ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приоритетным направлением образовательных стандартов второго поколения является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). Под УУД в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования понимается «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»

Выделяют четыре группы УУД:

Личностные − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.

Общеучебным УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; - - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

УУД постановки и решения проблем :

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные − обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Функция универсальных учебных действий - обеспечить ключевую компетенцию учащегося - умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.

Формирование у учащихся УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) реализуется в процессе изучения различных учебных предметов. Таким образом, каждая учебная дисциплина является наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД.

Определим связь внеурочной деятельности по изобразительному искусству с формированием каждого УУД на примере изготовления открытки-поздравления.

Универсальное учебное действие формируется в процессе определенной деятельности, которая, в свою очередь, должна соответствовать содержанию занятия.

Ход работы по изготовлению открытки-поздравления

  1. Намечаем этапы работы.

  2. Продумываем содержание каждого этапа

  3. Определяем вид деятельности

  4. Выделяем УУД

Этапы работы

Содержание

Деятельность

УУД

Подготовительный

Обсуждение предстоящей работы. Распределение по группам.

Индивидуальная работа

Участвовать в творческом созидательном процессе, осознавать трудности и стремиться их преодолевать, развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству, знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности).

Прогнозировать, составлять план и последовательность действий, оценивание (что усвоено и что предстоит усвоить)

Искать необходимую информацию, выбирать наиболее зффективный вариант выполнения открытки

Вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать вопросы, работать в парах, договариваться друг с другом.

Личностные



Регулятивные


Познавательные


Коммуникативные

Изготовление открытки.

Творческая работа. Работа с шаблонами.


Вносить изменения и дополнения в первоначальный план

Создавать алгоритм деятельности (работа с заготовками)

Контролировать, оценивать свои действия и действия одноклассника (при работе в парах), разрешать конфликтные ситуации.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Поздравление

Поздравление индивидуальное. Поздравление коллективом

Устанавливать связь между результатом и тем, что побуждает деятельность, делать личностный моральный выбор, усваивать социальные ценности.

Уметь выражать свои мысли, правильно строить предложения.

Личностные


Коммуникативные

В процессе работы по изготовлению открытки-поздравления у учащихся происходит формирование следующих УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Изготовление открытки-поздравления

Участвовать в творческом созидательном процессе, осознавать трудности и стремиться их преодолевать, развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству, знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности).

Устанавливать связь между результатом и тем, что побуждает деятельность, делать личностный моральный выбор, усваивать социальные ценности.

Прогнозировать, составлять план и последовательность действий, оценивание (что усвоено и что предстоит усвоить)

Вносить изменения и дополнения в первоначальный план

Искать необходимую информацию, выбирать наиболее зффективный вариант выполнения открытки

Создавать алгоритм деятельности (работа с заготовками)

Вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать вопросы, работать в парах, договариваться друг с другом.

Контролировать, оценивать свои действия и действия одноклассника (при работе в парах), разрешать конфликтные ситуации.

Уметь выражать свои мысли, правильно строить предложения.






Рассмотрим еще один пример формирования УУД в процессе внеурочной деятельности по ИЗО .

Этап работы

Содержание

Деятельность УУД

Подготовительный

Обсуждение предстоящей работы. Распределение по группам.

Участвовать в творческом созидательном процессе, осознавать трудности и стремиться их преодолевать, развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству, знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности).

Вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать вопросы, работать в парах, договариваться друг с другом.

Прогнозировать, составлять план и последовательность действий

Личностные





Коммуникативные



Регулятивные

Изготовление модулей

Работа со схемами модулей. Работа с модулями


  • Находить информацию,

  • понимать условные обозначения и их использовать

  • Распределять работу в группе, исправлять допущенные ошибки, контролировать себя в процессе работы.

Познавательные

Регулятивные

Сборка фигуры по схеме

*Создание авторской модели

Работа со схемами фигур. Работа с модулями

Ументь договариваться, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Коммуникативные





В процессе работы в техники модульного оригами у учащихся происходит формирование следующих УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Модульное оригами

Участвовать в творческом созидательном процессе, осознавать трудности и стремиться их преодолевать, развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству, знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности).

Прогнозировать, составлять план и последовательность действий.

  • Распределять работу в группе, исправлять допущенные ошибки, контролировать себя в процессе работы.


  • Находить информацию,

  • понимать условные обозначения и их использовать

Вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать вопросы, работать в парах, договариваться друг с другом.

Уметь договариваться, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Формирование УУД прослеживается на всех этапах работы что, несомненно, говорит о изобразительном искусстве, как наиболее благоприятной дисциплине для овладения учащимися УУД в соответствии ФГОС второго поколения.

Источники

  • standart.edu.ru Официальный сайт ФГОС нового поколения

  • orenipk.ru/rmo2009/RMO2009/rmo-pred-2009/ped-psih/3-2ped.html





© 2010-2022