Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства

Одним из разделов основной образовательной программы является программа развития универсальных учебных действий (УУД), которая направлена на создание условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности-умения учиться.Под универсальными учебными действиями понимают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это совокупность способов действи...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства.

Внедрение новых образовательных стандартов предусматривает систему взаимосвязанных требований, одними из которых являются требования к результатам освоения основной образовательной программы, Системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и др.) позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и спроектировать универсальные учебные действия, которыми должны владеть учащиеся.

Одним из разделов основной образовательной программы является программа развития универсальных учебных действий (УУД), которая направлена на создание условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности-умения учиться.

Под универсальными учебными действиями понимают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Выделяют основные виды УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-эстетического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические), коммуникативные.

Формирование универсальных учебных действий является важной составляющей фундаментального ядра образования, поэтому все учебные предметы, в том числе и предметы художественно-эстетического цикла, строятся как система целенаправленно организованной учебной деятельности. В процессе этой деятельности учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

Предметная область «Искусство» играет большую роль в становлении личности ученика, так как способствует его личностному развитию, обеспечивая «осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся». В основной школе происходит формирование художественного вкуса, способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

принятие мультикультурной картины современного мира; формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. При этом осуществляются различные умственные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, классификация. Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

В результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности происходит формирование регулятивных УУД. Общение является необходимым условием развития способности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции. Психологические условия формирования саморегуляции обеспечиваются особой организацией учебного сотрудничества ученика с учителем. Для осознания учащимися стратегий организации учебной деятельности необходима совместная деятельность с учителем и со сверстниками. Наилучший метод организации учебной работы школьников - совместное планирование, осуществление и оценивание самостоятельной работы. На каждом занятии ребенок создаёт свой творческий продукт. Он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, выполняет работу в материале, придумывает название, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка. Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках изобразительного искусства позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышению уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач. Ребенок учится познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать изученные виды пластических искусств; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств; описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий.

Одним из ведущих подходов при изучении изобразительного искусства является проблемно-диалогическое обучение. На проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание изучаемого материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства; рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы. Важно научить учащихся ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях; организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства.

Критериями оценки сформированности УУД будут являться: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Задача учителя - формировать у ребенка универсальные способы действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться, успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям, быть коммуникативным, мобильным.

Список литературы

Изобразительное искусство. Учебно-методическая комплексная документация - М.:Агар, 2009.

Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство.5-7 классы. Музыка.5-7классы. Искусство.8-9 классы.-М.:Просвещение,2010.

Сборник нормативных документов. Искусство/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-2-е изд., - М.:Дрофа,2008.

Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. /под ред.С.С.Татарченковой. С-Пб.: КАРО, 2008

Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.: Просвещение,2011



© 2010-2022