Рабочая программа по МХК

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение

«Селезнёвская школа № 18»



«Утверждаю»

Директор школы

________ С.А. Романова

«____»_________2015г.

Рабочая программа

по мировой художественной культуре



Уровень: базовый

Класс: 10-11









Составитель рабочей программы :

Склярова Оксана Сергеевна



2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2011.

Общая характеристика учебного предмета

Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания. Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчества одного мастера показать социокультурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи. Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции, при помощи какой системы координат он улавливает мир, а, следовательно, какой миропорядок выстраивается у него в сознании. Вместе с тем в программе курса выдерживается логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XXІ века с акцентом на «межвременной диалог» различных культур и сохранение целостности культурных ареалов

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость. Роль учебного предмета «Мировая художественная культура» заключается в осознании значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности ученика. Этот предмет обеспечивает развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности, развивает визуально- пространственное мышление. Курс МХК является завершающим в образовательной области «Искусство»: систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего и среднего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте и роли в жизни общества и каждого человека. Изучение МХК направлено не только на усвоение определенной системы знаний культурологического характера, но и на формирование умений выбора путей своего культурного развития; организация личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; на развитие самостоятельного художественного творчества.

Образовательные цели и задачи курса:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников - творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Место предмета в учебном плане. На изучение предмета «Мировая художественная культура» в 10-11 классах на базовом уровне учебным планом Селезневской школы №18 отводится в 10 классе - 9 учебных часов (из расчета 0,25 часа в неделю, в связи с индивидуальной формой обучения), в 11 классе - 34 учебных часа (из расчета 1 учебный час в неделю)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Класс: 10-11

Предмет, курс, модуль: мировая художественная культура

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

10 класс

11 класс

Художественная культура первобытного мира.

2


Художественная культура античности

2


Художественная культура Средних веков

2


Художественная культура Востока

1


Художественная культура Возрождения

1


Стилевое многообразие искусства 17-18 веков


1

Художественная культура Нового времени.


10

Художественная культура XIX


9

Художественная культура XX вв.


13

Итоговый урок

1

1

Итого

9

34

10 класс

Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.

Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Художественная культура Возрождения . Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей.


11 класс

Введение. Стилевое многообразие искусства 17-18 веков.

Художественная культура Нового времени

Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи.

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната). Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Обобщение по теме (1ч)

Художественная культура конца XIX -- XX вв.

Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина).

Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке).

Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Календарно-тематическое планирование

10 класс

в теме

Название темы

Дата

Примечание

по плану

по факту

Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций (2ч.)

1

1

Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

09.09


23.09

2

2

Художественная культура Древнего Египта

14.10


21.10

Художественная культура Античности (2ч)

3

1

Художественная культура Античности: Древняя Греция

11.11


18.11

4

2

Древний Рим

Тема

09.12


16.12

Художественная культура Средних веков (2ч)

5

1

Мир византийской культуры

13.01


20.01

6

2

Художественная культура Средневековой Руси

10.02


17.02

Художественная культура средневекового Востока (1ч)

7

1

Художественная культура средневекового Востока

09.03


16.03

Художественная культура Возрождения (1ч)

8

1

Художественная культура Возрождения

13.04


20.04

9


Обобщающий урок «От истоков до ХVII века»Тема

11.05


18.05




11 класс

№ п/п

№ в теме

Название темы

Дата

Примечание

по плану

по факту

1

1

Введение. Стилевое многообразие искусства 17-18 веков.

01.09

Раздел I Художественная культура Нового времени -10ч

2

1

Архитектура барокко. Искусство маньеризма.

08.09

3

2

Изобразительное искусство барокко

15.09

4

3

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

22.09

5

4

Шедевры классицизма в архитектуре России

29.09

6

5

Изобразительное искусство классицизма и рококо.

06.10

7

6

Реалистическая живопись Голландии. Русский портрет XVIII века

13.10

8

7

Музыкальная культура барокко

20.10

9

8

Композиторы Венской классической школы

03.11

10

9

Театральное искусство XVII - XVIII веков

10.11

11

10

Обобщение по теме: Художественная культура Нового времени

17.11

Раздел II. Художественная культура XIX века. -9ч

12

1

Романтизм

24.11

13

2

Изобразительное искусство романтизма

01.12

14

3

Реализм - художественный стиль эпохи, изобразительное искусство реализма

08.12

15

4

Живопись импрессионизма

15.12

16

5

Многообразие стилей зарубежной музыки Тема

22.12

17

6

Русская музыкальная культура

12.01

18

7

Пути развития западноевропейского театра

19.01

19

8

Русский драматический театр

26.01

20

9

Обобщение по теме: Художественная культура XIX века

02.02

Раздел III. Художественная культура XX в. -13ч

21

1

Импрессионизм и постимпрессионизм

09.02

22

2

Искусство символизма

16.02

23

3

Искусство модернизма


24

4

Архитектура: от модерна до конструктивизма

01.03

25

5

Основные направления развития зарубежной живописи

15.03

26

6

Символ и миф в живописи и музыке

29.03

27

7

Мастера русского авангарда

05.04

28

8

Зарубежная музыка XX века

12.04

29

9

Музыка России XX столетия

19.04

30

10

Зарубежный театр XX века

26.04

31

11

Российский театр XX века

03.05

32

12

Становление и расцвет мирового кинематографа

10.05

33

13

Обобщение по теме: Художественная культура XX в.

17.05

34


Итоговый контроль

24.05


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2011год.

Учебник

1.«Мировая художественная культура» 10класс Москва «Дрофа» 2011год. Автор : Данилова Г. И.

2.«Мировая художественная культура» 10класс Москва «Дрофа» 2011год. Автор : Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

1.Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» (эл. пособие.)

2. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.

3. Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», « История развития архитектуры и скульптуры»

Список цифровых образовательных ресурсов:

1.Коллекция «Мировая художественная культура» artclassic/edu.ru

2.Музыкальная коллекция music.edu.ru

3.Архитектура России archi.ru

4. Современная мировая живопись. wm-painting.ru

5. Музеи России museum.ru

6.Antiqua- энциклопедия древнегреческой и римской мифологии greekroman.ru

7.Archi-tec.ru- история архитектуры, стили архитектуры archi-tec.ru

9. Мировое искусство world.art

10. Виртуальный музей живописи museum-online.ru

11. Виртуальный музей Лувр. louvre.historic.ru

12. Государственный Эрмитаж. hermitagemuseum.org

13. Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложение к учебнику по МХК. mhk.spb.ru

РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей от

«28 » августа 2015 г. № 2

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________ Т.А. Головкова

«_____»_________________2015 г.



© 2010-2022