• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Опыт работы по теме Использование современных образовательных технологий развития творческого потенциала формирующейся личности на уроках изобразительного искусства в условиях внедрения ФГОС ООО

Опыт работы по теме Использование современных образовательных технологий развития творческого потенциала формирующейся личности на уроках изобразительного искусства в условиях внедрения ФГОС ООО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»










Использование современных образовательных технологий развития творческого потенциала формирующейся личности на уроках изобразительного искусства

в условиях внедрения ФГОС ООО



«КРУГЛЫЙ СТОЛ» ПЕДАГОГОВ АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА

по теме «Значение эстетического воспитания в развитии личности учащихся в свете внедрения ФГОС ООО»





Учитель изобразительного искусства и МХК

НАРЫЖНАЯ ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА












август 2015 г.

Использование современных образовательных технологий развития творческого потенциала формирующейся личности на уроках изобразительного искусства

в условиях внедрения ФГОС ООО


Учитель изобразительного искусства и МХК

МОУ СОШ № 6 с.Саблинского

Александровского района Ставропольского края

НАРЫЖНАЯ ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА


Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера - это цель, которую должны ставить перед собой преподаватели изобразительного искусства.

В.А. Сухомлинский


Педагогом XXI века является не тот,
кто хорошо учит, а тот, у кого учатся
Л.А.Лиферов


В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на восхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-познавательного процесса.

При разработке федерального государственного образовательного стандарта был составлен портрет выпускника, - современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Необходимо чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, умея воспринимать, понимать и анализировать.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать, в том числе, и развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.1

Новые приоритеты в образовании побудили меня, учителя изобразительного искусства и МХК, к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания.

Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Основными задачами уроков изобразительного искусства являются: знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности, изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.

Приходя на урок изобразительного искусства, который по государственному учебному плану реализуется в школе 1 час в неделю, я понимаю, что за это отведенное мне время в классе из 15-25 человек я вряд ли выращу и воспитаю хотя бы одного настоящего художника. Но я и не ставлю перед собой таких задач. В первую очередь, я серьезно задумываюсь над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя. Ведь, как известно, именно приобщенность к творчеству пробуждает в человеке неведомые силы, позволяющие ему совершать великие научные открытия совершенно далекие от искусства.

Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству в области изобразительного искусства и художественного труда. Интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета развивающего их способности.

Одним из путей решения этой проблемы является применение в учебном процессе современных обучающих технологий, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышающих творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают мне рационально организовать учебный процесс, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают "ситуации успеха ", развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт показывает, что моделирование уроков в различных технологиях - дело не простое, но сегодня это требование времени. Я глубоко убеждена в том, что только учитель демонстрирующий на уроке разные стратегии учения, может сформировать в каждой личности учащегося способность учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии: ЛОО, игровые технологии, метод проектов, обучение в сотрудничестве, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.

Применение этих инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий.

По данным современных исследований, в памяти человека остается:

  • 1/4 часть услышанного материала;

  • 1/3 часть увиденного;

  • 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно;

  • 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Считаю использование информационно-коммуникативных технологий - необходимым условием для уроков ИЗО, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ для меня не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока, который на уроках изобразительного искусства открывает все новые и новые безграничные возможности.

Так как каждый урок программы ИЗО построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет мне открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом я обязательно учитываю, что компьютер никогда не заменит, а только дополнит меня как учителя. Представляю основные формы применения компьютерных технологий на уроках ИХО и МХК:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;

  • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

  • организация проектной деятельности учащихся.

Как показывает личная практика, использование медиа-ресурсов как источника информации не только повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, но и позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки. В медиатеке моего кабинета достаточное количество образовательных дисков по искусству. Однако, использование дисков в полном объеме считаю нецелесообразным, так как очень часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы структурного построения как урока в частности, так и учебно-воспитательного процесса в целом. Исходя из этого, использую видеосюжеты с этих дисков лишь фрагментарно как для осмысления полученных знаний сразу после изложения новой темы, так и в конце урока для их закрепления.

Применение компьютерных технологий осуществляться не только мною при подготовке и во время урока, но и моими учениками в процессе их самостоятельной творческой работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов и т.п. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

  • широко использовать показ репродукций картин художников;

  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);

  • «посещать» крупнейшие музеи мира;

  • прослушивать записи песен;

  • активизировать учебный процесс.

Итак, новые информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет развить у школьников художественно - творческие способности и решать новые, не решённые ранее задачи.

Использование информационных технологий помогает мне не только повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и МХК, но и приводит к целому ряду положительных следствий:

• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор детей;

• повышает уровень использования наглядности на уроке;

• повышается производительность труда учителя и учащихся на - уроке.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

  • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

  • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс.

Уроки - презентации широко использую:

  • во время знакомства с творчеством художников «Исаак Левитан», «И.И. Шишкин - певец русского леса» и т.д.;

  • при изучении жанров изобразительного искусства;

  • при изучении тем по декоративно - прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома» и т.д.;

  • при изучении законов композиции. (Во время урока при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки.);

  • при изучении законов цветоведения и т.д.

Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Разработка и использование собственных авторских программ.

Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.

В зависимости от типологии урока используются различные фильмы-презентации, слайд-фильмы или тестовые задания.

Фильм - презентация -использую на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрацию фильма сопровождаю лекцией или комментариями. При этом предусматриваю активное общение, развиваю умения задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.

Слайд - фильм - использую практически на всех уроках, включая его в любой этап урока. При просмотре слайд - фильма учащиеся включаются в работу как правило сразу. Особенно идеально он подходит на уроках поэтапного рисования.

Компьютер также может использовать и сам учащийся при выполнении домашнего задания (проект). Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности - творческий.

Графический редактор «Paint», чаще всего используется на уроках информатики, когда изучаются темы по компьютерной графике. Я же провожу занятия по компьютерной графике для того, чтобы учащимся могли реализовывать свой творческий потенциал в новом виде ИЗО.

Возможности компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное средство, как в качестве информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности.

Результативность использования ИКТ на уроках изобразительного искусства.

  • положительная мотивация на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

  • повышение уровня использования наглядности на уроке,

  • повышение производительности урока.

  • применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

Безусловно, преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны:

  • знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов, фото, репродукций;

  • «посещение» крупнейших музеев мира;

  • «погружение» в пространство и время;

  • самостоятельная работа учащихся;

  • активизация учебного процесса.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить" в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.

Одним из важнейших аспектов современной системы образования, является построение образовательного процесса на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой организации уроков ИЗО является актуализация субъектного опыта, поиск связей.

На своих уроках ИЗО я стараюсь инициировать субъектный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества. И тогда мы, учителя, не услышим от детей фраз: «я не умею рисовать», «я не люблю рисовать» и т.д. так как ИЗО бывает порой очень сложным предметом, а соответственно и нелюбимым для определенных групп детей, которые, например, умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать и самовыражаться на бумаге. В таких случаях очень помогает личностно - ориентированный подход, а именно такие личностно-ориентированные методы, как

  • метод диалога, когда учитель и ученик - собеседники;

  • метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации;

  • придумывание образа или ситуаций;

  • индивидуальная работа.

Также в своей педагогической практике, веду активное использование игровых педагогических технологий. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические и др.

Специфику игровой технологии на уроках в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий на уроках ИЗО является решение следующего ряда задач:

  • дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

  • развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

  • воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

  • социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках ИЗО следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.

Применение в педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят мне выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.

Учить ребенка радостно, без принуждения - возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. "Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни" (Е.И.Рерих).

Апробировав образовательные технологии, нам не захочется работать по-старому, отчего наши уроки превратятся в творческое общение нас, учителей, с учениками и учеников между собой.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРЫ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Образовательные сайты:

⋅ school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал.

⋅ smallbay.ru/autograf.html - просветительский и образовательный ресурс.

⋅ school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.

⋅ it-n.ru/ - сеть творческих учителей.

⋅ museum.ru/ - портал посвященный всем музеям России и мира.

⋅ art-education.ru/AE-magazine/about.htm - научный журнал «Педагогика искусства».

⋅ art-in-school.narod.ru/ - научно-методический журнал «Искусство в школе».

⋅ 1september.ru/ - Издательский дом «Первое сентября».

⋅ rusiskusstvo.ru/journal/ - журнал «Русское искусство».

⋅ historic.ru/ - электронная библиотека.

⋅ arthistory.ru/ - изобразительное искусство. История, стили, художники, картины.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938

  2. Красильников И. Творческое задание на уроках искусства.// Искусство в школе. 2001, №3. - С.13-14.

  3. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.

  4. Научно-практический журнал «Управление современной школы Завуч», №8, 2008 г. Статья «Проблема определения Профессиональная компетентность педагога» Козырева О.А.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938

© 2010-2022