Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе Весенний день

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА

ИЗО

НА ТЕМУ «ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ»

(2 класс)

Теоретическая часть

1. 1)Включаю муз. композицию «Весенние воды» (№20)

-О чём эта музыка?

-Что помогло вам определить настроение весны?

-Как показана весна в музыке?

Это произведение о весне получилось, когда стихотворение великого русского поэта Ф. Тютчева было положено на музыку великого русского композитора С. Рахманинова. Вспомним это стихотворение.

(Дети вспоминают и рассказывают)

«Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы:

«Весна идёт! Весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»…

-Как вы думаете, почему это стихотворение решили положить на музыку. Ведь могла же музыка о весне жить отдельно от стихотворения и наоборот?

(стих-е очень музыкально, оба о весне и т.д.)

2) Мы недавно создавали иллюстрацию к этому стихотворению Ф. Тютчева «Весенние воды» (демонстрирую).

-Почему в свои работы вы уже добавили травку и т.п.?

-О каком весеннем месяце говорится у поэта?

-Как вы определили?

Каждый весенний месяц и весенний день хорош по своему.

И мы видим, как поэзия, музыка и изобразительное искусство могут ярко и образно передать и показать красоту природы. Надо только учиться смотреть и видеть, слушать и слышать и лучше, если вы сможете увидеть и услышать красоту природы своим сердцем и душой, как это делают настоящие художники, музыканты и поэты. Музыка, изо и слово связаны между собой.

И эта связь искусств поможет сегодня и нам на уроке.

-Как?

2. 1)-Давайте вспомним ещё стихи о весне.

(Дети читают стихи о весне)

-Какие звуки мы слышим в этих стихах?

- Какие краски видим?

-Какие картины можем нарисовать в своём воображении?

Хотите, я угадаю, какие ещё весенние картины вы представили?

2)(Показ презентации №1 «Про весеннюю природу»)

-Что из «ваших» воображаемых картин я угадала?

3)Я прочитаю вам рассказ другого великого русского писателя А.П. Чехова, который так и называется «Весной», а вы попробуйте представить весенние картины. (книга «Родничок» с. 23)

-Какие картины нарисовало ваше воображение к этому рассказу?

-Какие звуки вы услышали?

-О чём эти звуки нам говорят? (беседа)

3. 1) -Как вы думаете, почему мы начали так много говорить о весне на уроке изо сегодня? (Рисуем весну)

Как вы уже поняли, цель нашего сегодняшнего урока, наполниться как можно большим количеством весенних впечатлений и создать свою неповторимую картину весны.

Тема нашего творческого задания сегодня на уроке «Весенний день» (слайд №1 презентация №3)

-Как вы думаете, чем картина «Весенние воды» будет похожа на картину «Весенний день»? Чем они будут отличаться?

2) -Впечатлениями о весне мы уже начали наполнять своё воображение, вспомнив стихи и рассказы русских поэтов и писателей о весне, просмотрев слайды о весенней природе от марта до мая.

-Что ещё нам поможет представить картину весеннего дня? (музыка).

Мы продолжаем «наполняться» весной и рисовать в мыслях картину весеннего дня с помощью ещё одного муз. произведения русского композитора Г. Свиридова, которое так и называется «Весна». Попробуем пофантазировать на тему с закрытыми глазами под эту музыку и увидеть сердцем весну.

(слушаем с закрытыми глазами №4)

-Какие картины вы нарисовали?

-Что в музыке вам помогло это представить?

3) -Вот ещё знакомые нам с уроков музыки мелодии о весне. Вспомним эти образы.

(продолжение)

(слушаем П. Чайковского «Песня жаворонка» №1, Э. Григ «Ручеёк» №7)

-Что вспомнили? Увидели?

- Посмотрите, как вдохновляла весна великих музыкантов и поэтов и в итоге они создавали свои прекрасные произведения. А под эту музыку и стихи мы рисуем в мыслях свои неповторимые картины весны.

4) Посмотрите, какие весенние картины можно увидеть под музыку ещё одного великого композитора Вивальди, муз. произведение которого также называется «Весна».

Представьте, что Весна повела вас собой за руку в природу и вот, что она вам показала. Внимательными ли вы зрителями и слушателями весны окажитесь: много ли увидите и услышите?...

(слайд -клип презентация №2)

-Что весеннего увидели и услышали? Возможно, и сам композитор Вивальди видел эти пейзажи, прежде чем написал ту прекрасную музыку, которую вы слышали в сопровождении слайдов.

4. 1) -Но есть люди в искусстве, которые помогают нам проще всех увидеть весну.

Кто эти люди? (художники)

-Как они это делают?

-Посмотрим на картину изв.русского художника А. Саврасова

(слайд№2 презентация №3 «Грачи прилетели»)

Почему она так называется «Грачи прилетели»?

Сейчас мы поиграем. Я включаю тихо музыку Г. Свиридова «Весна» №4, а вы в это время внимательно, каждый сам, всматриваясь в эту картину, постарается перенестись мысленно внутрь и осмотреться вокруг, заметить как можно больше деталей, услышать звуки, увидеть цвета, а м.б.ощутить запахи весны в воздухе.

(рассматриваем картину под музыку Г. Свиридова «Весна» №4).-выслушать эмоции детей.

-Какое настроение было у автора? Почему? (я читаю)

«Весеннее настроение автор передаёт через изображение прилёта первых весенних птиц-грачей. Кое-где ещё лежит снег, но грачи уже вернулись в свои прошлогодние «квартиры», ремонтируют их. Тает снег, разливаются реки. Переменчивое весеннее небо сменяет краски. Влажное дыхание весны ощущается в появляющихся чётких красках деревьев и построек.»

2) -Вот ещё одна работа А. Саврасова. Она менее известна, чем «Грачи», но тоже о весне. (слайд №3 презентация №3)

-С помощью каких красок автор картины выразил это настроение?

-Какой весенний месяц здесь? Почему?

(Рассматривание под музыку Г. Свиридова «Весна» №4)

-С помощью каких красок автор картины выразил настроение в этой работе?

3) Сравните эти две работы одного художника.

Чем они похожи? Чем отличаются?

(слайд№4 «Грачи прилетели» и «Весна»)

Обе работы художника указывает на его наблюдательность.

-А вы наблюдательны сегодня?

4) -Обратите внимание, какие предметы изображены больше (меньше), ярче (бледнее), четче (тускнее)?

Практическая часть

1.- С чего мы начнем рисовать свою работу на тему «Весенний день»

-Какие цвета выберем для рисования неба? Земли? Почему?

-Большие плоскости небо и землю мы будем рисовать сейчас толстой кистью быстрой техникой по - сырому. Работаем сразу цветом. Только сначала подумайте, какой весенний месяц вы рисуете: март или май? Цвет в работе будет разный. (практическая работа 5 мин. под музыку)

2. 1) -Сегодня много своих воображаемых картин вам довелось представлять под музыку и стихи. Мы уже начали воплощать свои идеи. Но пейзаж надо дополнить элементами.

- Какими элементами пейзажа, природы были наполнены ваши картины?

(слайд №5 презентация №3: деревья, лес, облака, дома, птицы, звери, люди, цветы, травка)

Вспоминаем вновь строчки из стихотворения Плещеева «Травка зеленеет….»

2) -Где может побывать красавица - Весна? (в саду, в парке, в лесу, у дома, на речке)

-Посмотрите на картины русских художников, которые пронаблюдали и изобразили на своих полотнах весну и в саду, и в парке, и в лесу…

Обратите внимание на детали пейзажа на картинах художников: деревья, цветы и т.д.

(слайд № 6-18 презентация №3 картины весны в саду, в парке, в лесу, у дома, на речке).

/ «Весна в саду»

Н. Сергеев «Яблони в цвету. В Малороссии»

А. Саврасов «Сельский вид»/

/ «Весна у дома»

А. Саврасов «Весенний день»

Ф. Васильев «Оттепель»

И. Левитан «Март»/

/ «Весна на реке»

И. Остроухов «Первая зелень»

И. Левитан «Весна. Большая вода»/

/ «Весна в лесу»

Е. Волков «В лесу. По весне»

К. Крыжицкий «Повеяло весной»/

-Сейчас ещё раз взглянем на нашу начатую работу, подумаем, где же будет ваша весна, ваш весенний день: в лесу, в саду.

3) Закроем глазки и под музыку П.Чайковского «Апрель» представим свой весенний день, какими элементами пейзажа вы его наполните.

(звучит музыка П.Чайковского «Апрель»№ 3)

(слайд № 19 презентация №3)

4) - Теперь берём тонкие кисти, гуашь и сразу цветом начинаем наносить детали пейзажа. Помните правила:

*что ближе, то больше, ярче и чётче;

* что дальше, то меньше, бледнее и тускло.

(дети работают 15 мин.) под музыку (№1,2,3,4,6,7,8,17,20)

Выставка работ

3. -Как настоящие художники, мы устроим выставку своих работ. (просмотр работ на доске)

-В какой работе лучше показано весеннее настроение?

-На какой работе март? Апрель? Майский день?

- В какой работе лучше показаны признаки весны в природе? Какие?

-Молодцы. Цель нашего сегодняшнего урока - наполниться как можно большим количеством весенних впечатлений и создать свою неповторимую картину весны на тему «Весенний день» достигнута. Об этом говорят ваши прекрасные работы.

-Спасибо за урок.

5

© 2010-2022