- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Образовательная программа дополнительного образования детей учебного курса по выбору «Творческие работы» «Батик»
Образовательная программа дополнительного образования детей учебного курса по выбору «Творческие работы» «Батик»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филиппова З.В. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное упреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» города Чебоксары
Принято «Утверждаю»
на заседании педсовета Директор МБОУДОД
протокол № «Дом детского творчества»
города Чебоксары Чувашской Республики
«__» __________2015 г. _______________ Воробьева Е.В.
«__» __________2015 г.
Образовательная программа дополнительного образования детей
учебного курса по выбору
«Творческие работы»
«Батик»
Возраст детей: 10-13 лет
Срок реализации: 36 часов
Рассмотрено на заседании
НМС
протокол №
от ________ 2015г.
Составитель:
Филиппова Зоя Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Чебоксары - 2015
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для воспитательно-образовательных учреждений системы дополнительного образования. Она определяет содержание учебно-воспитательной работы, учебного объединения «Батик».
Программа рассчитана на работу с детьми среднего школьного возраста (10-13 лет). Обоснованием данной программы является создание благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности, для ее самореализации в декоративно-прикладном искусстве.
Цель - формирование художественного вкуса и любовь к декоративному искусству.
Конкретной целью является научить детей приемам и навыкам техники батик, используя полученные знания в оформлении интерьера и одежды, приемам проектной деятельности.
Программа курса рассчитана на 36 часов обучения. Она предусматривает постепенное усложнение творческих заданий от занятия к занятию. Степень сложности заданий на занятиях определяется с учетом индивидуальных особенностей личности.
Ожидаемые результаты - знание основ техники батик, сформированные практические умения и навыки работы с инструментами и материалами, выполненные практические работы по конкретным темам, защита и выставки проектных работ в лицее и Доме детского творчества.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Учащиеся знают:
-инструменты и материалы, применяемые в работе, последовательность технологических операций;
-правила по технике безопасности при работе;
-виды, свойства и названия материалов, используемые в работе.
Учащиеся умеют:
-организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
-выполнять поручения педагога, данные в устной или письменной форме;
- под руководством педагога проводить анализ изделия, планирование последовательности его изготовления;
-определять материалы и инструменты, необходимые для работы, правильно использовать их при работе;
-эстетично оформлять изделия, проявляя элементы творчества.
-владеть приемам проектной деятельности.
Краткая аннотация курса «Батик»
Данный курс рассчитан на 36 часов, т.е. 18 занятий. За это время учащиеся изучат историю батика, научатся пользоваться материалами и инструментами, познакомятся с основами декоративной композиции. Научатся сами создавать эскизы, разрабатывать их в цвете. Попробуют силы в свободной технике, узелковом и холодном батике. За время основного курса они создадут 4 работы - открытку, салфетки, 2-панно. В конце курса будут подведены итоги внутри курса - КВН. Лучшие работы украсят выставку лицея и Дома детского творчества. Кроме того будет проведено анкетирование, или опрос учащихся и их родителей по итогам достигнутых результатов.
Учебно-тематический план занятий
(2 часа в неделю)
№
Наименов. раздела
Содержание раздела
Кол-во часов в теме
Теор.
Практ.
1
Презентация
Реклама для курса. Что такое батик. Выставка.
2
2
2
Запуск курса
Планирование результата.
Организационные вопросы. История батика. Порядок и план работы. Подготовка к работе, инструменты и материалы.
2
2
3.
3.1
3.2
3.3
Основная часть курса.
Основы декоративной композиции. Создание эскиза. Основные этапы. ТБ инструктаж.
Свободная техника.
Узелковый батик.
Холодный батик
Основы проектирования.
Работа над проектом
28
2
4
2
6
2
12
1
1
1
1
1
1
1
3
1
5
1
11
4
Подведение итогов внутри курса
Контрольный срез знаний
2
1
1
5
Отчетное мероприятие курса
Выставка, презентация работ.
2
1
1
Итого
36
12
24
Содержание дополнительной образовательной программы
курса по выбору - 36 часов
1.Презентация - 2 часа.
Рассказать о батике - как об одном из декоративных направлений искусства, у которого неограниченные возможности творческих открытий. Демонстрация образцов изделий учащихся прошлых лет и тех, что будут изготавливаться на занятиях.
2.Запуск курса - 2 часа.
Спланировать с учащимися будущий индивидуальный или групповой проект курса, каков конечный результат и что для этого нужно.
1)Рассказать историю развития батика.
2)Решить все организационные и экономические вопросы курса.
3)Подготовить к работе инструменты и материалы.
4) Ознакомить с порядком и планом работы.
3.Основная часть курса - 28 часов.
Основы декоративной композиции. Создание эскиза, основные этапы работы. Перенос рисунка на ткань. Изучение свободной техники, узелкового батика, соленого грунта и холодного батика. Инструктаж по технике безопасности.
Практические работы:
1) Открытка «Свеча» - свободная техника.
2) Салфетка «Солнышко» - узелковый батик
3) Панно открытка - холодный батик
4) Проектная работа.
4.Подведение итогов внутри курса - 2 часа.
Обсуждение и оценка полученных результатов.
5.Отчетное мероприятие курса. Представление результатов. Выставка. - 2 часа.
Календарно - тематический план занятий
№
Тема и ее раскрытие по занятиям
Всего часов
Теоретич.
часов
Практич.
часов
Примечание
1
Презентация. Что такое батик. Выставка - реклама.
2
2
-
2
Запуск курса.
Планирование результата курса. История батика. Организационные вопросы. Подготовка к работе, инструменты и материалы. Порядок и план работы.
2
2
-
3
Основная часть курса.
Основы декоративной композиции. Создание эскиза, основные этапы.
Перенос рисунка на ткань. Ахроматическая шкала, тепло-холодные цвета. Инструктаж по ТБ.
28
2
1
1
4
Свободная техника батика
по сырому, по сухому,
с использованием соли и мочевины.
Открытка «Свеча»
-создание эскиза;
-роспись.
4
2
2
1
1
1
1
5
Узелковый батик (складной)
«Солнышко», «Сердце», «Спираль»
2
1
1
6
Холодный батик
Панно «Мультгерои»
-создание эскиза;
-резервирование;
-роспись.
6
2
2
2
1
1
1
1
1
1
7
Основы проектирования
2
1
1
8
Проектная работа
-создание эскиза;
-резервирование;
-роспись фона;
-роспись элементов;
-роспись контурами;
-оформление.
12
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Подведение итогов внутри курса.
Обсуждение и оценка полученных результатов.
2
1
1
10
Отчетное мероприятие курса. Выставка.
2
1
1
Итого:
36
12
24
Методическое обеспечение учебного курса «Батик»
№
Наименование раздела
Кол-во
час.
Форма занятий
Приемы и методы организации учебно-воспитательного.
процесса
Форма
подведения итогов по теме
1
Презентация
2
Презентация. Беседа
Выставка работ учащихся.
План на курс.
Словесно-иллюстративный
метод
Комплектование группы
2
Запуск курса
2
Беседа
Планирование конечного результата.
Подготовка инструментов и материалов.
Организация рабочего места.
3
Основная часть
28
Инструктаж,
беседы,
уроки взаимопонимания
Образцы схем,
наглядно- практический метод,
обучение проектному методу.
Контрольные задания в форме практической деятельности. Участие в выставках.
4
Подведение итогов
внутри курса
2
КВН, беседа
Наглядно- практический метод
Анализ проделанной работы
5
Отчетное мероприятие курса
2
Выставка
Обзорный рассказ учащихся о проделанной работе.
Выставка
Дидактический материал: иллюстрации, картины художников, фотографии. Плакаты с последовательностью выполнения работ, наглядные пособия по построению композиции, узелковому батику.
Оборудование и материалы: подрамники, кисти № 1-5 (пони и щетина), трубочки для резерва, резиновая груша, ткань х\б, резерв, соль, мочевина, карандаши, ластик, бумага, анилиновые и акриловые красители, акварель, кнопки, ножницы, капроновая нить.
Литература для педагога:
-
С.К.Кожохина. Батик. Всё о картинах на ткани. Ярославль, Академия развития Холдинг, 2013 - 144 с.
-
С.Крут. Роспись по ткани. Батик., С-Петербург, «Корона», 2010 - 120 с.
-
Ю.С.Сараева. Роспись по ткани., Ростов-на-Дону, Изд. «Феникс», 2012 - 160 с.
-
Ирина Дворкина. Батик. Москва, ОАО Издательство «Радуга», 2012.- 160 с.
-
С.Давыдов. Батик. Техника. Приемы. Изделия. АСТ-Пресс, 2010 г.
Литература для обучающихся:
-
М.О.Синеглазова. Распишем ткань сами - М.: Профиздат, 2000 - 96 с.
-
Г.В. Терешина. Батик своими руками.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007 - 88 с.
-
Иолтуховская Е. Батик для начинающих. Мастер-классы по ручной росписи шелка.- Питер. 2015 г.
-
Ефимова Ксения. Дизайнерские открытки в технике батик.- Феникс: Город мастеров.2013 г.