Урок по изобразительному искусству Искусство Гжели

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ ИРМО «Никольская СОШ»

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского)

Тип урока: урок комплексного использования знаний

Цели урока:

1.Познакомить с техникой росписи "Гжель", с историей и особенностями этого искусства;

2.Расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;

Задачи урока:

Образовательная:

1.Научить учащихся определенными методами, принципами и техническими приемами работы;

2.Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

1.Прививать интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,

2.Способствовать творческому подходу работе,

3.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета,

4.Индивидуальные творческие способности

Воспитательная:

1.Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

2.Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

Результаты обучения:

Личностные:

1.осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно - прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества

2.Развивать фантазию и воображение.

Метапредметные:

Учиться высказывать и отстаивать своё мнение, планировать время, оценивать результаты работы, анализировать собственную деятельность.

Предметные:

1.Понимать язык декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приёмы работы, в том числе технику двойного мазка.

2.Создать художественный образ жар-птицы.

Оборудование:

Для учителя:

- Презентация «Гжель»;

- Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран;

- Плакат-схема поэтапного изображения элементов росписи в технике «гжель»;

- Книга «Сказочная Гжель»;

- Плакат-таблица «Гжель»;

- Альбом «Народное декоративное искусство»;

- Рисунки детей прошлых лет.

Для учащихся - белая бумага, простые карандаши, синяя и белая гуашь, кисти широкие и тонкие.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1.Организационный этап

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

Приветствие, проверка организации рабочего места

Личностные:

1.осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно - прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества

2.Актуализация и мотивация

Актуализация знаний, введение в тему урока.

1.Вводная беседа

Сегодня мы должны ответить на вопрос: какого цвета жар-птица? В каких сказках мы встречаемся с жар-птицей? Что вы можете о ней сказать?

Обобщение.

Вывод о том, что жар-птица является воплощением мечты о счастье.

Птица-огонь, об её оперение можно обжечься. Каждое перо светится как множество свеч. Сама же она сияет то голубым, то малиновым цветом.

А где мы сталкиваемся с синей птицей?

Из слов Метерлинка: «Человек предстаёт либо жертвой рока, либо борцом против него». Следует, что за счастье нужно бороться.

Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном- синих птиц- и одухотворители ими узоры и мир вещей человека. Человек получивший дар от Жар-птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света и дарил радость людям. Чтобы удача и счастье не покинули нго, стал расписывать посуду яркими изображениями птицы. Что же тогда главное в декоративном искусстве?

Сегодня мы будем изображать волшебную Жар- птицу по мотивам Гжели.

2. Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока.

- Чему мы должны сегодня научиться?

- Вам понятна тема и цели?

- Какие задачи нужно решить художнику- волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?)

Отвечают на вопросы:

Желтая, золотая, яркая…

Иван -царевич и серый волк, Конек- Горбунок, Царь- девица…

В мифологии Жар-птица- огненная птица размером с павлина, она стережет цветок папоротника, живет в райском саду, выполняет желания, сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния



-Да, нет…

-В сказке Метерлинка «Синяя птица»

















-Одухотворение прекрасных образов и украшение ими предметов быта.



-Познакомиться с исскуством Гжели.

- Да

- Узнать о Гжели,

Об особенностях этого промысла, мотивах и приемах росписи…

Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме.

3. Изучение и закрепление первичных знаний 5-7 минут

1. Просмотр презентации.

Гжельская роспись- это древнее, традиционно русское исуксство, истоки которого зародились в русской глубинке более670 лет назад.

«Нежно- голубое чудо- сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси- всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.

-Правда очень красиво!? Зачитать стихотворения и ответить на вопросы - по времени (Приложение) Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина.

- Кто может сказать, на каком материале выполняют роспись мастера Гжели?

Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц

- А какие цвета используют художники?

Особенностью Гжельской росписи является использование 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого , которыми выполняется сам рисунок (художники берут на кисть только один цвет- кобальт

- Какие бывают изделия?

-А как проходит процесс производства гжельских изделий? Кто знает?

Послушайте стихотворение Татьяны Алферовой: «Играет нежная свирель, И замерает в восхищенье

Жемчужина России -Гжель, где поселилось вдохновенье. Здесь каждый мастер и творец…» Итак- в сине-голубую сказку, в мастерскую , учиться творчеству. Открывайте краски , берите кисточки, все готовы делать упражнения?











-Да





-На керамике, фарфоре, фаянсе





-Синий кобальт











-Это разнообразная посуда: кувшины, кумганы, блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, фигурки людей, птиц, животных…

-Вытачивают модели, в формы заливают гипс, гипс затвердевает, изделия обжигают, художники расписывают их в ручную.

4. Отработка навыков 6-10 мин

1. Просмотр презентации на тему «Хохломской росписи»

Каждый элемент росписи не копия реального мотива, а декоративно-переработанный, стилизованный, главное здесь- фантазия.

2. Выполнение упражнений Элементы росписи - это разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии;

-Усики, завитки, капельки, отводки, росчерки

- Мазок с тенями. Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок- лепесток, другой, третий и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону или «мазок с тенями»

3. Какие элементы используют народные мастера?

Выполнение упражнений, отработка элементов росписи, помощь затрудняющимся. Выполнение разных линий, сеточек, усиков, завитков, цветков, листиков. Мазок- пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спералевидная, округлая. Мазок с тенями выполняем следующим образом: набираем на кисть густую синюю краску, проводим мазок необходимой формы и чистой влажной кистью добиваемся растяжки тона к более светлому.











-Линии, сеточки, усики, мазок с тенями…

5.Применение новых знаний 20 мин

1.Представление образа: Закройте глаза, послушайте стихотворение и представьте образ волшебной птицы Творчества, Счастья, Света: Душу гжельскою белой глиною, Вдруг поманит судьба- кудесница…

И взмахнет кистью с краской синею, И распишет все тонкой линией…И все сбудется… и все слепится… В нужном времени… в нужном месте ли- пусть Душа вдруг не закачается… Пусть на белом, небес известием, Синей птицы счастливой песнею- Роспись гжельская проявляется!

Представьте эту птицу в своем сердце и пусть теперь она поведет Вас по дороге творчества.

Верьте в себя И у Вас все получится.

2. Практическая работа. Украшаем пасхальное яйцо, которое в русской культуре означает новую жизнь, возрождение, образом волшебной птицы, которая является символом творчества.

Самое главное в обычных и сказочных птицах то, что они умеют летать. Сказочные птицы отражают мечты о недостижимом. Трудолюбие и терпение помогает преодолеть любые преграды. Лети птица, лети…

Во время практической работы- целевые обходы:

  1. Контроль организации

  2. Контроль правильности выполнения приемов работы

  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения

  4. Контроль объема и качества выполненной работы

Перенесение зрительных образов в новый художественный образ (анализ впечатлений и синтез как создание нового образа)















-Работа самостоятельно. Вся наглядность убирается.



















6. Рефлексия 5 минут

Итог урока.

1.Общая оценка работы класса

Чему вы научились?

Кто почувствовал вдохновение? Понравился урок?(смайлики)

Что понравилось?

В чем затруднялись?

Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока)

2. Выставка работ учащихся.

Какая работа понравилась и почему?

3. Уборка рабочих мест. Заключительное слово. Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили Жар-птицу в своем сердце, только теперь старайтесь ее не упустить.

Домашнее задание: Найти материал об особенностях Городецкой росписи, ее форме и декоре.

Спасибо за урок.

- Основным мотивом и приемам гжельской росписи.

- Поднимают руку…

Получилось красиво, мало времени. Хочется доделать композицию…

Нарисовать поздравление подарить маме, близким друзьям

Понравилась эта работа т.к…

Наводят порядок.











Записывают в дневник

Самоанализ урока

Удалось заинтересовать, даже немного поспорили. На следующий год сделаю такой же урок как обобщение четверти, чтобы ребята могли выбрать сами, по мативам какого промысла изобразить Жар-птицу. Подвела учащихся к теме урока, практически все включились в деятельность по принятию цели. Удивилась, что ребята довольно хорошо знают русские сказки, многое узнала от них сама. Начинаю понимать, что взаимодействие «учитель-ученик» становится обоюдным, они учатся у меня, а я уних.

© 2010-2022