как хорошие или плохие.

-Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных -ценностей.

- Совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.

- Формировать эстетические потребности, ценности, чувства.

- Формирования установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.

Метапредметные результаты:

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся :

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

- Готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы.

- Выполнять контроль точности разметки детали с помощью шаблона.

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую- изделия, художественные образы.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся :

- Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках.

- Слушать и понимать речь других.

Предметные результаты

В ходе изучения учебного курса учащиеся узнают:

-что такое оригами;

-основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

-условные обозначения к схемам;

-название и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

-технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибанием; на глаз.

Содержание учебного курса « Волшебный мир оригами»

Раздел I: Квадрат - основная фигура оригами. (2ч.)

Знакомство с понятием «базовые формы». (Теория) Познакомить с базовой формой «квадрат». Дать учащимся понятие термина « базовые формы». Познакомить с разными видами базовых форм. Изготовление квадрата. (Практика) Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (несколько способов).

Термины, принятые в оригами. Кармашек -кошелек .(Практика) .Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Знакомство с терминами.

Раздел II: Модульное оригами

Знакомство с понятием - модульное оригами (Теория)

Изготовление лебедя из модулей. (Практика)

Изготовление вазы из модулей. (Практика)





































Тематическое планирование учебного материала

1 четверть


Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Квадрат - основная фигура оригами.

2 часа

Объяснять значение слова «оригами», осуществлять поиск информации в толковом словаре.

Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на занятиях «Мир оригами», соотносить их с освоенными умениями.

Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма«квадрат».

Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (несколько способов).

Знакомиться с условными знаками, принятыми в оригами, с инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания.

Прогнозировать результат своей деятельности (чему научатся).


Модульное оригами Изготовление объемных фигур из модулей.

9часов

Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. знать правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги.

Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов.

Подбирать бумагу для выполнения изделия.

Осваивать первичные навыки работы над творческой работой под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку.

Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.

Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия.

Отбирать материал по размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и Урок-практикум складывать формы Оформлять изделие в одну объемную форму.


Тематическое планирование учебного материала

2 четверть


Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Квадрат - основная фигура оригами.

2 часа

Объяснять значение слово «оригами», осуществлять поиск информации в толковом словаре.

Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на занятиях «Мир оригами», соотносить их с освоенными умениями.

Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма«квадрат».

Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (несколько способов).

Знакомиться с условными знаками, принятыми в оригами, с инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания.

Прогнозировать результат своей деятельности (чему научатся).


Модульное оригами Изготовление объемных фигур из модулей.



7 часов

Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. знать правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги.

Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов.

Подбирать бумагу для выполнения изделия.

Осваивать первичные навыки работы над творческой работой под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку.

Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.

Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия.

Отбирать материал по размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и Урок-практикум складывать формы Оформлять изделие в одну объемную форму.

Тематическое планирование учебного материала

3 четверть


Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Квадрат - основная фигура оригами.

2 часа

Объяснять значение слово «оригами», осуществлять поиск информации в толковом словаре.

Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на занятиях «Мир оригами», соотносить их с освоенными умениями.

Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма«квадрат».

Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (несколько способов).

Знакомиться с условными знаками, принятыми в оригами, с инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания.

Прогнозировать результат своей деятельности (чему научатся).


Модульное оригами Изготовление объемных фигур из модулей.

10 часов

Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. знать правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги.

Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов.

Подбирать бумагу для выполнения изделия.

Осваивать первичные навыки работы над творческой работой под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку.

Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.

Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия.

Отбирать материал по размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и Урок-практикум складывать формы Оформлять изделие в одну объемную форму.

Тематическое планирование учебного материала

4 четверть


Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Квадрат - основная фигура оригами.

2 часа

Объяснять значение слова «оригами», осуществлять поиск информации в толковом словаре.

Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на занятиях «Мир оригами», соотносить их с освоенными умениями.

Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма«квадрат».

Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (несколько способов).

Знакомиться с условными знаками, принятыми в оригами, с инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания.

Прогнозировать результат своей деятельности (чему научатся).


Модульное оригами Изготовление объемных фигур из модулей.

8 часов

Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. знать правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги.

Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов.

Подбирать бумагу для выполнения изделия.

Осваивать первичные навыки работы над творческой работой под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку.

Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.

Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия.

Отбирать материал по размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и Урок-практикум складывать формы Оформлять изделие в одну объемную форму.

Учебно-методическое обеспечение :

Дополнительная литература

1.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2005

2.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина,С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.

3.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты - бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.

4.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995

5.Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007

6.Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007

Интернет-ресурсы.

1. planetaorigami.ru

2. paper-life.ru

3. urokiorigami.ru

4. origami-do.ru

5. alegri.ru

6. origamin.ru

Технические средства обучения

1.Компьютер

2.Интерактивная доска




Планируемые результаты изучения учебного курса

« Волшебный мир оригами»

Обучающийся научится:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

-познакомиться с новыми технологическими приёмами работы с бумагой;

- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

-оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

-достичь оптимального для каждого уровня развития;

-сформировать навыки работы с информацией.

-определять характерные черты белой бумаги.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике модульного оригами;

-реализовывать творческий замысел в связи художественно-творческой и трудовой деятельности.


Календарно-тематическое планирование учебного материала

по учебному курсу « Волшебный мир оригами» для 5 классов на 2015-2016 учебный год.

Учитель Кожанова Людмила Викторовна

№ урока

Дата урока

Тема урока

(тип урока)

Формы организации неаудиторных занятий

Формы контроля

план

факт

1 четверть (9 часов)

Квадрат - основная фигура оригами. (2ч.)

1



Знакомство с понятием «базовые формы». (Теория) Познакомить с базовой формой «квадрат». Дать учащимся понятие термина « базовые формы». Познакомить с разными видами базовых форм.

Творческая работа

Текущий.

2



Изготовление квадрата. (Практика) Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (несколько способов).

Творческая работа

Текущий.

Модульное оригами (7 часов)

3



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум

Текущий.

4



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум

5



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум

6



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум

7



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум

8



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум

9



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум. Выставка творческих работ

Итоговая выставка творческих работ.

2 четверть (7 часов)

Квадрат - основная фигура оригами. (2ч.)

Модульное оригами (5 часов)

1



Знакомство с понятием «базовые формы». (Теория) Познакомить с базовой формой «квадрат». Дать учащимся понятие термина « базовые формы». Познакомить с разными видами базовых форм.

Творческая работа

Текущий.

2



Изготовление квадрата. (Практика) Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (несколько способов).

Творческая работа

Текущий.

3



Сборка вазы оригами

Урок-практикум

Текущий.

4



Сборка вазы оригами

Урок-практикум

5



Сборка вазы оригами

Урок-практикум

6



Сборка вазы оригами

Урок-практикум

7



Сборка вазы оригами

Урок-практикум. Выставка творческих работ

Итоговая выставка творческих работ.

3 четверть (10 часов)

Квадрат - основная фигура оригами. (2ч.)

Модульное оригами (8 часов)

1



Знакомство с понятием «базовые формы». (Теория) Познакомить с базовой формой «квадрат». Дать учащимся понятие термина « базовые формы». Познакомить с разными видами базовых форм.

Творческая работа

Текущий.

2



Изготовление квадрата. (Практика) Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (несколько способов).

Творческая работа

Текущий.

3



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум

Текущий.

4



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум

5



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум

6



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум

7



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум

8



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум

9



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум

10



Сборка модульного оригами лебедя

Урок-практикум. Выставка творческих работ

Итоговая выставка творческих работ.

4 четверть (8 часов)

Квадрат - основная фигура оригами. (2ч.)

Модульное оригами (6 часов)

1



Знакомство с понятием «базовые формы». (Теория) Познакомить с базовой формой «квадрат». Дать учащимся понятие термина « базовые формы». Познакомить с разными видами базовых форм.

Творческая работа

Текущий.

2



Изготовление квадрата. (Практика) Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (несколько способов).

Творческая работа

Текущий.

3



Сборка вазы оригами

Урок-практикум

Текущий.

4



Сборка вазы оригами

Урок-практикум

5



Сборка вазы оригами

Урок-практикум

6



Сборка вазы оригами

Урок-практикум

7



Сборка вазы оригами

Урок-практикум

8



Сборка вазы оригами

Урок-практикум. Выставка творческих работ

Итоговая выставка творческих работ.




Подпись учителя: ______________/ _______________________/






© 2010-2022