Пояснительные записки к рабочим программам

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I раздел

Пояснительная записка

Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Работа по данному курсу осуществляется по учебникам Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 1,2,3,4 класса / под ред. А.А.Мелик_Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов, обеспечивает работу с упражнениями базового и повышенного уровней, дает возможность приблизить школьников к профессиональной работе художника. Данный предмет связан с литературой, окружающим миром, русским языком. Программа рассчитана на 1 час в неделю, на 33 часа в 1 классе, на 34 часа во 2, 3, 4 классах.

Содержание и общая логика последовательности его изучения полностью соответствуют авторской программе. Не было внесено никаких изменений.

Курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности.

В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи курса:

- развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;

- воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;

- реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;

- воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства,

формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

- расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;

- знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-

творческой деятельности;

- развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.

Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между теоретическими и практическими аспектами изучения изобразительного искусства.

Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.

Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:

1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика).

2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение).

3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).

4. Человек в искусстве (портретный жанр).

Отличительной особенностью подачи материала в разделах является функциональное распределение страниц. Каждый разворот посвящен одному уроку.

В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная

Методы реализации программы:

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично- поисковый;

-наблюдение;

-информативный

Способы и средства:

- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

- портреты русских и зарубежных художников;

- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

- схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству;

- открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;

- складные мольберты;

- разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.

Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков:

- контроль качества выполненной работы ежеурочно, выставки.

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы определенные личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по изобразительному искусству:

1 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями И.И. Шишкина, И.И. Левитана, З.Е. Серебряковой и др.);

- основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения;

- эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине;

- первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;

- положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно- творческой деятельности;

- чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством; интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников;

- основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;

- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;

- уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательном отношении к людям;

- мотивации к коллективной творческой работе; представления о труде художника,

его роли в жизни каждого человека;

- личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу;

- оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;

- понимать выделенные учителем ориентиры

- адекватно воспринимать предложения учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике;

- на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;

- осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;

- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации в справочном материале;

- использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения работы;

- понимать содержание художественных произведений;

- читать простое схематическое изображение.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

- делать несложные выводы;

- строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства;

- соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение».

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;

- участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;

- обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;

- следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

- эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;

- группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;

- владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;

- осознавать, что архитектура и декоративно- прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека;

- называть ведущие художественные музеи России.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;

- принимать условность и субъективность художественного образа;

- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;

- выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

- владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, дизайна;

- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (рисунок, живопись);

- применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;

- использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи;

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

- применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе;

- использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре.

Обучающийся получит возможность научиться:

- создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;

- выбирать характер линий для изображения того или иного образа;

- овладевать на практике основами цветоведения;

- использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;

- использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство

Обучающийся научится:

- выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений;

- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;

- передавать характер объекта в живописи, графике и скульптуре.

Обучающийся получит возможность научиться:

- создавать средствами живописи эмоционально- выразительные образы природы;

- видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;

- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.

2 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;

- образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;

- представление о труде художника, его роли в жизни общества;

- приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран (рубрика «Приглашение в путешествие»); интерес к художественно- творческой деятельности;

- понимание чувств других людей;

- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

- понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам), живописи в мультипликации;

- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- нравственно- эстетических переживаний художественных произведений;

- представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;

- интереса к характерам и настроениям людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;

- принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;

- понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;

- первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;

- позиции зрителя и автора художественных произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;

- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек).

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

- читать простое схематическое изображение;

- различать условные обозначения;

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;

- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте…») с помощью взрослых;

- работать с дополнительными текстами (рубрика «Советуем прочитать»);

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

- соотносить схематические изображения с содержанием заданий;

- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

- строить рассуждения о воспринимаемых произведениях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять работу со сверстниками;

- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;

- договариваться, приходить к общему решению.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить их;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;

- узнавать мнение друзей или одноклассников;

- вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать свое терпимо и убедительно.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

- различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);

- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;

- различать и передавать в художественно- творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

- воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека;

- понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;

- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн;

- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

- использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;

- изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;

- различать хроматические и ахроматические цвета;

- владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;

- выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт;

- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма - предмет;

- моделировать цветок из простейшей базовой формы;

- создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать и изображать различные виды линии горизонта;

- подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;

- передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приемами;

- применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема или пространства;

- соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;

- передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений средствами рисунка и живописи

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство

Обучающийся научится:

- видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать соответствующую пейзажу линию горизонта;

- использовать различные художественные материалы для передачи пейзажей разных географических широт;

- передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам;

- осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- передавать настроение в пейзажах;

- соединять различные графические материалы в одной работе над образом;

- изображать старинные русские города по памяти или представлению;

- создавать узоры народов мира;

- подбирать соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений;

- совмещать работу на плоскости и в объеме.

3 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;

- представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;

- чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт-Петербургом;

- положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству;

- представление о добре и зле, должном и недопустимом;

- первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;

- представление о содержательном досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;

- эмоционально- ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;

- мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;

- осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках;

- трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;

- выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

- эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;

- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);

- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи;

- выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;

- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;

- воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;

- представлять информацию в виде небольшого сообщения;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выбирать способы решения художественной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно расширять свои представления о живописи;

- соотносить различные произведения по настроению и форме;

- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;

- обобщать учебный материал;

- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать аналогии;

- работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;

- сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выражать свое мнение о произведении живописи;

- принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;

- проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;

- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

- стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;

- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;

- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

- расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;

- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно- прикладное искусство) и участвовать в художественно- творческой деятельности;

- различать основные виды и жанры пластических искусств;

- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;

- расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона;

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;

- видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице;

- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

- изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;

- использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;

- использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета;

- понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи;

- пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении;

- использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне;

- применять простые способы оптического смешения цветов;

- распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости;

- различать контрасты в рисунке;

- использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры;

- создавать роспись по дереву.

Обучающийся получит возможность научиться:

- передавать движение предмета на плоскости;

- изображать построение архитектурных форм;

- смешивать краски, разбеляя или затемняя их, для создания множества новых оттенков.

- применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга;

- передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими приемами;

- передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных;

- передавать в живописи объем круглых предметов;

- передавать образ человека в разных культурах;

- выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство

Обучающийся научится:

- понимать, что Земля - наш общий дом и отражать это в собственной художественно- творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний;

- воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей;

- представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции;

- изображать узоры и орнаменты других народностей.

Обучающийся получит возможность научиться:

- участвовать в различных видах изобразительной деятельности;

- эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства;

- выражать эмоциональное состояние человека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций лица;

- передавать легкость и свежесть, красок, благодаря оптическому смешению цветов;

- передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души;

- работать с разнообразными художественными материалами, в том числе в смешанной технике;

- самостоятельно изготовить бересту;

- передавать главную мысль в рисунке или живописи.

4 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- эмоционально- ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественного творчества;

- система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;

- устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора,

- понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;

- чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

- основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России;

- приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов;

- позитивная самооценка и самоуважение;

- основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность

- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира;

- чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства;

- осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно- исторической и духовной жизни родного края;

- способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять целеполагание как формирование художественно - творческого замысла;

- планировать и организовывать действия в соответствии с целью;

- контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;

- вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;

- осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;

- преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;

- высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;

- действовать самостоятельно при разрешении проблемно- творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- анализировать произведения искусства;

- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно- практических задач;

- воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно- прикладного искусства;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;

- устанавливать аналогии;

- использовать знаково - символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных задач;

- воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;

- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;

- расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях культуры;

- фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;

- соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности;

- произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;

- продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

- вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;

- воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;

- контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей автора художественного произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;

- выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

- воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности восприятия художественного произведения - художник и зритель;

- воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;

- узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены;

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно- прикладное искусство);

- выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения;

- отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;

- участвовать в художественно- творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;

- понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;

- использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;

- работать в смешанной технике на разных видах бумаги;

- приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;

- различать и передавать в художественно - творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно- образного языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

- участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в том числе с помощью интернет- ресурсов;

- использовать компьютер, как дополнительный способ изображения и воплощения замысла; а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;

- создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;

- искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;

- применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ;

- выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту;

- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;

- различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно - творческой деятельности;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика;

- пользоваться симметрией для построения звезд; делать асимметричные композиции;

- использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности;

- создавать фантастических животных различными способами, используя линии, пятно и штрих;

- изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в пространстве;

- пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более сложных, в разных геометрических формах; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Обучающийся получит возможность научиться:

- изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты;

- передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и техниками графики, рисунка и живописи;

- осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время суток и года;

- четко выстраивать предметы в композиции: ближе - больше, дальше - меньше;

- владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применять белую и черную краску, применять хроматические и ахроматические цвета; передавать разнообразные эмоциональные

состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира на основе сближенных и противоположных цветовых сочетаний;

- создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство

Обучающийся научится:

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

- узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками;

- фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;

- любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;

- узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки;

- выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и орнаментами жилище, одежду;

- создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненные своими руками;

- узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем.

Обучающийся получит возможность научиться:

- передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток и года;

- передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разных жанрах живописи;

- передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;

- передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к ним свое отношение;

- изображать образы архитектуры и декоративно- прикладного искусства;

- участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы.

- понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах мира;

- изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой.

Содержание курса 1 класса


© 2010-2022