Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья: «Здороьесберегающие технологии на уроках ИЗО»

Педагог ИЗО: Калиниченко Татьяна Александровна

МУДО«Центр эстетического воспитания детей» г.Саранск

Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО

"Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества". В.А.Сухомлинский

Главная цель педагогической деятельности: развитие коммуникативных и творческих способностей, укрепление психического и физического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни, через решение следующих задач:

  • повышение уровня развития творческих способностей детей;

  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;

  • снижение уровня заболеваемости;

  • стабильность физической и умственной работоспособности.

Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Познавательная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане педагогу отводиться особая роль. Педагог должен создать комфортные условия для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у учащихся способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на занятиях. Для того чтобы решить эту основную задачу, нужно использовать в работе новые программы и технологии.

Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Их применение в педагогической деятельности служит залогом успешного развития и результативного обучения детей. Нужно сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия.

Успех работы по развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности всех педагогов, труд которых направлен в первую очередь на сохранение здоровья детей. Здоровьесбережение становится приоритетным направлением в работе учреждений, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.

Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:

1) Сохранению и укреплению здоровья детей;

2) Развитию сенсорных и моторных функций;

3) Формированию потребности в двигательной активности;

4) Профилактике нарушений опорно - двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;

5) Приобретению навыка правильного дыхания;

6) Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);

7) Развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

8) Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).

Здоровьесберегающие технологии на занятиях ИЗО

Занятия ИЗО должны осуществлятся в условиях комфортности:

  1. Санитарно-гигиенических:

А) - свежий воздух;

- проветренный класс;

- соответствующее освещение;

- влажная уборка;

- озеленение.

Б) - рабочее место у учащихся на уроках ИЗО - ученические столы и

мольберты. Автоматически осуществляется контроль за посадкой

учащихся во время урока.

В) - Комфортный для человека уровень шума - это предельно

допустимое давление звука, которое не оказывает на организм

воспитанников вредного воздействия.

  1. Психологических:

- создание эмоционального положительного фона в обучении,

общении;

- учет психического и физического здоровья ребенка;

психологических особенностей класса;

- стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание

поддержки и помощи ребенка в учебе;

- использование чередования интенсивности в обучении и

релаксации.

  1. Здоровьесберегающие компоненты:

- динамические паузы, физкультминутки для глаз, например,

рисуем глазами;

- применение игровых моментов с движениями учащихся;

- элементы релаксации (например, музыкотерапия - использование

аудио записей «звуки природы», упражнения «Послушай и

нарисуй», улыбка терапия;

- свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения

практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки,

руки и т.д.);

- ранжирование учебного материала урока по степени сложности,

новизны, актуальности;

- использование активных методов обучения: поисковый, игровой,

диалогический, проектный, исследовательский и др.;

- плотность урока: количество времени затраченного на учебную

деятельность не менее 60%, но не более 80%.

- темп завершения урока спокойный, учащиеся должны иметь

возможность задавать педагогу вопросы.

Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

Литература:

  1. Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. - 2001, №1.

  2. Горяев В.. Здоровье детей - категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.

  3. Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, - Оренбург, 2001.

  4. Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.



© 2010-2022