Конспект урока Эскиз старинного терема из геометрических форм

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эскиз старинного терема из геометрических форм.

Цели и задачи уроков: знакомство учащихся с архитектурными памятниками Руси, расширение круга знаний об историческом прошлом своей страны; умение передавать в рисунке красоту русского терема.

Оборудование и материалы: методические таблицы с изображением теремов, книги с описанием старорусских теремов и других архитектурных сооружений, диапозитивы с изображениями русских архитектурных памятников («Кижи», «Абрамцево», «Монастыри-сторожи в обороне Москвы»), образцы детских работ.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Объяснение нового материала.

3.Объяснение порядка выполнения работы.

4.Выполнение работы в цвете(2-й урок).

5.Подведение итогов.

Ход урока.

1.Беседа о русской архитектуре.

Изображение архитектурных сооружений широко распространено в изобразительном искусстве. Многие исторические события художники изображают на фоне различных зданий. Часто архитектурные постройки встречаются в картинах-пейзажах. Для иллюстрирования исторических литературных произведений умение изображать здания также необходимо.

Издавна люди на Руси селились по богатым лесом берегам озёр и рек. Лесные чащи давали им и кров, и пищу. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы, кремли. Летописи рассказывают, что уже в IX веке, на заре русской государственности, были построены города-крепости: Новгород, Ростов Великий и др. Героический образ укоренился в народной архитектуре и стал одной из самых характерных и ярких её особенностей. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают былинных богатырей, стоящих заставой на русских границах.

Основным строительным материалом на Руси было дерево. Из длинных круглых брёвен топором и долотом плотники рубили избы и дворцы, храмы и крепости с башнями. Строительство крестьянской избы начиналось с возведения сруба - клети. Иногда изба ставилась на подклет - невысокое помещение для хозяйственных нужд. В жилую часть (клеть) вела лестница крыльца, украшенного фигурными столбиками и подзорами. Над лицевой и задней стенами сруба возводились фронтоны треугольной формы. Место соединения бревенчатой стены и фронтона закрывали фризом - орнаментальной полосой, которая опоясывала верх всех стен. Часто дом увеличивали за счёт прируба. Этот способ строения стал применяться и в строительстве храмов и дворцов.

Архитектурный ансамбль Кижей по праву считается вершиной русского деревянного зодчества. Это заповедник северного деревянного зодчества. В экспонаты своеобразного музея под открытым небом превратились дома, часовни, мельницы, амбары.

350 лет назад русский мастер возвёл на острове посреди Онежского озера собор. Говорят, закончив строить церковь Преображения, плотник бросил в озеро топор и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой». И правда - не было ни до, ни после равной ей. На четыре стороны света смотрят четыре фасада. В небо восходят 22 главки - 22 луковицы. Из каждой луковки как бы прорастает тонкий шпиль с крестом. Крыты луковки лемехом - тонкой светлой осиновой щепой, вырезанной зубчиком.

Принято говорить, что Преображенская церковь поставлена без единого гвоздя, но лемех прибит коваными гвоздями, по одному на каждую чешуйку. Значит, весь храм возведён без гвоздей не потому, что мастер гвоздя не знал, а потому, что вязались брёвна между собой креплением более верным и вечным.

Рядом с Преображенской церковью находится шатровая колокольня. В её архитектуре те же элементы - восьмерик, четверик. Нижний сруб - простой прямоугольник, второй ярус - короткий восьмигранный венец. Шатровую остроконечную крышу приподнимают прямые колонки.

Каменная архитектура переняла многое от деревянной. Основные формы строений остались неизменными. Самым, пожалуй, известным и в то же время разнообразным памятником каменной архитектуры Руси является ансамбль Московского Кремля, который формировался в XV - XVII веках.

Само слово «кремль» вошло в обиход при князе Иване Калите, когда крепость на Боровицком холме опоясали мощные дубовые стены, над которыми возвышались такие же мощные стрельницы - предшественницы нынешних кремлёвских башен.

При внуке Ивана Калиты, князе Дмитрии Донском, был построен Кремль белокаменный. Это было мощное оборонительное сооружение, построенное по всем правилам военной и защитной архитектуры средних веков.

Новодевичий монастырь также был в своё время очень сильным укреплённым сооружением. Но с перемещением границы Русского государства далеко на юг и на запад от Москвы Новодевичий монастырь, также как и многие другие монастыри, теряет своё оборонное значение. В годы правления царевны Софьи его стены и башни были перестроены и украшены. Для русской каменной архитектуры самым распространённым было сочетание красного кирпича и белого резного камня. Белокаменная резьба, словно кружево, украшает части, венчающие башню.

Мастера-зодчие создали множество великолепных, сказочно красивых сооружений и городов. И этот творческий материал используется художниками при работе над иллюстрированием литературных произведений.

Вот и вам предстоит сегодня по мотивам увиденных памятников архитектуры создать свой «старинный терем», в изображении которого вы можете использовать различные геометрические формы, которые уже учились рисовать на предыдущих уроках.

2.Объяснение порядка выполнения работы.

Сначала необходимо ясно представить себе весь терем. Набросать его общие очертания на альбомном листе. Затем прорисовать каждую часть. В заключение уточнить мелкие детали отделки.

3.Выполнение работы в цвете (2-й урок).

Перед началом работы вспомнить, из чего строили свои здания жители Древней Руси, какого цвета могли быть стены этих зданий. Обратить внимание на окружение терема - оно не должно быть более ярким, чем сам терем, должно служить лишь фоном для него.

4.Подведение итогов занятия.

Готовые работы выставить перед классом, отобрать самые лучшие, проанализировать.


© 2010-2022