Конспект по изобразительному искусству Осенний ветер (4 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Урок по изобразительному искусству

учителя Орджоникидзевского района

г. Уфы

МБОУ СОШ № 61

Баязитовой Эльвиры Сабитовны

Тема: «Осенний ветер»

4 класс





ТЕМА: «Осенний ветер».

Цель: Изобразить осенний ветер, листопад.

Работа коллективная. Листья способом оригами.

Задачи:


Обучающая:

Научить владению навыками сгиба бумаги, работы ножницами. Учить с помощью форм передавать состояние природы (осенние листья, ветер). Эмоционально откликаться на многообразие красок, форм.


Воспитывающая:

Воспитывать любовь к родной земле, к природе. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве, музыке, поэзии.

Развивающая:

Развивать пространственное воображение, логическое мышление, фантазию.

Учить образно воспринимать окружающую жизнь, находить в природе темы, сюжеты для изображения.


Материалы к уроку:

Цветная бумага, ножницы, клей, краски, кисточки.


Зрительный ряд:

Картины художников: И.Э. Грабаря "Осенний день. Березы. Дуб", В.В. Мешков "Золотая осень в Карелии"; фотографии осени, схема построения осеннего листика; рисунок на ватмане пасмурного неба, осенней земли и дерева (карандашом).

Презентация «Осень в картинах русских художников»


Музыкальный ряд: П.И. Чайковский ""Времена года".


Литературный ряд: Ф.И. Тютчев стихотворение "Листья".




1.Организационная часть (2 мин.)

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте ребята, садитесь.

2.Ход урока (12 мин.)

В нашей стране много удивительных волшебников слова, звука, краски, способных передать красоту нашей родной природы, нашей родной земли. Сейчас мы с вами послушаем одного из волшебников звука, композитора Петра Ильича Чайковского. Отрывок из его произведения "Времена года". А вы закройте все глазки и представьте себе, о каком времени года хотел рассказать П.И. Чайковский.

Включаю музыку

- А теперь откройте все глаза.

Какая мелодия грустная или веселая?

(ответ: Грустная)

-Медленная или ритмичная?

(ответ; Медленная)

-О каком времени года рассказывает нам композитор?

(ответ: Осень)

Это был волшебник звука - композитор, он сочинил для нас музыку.

Под впечатлением красоты осени П.И.Чайковский написал музыку на каждый осенний месяц и появился альбом «Времена года».

- А кто будет волшебником слова?

(ответ: писатели и поэты)

Один из таких волшебников слова - это поэт Фёдор Иванович Тютчев.

Послушайте отрывок из его стихотворения «Листья».

«Зефиры» - это легкие ветерки. (Рассказывают ученики).

...птички отпели, цветы отцвели,

Лучи побледнели, зефиры ушли

Так что же нам даром висеть и желтеть?

Не легче ль за ними и нам улететь?

О буйные ветры, скорее, скорей!

Скорей нас сорвите с докучных ветвей! Сорвите, умчите, мы ждать не хотим.

Летите, летите! Мы с вами летим!..."


- О чем же это стихотворение?

(ответ: об осени, о листьях, о ветре).

В шуме и трепете осенних листьев Тютчеву слышится взволнованный голос самой природы.

- Что происходит, с природой в это время, года?

(дни становятся короче и холоднее, меньше светит солнце, птицы улетают в тёплые края, листья желтеют и опадают,….)

- Третьи волшебники - это волшебники красок, кто они?

(ответ: - художники)

(Показываю картины в презентации)

Они особенно чувствуют красоту родной природы. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха - все это проникнуто в их искусство. Художник видит природу, как живое существо.

Если вспомнить художников, наиболее близких Чайковскому, то это в первую очередь Исаак Ильич Левитан. Никто до Левитана не передавал столь выразительно красоту русской природы. Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

В картине «Золотая осень» мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Настроение умиротворенное, спокойное. Осень очаровывает своей красотой.

Михаил Васильевич Нестеров - известный русский художник, родился в Уфе 19 (31) мая 1862- это наш земляк. Одной из лучших его картин считается «Осенний пейзаж», на которой изображен лес, виднеющийся на противоположном берегу реки. Взгляд художника обращен вдаль на просторы, простирающиеся за рекой. На картине изображена ранняя пора осени. Она еще только начинает вступать в свои права и лишь кое-где раскрасила деревья удивительными красками. На том берегу, где стоит художник, еще все зелено. Здесь еще царствует лето. А вот на противоположном- яркими пятнами светятся преобразившиеся деревья. Желтые, красные, они как пожар полыхают на фоне зелени еще не преобразившихся по-осеннему деревьев, которые оттенены темной, почти черной зеленью хвойных. Широкая река величественно и спокойно несет свои воды. Их гладь не тревожит дуновение ветерка. Водная поверхность, как зеркало, в которое смотрятся осенние красавицы.

В картине М.В.Нестерова «Осень» образ осени скромный, серый, убогий, но такой сказочный и неотразимый в своей простоте, располагающей к молитвенному созерцанию.

(Показываю на доске иллюстрации)


В картине Игоря Эмануиловича Грабаря "Осенний день. Березы. Дуб" Величаво возносятся к небу кроны деревьев. Чувствуется, как колышется слегка листва; глубокие, но мягкие тени в глубине зелени, золота, то освещенные, то затемненные. В янтарном уборе красуется крепкий дуб. Только ель осталась в своем обычном зеленом платье, такой сказочной и неотразимой в своей красоте.

В каждой картине - особое настроение, особый взгляд, пристрастия художника. Но все картины объединены нежностью к родной земле, любовью к её природе, потому так живописны стихи и так поэтичны картины.

- Ребята,а какие деревья у нас в Башкирии растут?

(Берёза, дуб, липа, осина, клён, ива, рябина, яблоня….)

молитвенному созерцанию

- Ребята, а вы любите загадки?

( ответ: Да)

Тогда отгадайте.

Загадка:

Без рук, без ног, а дерево гнет. Фырчит, рычит, ветки ломает, Слышишь его, да не видишь его.

(ответ: ветер)

-А чем отличается ветер от ветерка?

(ответ: ветер сильный, а ветерок легкий)

Приглашаю двух желающих, чтобы изобразить (мальчика - ветер и девочку - дерево).


Вот ветер щеки толстые надул, надул

И на деревья пестрые подул, подул, подул.


Показывают как при ветерке и как при ветре ведет себя дерево, и куда при этом летят листья.


Дыхательное упражнение «Подуем как ветерок» («Листопад»)


- Кто догадался какая перед нами стоит задача?

(ответ: изобразить осенний ветер, листопад)

Вспоминаем, как на уроках рисования рисовали деревья, осеннее небо, землю, осыпанную осенними листьями. Вызываю к доске двух помощников изобразить в цвете дерево на фоне пасмурного неба, осенней земли и дороги, уходящей вдаль.


  • А мы с вами будем конструировать из бумаги вот такой осенний листик (показываю готовое изделие). Для этого нам с вами необходима цветная бумага и ножницы. Это искусство называется оригами.


На доску вывешиваю слово

ОРИГАМИ


Читаем его вслух


  • Какого цвета мы возьмем бумагу, раз это осенние листья?

(ответы: желтый, красный, оранжевый, зеленый, коричневый)


  • Где можно применить такой листик?

(ответы: в декорациях, костюмах, при оформлении стенгазет)

Для работы нам потребуются квадраты.

(Вспоминаем построение квадрата без линейки).

Размеры квадратов могут быть разными.

Напомнить и повторить о технике безопасности при работе с ножницами.




- Покажите мне свои квадратики.

1.Положите квадрат на стол углом кверху и

перегните пополам. Покажите мне

треугольники, которые получились. Цветная

сторона внутри треугольника (рис.1)




2.Найдите середину длинной стороны. Для этого нижний уголок согнуть и сравнять с верхним. Прижать пальцами сгиб, отметить середину и разогнуть.

3.Согните треугольник налево. Обратите внимание из какой точки идет линия сгиба.

В этом месте бумагу придержать пальцем.

4.Проверте результат и переверните (рис.2)









5.Согните нижний уголок пополам (рис.3)

6.Проверьте результат и переверните (рис.4)

7.Перекиньте направо только один слой бумаги (рис.5)




8.Проверьте результат и переверните (рис.6)

9.Согните крайние уголки (рис.7)

10.Проверьте результат и переверните.










Первый лист готов. Немного меняя размер согнутых уголков (больше, меньше) можно сложить лист другой формы.

-Что нужно доделать, чтобы лист был похож на настоящий? (ответ: нарисовать прожилки)

Главные жилки начинаем рисовать от черешка фломастером. Цвет краски берем желтый, коричневый, красный, зеленый, оранжевый, но не черный. Цвет листа не должен совпадать с цветом жилок (их не будет видно). С помощью вспомогательных линий (они должны быть тоньше, чем главные жилки) наметим боковые жилки, идущие под углом от главной жилки вверх к вершинам треугольных выступов. Рисуем панно.


(Показываю на большом листочке)

Еще раз повторяю построение листика.

-Вопросы есть? (...)

Вам сейчас нужно выполнить это задание самостоятельно.

3. Самостоятельная работа (25 мин.)

Во время самостоятельной работы работаю индивидуально с ребятами на местах и возле доски. Общие ошибки объясняю еще раз всем. По мере того, как у ребят будут готовы листья, помощники наклеивают их на нарисованное дерево.

Через 15 минут физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.

4. Итог урока. (5 мин.)

Сегодня мы с вами хорошо поработали, работали все на отлично, молодцы!

-Ребята цели мы добились!

(ответ: Да!)

Получился осенний ветер. Понравилось вам работать вместе? (ответ: да)

Подводя итоги нашего занятия, можно сделать вывод, что осень - такая разная…такая неповторимая…и не смотря на то, что за окном - поздняя осень, мы не будем грустить.

- На этом наш урок заканчивается. Сейчас устроим небольшое соревнование. Кто быстрее и чище уберет свои рабочие места на своем ряду, тот получит флажок.

(Ребята убираются)

Сегодня победил второй ряд по уборке своего ряда, молодцы! До свидания!



























© 2010-2022