• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методический доклад Педагогика как наука и искусство воспитания. взаимосвязь педагогической и художественной деятельности

Методический доклад Педагогика как наука и искусство воспитания. взаимосвязь педагогической и художественной деятельности

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогика как наука и искусство воспитания. Взаимосвязь педагогической и художественной деятельности.

АНОНС: Занятия изобразительным искусством обогащают школьников и помогают овладеть особым методом художественного познания, характерным именно для художника, скульптора, графика, живописца и т.д. Учитель в школе лишь приоткрывает перед учеником дверь в бескрайний и бесконечно прекрасный мир искусства. Как важно сделать это так, чтобы у ребенка на всю жизнь осталась потребность жить в искусстве.

Наука - это сфера человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания действительности. Педагогическая действительность - это часть общей действительности, это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то что написано в них и т.д. Педагогика изучает особый вид деятельности целенаправленной: гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д. Ясно и понятно, что это - деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передать новым поколениям ранее накопленный общественный опыт.

Педагогика- термин происхождения. Так называли в Древней Греции рабов, которые сопровождали детей рабовладельцев в школу. Со временем, переосмыслив значение этого термина педагогами стали называть тех, кто занимается воспитанием и имеет для этого специальную подготовку.

Педагогика - это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. К. Д. Ушинского видел задачу педагогики в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания».

Педагогика, как и всякая наука, развивается, обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием.

Педагогика, как наука, подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

  1. Общая педагогика (исследование закономерностей воспитания человека, раскрытие цели, задачи, развитие личности и ее роль в жизни общества, процесс образования и обучения).

  2. Возрастная педагогика (изучение особенности воспитания на различных этапах возрастного развития).

  3. Педагогика - дефектология (изучение особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей).

  4. Частная методика (исследование специфики применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельного предмета).

  5. История педагогики (изучение развития педагогических идей и практики воспитания в разные исторические эпохи).

Педагогическая наука - это многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Только практика ответит на извечный вопрос: «Что такое педагогика - наука или искусство». На практике педагог убеждается, что без глубокого знания науки воспитания не развивается и искусство воспитания. Основа учительского мастерства - знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса.

«К педагогическому делу надо призывать как делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем удовлетворение, понимая общую народную надобность». Д.И. Менделеев.

Воспитание - основное педагогическое понятие. В широком педагогическим смысле это целеустремленная подготовка человека.

А.С. Макаренко утверждал, что «всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным». Понятие воспитание охватывает весь процесс подготовки подрастающих поколений к жизни, включая образование и обучение. Задачи воспитания обширны и многогранны. Они охватывают формирование убеждений ученика, навыков и привычек поведения, потребностей и стремлений, которые соответствуют нормам нравственности. Под влиянием Н.К. Крупской в педагогике утвердилось представление о единстве о единстве учебной и разнообразной внеучебной деятельности учащихся как важном условии их воспитания. Воспитание должно продолжаться и после школы. Педагогические идеи А.С. Макаренко широко распространились в практике работы еще советских школ и в наше время служат важным источником для дальнейшей разработки вопросов теории воспитания. Воспитательный процесс - это целостный процесс формирования личности, его нельзя подразделять подобно содержанию образования, на отдельные предметы. Даже важнейшие составные части воспитания (физические, эстетические и др.) выделяются чисто условно для более глубокого их рассмотрения.

В широком педагогическом смысле воспитание понимается как целенаправленная деятельность, которая охватывает весь учебно - воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле под воспитанием понимается специальная воспитательная работа. В еще более узком значении, когда имеется ввиду решение определенной задачи (например, эстетическое воспитание).

К.Д. Ушинский писал: «Во всех областях воспитания мы стоим только при начале великого, тогда как факты науки указывают на возможность для него

самой блестящей будущности, и важно надеяться что человечество устает гнаться за внешними удобствами жизни и пойдет создавать гораздо прочнейшие удобства в самом человеке».

В искусстве воспитания существует своя техника и технология, свои стандарты культуры труда. Исчерпывающее знания позволяют учителю творить свой собственный опыт, находить свои разрешения неповторимых педагогических ситуаций.

Ю.П. Азаров в своем труде «Искусство воспитывать» пишет о целостном подходе к воспитанию, которое является одним из главных дел нашей жизни. Он дает следующее определение и назначение воспитания:

- единство целей и направлений воспитания - идейно - нравственного, умственного, трудового, эстетического и физического;

- повышение эффективности всех средств, методов и приемов, координированное управление всеми отношениями, техническими процессами;

- широкое сочетание просвещения с включением детей в социальную практику, неразрывную связь науки и искусства воспитывать; повышение общей и педагогической культуры всех участников воспитательного процесса: педагогов и учащихся, родителей представителей общественности и производства.

Педагог - это человек, имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того что это его путь - путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

Как взаимосвязаны педагогическая деятельность и художественная в процессе воспитания школьников.

Область прекрасного многоаспектна. Сейчас уже доказано и проверено на практике, что без связи с искусством не может полноценно развиваться ни одна из сторон человеческой личности. Искусство формирует эмоциональный строй души, развивает творческое воображение, оно способно придать трудовому и умственному воспитанию высокую творческую одухотворенность. Но самое главное в эстетическом развитие - это связь с формированием духовного мира школьника. Как он относится к жизни? В каком цвете он видит окружающий мир?

Безразличие к прекрасному, эмоциональная глухота - это следствие не только эстетической неразвитости, но и душевной черствости, духовной бедности, общей апатии и других пороков детской жизни.

Опыт работы и общения с детьми говорит о том, что, если ребенок не видит красоты в малом, он не научиться видеть прекрасное и в большом; если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в творении красоты, то это приведет к излишней экзальтированности, а если эстетическое не будет соединяться с нравственным, то такой разрыв неизбежно приведет к пагубным формам эстетства.

Широкое понимание сущности, роли и места эстетического воспитания во всестороннем развитии личности имеет в педагогике давнюю традицию. Основы такого понимания были заложены А.В. Луначарским, Н.К. Крупской, С. Т. Шацким.

Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и в жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно воспитывать.

Средствами изобразительного искусства осуществляется формирование интересов, потребностей личности школьника. Успех может быть обеспечен, если ученик, наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятии картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно - прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играет воспитатель - наставник, педагог который должен много знать и уметь. Конечно же, быть художником - уметь рисовать и писать красками, владеть всевозможными изобразительными средствами и материалами и т.д.

Грамотно рисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. И даже если человек не станет профессиональным художником, он все - таки узнает цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудоемка работа художника. Кроме того, умение владеть карандашом и кистью очень пригодится в жизни.

Выдающейся советский авиаконструктор А.С. Яковлев отмечал: «И еще за одно я благодарен школе: там было хорошо поставлено рисование Очень помогло мне в будущем умение рисовать. Ведь когда инженер - конструктор задумывает какую - ни будь машину, он мысленно во всех деталях должен представлять себе свое творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге».

Трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб рассказывает: "Умение рисовать очень помогло мне в освоении летного дела. Я выучивал силуэты самолетов противника, отличая их уязвимые места. Делал схемы воздушных боев, зарисовывал отдельные тактические фигуры. Все это позволило мне сбить в воздушных боях 62 стервятника и еще 30 вражеских самолетов в группе».

Занятия изобразительным искусством обогащают школьников и помогают овладеть особым методом художественного познания, характерным именно для художника, скульптора, графика, живописца и т.д. Учитель в школе лишь приоткрывает перед учеником дверь в бескрайний и бесконечно прекрасный мир искусства. Как важно сделать это так, чтобы у ребенка на всю жизнь осталась потребность жить в искусстве. Занятия увлекательны и интересны, если в классе найден верный тон, задания стимулируют к творчеству, выдумке, учитель поощряет разные формы работы, внимательно относится к индивидуальным интересам и возможностям школьников.

Известный советский скульптор С.Т. Коненков писал: «Произведениями изобразительного искусства человек живет не только в залах картинных галерей и музеев. Как ценен молчаливый разговор наедине с самим собой,

когда полотна и статуи оживают в сердце. Надо только не закрывать перед собой двери в храм красоты, не обкрадывать себя, а постепенно тренировать свой «вкус»».

Изобразительное искусство, как предмет эстетического цикла в школе, воспитывает в учащихся эмоциональную отзывчивость на прекрасное, интерес к искусству и художественной деятельности, верность традициям решает задачи патриотического воспитания школьников.

Уроки изобразительного искусства развивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, в том числе при усвоении учебного материала по другим предметам, в поступках людей, принимать посильное участие в охране природы, в художественном обогащении окружающей человека среды.

Уроки изобразительного искусства развивают у детей способность к художественному творчеству, стремление заниматься искусством в свободное время, помогают выявлению одаренных детей, которые могут продолжить углубленное изучение искусства на факультативных занятиях,

а также во внешкольных учреждениях, в кружках при музеях, в художественных школах, вплоть до поступления художественные учебные заведения.

Изобразительная деятельность является для детей источником положительных эмоций, которыми так богат процесс художественного творчества. Занятия изобразительным искусством доставляют детям радость, способствуют смене впечатлений в ходе напряженного учебного труда в школе, а выполненные или работы могут служить украшением класса, подарком для взрослых и детей, частью выставки.

Учебно - воспитательные возможности изобразительного искусства реализуются в процессе практической художественной деятельности. Практическая работа включает широкий круг видов художественной деятельности: работа с натуры, по памяти, работа на темы по заданию учителя и на основе воображения и фантазии, а также художественных техник и материалов - акварель, тушь, гуашь, глина, пластилин, пенопласт и др; различные виды аппликации и печати, а также операции вырезания, склеивания, монтажа с применением бумаги, тканей дерева и др. материалов.

Возможности изобразительного искусства развивают у детей эстетическое восприятие природы и окружающего мира, обогащают их жизненный опыт и наблюдательность, дают представление о практическом значении художественной деятельности в жизни людей и общества.

Н.К. Рерих называл облака (мы не замечаем подчас даже то, что у нас над головой) - «небесное зодчество» Он писал: «Среди первых детских воспоминаний прежде всего вырастают прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрые перестроения, мощное творчество надолго привязывали глаза ввысь. Люди определенно делятся на два вила, одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, вернее, сердца их безмолвствуют ». Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё

воображение. И каждому от первых дней его уже предполагается несказуемая по красоте своей не местная книга.»

Активные методы обучения на занятиях изобразительного искусства представляют технологию, направленную на формирование и развитие творческой личности. Основа - способности сопереживания и творческой деятельности. Цель активных методов обучения - стимулирование и развитие творческого поиска учащихся. Предусмотрена и совместная художественная и образовательная деятельность ученика и учителя, т.е их сотворчество в учебном процессе.

Творческая активность личности учащихся обеспечивается на основе развития творческой потенции. Фантазии и интуиции. Активизация всех методов обучения создаёт условия гармонии образования и творческой деятельности. Совместная творческая работа учителя и ученика основывается на активной деятельности, непосредственности, эмоциональной увлечённости и смелости. Это залог педагогического и изобразительного творчества во всестороннем развитии школьника. Творческие способности помогают школьнику в учебной деятельности. Художественное творчество, обучение и воспитание в единстве получат нужное решение в воспитание детей. Вопросы соотношения педагогического и художественного - творческого процесса в обучении очень сложны и, в тоже время , просты и открыты для восприятия школьниками. По этому, соотношение специфической природы образования и изобразительного творчества даёт основание их комплексному изучению. Плодотворное влияние изобразительного творчества на художественно- эстетическое воспитание и образование школьников заметно проявляется на практике.

Искусство имеет в своей структуре человеческие переживания, поэтому все смысловые элементы выразительности помогают осуществлять воспитательные, обучающие и образовательные функции. Это воздействует на личность ученика.

Взаимосвязь образования и художественного творчества необходимо воспринимать как целенаправленное обучение учащихся. В процессе такой деятельности педагогические и художественно- творческие принципы взаимодействуют на благо учащихся, открывают все новые духовности. Это взаимосвязь человеческого творчества и воспитания.

Образование художественного творчества - это целостная система педагогики. В современной цивилизации взаимосвязь образования и художественного творчества должно сочетать универсальное воспитание и обучение. Художественное образование необходимо в общей системе образования, т.к это гарант творческого развития личности. Между педагогической и художественной деятельностью предполагается определённое равновесие. Методы воспитания и обучение представляются в качестве взаимосвязанных, дополняющих друг друга методов воспитательного воздействия на личность ученика. Классическая педагогика

подчёркивает, что образование ( т.е воспитание и обучение в их взаимосвязи) - это процесс включения человека в систему педагогических действий.

Педагогические и художественно-творческие функции связаны воедино. Творческие методы важны для качественных достижений в воспитании и обучении, они способствуют развитию творческого мышления ученика и учителя. Художественное воспитание даёт возможность ощутить радость. Эмоциональный подъём, переживание. Всё это вместе создаёт контакт ученика с искусством, помогает воспринимать и создавать художественный образ, осмысливать содержание произведения.

Художественное воздействие учится переживать, наслаждаться прекрасным, даёт воспитательный эффект в обучении, обогащает духовный опыт, учит собственному отношению к миру и к самому себе. В этом педагогический смысл обучения детей творчеству.


Литература:

  1. Азаров Ю.П Семейная педагогика. Москва, 1982

  2. Азаров Ю.П Искусство воспитывать. Москва, «Просвещение», 1985

  3. Алёхин А.Д Изобразительное искусство. Москва «Просвещение»,1984

  4. Возгорится факел разума. Составление, вступительная статья и примечания Коновалова Б.Н., «Советская Россия», 1986

  5. Кушаева Н.А Основы эстетического воспитания. Пособие для учителей. Москва, «Просвещение», 1985

  6. Моносзон Э.И Основы педагогических знаний. Москва, «Педагогика», 1986

  7. Новикова Л.И Педагогика детского коллектива. Москва, «Педагогика», 1978

  8. Савин Н.В Педагогика. Москва, «Педагогика», 1978

  9. Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям. Киев, 1974


© 2010-2022