- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- КТП по ИЗО в 8 классе (по Т. Я. Шпикаловой)
КТП по ИЗО в 8 классе (по Т. Я. Шпикаловой)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Едунова Н.М. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5 - 9 классы» 4 издание, Москва «Просвещение», 2010 год. Авторы программы: Т. Я. Шпикалова, Л. В.Ершова, Г. А. Поровская. Программа «Изобразительное искусство. 5 - 9 классы» составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному плану.
По учебному плану школы на изучение изобразительного искусства в 8 классе предусмотрено 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с рекомендациями авторов программы углублено изучение тем блоков: «Человек и круг его жизни в народной культуре и искусстве», «Реалистический и мифологический образ человека в искусстве», «Архитектура и скульптура как каменная летопись страны и родного края», «Авангардное искусство».
Таким образом, тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе предусматривает следующее количество часов на изучение тем блоков:
Исторические события в зеркале искусства.
3 часа
Архитектура и скульптура как каменная летопись страны и родного края.
6 часов
Человек и круг его жизни в народной культуре и искусстве.
5 часов
- Архитектура старинных русских городов.
1 час
- Свадебный наряд невесты.
1 час
- Любимые места твоего города, села.
2 часа
- Красота свадебного действа и его оформления.
2 часа
- Монументальный историзм.
1 час
- Свадебный подарок.
2 часа
- Твой плакат на тему охраны памятников культуры.
2 часа
Реалистический и мифологический образ человека в искусстве.
8 часов
Авангардное искусство.
9 часов
- Портрет и автопортрет.
2 часа
- Основные направления в искусстве начала 20 века.
2 часа
- Твой автопортрет в историческом костюме.
1 час
- Натюрморт в стиле кубизма.
1 час
- Образ человека в классической скульптуре.
1 час
- Русский авангард: агитационный фарфор.
2 часа
- Изображение человека в аллегорической композиции.
2 часа
- Абстрактная композиция в живописи.
2 часа
- Кукла-оберег.
2 часа
- Экспрессия образа в современной пластике.
2 часа
Старинные книги - памятник духовной и материальной культуры народов мира.
3 часа
Итого: 34 часа.
РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (8 КЛАСС)
Тема года: Пластические искусства в пространстве культуры разных эпох.
№
№
Раздел. Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Домашнее задание
Информационно-методическое обеспечение
Дата
Исторические события в зеркале искусства - 3 часа.
1
1
Историческая тема в произведениях искусства.
Урок - беседа.
Исторический жанр в искусстве.
Формирование знаний об истории народа в человеческих типах, характерах и коллизиях в картинах европейских художников.
Сообщения о произведениях исторического жанра разных эпох.
Живопись -
М. Ломоносов «Полтавский бой»,
К. Брюллов «Последний день Помпеи»,
В. Суриков «Утро стрелецкой казни».
2-3
2-3
Исторический сюжет в твоей композиции
Уроки изобразительного творчества.
Сообщения учащихся о произведениях исторического жанра разных эпох.
Отражение красоты и величавости русского былинно-сказочного эпоса в произведениях отечественных художников.
Работа над исполнением композиции на исторические темы: «Царь», «Семья крестьянина».
В. Суриков «Боярыня Морозова», В.Васнецов
«Царь Иван Грозный», «Богатыри», «Витязь на распутье», А.Бубнов «Утро на Куликовом поле».
Человек и круг его жизни в народной культуре и искусстве - 5 часов.
4
1
Свадебный наряд невесты.
Урок графики.
Семейно-обрядовые традиции в русской культуре и искусстве.
Формирование знаний о свадебном обряде в народной культуре России; знакомство со свадебным костюмом и его символикой.
Зарисовки по описанию и представлению свадебных костюмов, праздничной одежды.
Живопись -
П. Брейгель Старший
«Крестьянская свадьба», А.Руссо «Свадьба», В.Пукирев
«Неравный брак»,
Ф.Журавлев «Перед венцом».
5-6
2-3
Красота свадебного действа и его оформления.
Уроки графики.
Семейно-обрядовые традиции в русской культуре и искусстве.
Закрепление знаний о русской свадьбе как синтезе различных видов искусства, свадебных обрядах в народной культуре России и его драматургии.
Выполнение по описанию и представлению фигур участников свадебного обряда. Составление коллективного панно «На свадьбе».
Материалы музейных коллекций свадебных костюмов; живопись-
Д.Тенирс «Крестьянская свадьба», М.Шибанов «Празднество свадебного сговора»,
Ф.Журавлев «Перед венцом», Е.Честняков
«Крестьянская свадьба».
7-8
4-5
Свадебный подарок.
Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования.
Традиции одаривания в свадебном обряде.
Знакомство с традициями одаривания в свадебном обряде, с видами подарков, с символикой декора на свадебных подарках.
Разработка проекта свадебного подарка жениха невесте (шкатулка для украшений). Выполнение изделия в материале.
Образцы из коллекций художественных, краеведческих музеев, фотоматериалы. М.Шибанов «Празднество свадебного сговора»,
Ф.Журавлев «Перед венцом», Е.Честняков
«Крестьянская свадьба».
Реалистический и мифологический образ человека в искусстве - 8 часов.
9-10
1-2
Портрет и автопортрет.
Уроки графики.
Основные этапы становления и развития жанра портрета.
Ознакомление учащихся с видами портретов; работа над сохранением индивидуальных черт и сходства, над одеждой и атрибутами портретируемых.
Композиционные схемы портрета.
Зарисовки элементов исторических костюмов разных эпох.
Материалы музейных коллекций исторических костюмов; Леонардо да Винчи «Автопортрет»,В.Серов
«Портрет Шаляпина», Рембрандт «портрет матери» и др.
11
3
Твой автопортрет в историческом костюме.
Уроки живописи.
Печать времени в исторических портретах.
Обобщение знаний учащихся о своеобразии одежды 17-19 веков; формирование понятия стиля исторического костюма.
Поиск средств выразительности композиции и передачи внутреннего мира в образе портретируемого.
А.Ван Дейк «Портрет короля Карла 1», Г.Риго «Портрет Людовика 14», Д.Левицкий «Портрет Демидова»,Ф.Гойя «Портрет семьи короля Карла 4».
12
4
Образ человека в классической скульптуре.
Урок-беседа.
Образ человека в классической скульптуре.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
Подготовка сообщений о творчестве скульпторов
Ф.Шубина,
В.Мухиной,
Э.Фальконе и др.
Скульптура - древнегреческие статуи Аполлона, Артемиды, статуи Донателло, Микеланджело, А.Кановы, Ж.Гудона, М.Антакольского и др.
13-14
5-6
Изображение человека в аллегорической композиции.
Уроки лепки.
Человеческое обличье в образах античных богов, олицетворяющих войну, любовь, искусство, флору в классической скульптуре.
Формирование представлений об аллегорической символике атрибутов в скульптуре, в живописных и графических произведениях; об особенностях мелкой пластики.
Выполнение скульптурного портрета времени года. Единство формы и декора в декоративной скульптуре.
Живопись -
Джотто «Зависть», «Мудрость», Ф.Гойя «Колосс», Тициан «Флора», Н.Пуссен «Царство Флоры», А.Матвеев «Аллегория живописи»; образы-символы в глиняной игрушке, мелкая пластика (фарфор).
15-16
7-8
Кукла-оберег.
Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования.
Куклы-обереги в народном и декоративно-прикладном творчестве.
Формирование знаний о символике антропоморфных фигур в народном искусстве, о защитных и эстетических функциях куклы-оберега.
Выполнение куклы-оберега как рождественского подарка.
Народное и декоративно-прикладное искусство - образы-символы в глиняной игрушке, серия фигур в национальной одежде народов России.
Старинные книги - памятник духовной и материальной культуры народов мира - 3 часа.
17
1
Искусство книги.
Урок графики.
Первые рукописные книги Древней Руси. Украшение крышек кодексов и рукописей.
Знакомство учащихся с единством знаков, слов и декора в оформлении старинных книг; формирование знаний о своеобразии рукописного шрифта в древнерусских книгах.
Эскиз буквицы и концовки как вариации на тему старославянской вязи.
Графика - образцы древнерусского устава 11 в., образцы круглой и угловой вязи, страницы из «Букваря» Кариона Истомина, И.Архипов. Буквицы и заставки в книге «Добрыня Никитич».
18-19
2-3
Старинные книги в твоем натюрморте.
Уроки живописи.
Книги в произведениях художников прошлого и настоящего времени.
Формирование представлений учащихся об изображении книг в натюрморте и портрете как символе времени и мудрости, о передаче образа времени в натюрморте со старинными книгами через их декор, предметы быта.
Предварительные зарисовки с натуры отдельных книг и стопы книг. Выполнение творческой композиции «Старинные книги».
Живопись -
неизвестный художник 19 в. «Натюрморт со старинными книгами», П.Богомолов «Книги», И.Кучма «Фолианты»; фотографии старинных книг.
Архитектура и скульптура как каменная летопись страны и родного края - 6 часов.
20
1
Архитектура старинных русских городов.
Урок графики.
Архитектурные стили в русском зодчестве 17-19 веков.
Формирование знаний о стилевом разнообразии архитектуры старого города; знакомство с планами старинных русских городов.
Зарисовки силуэтов, деталей архитектурных построек старинных русских городов.
Архитектура -
памятники архитектуры городов Золотого кольца, историческое ядро Москвы, Новгорода, Пскова и т.д.
21-22
2-3
Любимые места твоего города, села.
Уроки графики.
Стилистические особенности архитектуры родного края (города, села).
Ознакомление учащихся со средствами композиции в изобразительном искусстве и архитектуре; формирование навыков построения фронтальной композиции здания.
Сохранение пропорций в рисунке зданий. Выполнение композиции «Мой город».
Графика -
Н.Кузьмин «Московская улица»; живопись - В.Дементьев «Облачный день. Московский дворик», Л.Мурниек «Мой город Рига», Т.Насипова «Станция метро Сокол».
23
4
Монументальный историзм.
Урок графики.
Статуарная скульптура в памятниках. Мемориальные памятники родного края.
Знакомство учащихся с ансамблями мемориальных композиций, включающих архитектурные объемы и скульптуру.
Зарисовки по памяти скульптурных памятников родного города (фронтальное изображение монументальной скульптуры).
Скульптура -
Ф.Рюд «Марсельеза», И.Мартос. Памятник Минину и Пожарскому
,В.Мухина «Рабочий и колхозница», Н.Микешин «Тысячелетие России».
24-25
5-6
Твой плакат на тему охраны памятников культуры.
Уроки графики.
Искусство плаката как произведения графики. Содержание плаката, нацеленного на сохранение культурных памятников Отечества.
Раскрытие специфических художественных выразительных средств в искусстве плаката, формирование у детей творческой активности.
Разработка композиции плаката «Сохраним исторические памятники страны (родного края, города, села).
Фотографии городов Золотого кольца, Москвы, Санкт-Петербурга и др.
Авангардное искусство - 9 часов.
26-27
1-2
Основные направления в искусстве начала
20 века.
Урок-беседа.
Авангардное искусство 20 в. как отражение стремлений художников к открытию новых способов и средств отображения жизни.
Знакомство учащихся с основными направлениями в изобразительном искусстве 20 в. : кубизм, абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, поп-арт, минимализм.
Изучение отдельных направлений в изобразительном искусстве (супрематизм, искусство граффити).
Произведения художников авангардного искусства 20 века.
28
3
Натюрморт в стиле кубизма.
Урок графики.
Натюрморт в творчестве художников русского авангарда.
Знакомство с конструкцией и геометрическим обобщением формы предметов в творчестве художников-кубистов.
Зарисовки натюрморта со стеклянной посудой с натуры (резкая перспектива и жесткие границы света и тени).
Произведения художников-кубистов, натюрморты в стиле кубизм.
29-30
4-5
Русский авангард: агитационный фарфор.
Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования.
Тема русского авангарда в росписи фарфора (тарелок, сосудов, ваз, чашек).
Формирование представлений о современных мотивах в орнаментальных композициях бытовой утвари; о супрематизме как течении в искусстве русского авангарда.
Разработка проекта объекта (стакан под карандаши) по мотивам супрематизма. Выполнение изделия в материале.
Фотографии из музейных коллекций фарфоровой посуды и фарфоровых фигурок представителей новой, советской эпохи.
31-32
6-7
Абстрактная композиция в живописи.
Уроки живописи.
Абстрактное искусство - беспредметное изображение.
Художник-абстракционист В.Кандинский.
Формирование знаний об абстрактной композиции в живописи: эмоциональное звучание цвета и ритма цветовых пятен в абстрактной композиции.
Выполнение абстрактной композиции на темы «Весенняя песня», «Колыбельная», «Ритмы дискотеки». Использование цвета и ритма пятен в беспредметной композиции.
Произведения художников-абстракционистов: Л.Попова «Живописная архитектоника», О.Розанова «Композиция», «Супрематизм (Беспредметная композиция)», А.Родяенко «Беспредметная композиция на желтом фоне», «Конструкция № 18», А.Шевченко «Натюрморт».
Творчество художника-абстракциониста В.Кандинского.
33-34
8-9
Экспрессия образа в современной пластике.
Уроки скульптуры.
Скульпторы-экспрессионисты. Основная цель - передача эмоционального состояния человека.
Формирование представлений учащихся о средствах выражения эмоций в скульптуре экспрессионистов: форма, жест и движение человека, об изменении пропорций человека как средстве выразительности языка скульптуры.
Изображение фигуры человека в различном эмоциональном состоянии: радость, печаль, агрессия, обида, мечтательность. Обобщение и утрирование формы человеческого тела.
Произведения скульпторов-экспрессионистов:
О.Роден «Граждане Кале», «Мыслитель»,
А.Бурдель «Мать», «Победа»,
Э.Барлах «Милосердие», «Танцовщица» и др.
ИТОГО: 34 часа.