Урок изо. искусства на тему «Народный праздничный костюм»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация: Данная методическая разработка основана на краеведческом материале этнографической направленности. Является разработкой урока по изобразительному искусству в 5 классе, но может быть использована как сценарий внеклассного мероприятия по краеведению. Урок «Народный праздничный костюм» является составной частью темы «Древние корни народного искусства» в 5 классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского.









Содержание

Введение…………………………………………………………………………4 «Народный праздничный костюм» (технологическая карта урока)…………6

Заключение………………………………………………………………………10

Список использованных источников…………………………………………..11

Приложения

  1. Справочный материал по казахскому искусству

  2. Русский костюм

  3. Технологические карты для групповой работы

  4. Презентация «Русский женский костюм»

  5. Презентация «Казахский костюм»







Введение

Цель данной методической разработки: раскрытие опыта проведения уроков по изучению темы «Народный праздничный костюм» в 5 классе, осуществление связи теории с практикой на уроках изобразительного искусства, описание методики использования современных технических и информационных средств обучения.

Урок «Народный праздничный костюм» является составной частью темы «Древние корни народного искусства» в 5 классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. В связи с многонациональным составом населения нашего села и всей Саратовской области на данном уроке изучение русского национального костюма сочетается с изучением казахского национального костюма. Работа соответствует ценностным ориентирам содержания учебного предмета. «Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества».[ Примерные программы по учебным предметам, Изобразительное искусство, 5-7 классы: проект-М.: Просвещение, 2011]

Актуальность введения краеведческого этнографического материала обусловлена необходимостью воспитания у обучающихся умения воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира.

Предполагаемые результаты освоения темы урока:

Личностные результаты:

  1. освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей

  2. овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами

Метапредметные результаты:

  1. воспитание уважения к искусству в культуре своей Родины, выраженной в понимании красоты человека и в предметно-материальной культуре

  2. умение эстетически подходить к любому виду деятельности

  3. получение опыта групповой работы как

Предметные результаты:

  1. эмоционально-ценностное отношение к народному искусству, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей

  2. умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в разных источниках







План урока

Тема программы: «Древние корни народного искусства»

Тема урока: «Народный праздничный костюм»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и совершенствования умений и навыков

Вид урока: смешанный

Методическая цель: создание условий для формирования знаний о народном костюме, овладения основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами; развития творческих способностей; воспитания уважения к искусству в культуре своей Родины, выраженной в понимании красоты человека и в предметно-материальной культуре

Цели и задачи урока:

  1. знакомство с традиционным костюмом родного края, воспитание национального самосознания в процессе приобщения к народной культуре, к регионально - культурным ценностям

  2. развитие учебно-познавательной и информационно- коммуникативной компетенции

  3. способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач

  4. развитие художественного вкуса и совершенствование умений и навыков в создании эскиза русского костюма

Материально-техническое обеспечение урока: компьютеры, мультимедийный проектор, цветная бумага, ножницы,клей.

Межпредметные и внутрипредметные связи: краеведение, технология, информатика.

Заключение

При планировании урока «Народный праздничный костюм» главной целью стало создание условий для воспитания уважения к искусству в культуре своей Родины, выраженной в понимании красоты человека и в предметно-материальной культуре, что соответствует Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Введение краеведческого материала позволило более наглядно показать обучающимся, что у всех народов нашей страны общие ценности: любовь к близким, желание защитить от бед и болезней.

Урок построен на основе деятельностного подхода. В ходе урока происходит целенаправленное развитие, закрепление, применение универсальных учебных действий

- познавательных общеучебных

- коммуникативных

- регулятивных

- личностных

На уроке предусмотрена разная по характеру учебная деятельность: коллективная, групповая. При подготовке к уроку обучающиеся занимались исследованием, результаты которого были представлены в презентации «Казахский костюм». Использование ИКТ позволяет интенсифицировать учебный процесс. Работа в группах способствует развитию навыков общения со сверстниками, технологические карты помогают организовать коллективное творчество.

Список использованных источников

  1. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. - М.: Дрофа , 2006.

  2. КаминскаяМ. Н. История костюма. М.:Легкая индустрия, 1997

  3. Мякишева Л.В. История Саратовского края, Саратов, издательство «Лицей», 2009 , с.-213

  4. Семёнова М. Мы - славяне!: Популярная энциклопедия. - СПб.: Азбука - классика, 2005.

  5. afield.org.ua/mod3/mod65_1.html

  6. uic.bashedu.ru/konkurs/kirsanova/SDM/club/russian.htm#сарафаны

  7. ido.tsu.ru/other_res/school/natureslav/419.html

  8. nostalgy.ru/catalogue/shop/index.php?lng=0&filter=&page=20

  9. library.thinkquest.org/04oct/01854/rus/crossword/1.htm#C:\Users\ион\AppData\Local\Temp\Rar$DI67.024\http

  10. novgorod.fio.ru/projects/konkurs-works/0008/p1.htm

  11. ou.tsu.ru/school2/other/slavsib/s2.html Словарь «Русский костюм»

  12. referat.yabotanik.ru/istoriya/kazahskij-narodnyj-kostjum/38204/38109/page2.html

  13. semya.kz/news/kazakhskie_nacionalnye_kostjumy/2011-03-17-1839

  14. kitaphana.kz/ru/downloads/referats/159-kulturologia/1846-kazahskii-narodnyi-kostum.html

  15. marinanabiulina.narod.ru/kazahskii_kostyum/





Приложение 1.

Справочный материал по казахскому искусству.

Прикладное искусство у казахов представлено ковроткачеством, изготовлением разного типа узорных войлочных ковров и предметов домашнего обихода, плетением орнаментированных циновок, вышивкой, узорным ткачеством, тиснением по коже, резьбой по дереву и художественной обработкой металла. Из шерсти изготовляли различные предметы быта и одежду. Первейшей необходимостью в жизни кочевника было создание различных частей покрытия юрты - туырлык (основания юрты), узюк (купола), тундик (кругового навершия юрты). Наиболее распространенным в быту казахов был узорчатый войлок, войлочный ковер (текемет) и войлочные панно. Из войлока делали потники под седла, шили войлочные головные уборы - калпак, плащи, войлочные чулки для сапог, ухваты для казана - казан туткыш и другие многочисленные красочные предметы в виде чехлов на сундуки -каршин, для хранения мягких вещей - коржин. Особое место в казахском быту в целом занимали тканые изделия из овечьей шерсти. В летние и осенние месяцы ткацкий станок, установленный у юрты прямо среди степного разнотравья, создает вокруг себя атмосферу особого праздника. Оживленные движения работающих на них девушек и молодух в пестрых нарядах и женщин постарше в белых одеяниях словно подчинены прекрасному танцевальному ритму. А в результате этого действа на свет появляются алаша и ковры, которые становятся непременным украшением каждого дома. Созданные для удобства и комфорта человека они в то же время чудесным образом преображают жилище. Преобладающими цветами в коврах, ковровых изделиях и одежде являются мареново-красный, индигово-синий, желтый и небесно-голубой - все они были близки к природным краскам. Каждый цвет и оттенок несет в себе определенное значение. Например, синий - это цвет неба, белый - знак радости, хорошего настроения и счастья, желтый обозначает знание, красный - соответствует огню и солнцу, черный символизирует землю, ее плодородие. При украшении ковровых изделий использовались определенные элементы. Узоры, предназначенные для ковров, нельзя было использовать в одежде. Вышивкой украшали различные бытовые предметы, отдельные части одежды. Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. Вышивка использовалась также при изготовлении следующих изделий: панно, постельного покрывала, шымылдык - полог, которым отгораживали кровать, полотенце. Вышивкой украшали рукава, ворот, подол и нагрудную часть платья, белдемше (распашные юбки), части головных уборов замужней женщины, свадебного головного убора - саукеле, тюбетейки и т.д. По красоте ковра судили об искусности будущей хозяйки. Тускииз имел П-образное построение бордюра, обрамлявшего внутренний мотив - солярный круг, заполненный растительной вязью, образ солнца, дающего тепло и жизнь, божества, издревле почитаемого кочевниками. Тускииз служит реликвией семьи, своеобразным талисманом и украшается с особым великолепием. Все богатство и разнообразие мотивов орнаментального искусства Казахстана можно условно разделить на геометрические, зооморфные, космогонические и растительные узоры и орнаменты. Особо распространены рогообразные орнаменты. Наиболее древние зооморфные: бараньи рога, парные рога, один рог. Такие мотивы, как воронья лапа, раздвоенное копыто, птичий клюв, птичье крыло, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах искусства "звериного" стиля. К древнейшим относятся и космогонические узоры. Предметы искусства с солярными знаками в древности были талисманами, оберегами. В солярных и геометрических мотивах: ромб, амулет, (треугольники), костыль (Т-образные), зигзаг, остроконечный, цепь, в многогранных, меандровидных и сетчато-персекающихся линиях заметны следы первобытного искусства скотоводов трехтысячелетней давности. Солнце, небо символизирует круг, четыре стороны света, крестовина, луч солнца, лунный цветок, полумесяц. Узор бараньи рога - один из древнейших. В древности окраска изделий в определенные тона, использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение, служили выражением определенных понятий и представлений.








Приложение 2.

Русский костюм

Девичья рубаха

Рубаха - самая распространенная одежда древних славян для любого возраста. Ее еще называли сорочка, сорочица. Древнейшие одежды такого рода были похожи больше просто на кусок ткани с отверстием для головы и подпоясанный, т. е. туникообразный. Затем рубаху научились сшивать по бокам.

Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека.

Понёва

Поверх рубахи замужние женщины надевали понёву - юбку, состоящую из трех несшитых

прямоугольных полотнищ, укрепленных на поясном ремешке - гашнике, который образовывал напуск рубашки. Понёва была короче рубашки, и спереди ее полы расходились. Тканью для понев чаще всего была пестрядь с клетчатым, ромбовидным узором.

Слово «понёвы» означает «кусок ткани», «полотенце».

Понёва могла быть распашной (с разрезом спереди или сбоку) и глухой (полностью сшитой). В случае глухой поневы к трем полотнищам добавлялась четвертая, которая называлась прошвой. Прошва отличалась по цвету и ткани.

Чем старше была женщина, тем темнее был цвет ее поневы. Во время работы низ поневы можно было подоткнуть за пояс.

Запона

Повседневной одеждой девушек была запона - холщевая одежда - прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх нее. Ее носили с поясом и скалывали внизу.

Нагрудник

Короткая верхняя одежда с широкими короткими рукавами - нагрудник - украшалась по низу, горловине и рукавам. Ее также носили поверх рубахи.

Навершник

По праздникам поверх поневы или запоны надевали богатую одежду - навершник, обычно из нарядной ткани с вышивкой. Эта одежда имела вид туники, была длинной и довольно широкой, с короткими широкими рукавами. Навершник не подпоясывали.

Сарафан

Cначала сарафан имел другие названия: саян, ферязь, шушун. Есть сведения, что прообразом для сарафана послужил восточный халат. В ХV1-ХVП вв. были известны сарафаны-ферязи (мужские и женские) с узкими фальшивыми рукавами и отверстиями для рук в проймах. Этот тип сарафана еще в начале XX века носили старообрядцы.

Сарафан - новый вид одежды XVII века, длинная горничная одежда на широких плечиках или лямках. Термин сарафан возник от иранского словa "sarapa" или "sarapai" (одетый с головы до ног), обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами.

Шушун

Разновидность сарафана. К нему обычно сзади пришивали висячие (фальшивые, или откидные) рукава, в которые никогда не продевали руки. Шушун еще называли долгорукавкой.

До XVI в. шушуны были распашными и застегивались сверху донизу на пуговицы.

Одежда славян имела свои главные отличительные черты: свободный покрой, расширенные книзу подолы и рукава, напоминающие образ птицы. Лебединые рукава мы видим на иллюстрациях к сказкам. Именно женщина творила чудеса на земле и именно она одаривала, стоило ей только «рукой махнуть».

Душегреи, опанечки, коротки

Короткая (доходила до середины бедра), широкая, свободная одежда на широких коротких бретелях, сзади сходившихся к центру спины. На спине душегрея расширялась за счет крупных трубчатых складок, сильно расходящихся книзу.

Носили её женщины всех сословий, даже крестьянки, но для них она служила праздничной одеждой, надеваемой поверх сарафана.

Шугай

Кофта с отрезной по талии спинкой, единственная приталенная одежда русских женщин с длинными сужающимися рукавами, собиравшимися от кисти до локтя в мелкие складки. Нередко его шили с меховым воротником или меховой опушкой. Носили шугай и внакидку, и в рукава, при этом часто надевали только в один левый рукав, далее накидывали на правое плечо и придерживали правой рукой.

Летник

Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые от проймы только до локтя. Они были срезаны углом и свободно свисали до пола остроугольными полотнищами ткани. Руки приходилось держать согнутыми в локте, чтобы концы рукавов не волочились по земле.

Внизу их украшали вошвами - треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь.

Летник украшали также пристегивающимся круглым бобровым ожерельем-воротником. Мех для ожерелий подкрашивали обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

Разновидность летника

Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.

Телогрея

Часто на сарафан надевалась телогрея, у которой рукава суживались к запястью или свисали свободно. Руки продевались в прорехи. Шилась эта одежда из атласа, тафты. Теплые телогреи подбивались куньим или собольим мехом

Опашень

Верхние одежды женщин иногда имели одинаковый крой с мужскими - опашень, однорядка, шубы (но исключительно внакидку).

Длинный суконный опашень имел сверху донизу длинный ряд пуговиц - оловянных, серебряных или золотых. Под длинными свисающими рукавами опашня делались под мышками прорези для рук.

Вокруг шеи пристегивался широкий меховой воротник, чаще из бобра.

Шуба

Шуба по внешнему виду напоминала летник, но рукава были длинными и откидными. Руки продевали в прорези, сделанные в полах шубки выше талии. К шубке пристегивали круглый меховой воротник.







© 2010-2022