- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок изобразительного искусства по теме «Мозаичное изображение. Автопортрет» Технология - дискуссия
Урок изобразительного искусства по теме «Мозаичное изображение. Автопортрет» Технология - дискуссия
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Васильева А.А. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации ЗГМО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 26
Урок изобразительного искусства
по теме «Мозаичное изображение. Автопортрет»
Технология - дискуссия
Учитель изобразительного искусства
Васильева Арина Александровна
МБОУ «СОШ №26»
Зима, 2014 г.
Проект урока изобразительного искусства в 7 классе
Тема: «Мозаичное изображение. Автопортрет»
Рассчитано на 2 урока
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с историей мозаики и особенностями ее выполнения. Закрепить понятие «Автопортрет».
Формирование навыков:
-
Изготовление мозаичного полотна
-
Применение на практике в жанре портрета
-
Применение на практике знаний о пропорциях лица человека
Развитие творческих способностей. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Воспитывать уважение к мировой культуре, через знакомство с шедеврами мирового искусства.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Вид урока: урок творчества
Форма организации деятельности: индивидуальная или в паре
Вид занятий: декоративно-прикладное творчество, мозаика
Оборудование:
Для учащихся:
Лист бумаги, салфетки, газетная бумага, старые журналы, ножницы, клей ПВА, простой карандаш, ластик.
Для учителя:
Мультимедийная презентация «Мозаика», компьютер, интерактивная доска, лист бумаги, салфетки, старые газеты, журналы, ножницы, клей ПВА, простой карандаш, ластик. Таблица подробного построения портрета и расположения кусочков мозаики на лице. Таблица пропорций лица человека. Образец. Элемент релаксации.
План урока:
1
Организационный момент
1 мин
2
Вводная беседа.
«Что для искусства человек?
1 мин
3
Актуализация знаний
Автопортрет
5 мин
4
Беседа по теме, с использованием мультимедийной презентации
-
Мозаика
-
История мозаики
5мин
5
Практическая часть
-
Повторение последовательности выполнения работы.
-
Напоминание о ТБ при работе с ножницами и клеем.
-
Самостоятельная работа
3 мин
60 мин
6
Подведение итогов
-
Экспресс-выставка
-
Рефлексия
5 мин
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку
2. Вводная беседа.
На протяжении всего учебного года на уроках изобразительного искусства мы с вами, так или иначе, касались одной и той же темы. Изображали ли мы натюрморт, пейзаж. Говорили о народных праздниках, костюмах, о эпохе Возрождения, об архитектуре, о теме войны в искусстве, о плакате и памятниках культуры мы с Вами не забывали о - человеке! Ведь именно без него искусство существовать не может.
(на доске изображается схема художник-портрет-кисть)
Человек:
-
Либо творец произведения искусства,
-
Либо его главный герой,
-
Либо созерцатель, умеющий чувствовать и выражать свои эмоции, при этом сам подчас берущийся за кисть.
3. Актуализация знаний
Одним из видов изобразительного искусства подтверждающим эту цепочку, на мой взгляд является автопортрет.
-Напомните мне, что такое автопортрет?
-Автопортрет изображение художником самого себя.
Итак,
-
Художник рисует
-
И конечно он умеет чувствовать и через рисунок выражать свои эмоции.
-
При этом он главный герой картины.
- А можем ли мы с вами эту своеобразную схему применить к себе?
-Когда мы с вами видим нечто прекрасное, мы чувствуем?
-Мы можем выразить свои чувства и эмоции через искусство, например, рисунок?
-То есть мы можем быть художниками?
-Если мы с вами можем применить к себе два принципа этой формулы, мы можем создать свой автопортрет?
Сегодня мы с вами потрудимся над созданием автопортрета только в мозаичной технике.
4. Беседа по теме:
Мозаика является одним из видов монументального искусства. С античности до наших дней она украшает не только фасады, но и интерьеры зданий. В мозаике изображение составляется из кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов.
Господствующее положение мозаика заняла в Византии в убранстве храмов. На весь мир прославились знаменитые сохранившиеся раввенские мозаики «Голуби у водопоя» из мавзолея Галлы Плацидии и декоративные мозаичные композиции церквей Сан-Витали и Санта-Аполлинера-ин-Классе. Равенна была процветающим византийским торговым городом. Знатные и богатые горожане вели роскошную жизнь, украшая здания мраморными плитами и мозаиками, выполненными художниками, обученными в Византии. В церкви Сан-Витале изображен во всем великолепии и торжественности двор императора Юстиниана и императрицы Теодоры.
В Равенне до сих пор хранятся и поддерживаются традиции изготовления мозаичных панно. В городе существует институт мозаики. Копии раввинских мозаик, выполненные художниками этого заведения, известны во всем мире. В городском парке экспонируются мозаики известных итальянских и зарубежных художников, созданные в разных стилях и материалах специально для этого парка и демонстрирующие связь между прошлым и настоящим и веру в будущее мозаичного искусства.
Испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926), живший в Барселоне и прославивший ее, использовал мозаику для декоративного оформления своих построек.
В России мозаичные изображения получили распространение с XVIII века. Особенно увлеченно работал над мозаикой М.В.ломоносов, который сам изготовлял цветное стекло, а затее собирал из него картины, делал наборные столы. Его работы выставлены в Русском музее в Петербурге. Уникальные мозаичные работы украшают внутреннее убранство Исаакиевского собора. Прежде были созданы живописные полотна, опираясь на которые мастера готовили и подбирали нужным образом окрашенные кусочки. Работа по созданию мозаичных картин потребовала много лет.
Украшение внутренних помещений мозаиками становиться распространенным в России в 30-40-50 годы. Ярким примером являются станции метро, построенные в это время. Мозаичные панно создаются для станций московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая», «Киевская», «Аэропорт» и других. Замечательные мозаики для станции метро «Маяковская» создал в 1938 году известный художник Александр Дейнека.
Эта традиция продолжается и сегодня. Вновь открытые станции и переходы метро также украшаются мозаиками. А с современными компьютерными программами любое изображение можно сделать мозаичным.
5. Практическая часть
Основные этапы работы.
Для того чтобы создать автопортрет в технике мозаика вам необходимо вспомнить пропорции лица человека. Для этого вы можете пользоваться эскизом в тетради.
-
Нарисуйте на листе эскиз автопортрета.
-
Далее вам необходимо внимательно рассмотреть эскиз расположения кусочков мозаики на лице.
-
Ваши кусочки могут быть разрезанными ножницами, а могут быть рваными.
-
Кусочки должны близко прилегать друг к другу.
-
Старайтесь тщательно подбирать бумагу. Тем более что она у вас не просто цветная, а имеющая разные рисунки и фактуру (газеты, журналы). Не спешите, фантазируйте.
-
Старайтесь передать свой характер, свои особенности, помните это автопортрет.
-
Если Вы решили делать работу на большом листе и вдвоем, сделайте собирательный образ, распределите правильно роли, советуйтесь друг с другом.
Не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
Помните от беспорядка на столе - беспорядок в голове, от беспорядка в голове - беспорядок в руках, а от беспорядка в руках - беспорядок в работе.
(Релаксация)
Приступаем к работе.
За 5 минут до конца урока работы вывешиваются на доску рядом друг с другом
6. Рефлексия. Подведение итогов.
- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
- Вам нравится? Что именно?
- Какой вид портрета мы с вами вспомнили?
-С какой техникой Вы сегодня работали?
-Как звали известного ученого, который возродил мозаику в России?
Каждый из Вас сегодня был творцом, создателем, художником. Каждый из Вас сегодня задал себе вопрос, какой я? Каждый из Вас своим сердцем, умом, руками чувствовал самого себя, и переложил эти чувствовал самого себя и переложил эти чувства на белый лист. Каждый из вас созидал, ваял, делал. Сохраните эти чувства, интерес к созданию прекрасного и пронесите через года.
Всем спасибо. Не забудем убрать мусор и забрать свое оборудование.