Статья Развитие профессиональной компетенции учителя

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях обновления образования.

Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.

М.Барбер

Традиционно система образования ориентировалась на знания, как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования общества и школы обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.

Поэтому основным направлением работы в школе считается развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.

В настоящее время происходит переход образовательных учреждений на новые стандарты, так называемые стандарты третьего поколения. Рыночная экономика требует появления новых подготовленных ,соответствующих современному обществу специалистов, обладающих такими качествами, как активность, креативность, умение работать с людьми, самостоятельность, мобильность, обучаемость, конкурентоспособность. Новый взгляд на стандарты образования подразумевает развитие определенного набора компетентностей.

Термин "компетентность" означает разный смысл и понятие «компетентность» этимологически связано с понятием «компетенция». В литературе наряду с этим термином употребляются смежные с ним понятия - "профессионализм", "квалификация", "педагогическая культура", "педагогическая образованность".

Следует обратить внимание на подходы к определению профессиональной компетентности. В толковом словаре С.И.Ожегова «компетентность» определяется как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. По мнению В.Н.Введенского профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Несмотря на неоднозначность представленных подходов профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).

  • Инновационная деятельность педагога.

  • Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.

  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

  • Аттестация педагогов, повышение квалификации

  • Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Одной из форм развития профессиональной компетенции учителя является самообразование. Самообразование - главный и наиболее доступный источник знаний. Возникла необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога, который имеет наиболее широкую структуру.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства:

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта

Показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования является аттестация педагогических работников. Учителя проходят процедуру аттестации согласно перспективному плану. В связи с изменением порядка аттестации проведена серия инструктивно-методических совещаний по ознакомлению педагогов школы с нормативно-правовой базой, регламентирующей новый порядок аттестации на первую и высшую квалификационные категории;
индивидуальные и групповые консультации по вопросам заполнения электронного портфолио педагога. Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации по приоритетным направлениям, определяемым образовательным учреждением и муниципальной системой образования: внедрение ГОСОО, подготовка учащихся к ВОУД и ЕНТ, моделирование вопросов современного урока, организация работы с одаренными детьми.

Результаты эффективности курсовой подготовки отслеживаются через планы профессионального развития педагогов и итоговые диагностические карты.

Такие карты ежегодно заполняются учителями на основании Положения о рейтинговой оценке уровня методической работы педагога. На основании карт и самоанализа деятельности педагога администрация имеет возможность отследить уровень методической активности педагога и рост его профессионального мастерства. Самоанализ помогает учителю спланировать работу по развитию своей профессиональной компетентности уже в новом качестве и на более высоком уровне.

Управляя развитием профессиональной компетентности педагога, нельзя останавливается только на традиционных формах работы. К новым формам работы с педагогами можно отнести:

  • активные формы при проведении инструктивно-методических совещаний, педагогических советов: методический ринг, мозговой штурм, организованный диалог, проблемная ситуация, работа в малых творческих группах;

  • методическую неделю, включающую в себя проведение панорамы открытых уроков, педагогические чтения по теме самообразования педагогов, тематический педагогический совет;

  • школьные конкурсов профессионального мастерства, проведение которых дает педагогу возможность распространения инновационного опыта среди коллег, способствуют профессиональному самоопределению молодых педагогов.

Следует отметить, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Можно выделить два пути осуществления профессионального развития педагога:

- посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;
- за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.

Отсюда вытекает необходимость мотивации педагогов и создания благоприятных условий для их педагогического роста.

Диагностика, проведенная руководителем школы в рамках изучения вопроса мотивации профессионального развития педагогов, позволила определить приемы и методы, способствующие повышению мотивации профессионального развития для различных категорий педагогов нашего образовательного учреждения, а также выстроить модель руководства мотивацией профессионального развития педагогов. Данная модель будет реализована при условии создания определенной среды, обеспечивающей атмосферу вдохновения и желания продуктивно работать. В качестве приоритетных направлений создания мотивационной среды можно выделить следующие:

- формирование устойчивой мотивации профессионального развития (акцент на ценностно-мотивационные аспекты профессиональной деятельности и потребность в саморазвития педагога);
- психологическое сопровождение профессионального развития педагогов;
- обновление и развитие системы повышения квалификации педагогов и обучения их в образовательном учреждении;
- усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, планирование его профессиональной карьеры.

От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов.

В условиях обновления содержания среднего образования к профессиональной компетентности педагога предъявляются качественно новые требования. Учитель становится ключевой фигурой осуществления изменений. От уровня понимания им основных идей происходящих инновационных процессов, от его готовности осуществлять эти изменения зависит эффективность обновления казахстанской школы. В данной ситуации возрастает мера ответственности самого педагога и системы повышения квалификации.
За последние годы в Казахстане проведен целый ряд институциональных реформ по повышению статуса педагога, по поддержке учителя в его постоянном профессиональном развитии. К вновь созданным инструментам развития относится и переформатированная система повышения квалификации педагогических работников.

Большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что компетентность - это возможность не просто обладать знаниями, но скорее потенциально быть готовым решать задачи со знанием дела, т. е. компетентность это совокупность трех признаков: мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями; гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время; критичность мышления - способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффективные решения.

К существенным признакам компетентности относят уровень, определяемый комбинацией следующих критериев:

  • уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений);

  • диапазон и широта знаний и умений;

  • способность выполнять специальные задания;

  • способность рационально организовывать и планировать свою работу;

  • способность использования знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).

Следовательно, можно сделать вывод что компетенция - это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, «времени»; это способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание, действие), подходящую для решения проблемы.

Список литературы :

1.Абитаева Р. Ш. Компетентностный подход в процессе подготовки руководителей школ // Профессионал Казахстана. -2009. -№4. - С.52-55.

2.Аюпова, К.Е. О профессиональной компетентности педагогов школы // Современная школа Казахстана.- 2014.- № 1.- Б.14-17.

3. Бауэр В. П. К вопросу о формировании профессиональной компетентности курсантов в педагогической теории и практике // Инновации в образовании. - 2012. - №8. - С. 4-11.

4. Введенский, В.Н. Регулятивная компетенция специалиста как проявление регулятивной функции психики личности // Инновации в образовании.- 2014.- №1.- С.127-136

5. Исламгулова С. К. О профессиональной компетентности учителей // Творческая педагогика. - 2009. - №1. - С. 2-8.







Уверена, нам еще предстоит осознать масштабность тех изменений и перспектив, которые были привнесены в систему образования Республики Казахстан с созданием в 2012 году АО «НЦПК «Өрлеу», объединившего 14 областных, городов Астана и Алматы и 1 республиканский институты повышения квалификации педагогических работников. С созданием Национального центра «Өрлеу» за последние 3 года отечественная система повышения квалификации образования приобрела дополнительные, совершенно немыслимые еще несколько лет назад характеристики, функции, содержание работы.


К качественно новой характеристике системы повышения квалификации относятся единые подходы к организации деятельности учителя на рабочем месте после завершения курсов, то есть посткурсовая деятельность.


В регионах получили поддержку ежегодно организуемые «Өрлеу» конкурсы «Педагогические чтения», «Лучший методист», «Лучший психолог». Ставшие, по сути, брендом Национального центра мероприятия направлены на поиск одаренных учителей, обобщение и распространение передового педагогического опыта.


Сегодня каждый учитель республики через сайты филиалов, работу в сетевых сообществах имеет возможность получить информационный, методический и научный ресурс, помноженный на 17 - каждого из институтов «НЦПК «Өрлеу». Не есть ли в этом мощь и перспективность союза «Өрлеу»?!


Важным элементом эффективного обновления содержания образования рассматривается реализация в филиалах «Өрлеу» уровневых курсов повышения квалификации педагогических работников по программам, разработанным АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского университета. Программы данных курсов основаны на современных достижениях педагогики, психологии и теории управления, согласованы с ключевыми принципами рекомендаций ЮНЕСКО и ОЭСР по развитию у обучающихся функциональной грамотности. Основная цель программ - поэтапное формирование учителя с качественно иной профессиональной практикой. Этому способствует сама структура программы. В филиалах «Өрлеу» под руководством тренеров Центров уровневых программ институтов повышения квалификации учителя проходят три этапа обучения:
1) Изучение новых технологий (стратегий) работы с учениками, «Лицом к лицу».
2) Проверка идей на практике в классе, «Практика в школе».
3) Защита выстроенных моделей обучения, «Лицом к лицу».
Вместе с тем, для учителей, успешно выдержавших Квалификационный экзамен после трех месяцев курсовой работы и получивших сертификат, начинаются следующие этапы профессионального становления, самоутверждения учителя:
4) Посткурсовая деятельность.
5) Ресертификация.


По сути, 4-й этап и определяет целевое назначение Уровневой программы повышения квалификации - обеспечение изменений работы в классе за счет полученного на курсе методологического и методического ресурсов.

Реализация уровневых программ повышения квалификации актуализировала организацию посткурсовой деятельности учителя как качественно новой формы профессионального развития педагога, основанной на иной философии организации курсов. Посткурсовая работа учителя позволит обеспечить через самообразование дальнейший рост профессионального мастерства в преподавании и обучении, распространение опыта НИШ среди несертифицированных учителей.


Организация продуктивной посткурсовой деятельности важна и с точки зрения подготовки сертифицированных учителей к ресертификации - официальной процедуре подтверждения статуса сертифицированного учителя по определенному уровню. Первая ресертификация предстоит в 2017 году учителям, сертифицированным в 2012 году. Успешность прохождения учителем ресертификации будет обеспечена его посткурсовой работой в условиях практики в классе, с детьми по реализации основных идей уровневых программ.


Совершенно очевидно, что педагоги после прохождения уровневых курсов нуждаются в специально организованной квалифицированной поддержке в посткурсовой период. В рамках послекурсового взаимодействия тренеров и сертифицированных учителей проводятся конкурсы эссе, онлайн-семинары, организуются методические десанты, осуществляется обмен опытом в рамках сетевых сообществ, публикуются статьи и методические разработки.


Результаты систематически проводимых мониторинговых исследований показывают, что распространение концептуальных идей уровневых программ в целом по республике положительно принято учителями, руководителями общеобразовательных школ, родителями и обучающимися.


Вместе с тем, сертифицированные учителя сталкиваются с целым рядом проблем в посткурсовой деятельности, для решения которых требуется существенная координация и управляемость действий всех заинтересованных партнеров по эффективной реализации программ повышения квалификации педагогов. Так, Карагандинским филиалом «Өрлеу» заключены соглашения с областным Управлением образования, филиалом ЦПМ в г. Караганде, ДКСО, разработана Концепция взаимодействия по повышению квалификации и развитию профессиональной компетентности педагогических работников Карагандинской области.


По поручению Министерства образования и науки Республики Казахстан, концептуальные идеи уровневых программ и инновационные подходы АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» были использованы при обновлении содержания программ краткосрочных курсов повышения квалификации. Модернизация содержания учебных программ краткосрочных курсов повышения квалификации осуществляется на основе компетентностного подхода, способствующего формированию педагога нового формата.
Модульное построение учебных программ обеспечивает мобильное перманентное обновление содержания курсов, что особенно актуально в условиях модернизации системы образования. В программах приоритет отдан практическому блоку, в том числе и в рамках вариативного модуля. В Карагандинском филиале «Өрлеу» по согласованию с областным Управлением образования вариативный модуль проводится передовыми педагогами на базе инновационных организаций образования.


Одним из качественных обновлений содержания учебных программ явилось проведение краткосрочных курсов повышения квалификации учителей республики по развитию функциональной грамотности обучающихся в рамках подготовки к международным исследованиям PISA. В филиалах «Өрлеу» впервые на таких курсах обучились 10 710 учителей. Повышение профессиональной компетентности учителей по развитию функциональной грамотности обучающихся является немаловажной составляющей успешного обновления содержания образования.


При общей стратегии организации повышения квалификации в стране каждый из 17-ти Институтов-филиалов «НЦПК «Өрлеу» реализует собственную, в идеале, авторскую модель повышения квалификации педагогов региона с учетом их образовательных потребностей, социальных и экономических особенностей и приоритетов, сложившихся в области, городе.


Профессиональное сообщество Карагандинской области - это более 35 000 педагогов уровней дошкольного, школьного, технического и профессионального образования. Сохраняя традиции 67-летней истории Карагандинского института повышения квалификации учителей, филиал «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области направляет свои усилия на реализацию основной миссии - повышения конкурентоспособности педагогов Карагандинского региона.

Наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках.

В толковом словаре под редакцией Д.И. Ушакова видны различия между понятиями компетентность и компетенция: «компетентность - осведомлённость, авторитетность; компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

С.Г. Вершловский и Ю.Н. Кулюткин рассматривают компетентность как характеристику личности, В.Ю. Кричевский - как реализацию функций; В.А. Сластенин - как совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности; Л.И. Панарин - как личное качество субъекта, его специализированной деятельности в системе социального и технического разделения, как совокупность умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе.

1. Абитаева Р. Ш. Компетентностный подход в процессе подготовки руководителей школ // Профессионал Казахстана. -2009. -№4. - С.52-55.

2. Анохина Г. М. Об организации личностно-ориентированного обучения // Химия в школе. - 2008. -№7. - С. 17-20.

3. Арсеньева Ю.В. Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка // Начальная школа.-2013.-№7.-С.28-30

4. Артамонова Е. Компетентностный подход к формированию педагога в условиях модернизации образования // Воспитание школьника. - 2008. - №1. - С. 2-6.

5. Аубакирова Е.И. Кометентностно-ориентированные задания на уроках физики // Физика в казахстанской школе.-2013.-№2.-С.10-12

6. Аюпова, К.Е. О профессиональной компетентности педагогов школы // Современная школа Казахстана.- 2014.- № 1.- Б.14-17.

7. Байсбаев Е.А. Современные подходы к формированию ключевых компетентностей //опросы педагогики.-2011.-;2.-С.75-77

8. Байхонова С. З. Управление качеством образования на основе компетентностного подхода // Менеджмент в образовании. - 2010. - №4. - С. 260-265.

9. Бауэр В. П. К вопросу о формировании профессиональной компетентности курсантов в педагогической теории и практике // Инновации в образовании. - 2012. - №8. - С. 4-11.

10. Бегалина, Л.А. Формирование ключевых компетентностей учащихся в учебно-исследовательской работе по физике // Педагогический совет: управление и учебно-воспитательная работа.-2014.- №1.- Б.9-13.

11. Бекметова И. С. Формирование ключевых компетенций на занятиях социально-гуманитарного цикла // Профессионал Казахстана. - 2008. - №8.- С. 21.

12. Блинов, А. О. Самоориентированная компетентность как основа партнерства в обучении // Alma mater. - 2012. - № 5. - С. 11-15.

13. Болатбаева К., Сисенғалиева Г., Смағұлова Б. Қазіргі мектеп жағдайында азаматтық құзырлылықты қалыптастыру= Формирование гражданской компетенции в условиях современной школы [Мәтін=текст] /Г. Сисенғалиева , Б. Смағұлова, К. Болатбаева // 12 жылдық білім беру=12-летнее образование- 2014.- №2.- Б.54.

14. Борисова С.И. Компетентностный подход в формировании социально-гуманитарной грамотности: решение учебных задач // Приложение к журналу «Методист».-2011-№3.-С.2-11.

15. Бочарникова М. А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации // Начальная школа (журнал). - 2009. - №3. - С. 86-92.

16. Бубнова Г. И. Компетентностный подход: методика оценивания речевой продукции / Г. И. Бубнова, И. В. Морозова // Вестник МГУ. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2009. - №2. - С. 112-120.

17. Введенский, В.Н. Регулятивная компетенция специалиста как проявление регулятивной функции психики личности // Инновации в образовании.- 2014.- №1.- С.127-136.

18. Вербицкий А. А. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании / А. А. Вербицкий, О. Б. Ермакова //Педагогика. - 2009. - №2. - С. 12-18.

19. Воскобойник Л.С. Механизмы повышения профессиональной компетентности педагога работе методической кафедры // Творческая педагогика.-2011.-№4.-С.61-66.

20. Ғалымжанова, М.А. Педагогтің кәсіби құзыреттілігі. Профессиональная компетентность педагога // Білім беру мекемесі басшыларының анықтамалығы.- 2013.- №11.-6Б.

21. Гессе Л. Педагогическая характеристика компетентности учебной математической деятельности // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 1. - С. 23-25.

22. Гончарова М. А. Метод проектов в контексте компетентностного обучения / М. А. Гончарова, Г. А. Дёмина, Н. В. Решетникова // Школьные технологии. - 2012. - №4. - С. 120 - 131.

23. Готлиб Р. А. Компетентностный подход в современном языковом образовании // Инновации в образовании. - 2010. - №1. - С. 26-39.

24. Грачев В. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / В. В. Грачев, О. А. Жукова, А. А. Орлов // Педагогика. - 2009. - №2. - С. 107-111.

25. Гребенев И. В. Фундаментальная научная подготовка как основа его профессиональной компетентности / И. В. Гребенев, Е. В. Чупрунов // Педагогика. - 2010. - №8. - С. 65 - 69.

26. Гуцу Е. Г. Проектировочные действия преподавателя педвуза при реализации компетентностного подхода // Педагогика. - 2012. - №2. - С. 58-63.

27. Давыдова О. Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода / О. Давыдова, А. Майер // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 17-22.

28. Даулеталиева Р. Компетенция как мера образовательного успеха личности // Профессионал Казахстана. - 2009. - №8. - С. 5-6.

29. Дахин А. Н. Компетентностное обучение в России и за рубежом: попытка сопоставления // Школьные технологии. - 2009. - №5. - С. 45-55.

30. Двуличанская Н. Н. Инновационные компетентностно-ориентированные педагогические технологии в естественно-научном образовании // Инновации в образовании. - 2011. - №4. - С. 26-39.

31. Двуличанская Н. Н. Обновление содержания естественно-научного образования в технических колледжах на основе компетентностного подхода // Инновации в образовании. - 2011. - №1. - С. 88-100.

32. Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В. Информационная компетентность педагога как условие организации компьютерного обучения детей [текст] / Т.В.Калинина , Ю.А. Дмитриев // Управление ДОУ.-2014.- № 6.- С. 56.

33. Дубова М. В. Компетентностные задачи как форма учебного материала // Педагогика. - 2012. - №1. - С. 46-52 .

34. Ермаков Д. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. - 2011. - №4. - С. 8-15.

35. Еремина И.И., Садыкова А.Г. Анализ результатов экспериментальной проверки диагностической программы развития информационно-коммуникационной компетенции студентов / А.Г.Садыкова, И.И. Еремина // Высшее образование сегодня.- 2014.- №1.- С.54-60.

36. Жалимбетова С.М. «Что такое компетентность?»: педагогический тренинг / С.М.ЖалимбетоваЮ, Г.А.Сеткереева // Русский язык в школах и вузах Казахстана.- 2012.-№3.-С.50-52.

37. Жумагалиева, Д.Ш. Повышение уровня профессиональной компетентности / Д.Ш. Жумагалиева // Справочник руководителя образовательного учреждения- 2014.- №8 (92).- С 78.

38. Жунисбаев С. Н. Обновление содержания обучения на основе компетентностного подхода // Профессионал Казахстана. - 2011. - №5.- С. 16-17.

39. Загвоздкин В. К. Элементы истории и теории компетентностно- ориентированной дидактики // Школьные технологии. - 2009. - №4. - С. 51-62.

40. Заславская О. Ю. К автоматизации управления компетентностным подходом к обучению информатики на основе многоуровневого содержания //Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. - №9. - С. 106-115.

41. Зеер Э. Состав, структура и оценка социально-личностных компетенций специалистов / Э. Зеер и др. // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 4. - С. 3-11.

42. Злобина Н.Г. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников через проектную деятельность // Открытая школа.-2012.-№4.-С.58-59.

43. Змеёв С. И. Компетенции и компетентности преподавателя высшей школы ХХI в. // Педагогика. - 2012. - №5. - С. 69-74.

44. Иванайская, Т.Л.Профессиональное самоопределение как структурная составляющая социально-профессиональной компетенции выпускника вуза / Т.Л. Иванайская // Высшее образование сегодня.- 2014.- №1.- С.50-53.

45. Иванов Д. А. Компетенции и компетентностная модель современного учителя // Управление современной школой. Завуч. - 2010. - №7. - С. 108-119.

46. Иванов Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Школьные технологии. - 2007. - №6. - С. 77-82.

47. Исламгулова С. К. О профессиональной компетентности учителей // Творческая педагогика. - 2009. - №1. - С. 2-8.

48. Ихсанова Л.Ф. Педагогтардың жұмыс орындағы ақпараттық біліктілігін қалыптастыру // Білім беру мекемесі басшыларының анықтамалығы.-2011.-№4.-С.6-12

49. Ихсанова Л.Ф. Формиррование информационной компетентности участников образовательного процесса // Справочник руководителя образовательногоучреждения.-2011.-№4.-С.51-57.

50. Калашникова М. Б. Формирование психологической компетентности педагогов // Педагогика. - 2009. - №2. - С. 55-60.

51. Каражигитова Т. А. Компетентностный подход к работе учителя в личностно-развивающем обучении // Менеджмент в образовании. - 2008. - №3. - С. 12-16.

52. Карелина, Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей / Е.В. Карелина // Управление ДОУ: Комитет по печати.- Москва, 2014.- №5.- С 107

53. Касимова, К. Оқыту процесіне құзырлылық көзқарасын енгізу мәселесі - К вопросу о внедрении компетентностного подхода в процессе обучения / К. Касимова // 12 жылдық білім беру - 12-летнее образование.- 2014.- №2.- Б.58.

54.Клюева, И.Н. Формирование интеллектуальной компетентности в процессе экспериментирования [текст] / И.Н. Клюева // Воспитатель ДОУ.- 2014.- 5 (83).- С.6-10.

55. Колесникова Т. А. Метод проектов как основа компетентностно-ориентированного образования в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников // Творческая педагогика. - 2010. -№2. - С. 97-103.

56. КоломыцеваИ.В. Модель развития коммуникативной компетентности учителя // Творческая педагогика.-2011.-№1.-С.60-75

57. Колышкина С. В. Компетентностный подход в обучении младших школьников // Открытая школа (Каз). - 2009. - №3. - С. 26-28.

58. Корчевский, В.Е. Деятельность учителя математики при подготовке учащихся к итоговой аттестации в контексте компетентностного подхода [текст] / В.Е. Корчевский // Математика в казахстанской школе.-2014.- №3 (51).- С 3.

59. Кузина Н. Н. Развитие социально-личностной компетентности на уроках технологии - актуальное требование времени // Технология в школе. - 2008. - №10. - С. 31-34.

60. Курлат А. М. Компетентностный подход в подготовке будущего педагога к реализации преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа. - 2008. - №11. - С. 32-42.

61.Курочкинка И. Поведенческая компетенция воспитателя / И.Курочкина // Дошкольное воспитание.-2014.-№8.-С.85-87.

62. Лазарева Л. И. Содержание формирования информационной культуры выпускника в контексте нового ФГОС ВПО // Инновации в образовании. - 2012. - №1. - С. 5-21.

63. Лазарева М.В., Хрипункова О.В. Проблема компетентностного подхода к осуществлению интеграции лечебно-оздоровительной и образовательной деятельности в условиях детского санатория [текст] / О.В.Хрипункова, М.В. Лазарева // Педагогическое образование и наука, 2014.- №3.- С. 56.

64. Лебедев О. Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода // Школьные технологии. - 2011. - №6. - С. 10-17.

65. Лысенко В. Е. Некоторые аспекты реализации компетентностного подхода в физике // Образование в современной школе. - 2009. - №12. - С. 43-45.

66. Малыгина Н. И. Совершенствование системы управления научно-методической работой образовательного учреждения в контексте компетентностного подхода // Творческая педагогика. - 2010. - №1. - С. 29-40.

67. Маторина О. П. Содержание образования на основе компетентностного подхода / О. П. Маторина, О. А. Соколова // Инновации в образовании. - 2013. - №1. - С. 61-71.

68. Мель С. Управление методической службой детского дома для детей с ограниченными возможностями в развитии с позиции компетентностного подхода // Воспитание школьника. - 2009. - №3. - С. 29-34.

69. Набокова, У.Ю. Повышение уровня информационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе [текст] / У.Ю. Набокова // Высшее образование сегодня.- 2014.- №3.- С.64

70. Нежельской А. Н. Реализация компетентностного подхода в высшей военной школе на основе использования идей контекстного обучения // Инновации в образовании. - 2011. - №11. - С.73-83.

71. Никитенко Н. А. Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога // Управление современной школой. Завуч. - 2009. - №6. - С. 112-116.

72. Павлова В. В. Компетентностный и деятельностный подходы в проектировании урока математики / В. В. Павлова, Н. С. Сытина, М. А. Алексеенко // Начальная школа. - 2013. - №2. - С.11-17.

73. Пашкевич А. В. Основные аспекты системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы // Инновации в образовании. - 2011. - №9. - С. 23-33.

74. Пашкевич А. В. Перспективный план реализации компетентностного подхода в массовой школе // Управление современной школой. Завуч. - 2011. - №4. - С.74-81.

75. Пашкевич А.В. Перспективный план создания системы менеджмента качества образования на основе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы // Управление современной школой. Завуч. - 2012. - №2. - С. 22-28.

76. Пашкевич А. В. Создаем систему оценивания ключевых компетенций учащихся основной средней школы // Управление современной школой. Завуч. - 2011. - №4. - С. 81-85.

77. Погонышева Д. А. Моделирование как метод реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Педагогика. - 2009. - №10. - С. 22-28.

78. Полуева О.Н. Исследовательская и проектная деятельность как эффективный путь формирования ключевых компетенций в процессе изучения предметов естественно-научного цикла // История Казахстана.-2012.-№10.- С.3-7

79. Романова О. В. Модель формирования профессиональной компетентности учителя // Педагогика. - 2012. - №2. - С. 63-70.

80. Рындина, Ю.В.Исследовательская компетентность студентов педвуза:и становление и развитие [текст] / О.Г.Бырдина, В.Г.Валетова, Ю.В. Рындина Ю.В. // Высшее образование сегодня.- 2014.- №3.- С.53-58

81. Садибек Б.С. Определение и отбор ключевых компетентностей // Администратор в казахстанской школе.-25012.-№3.-С.7-10

82. Садвокасова Р. А. Применение компетентностного подхода при обучении математике // Творческая педагогика. - 2010. - №1. - С. 60-64.

83. Саксин А. Г. Компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов строительной специальностей / А. Г. Саксина, Е. В. Саксина, И. М. Ульянов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - №5. - С. 27-32.

84. Сарсенбай, Р.Ж. Профессиональная компетентность социального педагога / Р.Ж. Сарсенбай // В мире образования.- Алматы, 2014.- №3.- с 4.

85. Сергеева, М.Г. Обоснование принципа экономической компетентности в непрерывном экономическом образовании / М.Г. Сергеева // Alma Mater Вестник высшей школы. - Москва, 2014.- №8.- С. 51

86. Смирнова, Г.И. Проектирование модульной программы компетентностного обучения студентов технических вузов / Г.И. Смирнова // Высшее образование сегодня.- 2014.- №1.- С.44-49.

87. Снигирев А. Л. Компетентностный подход в образовательном процессе военного вуза // Инновации в образовании. - 2011. - №7. - С. 46-50.

88. Снигирев А. Л. Совершенствование самостоятельной работы курсантов в информационно- образовательной среде на основе компетентностного подхода / А. Л. Снигирев, В. П. Бауэр // Инновации в образовании. - 2011. - №8. - С. 79-85.

89. Соколова Н. Н. Применение компетентностно-ориентированных заданий при обучении информатике в университете // Информатика и образование. - 2009. - №4. - С. 49-52.

90. Стародубцев В. А. Дополнительное профессиональное образование: компетентностный подход / В. А. Стародубцев, А. А. Киселева // Инновации в образовании. - 2010. - №11. - С. 111-119.

91. Строкова Т. А. Компетентностный подход и проблемы его реализации // Школьные технологии. - 2009. - №6. - С. 9-16.

92. Сулимова В.А. Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование / В.А.Сулимова,О.М.Гороховик // Открытая школа.-2013.-№3.-С.46-47

93. Тимченко Т. М. Проектный метод обучения как способ реализации компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы // Одаренный ребенок. - 2011. - №4. - С. 121-128.

94. Тоженова Б.Т. Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка // Русский язык в школах и вузах Казахстана.-2013.-№1.-С.7-8

95.Фадеева, Е.И. Эмоциональная компетентность - условие сохранения психологического здоровья школьников [текст] / Е.И. Фадеева // Управление ДОУ- 2014.- №5.- С 41

96. Финин, Г.И.Социокультурные условия формирования языковой компетентности в учебном плане военного специалиста [текст] / Г.И. Финин // Alma mater Вестник высшей школы.- 2014.- №7.- С.85.

97. Цой, Н.В. Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагога / Н.В. Цой // Справочник руководителя образовательного учреждения.- Алматы, 2014.- №4.- С.72

98. Чакликова С. Е. Формирование числовой (количественной) грамотности учащихся в контексте компетентностного подхода // Начальная школа Казахстана. - 2007. - №7. - С. 4-9.

99. Чечель И. Д. О компетентностном подходе к деятельности руководителей общеобразовательных учреждений // Инновации в образовании. - 2012. - №3. - С. 46-51.

100. Чокушева А. И. Управление качеством образования на основе компетентностного подхода // Менеджмент в образовании. - 2009. - №4. - С. 60-64.

101. Чуб Е. В. Компетентностный подход в образовании // Инновации в образовании. - 2008. - №3. - С. 21-26.

102. Шалова, В.В. Развитие коммуникативной компетентности на уроках английского языка через использование ресурсов сети Интернет [текст] / В.В. Шалова // Иностранные языки в школе.- 2014.- №6.- С.16

103. Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. - 2012. - №3. - С. 4-9.

104. Шалашова М. М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов // Педагогика. - 2008. - №7. - С. 54-59.

105. Шаяхметова, Л.А. Развитие речевой компетентности [текст] / Л.А. Шаяхметова // Оқыту-тәрбиелеу технологиясы.-2014.- №4.- Б.16.

106. Шемет О. В. Дидактические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Педагогика. - 2009. - №10. - С. 16-22.

107. Шемет О. В. Пространственная организация компетентностно ориентированного образовательного процесса в вузе // Педагогика. - 2010. - №6. - С. 40-44.

108. Шмигирилова И. Б. Школьное образование в контексте компетентностного подхода // Педагогика. - 2013. - №1. - С. 49-53.

109. Шоканова Л. Ш. От компетентностного управления к новым образовательным результатам // Творческая педагогика. - 2010. - №2. - С. 28-33.

110. Шулакаева К. А. Инновационная модель обучения - как инструмент реализации компетентного образования // Профессионал Казахстана. - 2009. - №4. - С. 63-64.

111. Якушина В.Я. ИКТ-компетентность: что нужно знать и уметь учителю // Народное образование.-2013.-№1.-С.184-188



© 2010-2022