Программа В мире искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Изучение образовательной области «Технология» с внедрением дополнительных модулей позволит учащимся приобрести общетрудовые знания и умения, а так же обеспечит интеллектуальное и эстетическое развитие. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделяться не только основному образованию, но и качественному выполнению работ, готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению традиций семьи, национальных традиций и общечеловеческих ценностей.

Задачи программы:

  • Совершенствование практических умений и навыков учащихся;

  • Ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества;

  • Развитие художественной инициативы;

  • Воспитание уважения к народным обычаям и традициям.

Исходя из задач, программа является дополнительным источником развития у ребенка творческих способностей, закрепления основных знаний и умений полученных на уроках и расширения кругозора учащихся в декоративно - прикладном искусстве.
Программа разработана для учащихся 5 -8 классов общеобразовательной средней школы и предполагает изучение различных видов декоративно-прикладного искусства,

Методическое обеспечение программы

Организация занятий в учебной группе направлена на достижение запланированных результатов при наименьших затратах, с учетом индивидуальных способностей детей, их интересов, потребностей и возможностей.
Практические занятия проводятся за круглым столом или за индивидуальными рабочими местами, оснащенными всем необходимым для работы. В работе применяется метод игры с учащимися, что позволяет поднять уровень мотивации на быстрое и качественное завершение работы.

Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимы следующие условия:

  • Наличие рабочих мест, соответствующих возрасту и количеству обучаемых;

  • Учебная доска (функциональная при работе с мелом и магнитами);

  • Аудио-видео-аппаратура;

  • Канц. товары;

  • Ручные инструменты, приспособления и материалы для рукоделия;

  • Дидактический материал по теме программы;

  • Учебные пособия (список литературы).

Отличительные особенности данной программы для дополнительного образования учащихся, ее новизна

Отличительной особенностью данной программы является то, что впервые разработана программа для детей в соответствии с требованиями общеобразовательной программы по технологии. Программа не дублирует изучение курса технологии во внеурочное время, а позволяет расширить полученные на уроках знания и умения и закрепить их в совершенно новом виде деятельности. Она рассчитана на преемственность в обучении (от простого, к сложному), учитывая возрастные особенности детей и навыки полученные ранее.
Такой подход позволяет создать у детей стойкий интерес к занятиям по технологии. Работа с учащимися во внеурочное время позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, а так же уделять больше времени на занятия с заинтересованными детьми, которые отдают предпочтение рукоделию.
Таким образом, данная программа ориентирована в первую очередь на нравственное воспитание детей, привитие им любви к родному краю, к декоративно-прикладному искусству и, во вторую очередь - достижение высоких результатов в обучении приемам рукоделия. Эти вопросы решаются во время теоретических занятий и показываются на примерах старинных рукодельных работ находящихся в музеях, а так же на работах учащихся школы.
Программа направлена на создание психологически комфортной обстановки, эмоционального благополучия ребенка, приобщение его к народной культуре, нравственного и патриотичекого воспитания учащихсся

Цели и задачи программы

  • Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.

  • Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

  • Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.

  • Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.

  • Познакомить с различными видами декоративной росписи.

  • Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.

  • Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

Предполагаемый в программе тематический план является примерным. В него могут быть внесены те или иные изменения, целесообразность которых диктуется специфическими условиями работы.

Календарно - тематический план ( 34 часа)

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

1.

Декупаж

2

1

2

2.

Рельефы из бумаги. Конструирование.

2

1

2

3.

Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.

2

1

2

4.

Коллаж.

2

1

2

5.

Конструирование из бумаги. Оригами.

3

1

3

6.

Работа с бисером.

5

3

5

7.

Роспись по ткани (батик)

1

1

1

8. Бумагопластика 2 1 2

9. Вышивка 4 3 4

10. Вязание крючком 4 2 4

11. Квилинг 3 1 3

12. Вырезание (силуэтное, симметричное, 3 1 3

вытынанки)

13. Лоскутная пластика 1 1

Ожидаемые образовательные результаты

Программа включает в себя перечень знаний, умений формируемых у учащихся и рассчитана на преемственность в обучении (от простого к сложному), учитывая возрастные особенности детей и навыки полученные ранее. При проведении занятий учитель применяет три вида инструктажа: вводный, текущий, заключительный. На занятиях дается теоретическая часть материала, отработка отдельных элементов и выполнение готовых изделий. Большой объем учебного материала, заложенный в программе внеурочных занятий, предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов. Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы оформляется в виде выставки работ учащихся в выставочном зале школы. На выставке проводится конкурс работ.

Содержание предмета

Учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материало

Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием , с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.

Рельеф из бумаги. Конструирование.

аппликация (от лат. «прикладывание») - интересный вид художественной деятельности - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха,войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных лисатьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.

Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.

Цель: Развить творческое воображение, умение видеть, запоминать и анализировать образы.

Задача: Продолжить изучать приемы складывания и вырезания бумаги разными способами. Изготовить праздничную открытку.

Материал: бумага, ножницы, картон, клей.

Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.

Из имеющегося материала выполняются различные украшения к новогодним праздникам.

Цель: развитие фантазии и творческого воображения. Формировать навыки работы с различными материалами.

Задача: Изучить технические приемы. Научить последовательно грамотно вести работу. Продолжить изучать приемы работы в смешанной технике.

Материалы: бисер, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока.

Декупаж Работа над замыслом композиции. Роспись бутылки.

Цель: Приобретение навыка заполнения объемной формы узором. Познакомить с новым видом художественной деятельности.

Задача: Научить грамотно, заполнять форму, использовать элементы декора.

Материал: гуашь, лук, кисти, бутылки разной формы.

Декупаж (от французского decoupage -существительное, «то, что вырезано») - это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.

Сегодня самый популярный материал для декупажа - это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название - «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным - посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность - кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс - должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.

Коллаж.

Работа над эскизом. Выполнение работы в большом формате.

Цель: развитие творческих способностей учащихся. Формирование навыков работы в технике коллаж.

Задача: Научить создавать и осмысливать произведения декоративно-прикладного искусства. При помощи художественных приемов раскрыть замысел работы.

Материал: бумага разная по фактуре, ножницы, клей.

Конструирование из бумаги. Оригами.

Цель: Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие моторики рук.

Задача: Научить складывать основные модули. Выполнить объемную фигуру с использованием нескольких модулей.

Материал: бумага, ножницы.

Модульное оригами

Эта увлекательная техника - создание объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманых в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Работа с бисером.

Плетение элементов. Практическая работа.

Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорных ощущений. Формировать стремление к самостоятельной творческой деятельности.

Задача: Научить приемам плетения из бисера. Познакомить с видами бисера и способами работы с ним.

Материал: бисер разных цветов, проволока.

Роспись по ткани.

Попробовать работать в различных техниках батика. Работа над замыслом. Выполнение декоративного панно.

Цель: Развивать кругозор учащихся. Формировать навыки работы с материалом. Развивать умения декорирования предметов и вещей.

Задача: Познакомить с искусством росписи ткани. Видами Батика и способами выполнения. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.

материал: ткань, акриловые краски для ткани, резерв

Бумагопластика

По виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.

Не имея специальной художественной подготовки, вы можете освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах.

В результате сгиба листа бумаги, создаётся система рёбер жесткости для любой конструкции. Для более сложных изделий применяются, помимо прямых линий, криволинейные.

Объектами для изображения в этой технике может быть всё, что лепится из пластилина: фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин, архитектурные элементы, упаковки, макеты...

Резак (главный инструмент), канцелярское шило, вязальные спицы, ножницы, линейка, угольник, пробойник - вот перечень необходимых инструментов для работы в технике бумагопластика

Вышивка

интересный вид творческой деятельности, ведь в процессе созидания происходит рождение красоты и радости! Хорошее настроение во время изготовления вышивки и чувство удовлетворения по окончании работы, делают ваш дом уютным и тёплым, продолжая радовать вас долгие годы.

Вышивка - многогранна - простой крестик и болгарский крестик, художественная, русская, прямая и косая гладь, хардангер, темари, гобелен, Punch Needle (ковровая вышивка), вышивка лентами, прошва, золотое шитьё, Владимирский верхошов, цветная перевить, декоративные швы, мережка, качалочки, кафасор, зерновой вывод, выкалывание, набирание, вырезание, ришелье, имитация вырезания, поверхница, низь, штамповка двусторонняя, счётная, китайская, ручная филейная и гипюрная вышивки......

Вязание крючком

процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. создавающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Вязание крючком известно издавна. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало женским. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (например : свитер, шарф, платье и т. д.), так и отделочных элементов одежды (рукава, пуговицы, манжеты и т. д.) или украшений (салфетки, занавески и т. д.). Последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек - амигуруми.

Квиллинг,

Бумагокручение, бумажная филигрань - икусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

Инструмент для квиллинга также бывает различный. В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь. Мне не очень понравилась эта идея, так как при скручивании получается деталь с крупным и неровным отверстием в центре. Однако, для детей этот инструмент подходит.

Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3-7 мм.

Вырезание

Термин очень широкого понимания. Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.

Вырезание симметричное, вырезание силуэтное, вытынанка, карвинг - эти разновидности вырезания составляют отдельные интересные группы поделок среди разнообразия вырезанных работ.

Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении.

Вырезание на глаз изображения из бумаги или других материалов производится слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета, беспрерывной линией. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания.

При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде. Объекты стараемся выбирать с чёткими контурами, имеющие явно симметричное строение.

Вытынанка

Искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.

Лоскутная пластика

Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов народов нашей страны (использование экспонатов музея ДПИ школы). Краткие сведения из истории лоскутной пластики. Лоскутная пластика в народном и современном костюме. Материалы для лоскутной пластики. Раскрой деталей. Технология соединения деталей лоскутной пластики по схеме рисунка.
Примерный перечень практических работ:

  • Раскрой деталей.

  • Изготовление прихватки.

Предполагаемые результаты:

По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:

  • Виды декоративно-прикладного искусства.

  • Уметь стилизовать природные формы.

  • Работать с различными материалами и в разных техниках.

  • Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.

  • Различать и узнавать виды художественных промыслов.

  • Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.

  • Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.

  • Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.

  • Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.

  • Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.

  • Уметь применять полученные знания на практике.







© 2010-2022