Классный час Тайна черного квадрата (7 класс)

Классный час, посвященный анализу художественных произведений Метод обучения:   частично-поисковый, эвристическая беседа. Цели и задачи:  знакомство учащихся с новым способом анализа художественных произведений от классики до авангарда, развитие аналитического мышления, умения работать в команде.   Классный час поможет также и детям и взрослым, не имеющим должного художественного образования, но интересующихся миром прекрасного, возможно, лучше, точнее для себя разбираться в картинах художников,...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тайна «Черного квадрата», или

как разбираться в живописи


Классный час, посвященный анализу художественных произведений

Метод обучения: частично-поисковый, эвристическая беседа.

Цели и задачи: знакомство учащихся с новым способом анализа художественных произведений от классики до авангарда, развитие аналитического мышления, умения работать в команде.

Оформление и оборудование: иллюстрации картин художников-реалистов, художников-авангардистов и абстракционистов, атлас растительного мира и т.д. или электронная презентация к занятию.

Речь учителя

Фрагменты эл. презентации

В Государственном Эрмитаже недавно произошло важное событие: музей обзавелся картиной русского художника-авангардиста начала ХХ века Казимира Малевича «Черный квадрат». Прежде, чем приобрести работу, специалисты музея подвергли ее экспертизе - рисовал ли сам Малевич? Есть мнение, что даже первоклассник, вооружившись угольником и черной краской, смог бы ее начертить. А вы как думаете? (ответы детей).

Работа оказалась самого Малевича, но наследники запросили за нее слишком большую сумму. В чем же дело? Почему она стоит так дорого? Почему авторитетные искусствоведы поместили это странное произведение Малевича в музей? Наверняка для этого есть веские основания. Давайте с вами порассуждаем - в чем ценность этого произведения?

Для начала необходимо все разложить по полочкам. На доске рисуем воображаемую доску. Попробуем в определенном порядке расставить иллюстрации картин выдающихся русских художников.

У изобразительного искусства есть 2 важнейших свойства - изобразительность, то есть художник имеет возможность конкретно, реалистично и достоверно изобразить на полотне все, что видит. Другое важнейшее свойство - выразительность: художник может выражать свои чувства через выдуманную форму, композицию и цвет. И чаще всего он использует оба эти свойства живописи одновременно, в зависимости от своих пристрастий, своего представления о красоте. Отсюда и наш порядок расстановки картин на воображаемой полке.

Если в картине больше выразительности, то в какой части воображаемой полки их нужно разместить ? (Ответы детей. На левой стороне полки дети размещают картины художников-абстракционистов, если в работе художник использует обе возможности поровну, то такие работы оказываются в центре полки: например, картины «Купание красного коня» К.Петрова-Водкина, «Купание лошади» В.Серова).

Обратимся к работам Василия Кандинского. Сначала он рисовал, как многие другие художники. Но однажды посмотрел на свою же картину, стоявшую на боку. В этом что-то есть, подумал он, а почему мне не написать такую картину, где не будет никаких узнаваемых предметов, а только «хор красок»? Он предположил, что цветные пятна и линии, расположенные в определенном ритмическом порядке, сами по себе вызовут у зрителя эмоции. И дал волю фантазии! Так появилась первая абстрактная картина (что означает «отвлеченная от реальности»). На выставках его работы привлекали яркостью и непонятностью. Зритель не находил в них предметного изображения, не понимал, что это такое, и … сердился. Он думал, что его дурачат. А между тем художник работал над своим полотном долго и упорно. Он сравнивал себя с композитором и старался писать картины, похожие на музыкальные произведения. «Музыку можно увидеть в воображении и нарисовать», - утверждал он. В живописи В.Кандинского, как в музыке, происходит взаимодействие, соперничество, сражение. Цветные массы спорят, угрожают друг другу, сталкиваются, и от них во все стороны разлетаются осколки. А черные линии таранят цветные плоскости, ломаются и изгибаются… «Живопись есть грохочущее столкновение миров», - писал художник. Как же надо рассматривать В.Кандинского?

Так же, как слушать симфоническую музыку. Там - наслаждаться последовательным развитием музыкальных тем, здесь перемещая взгляд по картине, наслаждаться взаимодействием всех ее замысловатых структур.

В мировом изобразительном искусстве много направлений, течений, школ, групп… И всем им найдется место на нашей чудо-полке, единой полке искусства. Ведь она воображаемая, а потому может раздвигаться беспредельно. Но у нее есть условно обозначенные нами участки: правый - «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ» и левый «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ».

(Дети приходят к выводу, что крайнее место в правом ряду картин может занять любой лесной этюд с натуры И. Шишкина. Он будет абсолютно достоверен - 100%, и в нем нет никаких фантазии - 0%. Необходимо подчеркнуть, что художник смотрел на лес влюбленными глазами, а без чувств нет произведения искусства). А что же будет еще правее ?

(Соблюдаем правило нашей полки - чем правее, тем натуральнее, - он найдет работы не только правдоподобные, но и документальные. Например, рисунки цветов, яблок, арбузов для таблиц по биологии или бабочек и пауков для атласа насекомых. Это уже не творческие работы художников, а труды ремесленников. Такую работу может отлично выполнить фотоаппарат с цветной пленкой).

А какая картина будет самой левой ? (Картина, с противоположными качествами : 0% сходства с натурой и 100% лаконичной выразительности).

Это и есть пресловутый «Черный квадрат» Малевича. Сам автор очень годился , что в этой картине «свел к нулю» все формы, краски и структуры и создал «ничто». Такое до него никто не смог придумать. Из-за лаконичности эта работа очень выразительна, многозначительна и дает простор всяким домыслам. Посудите сами. Черная геометрическая фигура на белом фоне монументальна, устойчива, молчалива, торжественна, таинственна

А по вашему что это может быть? Задал же художник задачу искусствоведам!

Значение этой картины в истории живописи неоспоримо. Казимир Малевич поставил последнюю точку (и себе памятник) на пути движения изобразительного искусства «влево». Ему удалось создать самую абстрактную картину. Он писал : «…Я счастлив, что лицо моего квадрата не сможет слиться ни с одним мастером, ни временем».

Поэтому-то и висит «Черный квадрат» в музее. Когда будете в Санкт- Петербурге не забудьте зайти в музей и взглянуть на работу художника Малевича. Уже по новому.

Классный час Тайна черного квадрата (7 класс)

Классный час Тайна черного квадрата (7 класс)

Классный час Тайна черного квадрата (7 класс)

Классный час Тайна черного квадрата (7 класс)

Классный час Тайна черного квадрата (7 класс)

Классный час Тайна черного квадрата (7 класс)

Классный час Тайна черного квадрата (7 класс)

Классный час Тайна черного квадрата (7 класс)

Классный час Тайна черного квадрата (7 класс)

Классный час Тайна черного квадрата (7 класс)

Классный час Тайна черного квадрата (7 класс)

Классный час Тайна черного квадрата (7 класс)

Классный час Тайна черного квадрата (7 класс)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


При проведении занятия необходим большой выбор иллюстративного материала, возможно применение экрана для проецирования. Важно, чтобы в рассуждениях участвовали все, обращать внимание на аналитический ход обмена мнениями, а также умение дослушивать другого, не перебивая друг друга.

Обратить внимание учащихся на собственное творчество: какое место на воображаемой полке заняли бы их творческие композиции?

© 2010-2022