Формирование творческой одаренности на уроках изобразительного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование и выявление творческой одареннасти

Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого деятельность должна носить творческий характер. творческие проявления ребенка - это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, само ее появление есть уже появление чего-то нового, и реализация уникальности каждой человеческой индивидуальности - это и есть творческая одаренность. Современными научными исследованиями доказано существование того самого особого вида одаренности - творческой, т. е. способности к творческой

самореализации в различных областях жизнедеятельности.

Творческая одаренность - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития. Развитие деятельности по инициативе ребенка, когда он занимается этой деятельностью с любовью, постоянно ее совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы, и его деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача - есть творчество.

Применительно к школьникам можно выделить ряд признаков, позволяющих судить о возможной творческой одаренности :

- легкость обучения и усвоения учебного материала;

- длительная концентрация внимания, богатый словарный запас,

способность к абстрактному мышлению;

- склонность к дискуссии, неприятие строгих требований дисциплины;

- любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность

Выявление одаренных детей должно опираться на следующие принципы:

Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и
деятельности ребенка, что позволяет охватить как можно более широкий
спектр его способностей;

Длительность идентификации (развернутое во времени
наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в
максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.); Использование тренинговых методов, в рамках которых можно
организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.; Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов:
специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности. При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества; Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения); Преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал - нереализованные

возможности, имеющиеся у каждого человека.

Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без

исключения.

Хочу поделиться некоторыми подходами в развитии творчески

одаренных школьников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.

Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:

- человек овладевает спецификой содержания и формой художественной

деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре

прошлого и настоящего;

- опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка

произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих

ценностей.

Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь

приобщая детей к искусству мастеров, и организуя творческую

(авторскую) деятельность детей.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои

впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве

через визуальные ощущения.

Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть

такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок

старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие,

факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во

внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем

его одарённым. Одарённый ребёнок оказывается способным уловить

внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на

поверхности. Трудно определить степень творческой одарённости, ведь

искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве

допустима, никто ещё не определил.

Традиционные формы и методы изобразительной деятельности, школьников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с разнообразными видами и техниками изобразительного искусства, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве, например, работа группой за одним столом,

В своей работе я использую разнообразные виды творчества : рисование разнообразными живописными и графическими материалами, монотипия, коллаж,

рисование по мокрой бумаге, мятая бумага и пр. Причем разнообразие техник применяется на одном уроке: ребята разбиваются на группы и ведут работу определенными материалами, которые они посчитают приемлемыми для воплощения творческого замысла. Такие методы изображения развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Одним из перспективных инновационных методов, способствующих

развитию мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в

собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Он

предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и

овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных

практических заданий. Метод проектов позволяет воспитывать

самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала

и умственные способности.

В своей практике использую также дидактические игры.

Использование игр и заданий с основами моделирования,

способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения

общаться друг с другом и взрослыми.

Такой подход к проведению занятий по изобразительной

деятельности позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении

заданий и повысил творческую активность детей.

Я считаю, что вводить детей в "большое искусство" следует как

можно раньше, создавая предпосылку для "самостоятельного вхождения"

и определяя фазы этого пути от простого к сложному, от конкретного к

общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой

изображения, разнообразными графическими средствами и

разнообразными способами рисования, будет свободно и творчески

создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений,

переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.

Список литературы

1. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В.Бурменской, В.

А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.

2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С.Лейтеса. -

М., 1996. - 416 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- Спб., 2000.- 712 с.

4. Теплов Б. М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-

Т.1.- М., 1985.- 461 с.

5. Тони Мейснер. Вундеркинды реализованные и нереализованные

способности. М.: Крон-пресс 1998.- 54с.

6. Педагогическая психология / Под ред. И.Ю. Кулагиной.- Творческий

центр. М., 2008 - 346с.

© 2010-2022