План-конспект урока по искусству на тему

Тема урока: «Я  русский, но признаю: Япония – красивая страна» Цель урока: познакомить учащихся с уникальной, неповторимой и своеобразной культурой и искусством Японии. Задачи: 1) дать учащимся представления о традиционном японском искусстве; 2)развивать умения выражать свои чувства словами; 3) развивать интеллектуальную и исследовательскую культуру учащихся; 4) воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие  произведений искусства; 5)воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восп...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по искусству на темуПлан-конспект урока по искусству на темуПлан-конспект урока по искусству на темуПлан-конспект урока по искусству на темуПлан-конспект урока по искусству на темуТема урока: «Я русский, но признаю: Япония - красивая страна»

Цель урока: познакомить учащихся с уникальной и своеобразной культурой Японии.

Задачи: 1) дать учащимся представления о традиционном японском искусстве;

2) развивать интеллектуальную и исследовательскую культуру учащихся;

3) воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие произведе-

ний искусства;

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Искусство страны

Восходящего Солнца».

Ход урока:

Под звуки японской народной мелодии звучит стихотворение:

На островах в солёных водах

Лежала древняя страна.

От государств, других народов

Так отличалася она.

Там развивалася культура

Веками строились дома.

Что зарождалось здесь впервые,

Не умирало никогда.

Страной восходящего солнца

Прозвали соседи её,

Встаёт из-за моря здесь солнце,

За горы садится оно.

Ребята! Конечно, вы уже поняли, что сегодня на уроке речь пойдёт о Японии.

Миннасан конничи ва! (Всем здравствуйте!)

Сегодня мы отправимся в путешествие в восхитительный мир японской культуры. А путёвки в это путешествие нам надо заработать, ответив на вопросы.

Вопросы для первой команды:

1.Почему японцы свою страну называют страной восходящего солнца?

(На земле Японии, на востоке сначала наступает утро, появляется солнце и наступает утро).

2.Как называется традиционная национальная одежда японцев? (кимоно)

(выбрать рисунки).

План-конспект урока по искусству на тему

2 команда.

1.Как называется столица Японии? (Токио)

2.Найдите изображение государственного флага Японии.

(выбрать флаг Японии среди этих флагов)

План-конспект урока по искусству на тему План-конспект урока по искусству на тему План-конспект урока по искусству на тему

3 команда.

1.Приверженцами какой религии являются японцы? (буддизм)

2.Назовите поэтический символ Японии. (сакура -вишня)

(выбрать изображение)

План-конспект урока по искусству на темуПлан-конспект урока по искусству на темуПлан-конспект урока по искусству на тему

сирень сакура черёмуха

Вы молодцы! Все три команды заработали путёвки и мы отправляемся в путешествие.

Едва попав в Японию, наблюдательный турист начинает замечать, что здесь всё вроде бы так, как у всех, но в то же время в воздухе витает некая недосказанность, всё как-то не так. Культура Японии может сначала ошеломить ничего не знающего об этой стране иностранца. Другие отношения, другие нравы, другая жизнь. Наверное, главное , что определяет менталитет японского народа - это умение любоваться красотой природы, во всём находить совершенство, жить в душевном равновесии. С далёкой древности в Японии сложились свои обычаи, традиции и всё это нашло отражение в своеобразии культуры и искусства. Что же таит в себе эта загадочная японская душа? Давайте разбираться.

Изучение нового материала.

Основой культуры любой страны и её народа являются духовные и нравственные приоритеты. В Японии эти понятия основаны на религии. В стране проповедуются два культа: синтоизм и буддизм. Религия синто основывается на мифологии и почитает различные явления природы: горы, леса, реки и божества. Для поклонения богам строились святилища, они были просты, без украшений. Считалось, что храм населён невидимыми божествами природы. Каждые 20 лет храмы сносили и на их месте воздвигали новые. Буддизм пришёл в Японию из Китая и стал второй религией, у которого много приверженцев. В основе обеих религий лежит совершенство и гармония. «Одно во всём и всё в одном»-этот буддийский постулат является одним из принципов японской культуры. Главными принципами японского искусства являются: первозданная красота и естественность, простота и отсутствие вычурности, недоговорённость и незавершённость.

Долгое время о японском искусстве ничего не было известно. Это объясняется тем, что японцы только в 16 веке познакомились с Европой и европейцами. Средневековая Япония подарила миру уникальную архитектуру. Подлинным шедевром японского зодчества стал Золотой павильон в Киото-классический образец изысканной японской архитектуры. (слайд)

План-конспект урока по искусству на тему

Киото. Золотой павильон.

Весь павильон, кроме нижнего этажа, покрыт золотом. Павильон используется как хранилище реликвий Будды. На крыше павильона- феникс-символ бессмертия и истины. Первый этаж представляет собой своего рода приёмный зал. Он окружён верандой, почти выступающей над прудом. На втором этаже размещался зал музыки и поэзии. Третий этаж был предназначен для религиозных церемоний, снаружи и внутри покрыт покрыт золотом и поэтому получил название Золотой павильон. (слайд-живопись)

В 9-10 веках в Японии появилась светская живопись-ямато-э, которая развивалась во дворцах знати. Мастера живописи рисовали на шёлке и бумаге яркими

красками с добавлением золота пейзажи, придворные сцены, цветы. Картины в форме горизонтальных свитков-эмакимоно-рассматривали на столе, а вертикальные свитки кикимоно-украшали стены парадных комнат. (слайд. Огата Корин «Дикая слива и бамбук»)

План-конспект урока по искусству на тему

Огата Корин. «Дикая слива и бамбук»

В 17 веке буддийские монахи стали писать картины чёрной тушью. В образе животного высмеивались пороки человека: алчность, глупость, жадность. (слайд. Тоба Сёдзе)

План-конспект урока по искусству на тему

Сатирическая картина Тоба Сёдзе


Искусство японского сада. (слайд)

План-конспект урока по искусству на тему

Японский сад

Ещё одним искусством прославившим японцев, стало искусство устройства садов на небольшой площади. Сад является неотъемлимой частью архитектуры. Он всегда гармонирует с лёгким деревянным строением близ которого располагается. В искусстве японских садов присутствует недосказанность, намёк. Он монохромный (однотонный), строгий и аскетичный. В японском саду нет ничего изменяющегося, расцветающего или увядающего. Здесь можно увидеть камни, покрытые буро-зелёным мхом, кустарники, деревья, песок. Большие и мелкие камни располагаются таким образом, что напоминают горный архипелаг, реки или бьющиеся о скалы воды океана. Жёлтый песок символизирует волны, морскую стихию. В зависимости от времени года он всегда воспринимается по-разному. В этом содержится какая -то непостижимая тайна для человека.

Театральное искусство Японии. (слайд)

План-конспект урока по искусству на тему

Японский театр «Но»

Говорить об искусстве любого народа невозможно без театрального искусства. Традиция и история японского театра уходит корнями в очень далёкое прошлое, к эпохе, когда в Японию с материка проник буддизм, а вместе с ним - музыка и танцы из Китая, Индии, Кореи. Гордость и славу Японии составляет национальный театр Но. Он существует уже несколько веков. В переводе «Но» означает мастерство. До сегодняшнего дня традиция театра Но сохраняется без изменения. Создатели театра Но - отец и сын из труппы бродячих актёров. Они заложили основу жанра, драматургию и стиль. Они были уникальными людьми, сами писали пьесы, музыку. Театр Но - демонстрация и иллюстрация народных традиций. Зрелище всегда очень яркое, красивое, сопровождающееся музыкой и песнями хора, а также сольными партиями главных героев. Здесь не услышишь человеческую речь. Лица актёров закрыты масками. Сейчас мы посмотрим маленький фрагмент спектакля японского театра Но. (просмотр видеоролика)

Под аккомпонемент хора, барабанов и флейт основное действующее лицо Ситэ повествует истории из жизни богов и демонов, о выигранных и проигранных сражениях, о буддийских монахах.

А теперь, давайте, «оживим» маски театра «Но».

(Каждая группа получает «маски» театра «Но» и цветными карандашами «оживляетя» маски, изображает «радость», «удивление», «печаль» и т.д.)

План-конспект урока по искусству на темуПлан-конспект урока по искусству на темуПлан-конспект урока по искусству на тему

Проверка домашнего задания.

Я вам задавала домашнее задание: подготовить мини-проекты о японском искусстве. Давайте, мы сначала послушаем каждую группу, а затем, вы покажете практическую часть своего проекта.

Мини - проекты на темы: 1.« Японское искусство - икэбане».

2. «Японское искусство- оригами».

3. «Японское искусство- утива (круглый веер)

1.Каждая группа показывает свою презентацию и рассказывает о японском искусстве.

2.Каждая группа показывает практическую часть своего проекта.

(первая группа создаёт из разных растений и цветов икэбане, вторая группа из цветной бумаги изготавливает фигурки животных - оригами, третья группа изготавливает из картона, бамбуковой палочки круглый японский веер-утива)

Молодцы! Работу каждой группы я оцениваю на «5».

Вы уже знаете, что японцы очень любят своё декоративное растение - сакуру, это дерево вишни. Сакура является поэтическим символом Японии. В Японии даже есть праздник - праздник любования цветением сакуры. Сейчас Олеся и Полина споют нам японскую народную песню «Вишня». Народная музыка и песни в Японии называется одним словом-гагаку.

(Исполнение японской народной песни «Вишня»).

Итог урока.

Итак, мы познакомились с уникальной японской культурой. Конечно, нас ещё нельзя назвать знатоками традиций этой удивительной страны, но первый шаг уже сделан. Давайте все вместе ещё раз вспомним главные принципы японского искусства.

- Главными принципами японского искусства являются: первозданная красота и естественность, простота и отсутствие вычурности, недоговорённость и незавершённость.

- С какими видами японского искусства мы с вами познакомились?

- Архитектура, живопись, искусство устройства сада, театр Но, музыка - гагаку, оригами, икэбане, утива (искусство круглого веера).

Рефлексия.

План-конспект урока по искусству на темуПлан-конспект урока по искусству на тему


Домашнее задание.

  1. Прочитать в учебнике об искусстве японского чаепития.

  2. Составить кроссворд (головоломку) о японском искусстве. (5-7 слов)

Наш урок окончен. Саенара! До свидания!



© 2010-2022