• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая разработка урока ИЗО на тему: О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (5 класс)

Методическая разработка урока ИЗО на тему: О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Генова Татьяна Николаевна

План- конспект урока изобразительного искусства

для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».

( ФГОС )


Тема урока:

«О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания.


Деятельностные цели:

- Формирование представления о различных видах гербов и эмблем.

-Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.

-Создание эскиза эмблемы класса.

Образовательная цель:

-Формирование гражданской позиции учащихся.

Задачи. Личностные:

-Формирование основ художественной культуры.

-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.

Метапредметные:

Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Формулирование и развитиегражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.

Предметные:

Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Оборудование к уроку:

Компьютер, проектор, презентации по теме со слайдами герба России, Челябинской области, города Златоуст, гербов различных городов, кооперативных гербов; эмблемы общественных организаций; различные формы гербов, лист формата А3, линейка, простой карандаш.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Организация местоположения каждого ученика

Занимают свои места, приветствуют присутствующих

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Этап мотивации и актуализации знаний

Учитель предлагает найти содержание темы урока и сообщает учащимся о том, что ребятам сегодня предстоит совершить увлекательное путешествие в мир гербов и эмблем.

- Как называется государство, в котором мы живем?

У России, как и у любого государства есть свои символы.

-Какие символы государства вы знаете?

-А для чего они нужны?

Герб, флаг, гимн, призваны объединить людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства. Государственные символы очень важны.

- А как выглядит герб нашего Акбашевского сельского поселения?

Смотрят рисунки и картины гербов различных стран и государств.



-Россия



-Герб, флаг, гимн.

-Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна. По ним можно судить о самом государстве и о людях, живущих в этой стране.

Отвечают на вопрос.

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Постановка учебной задачи

На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном государственном символе- гербе.

- Как вы думаете, что нам предстоит узнать о гербе?

- В конце урока вы должны будете создать герб вашего класса.







Ученик ставит перед собой задачу, называет тему, использует ассоциации

- Как он создавался, откуда произошли гербы, какой цвет используется в гербе

Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение - формирование познавательной цели.

«Открытие» обучающимся нового знания

Учитель показывает слайды с изображениями гербов и их построением, с помощью которых ученики по группам самостоятельно выполняют проекты.









Ученики защищают проекты.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает просмотреть слайды с различными эмблемами и гербами различных городов и стран.

Учащиеся просматривают слайды и отвечают на вопросы.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Динамическая пауза

Учитель показывает различные физкультурные движения для разминки

Выполнение движений за учителем

Личностные

Творческая практическая деятельность

Перед выполнением практического задания учитель показывает учащимся варианты удачного и неудачного решения эмблемы, герба. Это поможет ученикам избежать ошибок и одновременно обратить внимание на важные моменты: композиция в создании герба, смысловой центр, выделение главного.

Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний.

-А сейчас я предлагаю вам создать эмблему кабинета по предмету (на выбор), которая будет являться отличительным знаком в школе. Далее идет обсуждение, какие особенности выбранного предмета, какой формы выбрать щит, что изобразить на нем.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Учащиеся выполняют творческое задание, на первом уроке изображают эскиз эмблемы кабинетов по предметам в карандаше, работают группой.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение

Рефлексия деятельности

Учитель организовывает рефлексию.

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

Учитель показывает наиболее удачные эскизы эмблемы класса.

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные;

Рефлексия;

Личностные: смыслообразование

Домашнее задание

Нарисовать эскиз герба своей семьи

Личностные





Литература

  1. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008.

  3. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. Авт.- сост. Стивен Слейтер.- Москва, 2008.

  4. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012

  5. Сайт: Словарь терминов искусства artdic.ru/index.htm

  6. Сайт: . geraldika.ru/symbols/35263































Задание №1

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

  1. Как определить страну по форме герба?

  2. Какая существует символика на гербах в цвете?

  3. Какая существует символика на гербах в изображениях?

  4. Какие материалы используют в изготовлении гербов?

ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ГЕРБОВ И ЭМБЛЕМ

Любой герб или эмблема, как правило, составлены из определенных частей. Главной частью герба является щит. Геральдический щит первоначально ничем не отличался от щита реального. В древности, в средние века формы воинских щитов просто поражали своим многообразием - круглые, овальные, заостренные к низу, прямоугольные, в форме полумесяца и т.п. Они менялись с течением времени, соответствовали национальным обычаям и традициям. На своих щитах войны помещали изображения священных знаков - крестов, фигур животных, каких - либо предметов. Символическое изображение служило опознавательным знаком, благодаря которому в пылу сражения можно было бы отличить своих боевых товарищей от ратников вражеского войска. В древности или в Средние века геральдическая символика, имевшаяся на доспехах, одежде, оружии практически выполняла функции военной униформы. Помимо этого предполагалось, что священный знак должен был помогать витязю в бою, оберегать от стрел и сабельных ударов.

Наиболее распространенными формами геральдического щита являются следующие: треугольная - варяжская; овальная - итальянская; квадратная, закругленная внизу - испанская; квадратная, заостренная внизу - французская; вырезная - германская (рис.1). Щит в форме ромба указывал на то, что обладателем такого герба являлась дама. Чаще всего для современных государственных, областных и городских гербов используется форма так называемого французского щита.

Методическая разработка урока ИЗО на тему: О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (5 класс)

В геральдике существует принцип обратного соотношения сторон. Поэтому правой стороной герба будет левая от зрителя, а левая - правой. Это важно знать для того, чтобы правильно понять или составить описание герба.

Щит может быть окрашен одним цветом. Если мы хотим использовать несколько цветов, то щит нужно поделить, например, на две части: по вертикали, по горизонтали, по диагонали. Несмотря на кажущуюся простоту, геометрические членения поля щита образуют множество вариантов. Следуя этим правилам деления, можно разделить щит на три, четыре или более частей.

Фигуры, которые располагают поверх поля щита, традиционно подразделяют на геральдические и негеральдические. В свою очередь геральдические фигуры могут быть главными и второстепенными. Главных геральдических фигур восемь - это глава (занимает верхнюю часть щита), оконечность (находится в нижней части щита), столб (расположен вертикально посередине щита), пояс (помещается горизонтально посередине щита), перевязь (расположена по диагонали на щите и имеет два варианта: слева направо и справа налево), стропило, крест и кайма. Второстепенных геральдических фигур довольно много - это квадрат, ромб, щиток и др.

Изображения людей, животных, растений, явлений природы, предметов играют важную роль в символике гербов. Они относятся к негеральдическим фигурам, которые подразделяются на естественные (явления природы, небесные светила, растения, животные, человеку), искусственные (оружие, орудия труда, предметы быта) и мифические (драконы, единороги, грифоны).

Лев, как и орел, символизирует власть, силу, храбрость, великодушие. Медведь означает мудрость и силу. Голубь символизирует мир и чистоту; сокол - красоту, храбрость и ум; пчела - трудолюбие. Дуб означает силу и стойкость; лавровые и пальмовые ветви - славу, победу; оливковые - мир.

Большое значение имеет цвет, свое происхождение он тоже ведет из глубины веков. В древности щиты, чаще всего были деревянными, для прочности и красоты их обтягивали шкурами животных, оковывали металлом. Военачальники и короли для украшения своих щитов использовали золото, серебро, яркие, разноцветные эмали, финифти. Так, в гербоведение пришли такие понятия, как меха, металлы и эмали.

В наши дни при создании гербов и эмблем используются металлы и эмали- цветные краски. Однако при составлении гербов не все цвета можно использовать. Геральдических цветов только семь

Палитра металлов палитра эмалей (красок)

Цвета: Цвета:

белый - серебро черный

желтый - золото синий

зеленый

красный

фиолетовый

В геральдике есть правило: металл не изображают на металле, а эмаль (краску) на эмали (краске). Иначе говоря, белое изображение нельзя помещать на желтый фон, а красное - на черный и так далее.

Помимо металлов и финифтей в геральдике использовались меха - горностаевый и беличий, но встречаются они на современных гербах и эмблемах очень редко. Графически горностаевый мех обозначался белым полем, ритмично усеянным черными хвостиками, а беличий - голубыми значками, напоминающими беличьи шкурки, в шахматном порядке расположенными на серебряном поле.

Каждый цвет имеет символическое значение. В геральдике цвета могут отражать явления природы, качества человеческой души, характера человека и даже сложные философские понятия.

Цвета (металлы и эмали)

Название цвета, принятое

в геральдике

Символическое значение

Явление природы

Качества характера, души человека

Философские понятия

Желтый

Золото

Солнце

Великодушие,

Щедрость

Справедливость

Белый

Серебро

Луна,

вода,

снег

Чистота

Невинность

Красный

Червлень

Огонь

Храбрость,

Мужество,

Отвага

Любовь

Синий

Лазурь

Небо

Верность,

правдивость

Вера

Зеленый

Зелень

Растения

Молодость, радость

Надежда

Черный

Чернь

Земля

Образованность,

скромность

Смирение

Фиолетовый

Пурпур

-

Благородство,

достоинство

Мудрость (благоразумие)

Символика цветов на гербах:
- красный - «мужество», «страсть»;
- голубой - «величие, красота, ясность»;
- зелёный - «изобилие, свобода, надежда»;
- пурпурный - «власть»;
- чёрный - «печаль, скромность», «постоянство»;
- серебро - «чистота и скромность», «благородство»;
- золото - «богатство, сила, верность», «знатность».

Символика изображений на щитах:
- лев - отвага, сила, гнев, великодушие;
- журавль - бдительность и осторожность;
- лилия - расцвет и успех;
- единорог - непобедимость;
- гриф - неустрашимость и свирепость;
- кошка - независимость;
- волк - злость, жадность;
- кабан - бесстрашие;
- петух - воинственность;
- павлин - хвастовство;
- розы - чистота, святость;
- ключи - открытость.
- конь - храбрости, быстроты;
- дуб - силы;
- оливковое дерево - мира;
- лавровая ветвь - победы и т. д.

Существующие в геральдике правила применяются и к гербам и к эмблемам. Поскольку гербы принимаются и утверждаются законодательными собраниями и должны иметь строгое юридическое оформление, мы не можем создать герб семьи или детского сада. Сочетание геральдических фигур, символических изображений и их цветов, которое может служить постоянным признаком, отличительным знаком человеку. сообществу или учреждению называется эмблемой.

Задание №2

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

  1. Кем и когда был принят современный герб России?

  2. Каким законом регулируются правила использования Герба России?

  3. Что изображено на гербе России?

  4. Что означает герб России?

Методическая разработка урока ИЗО на тему: О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (5 класс)

Герб Российской Федерации в современном виде был принят в 1993 году Указом президента России Б.Н. Ельциным утвердившим Положение о Государственном гербе Российской Федерации. В положении герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьём змея. Также в положении сказано о том, что допускаются воспроизведение Государственного герба Российской Федерации в одноцветном варианте, а также его воспроизведение в виде главной фигуры - двуглавого орла.

В настоящее время правила использования герба России регулируются Федеральным конституционным закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», в котором подтверждается герб образца 1993 г. и даётся его более полная характеристика:

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите,- серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.

Государственный герб Российской Федерации выполнен в виде красного четырехугольного геральдического щита. Нижние его углы закруглены, а по краям он заострен. На щите изображен золотой двуглавый орел с распущенными и поднятыми вверх крыльями. Он увенчан тремя коронами, соединенными лентами. В левой лапе орел держит скипетр, а в правой - державу. На его груди изображен малый красный щит, в котором на серебряном коне и в синем плаще расположен серебряный всадник. Он поражает копьем из серебра черного дракона, который опрокинут навзничь.

Цветовая гамма золотого двуглавого орла на красном фоне присутствует в гербе еще с XV-XVII веков. Что означает герб с изображением орла? Эта птица - самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.

© 2010-2022