Конспект урока МХК «Шедевры архитектуры древнерусских княжеств»

Конспект  урока   МХК  10 класс«ШЕДЕВРЫ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕРУССКИХ КНЯЖЕСТВ» Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-исследование с элементами практической работы. Цель урока: выявить особенности  культуры древнерусских княжеств путем сопоставления с шедеврами Киевской Руси; развивать умения работать с интернет-ресурсами,  формируя навыки сбора, обработки и систематизации, анализа информационного материала.Оборудование: компьютеры, проектор. Интернет-ресурсы: 1.http://artclassic.edi.ru –коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала. 2.http://scit.boom.ru/Vadoon/Drr_Novgoroddskay_arhetektura_X1_XV_vekov.htm
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая записка

Автор разработки урока: Хозяинова Ольга Викторовн ,учитель мировой художественной культуры, первой категории.

Образовательное учреждение:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» города Печора,РК.

Учебная тема: Конструирование.

Тема урока: «ШЕДЕВРЫ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕРУССКИХ КНЯЖЕСТВ»

Краткое описание урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных дей-ствий. Урок-исследование с элементами практической работы. Использована интеграционная технология развивающего обучения.

Целевое назначение урока: первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.

Планируемый результат:

Для успешности обучения школьников в усвоении новых знаний, формирования умений, большое значение имеют универсальные учебные действия. Это личностные универсальные действия: самоопределение, самооценка. Показателем развития является смыслообразование, стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений. В диалоге с учителем учащиеся учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Большое значение для успешности обучения школьников имеют познавательные и коммуникативные универсальные действия. Учащиеся осознают необходимость нового знания, учатся перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

По данному уроку разработана технологическая карта № 1 и технологическая карта № 2.












План - конспект урока

Тема урока: «Шедевры архитектуры древнерусских княжеств».

Цель урока:

1.Выявить особенности архитектуры древнерусских княжеств путем сопоставления с шедеврами Киевской Руси;

2. Развивать умения работать с интернет-ресурсами, формируя навыки сбора, обработки и систематизации, анализа информационного материала.

3. формировать практические умения навыков работы в интернете в качестве справочного аппарата.

Планируемый результат: с помощью информационно-коммуникативных технологий стимулировать мыслительную активность учащихся.

Представление о планируемых результатах:

Личностные результаты учащихся:

Осознавать смысл изучения архитектуры Древней Руси.

Понимать значимость культуры древнерусского государства.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами

одноклассников.

Познавательные: ознакомить учащихся с шедеврами архитектуры Древней Руси.

Коммуникативные: уметь грамотно использовать исследовательский принцип в самостоятельном приобретении знаний.

Предметные результаты: знать памятники древнерусской архитектуры, кто участвует в их создании, уметь ориентироваться в определенной исторической эпохе.

Ресурсы:

Оборудование.

Демонстрационный материал: мультимедийный проектор с экраном,, компьютеры , презентация

« Художественная культура Древней Руси».

Раздаточный материал:

Карточки для практической работы.

Технологическая карта № 1

по мировой художественной культуре (программа УМК «перспективная школа»)

Учебная тема «», 10 КЛАСС


Тема урока

«Шедевры архитектуры древнерусских княжеств ».


Научиться

Получить возможность научиться

Развивать умения работать с интернет-ресурсами, формируя навыки сбора, обработки и систематизации, анализа информационного материала.

Выявлять особенности культуры древнерусских княжеств путем сопоставления с шедеврами Киевской Руси.

Умения

Предметные


Знать памятники древнерусской архитектуры, кто участвует в их создании, уметь ориентироваться в определенной исторической эпохе.

Уметь работать с компьютером.

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные:

знать памятники древнерусской архитектуры, кто участвует в их создании, уметь ориентироваться в определенной исторической эпохе.

Коммуникативные: уметь работать в группах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные


Осознавать смысл изучения архитектуры Древней Руси.

Понимать значимость культуры древнерусского государства.

Межпредметные

связи

Изобразительное искусство,

История

Информатика,

Мировая художественная культура

Базовая технология

Интеграционная технология развивающего обучения

Ресурсы

Демонстрационный материал: мультимедийный проектор с экраном, презентация- «Художественная культура Древней Руси».



Инструментарий

оценки

Карточки для практической работы ( указание интернет-сайта), На каждом этапе урока даны критерии выполнения задания ( в баллах)


Технологическая карта № 2

по мировой художественной культуре

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат этапа

Критерии выполнения задания

(в баллах)

1


Организационный момент



Организация

направленного внимания на начало урока.


Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.

Уточнить, как учащиеся готовы к уроку.

- Оцените свою готовность к уроку.

Подтвердить свою

готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку.



Личностные результаты:

самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Критерии:

не готов к уроку - 0 б., готов к уроку -1 б.

(порядок на рабочем месте, настрой на урок).

2



3









4















4















5.



6.

























5.



























7.













9









10

Актуализация знаний



Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных

знаний , умений и навыков.








Постановка учебной задачи.



























Динамическая пауза


Практическая работа с использованием интернет-ресурсов






















Результат выполненных заданий

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных

знаний , умений и навыков.

Контроль за процессом и результатом учебой деятельности.



















Домашнее задание




Мотивировать учащихся на изучение темы.


Познакомить учащихся с учебной задачей.

Обобщать полученные знания учащихся при выполнении учебной программы.


































Дать возможность отдохнуть учащимся.


Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания






















Закрепить ранее изученный материал, продолжить формирование умений и навыков.

Проконтролировать умении учащихся использовать полученные знания и умения.




















Дать инструктаж выполнения домашнего задания













Учитель сообщает:

- Ребята, сегодня наш урок пройдет в кабинете информатики. Мы сегодня проведем нетрадиционный урок. Прочитайте тему нашего урока.

(Слайд1)

Учитель:

Давайте вспомним, с чем связан в русской истории 13 век?

(слайд № 2)

Распад Киевской Руси был естественным завершением древнего периода нашей государственности. Киевская Русь действительно оказалась «матерью городов русских», жизнь которых потекла по законам нового времени - периода феодальной раздробленности. Однако опыт первого древнерусского государства не был забыт. Культура Киева всегда виделась потомкам как объект для подражания.

Что такое подражание?

Учитель:

Тема нашего урока -«Шедевры культуры древнерусских княжеств». Определите ключевое слово в теме урока.

Учитель:

. Шедевр- исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. Тогда как связываются такие понятия, как «подражание» и « шедевры?

(слайд №3)

Учитель:

Какую цель мы поставим на уроке?


Учитель:

В числе наиболее крупных и самобытных преемников киевской культуры был «господин Великий Новгород». Что вы знаете об истории земли Новгородской?

Учитель:

Киевские князья «сажали» на новгородский престол своих старших сыновей. Были выражены особенности общественного устройства - вече. Главное лицо города - посадник; великий князь считался прежде всего военачальником. Духовной жизнью руководил архиепископ. Население отличалось грамотностью.

Учитель:

Как вы думаете древнерусские зодчие строили храмы ориентируясь на какие-либо другие творения того времени?

.

Учитель:

Конечно, самобытность родилась не вдруг. Первые новгородские храмы заимствовали стиль «монументального историзма» из Киева. Одним из таких древних сооружений является Софийский собор, построенный в 1045-1050гг, в центре новгородского детинца.

Учитель делает физминутку с учениками


Учитель:

- Вам сегодня предстоит выявить особенности архитектуры Новгородской Руси путем сопоставления с зодчеством Древнего Киева, новгородской музыки и храмов Владимиро-Суздальского княжества.

Учитель:

Задание 1 группе.

Используя сайт, сравнить собор Святой Софии в Киеве и Новгороде, определив, в чем выразилась преемственность развития художественной культуры Киевской и Новгородской Руси.

(artclassic.edi.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13806).

Группа2. Задание. Познакомившись с перечисленными ресурсами, определите признаки своеобразия Георгиевского собора Юрьева монастыря.

(http:/scit.boom.ru/Vadoon/Drr_Novgorodskay_arhetektura_X1_XV_vekov.htm

http:/artclassic.edu.ru/catalog_asp?cat_ob_no=13967).

Группа3 Задание. Одним из феноменов музыкального искусства Новгорода - колокольный звон. Звон колокола обладает специфическими особенностями. Воспользовавшись словарями одной из поисковых систем, дайте определения звонов. Выполнение задания, занесение данных в тетрадь.

Группа4. Задание. Используя материал предложенных сайтов, определите своеобразие Владимиро-Суздальского княжества.

(http:/scit.boom.ru/Vadoon/Drr_Novgorodskay_arhetektura_X1_XV_vekov_1.htm



Учитель. В чем выразилась преемственность развития художественной культуры этих двух великих земель?

Учитель. В чем своеобразие Георгиевского собора Юрьева монастыря?

Учитель. Почему колокольные звоны стали олицетворением Родины и вошли в нашу национальную культуру?











Учитель.Итак, в начале урока мы перед собой поставили цель - выявить особенности культуры древнерусских княжеств, сопоставив их с киевским. Как бы вы сформулировали ответ?

Учитель. Запишите домашнее задание:

Составить список «Семь чудес древнерусских княжеств» с объяснением выбора.

На этом наш урок завершен. Благодарим вас за хорошую работу.




















Учащиеся высказывают свои ответы:

С феодальной раздробленностью, образованием мелких удельных княжеств.

Ученик.

Повторять, воспроизводить какие-либо звуки, чьи-либо действия, движения; произведение, воспроизводящее какой-либо образец.

Ученик:

Шедевры.


Учащиеся высказывают свои ответы:

древнерусских княжеств, взяв за основу произведения Киевской Руси, создали произведения, отличающиеся от ранее известных.

Учащиеся высказывают свои ответы:

Выявить особенности культуры древнерусских княжеств, сопоставив их с киевскими.

.


Ученик.

Избежала ужасов ордынского ига.









Ученики высказывают свое мнение:

Да, древние зодчие много позаимствовали от византийских мастеров и других древнерусских княжеств.







Учащиеся делают физ.минутку внимательно слушают задания учителя.









Выполнение задания, занесение полученных сведений в тетрадь.

.

Выполнение задания, занесение полученных данных в тетрадь.







Выполнение задания, занесение полученных данных в тетрадь.

Выполнение задания, занесение полученных данных в тетрадь

Учащиеся выполняют практическую работу:

По завершению работы, группы демонстрируют материал через проектор.



Ученик. Масштабность, огромный расчлененный столбами пятинефный храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи.

Ученик:

Ученик. Звон колокола обладает специфическими особенностями, так как включают в себя не только основной тон, но и хорошо слышимые обертоны - призвуки. Чем больше размер колокола, тем ниже его звучание с большим количеством обертонов, маленькие колокола издают более высокие и чистые звуки. Школа новгородских звонарей была известна по всей Руси. Они владели искусством красных, набатных, встречных, проводных, больших и малых звонов. Звоны вошли в нашу национальную культуру, стали олицетворением России.

Ученик. Новгородские шедевры отличались простотой, глубиной, пластичностью и одновременно праздничным, красочным восприятием мира.


































Предметные результаты: понимают задание, как его надо выполнить,

Метапредметные результаты: Коммуникативные:

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.







Метапредметные результаты:

Aнализируют учебную задачу и принимают ее, сравнивают ответы с ответами одноклассников, слушают друг друга.;

умеют выражать свои мысли.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в исторических эпохах .

Коммуникативные:

уметь работать, внимательно слушать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




























Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Познавательные:

Знать правильность выполнения.









Метапредметные результаты:

Самоопределяются УД.

Личностные результаты:

Осознают смысл изученного материала, понимают правильность выполнения.




Метапредметные результаты:

Сформулированный способ деятельности.

Личностные результаты:

Самоопределение к деятельности, способность самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.





Метапредметные результаты:

Сформулированный способ деятельности.

Личностные результаты:

Самоопределяются в УД








.

Личностные результаты:

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценить результат работы своих одноклассников







Критерии:

Дано правильное значение всех слов - 2б, допущена неточность в значении 1 слова - 1б., допущена неточность в значении -2 слов - 0 б.













Критерии:

ответа все ответы правильно - 2 б., допущены

3 ошибки -1 б.,

4 ошибки и более













Критерии:

ответа все ответы правильно - 2 б., допущены

3 ошибки -1 б.,

4 ошибки и более - 0 б.





























Критерии:

Правильность выполнения и меньше допускать ошибки.





Критерии:

Правильно выполняют задания

3б-все выполнили правильно,

2б-допушено 2-3 ошибки,

1б- более 3 ошибок.





Критерии:

3б-все выполнили правильно,

2б-допушено 2-3 ошибки,

1б- более 3 ошибок.





Критерии:

3б-все выполнили правильно,

2б-допушено 2-3 ошибки,

1б- более 3 ошибок.

















Критерии:

Самореализация, самоопределение, рефлексия.









Критерии:

Самореализация, самоопределение.








© 2010-2022