Программа внеурочной деятельности Весёлая ниточка. 2 класс

Образовательная программа «Весёлая ниточка». 2 класс составлена на основе методического пособия. Н.Н. Гусаровой  «Техника изонити для дошкольников»  с учетом требований современной педагогики, возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста. Направленность программы – художественно-эстетическая. Создание произведений нитяной графики – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с графическим натяжение...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение

«Поедугинская основная общеобразовательная школа»



Принято:

на заседании

педагогического совета школы

Протокол № _____ от _____ 2014 г.

Зам.директора по УВР:

_________ /Корнякова Е.И./

Утверждаю:

Директор школы:

______________ /Петухов В.В./

Приказ № ___ от ________2014 г

:










ПРОГРАММА


ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Весёлая ниточка»

2 класс







Направление: художественно-эстетическое

Срок реализации: 1 год, 2 часа в неделю

Возраст учащихся: 8-9 лет

Разработчик программы: Устюгова П.Г., учитель ИЗО














Д.Поедуги, 2014


Пояснительная записка

Образовательная программа «Весёлая ниточка» составлена на основе методического пособия. Н.Н. Гусаровой «Техника изонити для дошкольников» с учетом требований современной педагогики, возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.

Актуальность программы. В маленьком человеке заложено стремление узнавать и создавать, все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях поиска и занятии нитяной графикой. Открытие в себе творческой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в других сферах жизни - в учебе, в общении с другими.

Направленность программы - художественно-эстетическая. Создание произведений нитяной графики - одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с графическим натяжением нитей расширяет кругозор возможностей ребенка, развивает пространственное воображение.

Отличительные особенности программы.

Освоение техники изонити, позволяет выполнять поздравительные открытки, сувенирные обложки, декоративные панно. Работа не требует дорогостоящих материалов, проста в исполнении и оригинальна. Ребёнок, увидевший изонить впервые, сразу же задается вопросом - как это делается? При выполнении работ по изонити у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся изонитью, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённость, развивают собственный творческий потенциал.

В ходе работы ребёнку необходимо запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы натяжения нитей - всё это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике изонити; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре декоративно - прикладного искусства.

Цель: развитие способностей ребят посредством курса нитяная графика; закрепление знаний 1 года обучения.

Задачи:

  • учить детей исследовать форму; пробудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;

  • позволять ребенку находить пути самовыражения.

  • развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на детей, прошедших курс первого года. Занятия проходят два раза в неделю по 2 часа (68 часов в год). Ребята закрепляют уже полученные знания, умения, навыки; продолжают овладевать более сложными приемами графического переплетения нитей.

Формы проведения занятий

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы

Теоретическая часть дается в форме беседы с использованием наглядного материала и закрепляется практической работой. Основная форма работы - учебные занятия (вводное, практическое занятия ознакомления, усвоения, применения на практике, обобщения).

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Необходимо показывать недостатки, но похвала должна завершать оценку работы.

Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.

В программе данного курса уделяется внимание экскурсиям в природу, где обучающиеся познают окружающий мир, познают красоту и неповторимость цветов и изучают природные формы, которые возможно использовать при выполнении работ.

Образовательный процесс предполагает использование различных методов обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный (наглядный);

- проблемный (педагог вместе с детьми и ищет пути ее решения);

- эвристический (ребята сами находят проблему и ищут пути ее решения);

Работа строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Используются элементы проблемного обучения, элементы личностно-ориентированных технологий, индивидуализация и дифференциация обучения, а также огромное место отводится игровым технологиям. На занятиях главным является гуманно-личностный подход к детям в целом и в частности к каждому учащемуся в отдельности.

Ожидаемые результаты освоения программы:

К концу года дети должны:

  • сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.

  • знать принципы построения геометрических фигур способом натяжения нитей через сквозные отверстия и на плоскости;

  • уметь выполнять работы в технике «волшебная паутинка»;

  • уметь вышить любую округлую фигуру;

  • знать и уметь применять правила построения фигур на плоскости;

  • уметь пользоваться инструментами и знать правила техники безопасности при работе с ними.

  • Уметь выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

  • проявлять высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

  • предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

Формы подведения итогов реализации программы:

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся:

- в классе,

- в школе.

Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, помещение его на выставку, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться.

Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;


Учебный план на три года


№ п/п

Тема


1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1.

Введение в программу.

6

6

4

2.

Натяжение нитей через сквозные отверстия.

36

28

34

3.

Волшебная паутинка.

12

20

-

4.

Натяжение нитей на плоскости.

10

10

-

6.

Декоративно-прикладная графика в нитях.

-

-

16

7.

Личная графика.

-

-

10

8.

Итоговые занятия

4

4

4

9.

Итого:

68

68

68




Учебно-тематический план


Программа внеурочной деятельности Весёлая ниточка. 2 класс п/п

Название темы

Общее количество часов

вПрограмма внеурочной деятельности Весёлая ниточка. 2 классПрограмма внеурочной деятельности Весёлая ниточка. 2 класс том числе


теор. прак

1.

Введение в программу.

1

1

1

1.1

Подготовка к работе. Техника безопасности.

0,5

0,5

-

1.2

Знакомство с планом работы. Организация плоскости.

0,5

0,5


2.

Натяжение нитей на плоскости через сквозные отверстия.

14

3,5

11,5

2.1

Геометрические фигуры.

2

0,5

1,5

2.2

Повторение принципов работы.

2

0,5

1,5

2.3

Связь натяжения нитей с рисунком.

2

0,5

1,5

2.4

Выполнение работ методом ассоциации.

2

0,5

1,5

2.5

Природная фигура - кленовый лист.

2

0,5

1,5

2.6

Прикладная нитяная графика.

2

0,5

1,5

2.7

Ритм геометрических форм.

2

0,5

1,5

3.

Основа рисунка - квадрат

10

2

8

3.1

Принцип натяжения нитей в квадрате.

4

1

3

3.2

Изменение изгиба линии и формы работы над ней.

6

1

5

4.

Волшебная «паутинка». Коллективная работа.

14

4

10

4.1

Принципы работы.

2

1

1

4.2

Работа с шарами.

4

1

3

4.3

Аппликация на шарах.

4

1

3

4.4

Коллективная работа по изготовлению композиции из шаров по выбору.

4

1

3

5.

Натяжение нитей на плоскости.

16

4

12

5.1

Работа с рамками для салфеток.

4

1

3

5.2

Графика линии.

2

0,5

1,5

5.3

Вариация переплетения нитей.

4

1

3

5.4

Изготовление творческих работ.

6

1,5

4,5

6.

Творческий поиск

9

1

8

6.1

Выполнение эскизов

4

1

3

6.2

Поиск путей разрешения графических задач для создания полноценного образа предмета. Индивидуальные работы.

4

-

4

7.

Итоговые занятия. Выставки.

4

-

4

7.1

Выставки в классе один раз в четверть.

3

-

3

7.2

Итоговая выставка один раз в год.

1

-

1


Итого:

68

15,5

53,5

Содержание программы второго года обучения

(68 часов)

Курс: « Нитяная графика»

Методические указания: В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.


Раздел 1. Введение в программу.

1.1 Подготовка к работе. Вводное занятие. Техника безопасности.

1.2 Знакомство с планом работы на год. Организация плоскости. Необходимые материалы.

Раздел 2 Натяжение нитей на плоскости через сквозные отверстия.

2.1 Геометрические фигуры. Повторение принципов работы при работе с рисунков углов.

2.2 Повторение принципов работы. Ракета. Цветы.

2.3 Связь натяжения нитей с рисунком. Окружность. Связь с рисунком. Составление рисунков.

2.4 Выполнение работ методом ассоциации. Вышивание геометрических фигур и сравнивание их ассоциируемым предметом. Геометрические фигуры в нитяной графике.

2.5 Природная фигура - кленовый лист. Кленовые листы (коллективная работа).

2.6 Прикладная нитяная графика. Практические работы. Выбор рисунков для выполнения практических работ.

2.7 Ритм геометрических форм. Работа с хордами. Творческий поиск. Повторение техники.

Раздел 3. Основа рисунка - квадрат.

3.1 Принцип натяжения нитей в квадрате Переплетение нитей и получение простых геометрических фигур. Узоры с использованием разных геометрических фигур.

3.2 Изменение изгиба линии и формы работы над ней. Подбор образцов и работа над ними. Индивидуальные работы.

Раздел 4.Волшебная «паутинка

4.1 Принципы работы. Необходимые материалы (нитки, клей канцелярский, игла).

4.2 Работа с шарами. Выполнением работ в данной технике. Тренировочные упражнения - простые шары из нитей. Изготовление изделий состоящих из нескольких шаров.

4.3 Аппликация на шарах. Снеговик. Колокольчики. Натяжение нитей.

4.4 Коллективная работа по изготовлению композиции из шаров по выбору. Рыбка. Ваза. Пингвин.

Раздел 5. Натяжение нитей на плоскости.

5.1 Работа с рамками для салфеток. Изготовление рамок и помощь в их изготовлении со стороны родителей.

5.2 Графика линии. Знакомство с переплетением нитей на рамках.

5.3 Вариация переплетения нитей. Практические работы.

5.4 Изготовление творческих работ.

Раздел 6. Творческий поиск.

6.1 Выполнение эскизов. Самостоятельная работа.

6.2 Поиск путей разрешения графических задач для создания полноценного образа предмета.

6.3 Индивидуальные работы. Помощь друг другу.

Раздел 7. Итоговые практические занятия - один раз в четверть

7.1 Итоговые занятия один раз в четверть. Конкурсы.

7.2 Выставки внутри группы один раз в четверть.

7.3 Итоговая выставка один раз в год.

Календарно-тематический план

Дата

Тема раздела

№ занятий

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

I четверть (16 часов)

Введение в программу

1

Подготовка к работе. Техника безопасности. Знакомство с планом работы. Организация плоскости.

1

Натяжение нитей на плоскости через сквозные отверстия

2

Геометрические фигуры. Повторение принципов работы при работе с рисунков углов.

1

Практ.раб.

3

Геометрические фигуры. Составление формы цветов из геометрических фигур. Окружность, углы

1

Практ.раб.

4

Повторение принципов работы. Одуванчики

1

Практ.раб.

5

Повторение принципов работы. Цветы.

1

Практ.раб.

6

Связь натяжения нитей с рисунком.

1

Практ.раб.

7

Окружность. Связь с рисунком. Составление рисунков.

1

Практ.раб.

8

Вышивание рисунка. Одуванчики

1

Практ.раб.

9

Выполнение работ методом ассоциации.

1

Практ.раб.

10

Вышивание геометрических фигур и сравнивание их ассоциируемым предметом. Геометрические фигуры в нитяной графике.

1

Практ.раб.

11

Природная фигура - кленовый лист.

1

Практ.раб.

12

Кленовые листы (коллективная работа).

1

Практ.раб.

13

Прикладная нитяная графика. Вышивание рисунка.

1

Практ.раб.

14

Практические работы. Выбор рисунков для выполнения практических работ. Вышивание рисунка

1

Практ.раб.

15

Ритм геометрических форм. Работа с хордами. Творческий поиск. Повторение техники. Вышивание рисунка

1

Практ.раб.

16

Выставка в классе. Оформление готовых работ в рамку

1

Выставка

II четверть (16 часов)

Основа рисунка - квадрат

17

Принцип натяжения нитей в квадрате.

1

Практ.раб.

18

Переплетение нитей и получение простых геометрических фигур.

1

Практ.раб.

19

Принцип натяжения нитей в квадрате

1

Практ.раб.

20

Узоры с использованием разных геометрических фигур.

1

Практ.раб.

21

Изменение изгиба линии и формы работы над ней.

1

Практ.раб.

22

Подбор образцов и работа над ними. Индивидуальные работы.

1

Практ.раб.

23

Вышивание рисунка

1

Практ.раб.

24

Вышивание рисунка

1

Практ.раб.

25

Вышивание рисунка

1

Практ.раб.

26

Вышивание рисунка

1

Практ.раб.

Волшебная «паутинка». Коллективная работа.

28

Принципы работы. Необходимые материалы (нитки, клей канцелярский, игла).

1

Практ.раб.

29

Коллективная работа по изготовлению шаров по выбору.

1

Практ.раб.

30

Работа с шарами.

1

Практ.раб.

31

Выполнением работ в данной технике. Тренировочные упражнения - простые шары из нитей. Изготовление изделий состоящих из нескольких шаров.

1

Практ.раб.

32

Принципы работы.

1

Практ.раб.

33

Выставка в классе

1

Выставка

III четверть (20 часов)

34

Аппликация на шарах. Снеговик.

1

Практ.раб.

35

Натяжение нитей.

1

Практ.раб.

36

Аппликация на шарах. Колокольчики.

1

Практ.раб.

37

Натяжение нитей.

1

Практ.раб.

38

Коллективная работа по изготовлению композиции из шаров по выбору.

1

Практ.раб.

39

Коллективная работа по изготовлению композиции из шаров по выбору. Рыбка.

1

Практ.раб.

40

Коллективная работа по изготовлению композиции из шаров по выбору. Ваза.

1

Практ.раб.

41

Коллективная работа по изготовлению композиции из шаров по выбору. Пингвин.

1

Практ.раб.

42

Изготовление композиции из шаров. Оформление работ

1

Практ.раб.

Натяжение нитей на плоскости

43

Работа с рамками для салфеток. Изготовление рамок и помощь в их изготовлении со стороны родителей.

1

Практ.раб.

44

Работа с рамками для салфеток.

1

Практ.раб.

45

Оформление рамок композицией

1

Практ.раб.

46

Оформление рамок композицией

1

Практ.раб.

47

Графика линии. Знакомство с переплетением нитей на рамках.

1

Практ.раб.

48

Вариация переплетения нитей.

1

Практ.раб.

49

Изготовление творческой композиции

1

Практ.раб.

50

Изготовление творческой композиции

1

Практ.раб.

51

Изготовление творческой композиции

1

Практ.раб.

52

Изготовление творческой композиции

1

Практ.раб.

53

Выставка в классе

1

Выставка

IV четверть (16 часов)

Творческий поиск

54

Выполнение эскизов. Самостоятельная работа.

1

Практ.раб.

55

Выполнение эскизов. Выбор эскиза и перенос варианта на картон, заготовку

1

Практ.раб.

56

Поиск путей разрешения графических задач для создания полноценного образа предмета. Индивидуальные работы.

1

Практ.раб.

57

Индивидуальные работы над образом предмета

1

Практ.раб.

58

Индивидуальные работы. Помощь друг другу.

1

Практ.раб.

59

Вышивка работы поэтапно. Помощь друг другу.

1

Практ.раб.

60

Вышивка работы поэтапно. Помощь друг другу.

1

Практ.раб.

61

Вышивка работы поэтапно. Самостоятельная работа

1

Практ.раб.

62

Вышивка работы поэтапно

1

Практ.раб.

63

Изготовление творческой композиции

1

Практ.раб.

64

Вышивка рисунка по замыслу

1

Практ.раб.

65

Вышивка рисунка

1

Практ.раб.

66

Вышивка рисунка. Оформление работы в рамку

1

Практ.раб.

67

Оформление работы. Вышивка рамки, надписи

1

Практ.раб.

Итоговое занятие

68

Итоговая выставка

1

Выставка



Методическое обеспечение программы

Дидактическое и техническое оснащение занятий.

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

Оборудование (материалы, инструменты, приспособления) используемое на занятиях: цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага, рамки разных размеров, нитки, ножницы, скотч, циркули, линейки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки.

Основные составляющие занятий:

  • воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

  • организация рабочего места

  • повторение пройденного материала

Организация и проведение занятия включает следующие структурные элементы:

  • инструктажи:

вводный - проводится перед началом практической работы,

текущий - во время выполнения практической работы,

заключительный

  • практическая работа

  • физкультминутки

  • подведение итогов, анализ, оценка работ

  • приведение в порядок рабочего места.


Список использованной литературы:


  1. Андреева И. Рукоделие. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

  2. Вышивание, вязание, поделки из кожи. - М.: Знание. - 1993, 1997.

  3. Косминская В. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей. - М.: Просвещение, 1981.

  4. Энциклопедический словарь юного художника, изд-во «Большая Российская энциклопедия». - М.: 1997.

  5. Н.Н. Гусарова: Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. - 2-е издание, изд. Детство-Пресс, 2004

  6. stranamasterov.ru

  7. allforchildren.ru

Литература для учащихся:


  1. Н.Н. Гусарова: Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. - 2-е издание, изд. Детство-Пресс, 2004

  2. stranamasterov.ru




© 2010-2022