- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бунина Н.П. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетным направлением образовательных стандартов второго поколения является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). Под УУД в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования понимается «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»
Выделяют четыре группы УУД:
Личностные − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.
Общеучебным УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; - - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
УУД постановки и решения проблем :
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные − обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Функция универсальных учебных действий - обеспечить ключевую компетенцию учащегося - умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.
Формирование у учащихся УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) реализуется в процессе изучения различных учебных предметов. Таким образом, каждая учебная дисциплина является наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД.
Определим связь внеурочной деятельности по изобразительному искусству с формированием каждого УУД на примере изготовления открытки-поздравления.
Универсальное учебное действие формируется в процессе определенной деятельности, которая, в свою очередь, должна соответствовать содержанию занятия.
Ход работы по изготовлению открытки-поздравления
-
Намечаем этапы работы.
-
Продумываем содержание каждого этапа
-
Определяем вид деятельности
-
Выделяем УУД
Этапы работы
Содержание
Деятельность
УУД
Подготовительный
Обсуждение предстоящей работы. Распределение по группам.
Индивидуальная работа
Участвовать в творческом созидательном процессе, осознавать трудности и стремиться их преодолевать, развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству, знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности).
Прогнозировать, составлять план и последовательность действий, оценивание (что усвоено и что предстоит усвоить)
Искать необходимую информацию, выбирать наиболее зффективный вариант выполнения открытки
Вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать вопросы, работать в парах, договариваться друг с другом.
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Изготовление открытки.
Творческая работа. Работа с шаблонами.
Вносить изменения и дополнения в первоначальный план
Создавать алгоритм деятельности (работа с заготовками)
Контролировать, оценивать свои действия и действия одноклассника (при работе в парах), разрешать конфликтные ситуации.
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Поздравление
Поздравление индивидуальное. Поздравление коллективом
Устанавливать связь между результатом и тем, что побуждает деятельность, делать личностный моральный выбор, усваивать социальные ценности.
Уметь выражать свои мысли, правильно строить предложения.
Личностные
Коммуникативные
В процессе работы по изготовлению открытки-поздравления у учащихся происходит формирование следующих УУД
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Изготовление открытки-поздравления
Участвовать в творческом созидательном процессе, осознавать трудности и стремиться их преодолевать, развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству, знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности).
Устанавливать связь между результатом и тем, что побуждает деятельность, делать личностный моральный выбор, усваивать социальные ценности.
Прогнозировать, составлять план и последовательность действий, оценивание (что усвоено и что предстоит усвоить)
Вносить изменения и дополнения в первоначальный план
Искать необходимую информацию, выбирать наиболее зффективный вариант выполнения открытки
Создавать алгоритм деятельности (работа с заготовками)
Вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать вопросы, работать в парах, договариваться друг с другом.
Контролировать, оценивать свои действия и действия одноклассника (при работе в парах), разрешать конфликтные ситуации.
Уметь выражать свои мысли, правильно строить предложения.
Рассмотрим еще один пример формирования УУД в процессе внеурочной деятельности по ИЗО .
Этап работы
Содержание
Деятельность УУД
Подготовительный
Обсуждение предстоящей работы. Распределение по группам.
Участвовать в творческом созидательном процессе, осознавать трудности и стремиться их преодолевать, развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству, знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности).
Вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать вопросы, работать в парах, договариваться друг с другом.
Прогнозировать, составлять план и последовательность действий
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Изготовление модулей
Работа со схемами модулей. Работа с модулями
-
Находить информацию,
-
понимать условные обозначения и их использовать
-
Распределять работу в группе, исправлять допущенные ошибки, контролировать себя в процессе работы.
Познавательные
Регулятивные
Сборка фигуры по схеме
*Создание авторской модели
Работа со схемами фигур. Работа с модулями
Ументь договариваться, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Коммуникативные
В процессе работы в техники модульного оригами у учащихся происходит формирование следующих УУД
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Модульное оригами
Участвовать в творческом созидательном процессе, осознавать трудности и стремиться их преодолевать, развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству, знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности).
Прогнозировать, составлять план и последовательность действий.
-
Распределять работу в группе, исправлять допущенные ошибки, контролировать себя в процессе работы.
-
Находить информацию,
-
понимать условные обозначения и их использовать
Вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать вопросы, работать в парах, договариваться друг с другом.
Уметь договариваться, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Формирование УУД прослеживается на всех этапах работы что, несомненно, говорит о изобразительном искусстве, как наиболее благоприятной дисциплине для овладения учащимися УУД в соответствии ФГОС второго поколения.
Источники
-
standart.edu.ru Официальный сайт ФГОС нового поколения
-
orenipk.ru/rmo2009/RMO2009/rmo-pred-2009/ped-psih/3-2ped.html