Конспект урока МХК Строгий, стройный вид Петербурга

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель МХК Додонова Марина Александровна

11 октября 2010 год

Открытый урок в рамках недели «Творчества».

Урок мировой художественной культуры в 11 классе

по программе Г.И. Даниловой.

Глава 6. Шедевры классицизма в архитектуре России.

Тема урока: «Строгий, стройный вид» Петербурга.

Цели:

- Познакомить учащихся с главными чертами русской архитектуры начала XVIII века, с твореньями русских и зарубежных мастеров и их вкладом в развитие русской классической архитектуры в начале XVIII века: Д.Трезини, А.Д. Захаров,А.Н. Воронихин, О. Монферран.

- Развивать умение оценивать архитектурные памятники, находить в них общие черты и особенности, характерные только для данного архитектурного стиля.

- Воспитывать любовь к русскому искусству, и гордость за прекрасные творения мастеров, благодаря которым Санкт-Петербург стал центром классической архитектуры XVIII века.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: урок - панорама

Методы: метод наглядности, метод эмоционального погружения, метод творческого сотрудничества, проблемно-поисковый метод, исследовательский метод, метод рефлексивного анализа.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация к уроку; книги по МХК, тетради для записей; сообщения учащихся, самостоятельно подготовленные учащимися класса (по желанию); карточки с индивидуальными заданиями, карточки для групповой работы; сводная таблица «Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков» в электронном виде.

Последовательность этапов урока:

1.Организация начала урока:

- Проверка подготовленности учащихся к уроку;

- Взаимное приветствие учителя и учеников;

- Фиксация отсутствующих учащихся.

2. Введение темы урока. Постановка цели урока:

- Вступительное слово учителя.

- Постановка проблемы.

- Постановка цели урока.

- Объявление темы урока.

3. Повторение ранее пройденного учебного материала.

- Выполнение индивидуальных заданий учащимися (карточки с вопросами).

- Выполнение учащимися задания в малых группах (карточки с вопросами).

4. Изучение нового материала.

- Просмотр презентации по архитектурным памятникам

Санкт - Петербурга.

- Сообщение учащихся о классических архитектурных творениях русских и зарубежных мастеров XVIII века в Петербурге.

5. Закрепление изученного материала.

- Коллективное заполнение таблицы «Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков».

- Дискуссия по двум противоположным мнениям о классическом стиле в архитектуре Санкт - Петербурга XVIII века.

6. Подведение итогов и результатов урока.

- Аргументированное выставление оценок.

7. Задание на дом (предварительная работа, необходимая учащимся для изучения новой темы).

Содержательная часть урока

Этапы урока

Время

Приемы, методы

Что делают ученики

Что делает учитель

1.Организацион-ный момент

1 мин.

Приветствуют учителя.

Проверяет готовность класса. Приветствует учащихся.

Фиксирует отсутствующих в классе.

2. Введение темы урока.

Постановка цели урока:

10 мин.

Фронтальный опрос.

Постановка учебной проблемы.

Отвечают на поставленные вопросы, выражают свои мысли.

Задает вопросы.

Сталкивает две противоположные точки зрения. Выводит на дискуссию учащихся.

3.Повторение ранее пройденного учебного материала.

10 мин.

Дифференцированное обучение.

Групповая форма работы.

Работа в малых группах. Выполнение индивидуальных заданий.

Проверяет прочность, глубину осознанность знаний.

4.Изучение нового материала.

15 мин.

Метод наглядности. Метод эмоционального погружения.

Метод творческого сотрудничества.

Просматривают презентацию. Учащиеся делают сообщения о ПМК Петербурга.

Делают записи в тетрадях.

Работают с книгой.

Ведет показ презентации.

Комментирует выступления учащихся.

5.Закрепление изученного материала

5 мин.

Проблемно-поисковый метод.

Выражают свои мысли по двум противоположным мнениям о русском классицизме.

Выслушивает мнения учеников, обобщает услышанное.

Подведение итогов. Рефлексия.

4 мин.

Метод рефлексивного анализа

Высказывают свое мнение.

Выставляет, аргументировано оценки.

Ход урока:

1.Организация начала урока:

- Здравствуйте, садитесь.

- Кто сегодня отсутствует на уроке.

- Все ли выступающие готовы вести со мной урок?

2. Введение темы урока. Постановка цели урока:

- Вступительное слово учителя:

- С начала XVIII века центром классической архитектуры стал Петербург - новая столица Российского государства.

- В конце первой трети XIX века система архитектурных воззрений классицизма начинает быстро меняться. Художественные идеалы, казавшиеся еще совсем недавно незыблемыми, подвергаются сомнению и вызывают скептическое отношение.

Давид Самойлов в стихотворение «Над Невой» так описывал этот чудный город:

Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчеркивает даль

В проспектах, арках и ворота

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь.

И плавно прилегают воды

К седым гранитам городским -

Большие замыслы природы

К великим замыслам людским…

- А вот Николай Васильевич Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени» 1834 года писал:

«Всем строениям городским стали давать совершенно плоскую, простую форму. Домы старались делать как можно более похожими один на другого; но они более похожи на сараи или казармы, нежели на веселые жилища людей. Совершенно гладкая их форма ничуть не принимала живости от маленьких правильных окон, которые в отношении ко всему строению были похожи на зажмуренные глаза. И этою архитектурою мы еще недавно тщеславились, как совершенством вкуса, и настроили целые города в ее духе!... новые города не имеют никакого вида: они так правильны, так гладки, так монотонны, что прошедши одну улицу, уже чувствуешь скуку и отказываешься от желания заглянуть в другую».

- Постановка проблемы.

- Так что же собой представлял классицизм в России, гениальные творения архитекторов или безликие скучные здания похожие друг на друга?

- Постановка цели урока.

- Это нам и предстоит выяснить. Мы сегодня визуально побываем с вами в Санкт - Петербурге и познакомимся с архитектурными творениями классицизма в России XVIII века.

- Объявление темы урока.

Слайд №1

- Тема нашего урока: «Строгий, стройный вид» Петербурга

(Учащиеся делают записи в тетрадях)

3. Повторение ранее пройденного учебного материала.

- А теперь давайте обратимся к нашим лекциям с предыдущих уроков и выполним следующие задания:

- Выполнение индивидуальных заданий учащимися (карточки с вопросами).

1. Расскажите о стилевом многообразии искусства XVII- XVIII вв. С примерами.

2. Каковы характерные черты и художественные идеалы искусства XVII- XVIII вв.?

3. Перечислите новые стили искусства, появившиеся в XVII- XVIII вв. С краткой характеристикой каждого стиля.

- Выполнение учащимися задания в малых группах (карточки с вопросами).

1. Каковы основные черты искусства маньеризма? Аргументируйте свой ответ известными примерами.

2. Каковы основные черты искусства барокко? Аргументируйте свой ответ известными примерами.

3. Каковы основные черты искусства классицизма? Аргументируйте свой ответ известными примерами.

(Учащиеся выполняют задания; Индивидуальные задания сдают учителю на проверку. Коллективные оставляют для работы с электронной таблицей «Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков»).

4. Изучение нового материала.

- Просмотр презентации по архитектурным памятникам Санкт -Петербурга.

Слайд №1

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит.

А.С.Пушкин

- Так А.С. Пушкин писал о Петербурге, который в начале XVIII веке стал центром классической архитектуры.

Слайды №2-9

- Архитектурный облик Петербурга складывался благодаря творениям замечательных мастеров: Ж.Б. Леблона (застройка Васильевского острова), Д. Трезини(ансамбль Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий), А. Ринальди (Мраморный дворец), И.Е Старова (Таврический дворец), Д.Кваренги (Эрмитажный театр, здание Академии наук, Смольный институт благородных девиц).

Слайды № 10-14

- Прекрасным дополнением служили архитектурные творения в духе классицизма в пригородах Петербурга:

А.Ринальди (Китайский дворец в Ораниенбауме), Н.А.Львова (Гатчинский дворец), Д.Кваренги (Александровский дворец в Царском селе), Ч.Камерон (Камеронова галерея в Царском селе и дворец в Павловске).

Слайды №15-21

- К выдающимся творениям классицизма относятся сооружения начала XIX века: А.Д Захаров (здание Адмиралтейства), А.Н.Воронихин (Казанский собор издание Горного института), К.И.Росси (Михайловский дворец, Александрийский театр, здание министерства и арки Главного штаба на Дворцовой площади), О. Монферран (Исаакиевский собор).

- Невозможно рассказать о каждом из этих гениальных творений, а поэтому обратимся лишь к некоторым из них.

Слайды №22-35

- Сообщение учащихся о классических архитектурных творениях русских и зарубежных мастеров XVIII века в Петербурге.

Здание Двенадцати коллегий1722-1734 гг. Доменико Трезини.

Здание Адмиралтейства1806-1823 гг. Андреян Дмитриевич Захаров.

Казанский собор 1801-1811 гг. Андрей Никифорович Воронихин.

Исаакиевский собор 1818-1830 гг. Огюст Монферран.

(Учащиеся делаю записи в тетрадях по ходу сообщений одноклассников)

5. Закрепление изученного материала.

- Коллективное заполнение таблицы «Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков».

- Давайте, прежде чем завершить наш урок мы вернемся к выполненному коллективному заданию и постараемся заполнить все вместе таблицу.

Слайд№36

«Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков»

Виды искусства

Стили искусства


Архитектура


Скульптура

Живопись

Маньеризм-


Барокко-


Классицизм-


Рококо-


- Дискуссия по двум противоположным мнениям о классическом стиле в архитектуре Санкт - Петербурга XVIII века.

- Так что же собой представлял классицизм в России, гениальные творения архитекторов или безликие скучные здания похожие друг на друга?

(Выслушиваются мнения учащихся)

- Величественный облик Санкт - Петербурга определяют архитектурные ансамбли, строгие прямые улицы, просторные площади, сады и парки, реки и многочисленные каналы, набережные, мосты, узорчатые ограды, монументальные и декоративные скульптуры. Город, где работали выдающиеся русские и зарубежные архитекторы. Город Санкт - Петербург является великолепным музеем под открытым небом, где встречаются все стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков. Этот город является гордостью нашего народа и страны, по решению ЮНЕСКО исторический центр Санкт - Петербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список Всемирного наследия.

- Недаром А.С.Пушкин однажды сказал: « пред новою столицей померкла старая Москва».

Слайд №37

- А вот о классических архитектурных творениях Москвы мы поговорим с вами на следующем уроке.

6. Подведение итогов и результатов урока.

- Аргументированное выставление оценок.

7. Задание на дом (предварительная работа, необходимая учащимся для изучения новой темы).







1. Расскажите о стилевом многообразии искусства XVII- XVIII вв. С примерами.






2. Каковы характерные черты и художественные идеалы искусства XVII- XVIII вв.?






3. Перечислите новые стили искусства, появившиеся в XVII- XVIII вв. С краткой характеристикой каждого стиля.





1. Каковы основные черты искусства маньеризма? Аргументируйте свой ответ известными примерами. (Архитектура, скульптура, живопись)





2. Каковы основные черты искусства барокко? Аргументируйте свой ответ известными примерами. (Архитектура, скульптура, живопись)







3. Каковы основные черты искусства классицизма? Аргументируйте свой ответ известными примерами. (Архитектура, скульптура, живопись)





1. Расскажите о стилевом многообразии искусства XVII- XVIII вв. С примерами.






2. Каковы характерные черты и художественные идеалы искусства XVII- XVIII вв.?






3. Перечислите новые стили искусства, появившиеся в XVII- XVIII вв. С краткой характеристикой каждого стиля.






1. Каковы основные черты искусства маньеризма? Аргументируйте свой ответ известными примерами. (Архитектура, скульптура, живопись)





2. Каковы основные черты искусства барокко? Аргументируйте свой ответ известными примерами. (Архитектура, скульптура, живопись)







3. Каковы основные черты искусства классицизма? Аргументируйте свой ответ известными примерами. (Архитектура, скульптура, живопись)


© 2010-2022