- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кириллова Т.Г. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Цель: расширить знания обучающихся о народном декоративно - прикладном искусстве, познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре. Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла.
Задачи:
Продолжать формировать навыки росписи в традициях народного промысла;
Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук;
Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ;
Воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.
Материалы и оборудование:
Иллюстративный ряд
Таблицы: Приемы кистевой росписи
Видеопроектор, компьютер, Презентация «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель», Художественные материалы.
Лист бумаги А4(4 шт.) Акварель или гуашь синего цвета , палитра , кисти, тряпочка ,баночка с водой
План урока.
Организационная часть (2 мин.)
Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний (3 мин.)
Объяснение нового материала (10 мин).
Практическая работа (20 мин.)
Закрепление (5 мин)
Подведение итогов (4 мин.)
Домашнее задание(1 мин.)
Ход урока
-
Организационная часть.
Здравствуйте. Садитесь.
Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?
ДПИ- самое древнее искусство: оно возникло еще в первобытные времена, отдаленные от нас тысячелетиями. И в то же время молодое, оно по прежнему необходимо человеку.
2.Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.
(загадка)
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре -
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись…Гжель
Постановка учебной цели: сегодня мы изучим приёмы кистевой росписи, которой используют гжельские мастера.
Беседа
Учитель. Сегодня мы начнем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Ребята послушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да край свой прославить. Думали, думали и придумали! Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую. Решили вылепить из нее посуду разную. Да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать.
3. Объяснение нового материала.
"Гжель" - один из традиционных российских центров производства керамики, который недавно отметил свой 650-летний юбилей. Промысел насчитывает около 30 сел, расположенных вокруг одноименного поселка городского типа, в 60-ти километрах от Москвы по Казанской железной дороге.
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Издавна данная местность славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.
Вот уже более 200 лет завораживает своей красотой необыкновенная бело-голубая керамика, которую делают в селе Гжель под Москвой. А сначала был простой горшок. Глиняный, дутый, как говорят старожилы Гжели - "пузатенький". Потом тоже был горшок, но уже совсем другой. Царствовали здесь в свое время и майолика с многоцветной росписью, и фарфор, и фаянс. А сегодня славятся здешние места керамикой с сочной синей росписью на ослепительно белом фоне. Мастера Гжели изобретательны и искусны. Взял мастер кисть, и расцвели на обожженной глине цветы, запели удивительные птицы.
Гжельское творчество очень известно. Об этом говорит популярность фарфора с нарядной синей росписью в зарубежных странах: Франции, Италии, Японии, США, Австралии, Чехословакии и других станах. Лучшие образцы Гжельского народного творчества представлены в ведущих музеях нашей станы: в Санкт-Петербурге, Москве.
Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску - кобальт (серого цвета), которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.
Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она написана крупно, широкими мазками. А иногда - тонкой кисточкой. У гжельцев есть свои секреты, как, скажем розу, сделать именно гжельской розой. Главный секрет - это мазки. Мазок - это родовая примета Гжели. Главный приём - правильное соотношение синего и белого или сочетание "белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба".
Другое правило - каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими "размытыми". Так рисуют многолепестковые цветки.
"Мазок с тенями". Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше - мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше - мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.
"Азбуку мазков" дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: "шашечки", "усики", "жемчужинки", "капельки".
Иногда, по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, обозначая контуры.
А сейчас, а сейчас
Время физкультминутки для вас!
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
4.Практическая работа.
Мастера, скорей за дело,
Украшай посуду смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.
Выполнение упражнений кистевой росписи Гжель: точки и прямые линии, бордюры, «капелька», мазок с тенью, цветочек.
5.Рефлексия
тест
1.Как украшали свои изделия гжельские мастера
А) лепниной
Б) не украшали
В) раскрашивали разноцветными красками
2. Какие цвета использовали
А) красный и синий
Б) синий и белый
В) любые
3. Где расположен узор
А) в центре
Б) по кругу
В) где хочет художник
4. С каких элементов начинают писать узор
А) с мазков, постепенно переходя от темного цвета к более светлому
Б) с главного рисунка
В) с какого хочет художник.
Выставка и анализ работ. Выставление оценок.
6.Домашнее задание.
Рассмотреть посуду: какая у нее форма, роспись, материал. Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная, сувенирная),найти рисунки и фотографии с изображением работ гжельских мастеров.