- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО
Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калиниченко Т.А. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья: «Здороьесберегающие технологии на уроках ИЗО»
Педагог ИЗО: Калиниченко Татьяна Александровна
МУДО«Центр эстетического воспитания детей» г.Саранск
Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО
"Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества". В.А.Сухомлинский
Главная цель педагогической деятельности: развитие коммуникативных и творческих способностей, укрепление психического и физического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни, через решение следующих задач:
-
повышение уровня развития творческих способностей детей;
-
стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
-
снижение уровня заболеваемости;
-
стабильность физической и умственной работоспособности.
Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Познавательная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане педагогу отводиться особая роль. Педагог должен создать комфортные условия для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у учащихся способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на занятиях. Для того чтобы решить эту основную задачу, нужно использовать в работе новые программы и технологии.
Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Их применение в педагогической деятельности служит залогом успешного развития и результативного обучения детей. Нужно сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия.
Успех работы по развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности всех педагогов, труд которых направлен в первую очередь на сохранение здоровья детей. Здоровьесбережение становится приоритетным направлением в работе учреждений, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
1) Сохранению и укреплению здоровья детей;
2) Развитию сенсорных и моторных функций;
3) Формированию потребности в двигательной активности;
4) Профилактике нарушений опорно - двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
5) Приобретению навыка правильного дыхания;
6) Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
7) Развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
8) Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).
Здоровьесберегающие технологии на занятиях ИЗО
Занятия ИЗО должны осуществлятся в условиях комфортности:
-
Санитарно-гигиенических:
А) - свежий воздух;
- проветренный класс;
- соответствующее освещение;
- влажная уборка;
- озеленение.
Б) - рабочее место у учащихся на уроках ИЗО - ученические столы и
мольберты. Автоматически осуществляется контроль за посадкой
учащихся во время урока.
В) - Комфортный для человека уровень шума - это предельно
допустимое давление звука, которое не оказывает на организм
воспитанников вредного воздействия.
-
Психологических:
- создание эмоционального положительного фона в обучении,
общении;
- учет психического и физического здоровья ребенка;
психологических особенностей класса;
- стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание
поддержки и помощи ребенка в учебе;
- использование чередования интенсивности в обучении и
релаксации.
-
Здоровьесберегающие компоненты:
- динамические паузы, физкультминутки для глаз, например,
рисуем глазами;
- применение игровых моментов с движениями учащихся;
- элементы релаксации (например, музыкотерапия - использование
аудио записей «звуки природы», упражнения «Послушай и
нарисуй», улыбка терапия;
- свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения
практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки,
руки и т.д.);
- ранжирование учебного материала урока по степени сложности,
новизны, актуальности;
- использование активных методов обучения: поисковый, игровой,
диалогический, проектный, исследовательский и др.;
- плотность урока: количество времени затраченного на учебную
деятельность не менее 60%, но не более 80%.
- темп завершения урока спокойный, учащиеся должны иметь
возможность задавать педагогу вопросы.
Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.
Литература:
-
Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. - 2001, №1.
-
Горяев В.. Здоровье детей - категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.
-
Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, - Оренбург, 2001.
-
Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.