Урок по искусству на тему Музыка в храме. 9 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ













Урок искусства в 9 классе

тема урока

«Музыка в храме».



















2016 год.













Цель: формирование у учащихся представлений о музыкальной культуре народов разных религий.

Задачи:

1. образовательные:

объяснить особенности храмовой музыки, раскрыть смысл воздействия хоровой музыки на культуру в целом и её влияние на слушателя

2. воспитательные:

а) воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к такому музыкальному явлению, как храмовая хоровая музыка,

б) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

3. развивающие:

а) развивать слушательскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к лучшим образцам храмовой музыки,

б) развивать познавательный интерес учащихся,

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Презентации к уроку, компьютер, телевизор, раздаточный материал - таблицы для заполнения.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Приветствие. Подготовка рабочего места.

Эпиграф: «Ничто так не возвышает душу, ничто так её не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение»,

Иоанн Златоуст

2. Изучение нового материала.

1. Постановка цели.

- Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучать новый раздел: «Своеобразие музыкальной культуры». И первая глава этого раздела познакомит нас с особенностями храмовой музыки основных религий мира:

  • Христианство

  • Ислам

  • Буддизм

На прошлом уроке вы получили опережающее задание в группах. У нас были созданы три поисковые группы, которые познакомят нас со своими открытиями по выбранным направлениям.

Перед тем, как вам дать слово, я попрошу вас обратить внимание на таблицы, которые лежат у вас на партах. Познакомьтесь, пожалуйста, с их содержанием. (пауза) Ваша задача: по ходу выступления каждой из групп выделить отличительные особенности представленных музыкальных традиций основных религий и заполнить данную таблицу.

2.Выступление первой группы учащихся. (один человек показывает презентацию, второй представляет подготовленный материал).

Христианство.1 слайд

Действительно, когда мы приходим в храм и вслушиваемся в чудные песнопения, нас не оставляет чувство прикосновения к тайне...

Любил я в детстве сумрак в храме,

Любил вечернею порой

Его, сияющий огнями

Перед молящейся толпой;

Любил я всенощное бденье,

Когда в напевах и словах

Звучит покорное смиренье И покаяние в грехах...

И в час, когда хор тихо пел

О «Свете тихом», - в умиленье

Я забывал свои волненья

И сердцем радостно светлел... -

так выразил свои чувства от услышанной музыки в храме поэт И.А. Бунин (щелчек).

Хоровое церковное пение и колокольные звоны составляют основу музыкальной традиции православия. youtube.com/watch?v=T-cN3d1zDO8. (щелчек)

Если на Западе, в католических и протестантских храмах, с конца средних веков в богослужении использовался орган, а затем и другие музыкальные инструменты и даже целые оркестры. youtube.com/results?search_query. (щелчек).

Григорианское пение одноголосно, хотя в ходе исторического развития григорианский хорал лёг в основу многоголосной церковной музыки. Языковая основа григорианского пения - латынь.

youtube.com/watch?v=kIOV98JldA4&list=PLz281WbmULLni9RGN9XdODUVTZKPdpWtM&index=6. (Григорианский хорал)

На Руси самым совершенным инструментом считался человеческий голос. (щелчек)

Музыка, звучащая в храме, представлялась божественной, а её исполнение - ангельским, небесным. Это не противоречило библейскому писанию, в котором говорилось, что ангелы, окружающие небесный престол, непрерывно воздают хвалу Господу в божественных песнопениях. Кроме того, считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с голосами человеческими, воссоздают в песнопениях божественный образ. Следовательно, хоровое церковное пение, преобладавшее до конца XVII века, воспринималось как стремление к гармоническому единству человека с Богом. (щелчек)

В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, то есть распевно произнесённое слово. (Такое название он получил от славянского слова «знамя», то есть «знак», с помощью которого записывали песнопения.) Действительно, во время богослужения чтение было распевным, медленным и выразительным и во многом напоминало декламацию. Мелодии для чтения текстов приковывали внимание слушателей, они были просты и выразительны, так что их легко можно было различить и запомнить. Чтение нараспев без особых трудностей усваивалось чтецами прямо на клиросе во время службы. (слушаем Херувимскую песнь ) youtube.com/watch?v=dBc0pE4f50g. (щелчек).

На протяжении длительного времени церковная музыка претерпела многое изменений. К концу XVI века музыкальные композиции становятся более сложными и приближаются к сочинительству. В XVIII веке особой популярностью стало пользоваться так называемое партесное (многоголосное) пение, требовавшее особого виртуозного исполнения. (слушаем Кто ны разлучит от любви Божие) youtube.com/watch?v=txx5gGFUdlE.

Музыка вместе с иконописью и архитектурой воспринималась как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо, составившее одну из самых оригинальных страниц русской культуры. Церковная музыка имеет не только эстетическое значение, она несёт в себе глубокий смысл, помогающий пониманию сущности православной веры. Церковная музыка прежде всего обращена к чувствам, переживаниям, а главное - к мыслям человека. (щелчек)

В дальнейшем, в XVIII-XIX веках, к сочинению церковной музыки обращались многие знаменитые композиторы: Д. Бортнянский («Концерт для хора»), А. Гречанинов («Верую»), П. Чесноков («Херувимская песнь»), С. Рахманинов («Всенощное бдение.») П. Чайковский «Литургия св. Иоанна Златоуста»), и др.

(Слушаем П. Чайковский «Литургия св. Иоанна Златоуста»), youtube.com/watch?v=7g3KzgUzqAo.

3.Выступление второй группы учащихся. (один человек показывает презентацию, второй представляет подготовленный материал)

Ислам.

Мусульманская религия строго регламентировала не только архитектуру, изобразительное искусство и зрелищные представления, но и музыкальное творчество. С одной стороны, музыка попала в ранг запрещённых исламом искусств, а с другой - было создано богатейшее музыкальное наследство с характерными национальными традициями.

Основное требование ислама гласит: человек и его переживания не могут быть объектом изображения художника. (щелчек)

Не менее жёстко было отвергнуто и инструментальное исполнение музыки, вот почему она носит исключительно вокальный характер. Выразительный и динамичный голос служителя ислама - муэдзина должен был пять раз в день созывать верующих для молитвы Аллаху и обращать все их помыслы к Богу. Его главная задача сводилась к тому, чтобы донести смысловое, словесное значение призыва к молитве. Как правило, муэдзин обладает особым творческим даром, сильным и красивым голосом. Его призыв к молитве неизменно содержит одни и те же слова:

«Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его».

А между тем всякий раз он импровизирует, по-новому и по-своему распевает их. (слушаем азан) youtube.com/watch?v=HGQDYccIARk. (щелчек)

Призыв мусульман к молитве получил название азана. Он был установлен пророком Мухаммедом в 622-623 годах. С чем же это было связано? Как рассказывает предание, раньше мусульмане никогда не собирались на молитву в одно и то же время: одни раньше, другие позже. Тогда было решено завести большой колокол, в который следовало ударять в строго установленные часы. Для укрепления колокола понадобилось большое бревно, и один из священников отправился за ним, но на следующий день он явился к пророку Мухаммеду с пустыми руками, сказав, что во сне ему было видение: «Не делай колокола, а призывай на молитву азаном». Мухаммед с улыбкой ответил: «Откровение упредило тебя». Пророку заранее свыше было известно такое предопределение. (щелчек)

Церемония азана очень театральна. Представьте: на живописном фоне красочной южной природы изящно возвышается устремлённый ввысь минарет мечети с одинокой фигурой взывающего к Богу муэдзина. Его облик артистичен: на смуглом лице ослепительно белая чалма, свободные одежды, охваченные ярким кушаком, до пояса ниспадает борода... Привлекает и особая, гордая манера держаться. Интересно, что в наши дни в больших городах эти музыкальные призывы к молитве радиофицированы. В настоящее время азан превратился в неотъемлемую принадлежность народной жизни. (щелчек)

Среди религиозных мусульманских обрядов, кроме азана, существуют и другие разновидности культовой музыки. Одна из них связана с особой, мелодичной декламацией священного Корана. (Сура Ар-Рахман) youtube.com/watch?v=0jhO4lk_-Hg.

Другая разновидность- дикр -представляет собой вид культовых песнопений, сопровождаемых ритмическими телодвижениями. На больших площадях городов устраиваются специальные музыкальные чтения избранных сур (то есть глав) Корана. Для этого возводятся нарядные шатры, украшенные коврами и богатой утварью. Священник начинает мелодекламировать страницы священной книги. Музыка при этом носит прикладной характер, но в целом она существенно облегчает восприятие глубокомысленных и строгих изречений Корана, требующих напряжённого и внимательного вслушивания.

4.Выступление третьей группы учащихся. (один человек показывает презентацию, второй представляет подготовленный материал)

Буддизм.

Буддийская музыка непривычна для слуха европейца, она кажется ему резкой и немелодичной. Но так ли это на самом деле? Попробуем вслушаться и понять её характерные особенности. Но прежде посмотрим, как в буддизме воспринимали музыку вообще.(щелчек)

Считалось, что звук играет важнейшую роль в мироздании. Бесчисленные согласованные и соразмерные звуковые колебания рождают божественную гармонию мира, а поэтому отношение к музыке было более благосклонным, чем в мусульманских странах. (щелчек)

Более того, к миру музыки причисляли многих богов и персонажей буддийского пантеона. Об этом свидетельствуют их изображения в обществе музыкантов или с инструментами в руках. Прекрасное пение, танцы, звуки, воспроизведённые драгоценными инструментами, воспринимались как неотъемлемая принадлежность к «стране совершенного блаженства». (щелчек)

По мнению верующих, не менее сверхъестественной силой обладают важнейшие буддийские молитвы-заклинания-мантры, сопровождающие обряды богослужения; многократное пение молитв приближало их к вечному блаженству - нирване.(Мантра Будды сострадания, поет монахиня) youtube.com/watch?v=5vPgck-B52Y (щелчек)

В настоящее время создана довольно сложная и пёстрая система буддийских музыкальных традиций. В первую очередь музыка включается в сферу храмового ритуала, она также исполняется странствующими монахами и музыкантами. Существуют и сольные музицирования, связанные с определёнными формами медитации, то есть с состояниями углублённости, сосредоточенности и отрешённости от внешнего мира. (Тибетская мантра. Буддийская медитация) youtube.com/watch?v=KCwYnIqERjk. (щелчек)

Буддийские монастыри, ставшие своеобразными культурными центрами, в значительной мере способствовали успешному развитию музыкального творчества. Музыка в них рассматривалась не как самостоятельное искусство, а как необходимый элемент буддийского ритуала, овладение которым входило в обязательную систему обучения монахов.

.Общий звуковой фон молитвы, исполняемой несколькими монахами, довольно разнообразен и динамичен. Одновременное, внешне монотонное чтение молитв на самом деле осуществляется в различных темпах и ритмах. Буддийские песнопения строго канонизированы, а поэтому требуют соответствующих систем нотных записей и определённой манеры исполнения. (Молитва буддистских монахов) youtube.com/watch?v=kneRZvRD9qg. (щелчек)

В буддийском богослужении широко используются музыкальные инструменты, чаще духовые и ударные (их насчитывается около 50), Каждый из них призван создать определённое психологическое и эмоциональное настроение. К числу используемых музыкальных инструментов относят металлические трубы длиной 3,5-4 метра, издающие грозные возгласы, предназначенные для привлечения внимания богов к молитвам человека. Кроме того, они служат для устрашения врагов буддийской веры. Используются многочисленные виды барабанов и колоколов, чьи звуковые тембры, по мнению верующих, обладают магическими свойствами. Реже применяются струнные и смычковые инструменты. (щелчек)

Во время красочных костюмированных процессий в буддийских монастырях особенно утончённой и изысканной считается традиционная игра на длинных цитрах. Исполнение музыки на этом струнном инструменте входило в обязательный кодекс поведения благородной личности. Согласно преданию, этим инструментом (в Китае он назывался цинь) пользовался известный философ Конфуций. Играя перед своими учениками, он объяснял им смысл. каждой мелодии.

5. На основе полученных знаний учащиеся завершают работу над таблицей и проводят сравнительно-сопоставительный анализ храмовой музыки христианства, ислама и буддизма.

Особенности храмовой музыки.

Христианство

Ислам

Буддизм

Православие: Хоровое церковное пение и колокольные звоны составляют основу музыкальной традиции православия

Самым совершенным инструментом считался человеческий голос

В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев

чтение было распевным, медленным и выразительным

В XVIII веке особой популярностью стало пользоваться так называемое партесное (многоголосное) пение.

Католичество, протестантизм.

использовался орган, а затем и другие музыкальные инструменты и даже целые оркестры. Григорианский хорал лёг в основу многоголосной церковной музыки.

Мусульманская религия строго регламентировала музыкальное творчество.

Музыка носит исключительно вокальный характер.

Муэдзин должен был пять раз в день созывать верующих для молитвы Аллаху.

Его призыв к молитве неизменно содержит одни и те же слова, но всякий раз он импровизирует, и по-своему распевает их.

Разновидности культовой музыки:

мелодичная декламация священного Корана,

дикр - вид культовых песнопений, сопровождаемых ритмическими телодвижениями.

Музыка включается в сферу храмового ритуала

Сольные музицирования, связанные с определёнными формами медитации.

Буддийские песнопения строго канонизированы, а поэтому требуют соответствующих систем нотных записей и определённой манеры исполнения.

В буддийском богослужении широко используются музыкальные инструменты, чаще духовые и ударные

3. Рефлексия.

В чем заключается значение музыкальной культуры традиционных религий мира?

(Церковная музыка имеет не только эстетическое значение, она несёт в себе глубокий смысл, помогающий пониманию сущности каждой из рассмотренных религий. Церковная музыка прежде всего обращена к чувствам, переживаниям, а главное - к мыслям человека).

Храмовая музыка какого вероисповедания произвела на вас большее впечатление?

Что нужно для мирного сосуществования народов разных религий? (Уважение к традициям и вере каждого народа).

4 Итог урока:

Сегодня на уроке мы познакомились с храмовой музыкой разных религий и на основе сравнительно-сопоставительного анализа получили представление о роли духовной музыки в жизни человека.

5 . Домашнее задание: п.16.1 стр. 157-161

© 2010-2022