• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая разработка урока по дисциплине Выполнение художественно-оформительских работ. Тема: Многообразие технических приемов батика

Методическая разработка урока по дисциплине Выполнение художественно-оформительских работ. Тема: Многообразие технических приемов батика

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Многообразие технических приемов батика»

Цель урока: формирование у студентов представлений о современных способах и приемах росписи ткани

Обучающая цель:

- знакомство со способами росписи ткани «батик»;

- изучение исторических особенностей различных приемов батика;

- формирование профессиональных компетенций в процессе выполнения упражнения на изучение технологий батика;

- анализ средств и законов композиции, используемых при росписи ткани.

Развивающая цель:

- развитие профессиональной грамотности;

- развитие графических умений в процессе выполнения задания;

- формирование композиционной грамотности.

Воспитывающая цель:

- формирование самостоятельности и творческой активности;

- воспитание культуры труда.

Тип урока: комбинированный урок

Методы проведения занятия:

- информационный (повторение теоретических знаний, разъяснение нового материала,

демонстрация приемов);

- репродуктивный (инструктаж к выполнению практической работы);

- практический метод (самостоятельная работа студентов);

- метод контроля (самоконтроль, контроль со стороны преподавателя).

Продолжительность урока: 90 мин.

Оборудование для преподавателя:

Для проведения данного урока необходимо иметь:

1. Презентационный фонд по разделу «Батик», примеры творческих работ с использованием различных приемов батика, раздаточный материал (карточки-задания).

2. Оборудование и приборы - доска, проектор и экран для проектора, планшет.

3. Материалы - маркер, мел.

Оборудование для студентов:

1. Оборудование и приборы - стулья, столы, доска.

2. Материалы - подрамники с тканью, краски для росписи ткани, кисти, резерв, трубочка для нанесения резерва и пр.

Ход проведения урока


  1. Организационный момент (5 мин)

- приветствие;

- проверка готовности рабочего места;

- сообщение темы и цели урока.

II. Теоретическая часть (30-35 мин)

  1. Повторение изученного материала (5-7 мин)

Преподаватель. Прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю нам еще раз вспомнить все основные понятия художественной росписи ткани.

1) Что такое «художественная роспись ткани»?

2) Какие виды росписи Вы знаете?

3) Что такое «набойка»?

4) В чем состоит технология кубовой набойки?

5) Что представляет собой «манерок»?

6) Какие виды набойки Вы знаете?


  1. Изучение нового материала (25-30 мин)

Преподаватель. Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск. Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, «чантингом», а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.

Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э.
Среди других находок, относящихся к глубокой старине, - японские ширмы периода Нара (646 - 794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.

Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. н. э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н. э. его вполне могли производить и в Индии). НО то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710 - 794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру - вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство, что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию. (слайд)

Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски - например, с узелковой техникой, позволяющей создать очень сложные узоры. В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим источникам Миядзани Юдзен) создал собственный стиль, используя и трафареты, и крашение с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.

Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Йоджакарта, Соло, Чиребон, Пекалонган, Тегал, Таксималая, Индрамаю, Гарут, Лезам и Семаранг - такие звучные «имена» носят крупные центры производства батика на острове. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.

На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На Центральной Яве используют более темные краски, чем не северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи. Северную Яву часто посещали арабские и китайские купцы, прибывающие из-за моря. Традиционные мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам потенциальных покупателей. Кроме того, в ярких красках - розовой, желтой и синей, которыми искусно изображены птицы и цветы, четко прослеживается влияние Китая.

Существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.

Горячий батик

В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.(слайд)

Холодный батик

Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами - стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. Как правило, холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика). Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания станковых живописных либо декоративных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью. (слайд)

Свободная роспись

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. (слайд)

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.(слайд)

Техника сибори (шибори)

«Сибори» - так называемый складной батик. Результат достигается также путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.(слайд, видеоролик)

Техника «бандан»

Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов - техника «планги» - был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».(слайд)

Подведение итогов при изучении материала

Преподаватель. Итак, давайте повторим известные Вам приемы работы в технике «батик». Опрос студентов.

  1. Самостоятельная работа студентов (35-40 мин)

Выполнение творческого задания - проба росписи ткани способом «холодный батик»

- Аккуратность выполнения;

- Соблюдение технологии выполнения холодного батика;

- Грамотная графическая подача стилизованного предмета, его общая эстетичность и законченность.

  1. Завершающий этап, подведение итогов (7-10 мин)

- выставление работ студентов;

- коллективное обсуждение ошибок, анализ возможностей их недопущения;

- оценивание работ;

- подведение итогов занятия;

- выдача домашнего задания.

Используемая литература

  1. Давыдов С.«Батик. Техника. Приемы. Изделия», АСТ-пресс, 2010

  2. Зайцева О. «Батик: практическое руководство», АСТ-пресс, 2008

  3. Терешина Г. «Батик своими руками», АСТ-пресс, 2007


© 2010-2022