- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны
Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Глухарева И.С. |
Дата | 22.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Управление образования Исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Методическая разработка
открытого интегрированного уроков
«Звонкие голоса весны»
Разработал
учитель ИЗО
I квалификационной категории
Глухарева И.С. и
г. Нижнекамск, 2014
Структура уроков
Введение
-
цель и задачи цикла урока…………………………….…….……....3
-
материалы и инструменты…………………………….….…..……..3
-
литература…………………………………………………….….......3
Ход урока
-
организационный момент……………………………………….…..4
-
теоретическая часть………………………………………………….4
-
кроссворд по теме «Перелетные птицы»………………………...…7
-
физкульминутка………………………………………………….…..9
-
практическая часть……………………………………………..…….9
Заключение…………………………………………………………..11
Приложение………………………………………………………….12
Введение
Цель урока: зародить интерес детей к разным видам декоративно-прикладного творчества через общее раскрытые темы.
Задачи:
-
знакомство с разными видами птиц, их особенностями, изучение роли птиц в нашем мире, изучение птиц РТ;
-
знакомство с птицами в творчестве художников и декоративно-прикладном творчестве;
-
научиться работать в группах разного рода деятельности над раскрытием общей темы;
-
выполнение практической работы по рисунку и лепки весенних птиц.
Материалы и инструменты:
Для учащихся:
Для группы «ИЗО»
-
альбом (ф. А4);
-
краски (акварель);
-
кисти № 2, №4;
-
простой карандаш и стерка;
-
баночка для воды;
-
палитра, клееночка на стол;
Для группы «Лепка»
-
глина;
-
баночки со шликером;
-
стеки, кисточки;
-
пластинки для лепки.
Для педагогов:
-
поэтапные образцы работ;
-
авторские работы педагога по ИЗО и лепке;
-
детские работы;
-
репродукции;
-
иллюстрации;
-
фотографии;
-
кроссворд;
-
магнитофон и диски с записями голосов птиц.
Литература:
-
В. Хальбингер Рисуем животных (пер. с нем. И.Гиляровой). _М.: Эксмо, 2007. - 208с.:цв. ил.
-
Порте П. Учимся рисовать зверей, рыб и птиц/ Пер. с фр. Э. А.Болдиной.- М.: ООО «Мир книги», 2004. - 64с.
-
Большая книга загадок. Сост. О. Узорова, Е.Нефедова. -М.: Планета детства, 2003 -811с., цв. ил.
-
Ковалько В.И. Школа физкульминуток (1- 4классы): Практические разработки физкульминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007. -208с. - (Мастерская учителя)
-
Энциклопедия для детей. Т2 Биология/ Сост. С.Т.Исмаилова. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Аванта +, 1996. - 704с., цв. ил.
-
Знакомьтесь глина.
Ход урока
Организационный момент:
-
Встреча детей, их размещение;
-
Проверка присутствия учащихся на уроке;
-
Проверка готовности к уроку;
-
Организация рабочего места;
-
Техника безопасности на уроке.
Теоретическая часть
В ОЖИДАНИИ ВЕСНЫ...
Ах, как мне хочется услышать снова птиц
Их звонкий, музыкальный разговор,
Стряхнуть снежинки с кончиков ресниц.
Снять головной и надоевший мне убор,
Ах, как мне хочется шагнуть в весны звучанье,
В ней столько переливов и тонов,
Устала я от зимнего молчанья,
Ее холодных металлических оков…
Зимы полотен черно-белый мел,
И серого асфальта, крыш вкрапленье,
Графический пейзаж мне надоел,
Я жду весну, ее внезапного явленья.
Она придет , добавит желтой краски,
Зеленым разукрасит не спеша.
Преобразится все вокруг как будто в сказке,
И оживет и запоет душа. ( Лариса Кузьминская)
Как здорово, что за окном весна. Яркая, солнечная, необыкновенно красивая. Весна богата не только красками, но и звуками. День и ночь капает капель с крыш, звенит утренней свежестью весенний воздух, поют первые птицы.
А вы, ребята, знаете, что к нам уже вернулись первые весенние птицы?
(Дети отвечают)
Кто же к нам прилетает первым? Каких птиц вы уже видели?
(Дети отвечают)
Замечательно. Тема весны и первых птиц всегда была актуальной. Многие поэты и художники с удовольствием писали о весне.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой... (Алексей Плещеев)
Давайте посмотрим репродукции картин художников, на которых изображена весна и первые птицы:
Алексей Саврасов. Грачи прилетели.
1871. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Расскажите, ребята, что вы видите на картине? (Дети отвечают). Правильно, ребята.
На переднем плане картины мы видим, как к светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Смотрите, на дальнем плане картины, на окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. На глазах у зрителей происходит величайшее чудо рождения весны. "Грачи прилетели" так назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля - все обжито и согрето сердечным теплом.
Исаак Левитан так отзывался о картине "Грачи прилетели": "Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу".
Птица - символ счастья. Недаром птицы так часто встречаются не только в картинах, но и в декоративно-прикладном творчестве. Мастера и народные умельцы всегда обращают свое внимание на красоту птиц. Из каких только материалов не изготавливаются птицы: деревянные, бумажные, из ткани. А особенно красивы птицы из глины. На одном из занятий, мы с вами узнали, что птиц их глины лепят в разных местах нашей страны. И называются эти игрушки по названию местности, где изготавливают эти изделия: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская.
Давайте, мы с вами посмотрим, как выглядят эти игрушки.
(Дети рассматривают птиц из глины).
Дымковские птицы - это уточки, индюки, петушки. Игрушки эти яркие, красочные. Узор идет по белому фону. Игрушки украшены яркими кружочками, оборочками, блестками.
Филимоновская птица - вытянутые пропорции фигуры вылеплены из белой вязкой глины. Игрушки практически всегда со свистком.Украшены такие птички полосками, узором в виде елочки. Краски яркие, сочные.
Каргопольская птичка - приземистая, тяжелая и немного неуклюжая, забавная. В росписи игрушки мало изящества. Тем не менее она тоже имеет свою красоту.
Птиц часто можно встретить не только в виде глиняной игрушки, но и в росписи деревянных изделий.
Таким образом, образ птиц - один из любимейших в декоративно- прикладном творчестве.
Птицы везде - над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
А теперь давайте ребята мы будет отгадывать кроссворд и вспоминать, какие бывают перелетные птицы и что мы о них знаем.
КРОССВОРД
1 Г 3
1/ 2 Ж А В О Р О Н О К
2 Г У С Ь А У 4 С
Р Ч 3 С К В О Р Е Ц
4 А И С Т У 5 Л А С Т О Ч К А
В Ш О
6 ЦАП Л Я К В
Ь 7 У Т К А Е
Й
По горизонтали:
1.Я над полем, над болотом
Начинаю рано петь.
И люблю я вертолетом
В синем воздухе висеть (Жаворонок)
2. Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь -
Чистоплотный серый… (Гусь)
3. Между веток новый дом,
Нету двери в доме том.
Только круглое окошко -
Не пролезет даже кошка. (Скворец)
4. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (Аист)
5. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Строит домик под окном
Из травы и глины (Ласточка)
6. Это кто стоит в болоте
На одной ноге в дремоте?
У кого на клюве капля?
Ну конечно это …(Цапля)
-
Пёстрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)
По вертикали:
1. Всех перелетных птиц черный,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица …(Грач)
2. Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
Летят, перекликаются,
Назад глядят, прощаются. (Журавль)
3. Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу: «Ку-ку!» (Кукушка
4. Он соло пел среди ветвей
Его назвали … (Соловей).
Посмотрите ребята, сколько разных птиц мы с вами вспомнили.
А знаете ли вы, что 1 апреля отмечается праздник - Международный День птиц. В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц.Дело в том, что уже многие виды птиц вымерли либо находятся на грани изчезновения. В птицам нужно относиться бережно. Ведь они очищают наши леса и сады от жучков - червячков, принося пользу людям. Нельзя разорять птичьи гнезда, уничтожать яйца.
Практически все птицы о которых мы с вами сегодня говорили, проживают рядом с нами, на территории Республики Татарстан.И именно от нас с вами зависит их будущее!
Это интересно:
-
Удивительно происхождение слова "цапля". Оно происходит от глагола "чапати", то есть "медленно передвигаться", образовано от звукоподражательного "чап". Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: "Чап-чап! Чап-чап!" Отсюда и глагол "чапати". Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове "цапля" звук [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.
-
В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в ХVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают... на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших. Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья.
-
Ученые выяснили, что маленькие наши пташки - ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие - улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек - полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!
-
Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве. Вычислили, что сарыч, питающийся исключительно мышами и полевками, в течение 50 дней съедает не менее 265 грызунов, а мохноногий канюк - 415. За одно лето 3 тысячи грачей истребили 24,5 миллиона проволочных червей-личинок одного из самых губительных вредителей наших полей. О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи - наши злейшие враги, которые переносят возбудителей дизентерии, брюшного тифа
-
Самыми первыми прилетают грачи, бродят, кричат басом. Жаворонки прилетят, когда на проталинах травка зазеленеет. Гуси и утки, журавли и цапли прилетают как только с рек сойдет лед. Кукушка прилетит, когда лес будет окутан зеленой дымкой, а на деревьях и кустах появятся весенние почки и первые клейкие листочки. Зацвели цветы, бабочки запорхали и к нам возвращаются ласточки. Ну а соловей прилетит к нам когда в саду зацветет черемуха.
Физкульминутка
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря!
(Шагаем)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж!
(Машем руками-крыльми)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га!
(Круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют.
(Повороты туловища влево-вправо)
Ветер ветки раскачал
(Качаем поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш!
(Подняли руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш.
Практическая часть
Сегодня вся группа будет разделена на две мастерские: «Мастерская художников» и «Мастерская гончаров». Мастера- художники будут рисовать первую весеннюю птицу - грача, а мастера - гончары будут лепить птицу из глины. В конце урока мы сделаем выставку и посмотрим, кто справится с поставленной задачей лучше.
Поэтапная работа по «ИЗО»
Работа выполняет на листе ф. А4. Расположение листа - книжное. Выполняется этюд 1 птицы - грача ,
Этапы выполнения работы:
-
Закомпоновать птицу простыми геометрическими формами;
-
Выполнить построение рисунка, соблюдая анатомически верные пропорции части тела животных (см. таблицу «Строение птицы»);
-
Выполнение работы в цвете методом Аля-прима.
Поэтапная работа по «Лепке»
-
Берем комочек глины среднего размера, разминаем его. Делим его на две половинки;
-
Из одного комочка скатываем туловище птицы. Катаем его между ладошек как картошку, придавая ему форму туловища. Из овальной заготовки вытягиваем шею птицы и заднюю часть туловища;
-
Второй комочек делим на 3 части.
-
Из первой части делаем голову; из второй хвост, из третьей - подставку.
Заключение
В конце урока проводится анализ работ. Рисунки оцениваются по следующим параметрам:
-
схожесть изображения с оригиналом, его узнаваемость;
-
сочетаемость цветов, прорисовка мелких деталей;
-
общая выразительность, аккуратность работы;
Птицы из глины оцениваются по следующим параметрам:
-
схожесть птицы с оригиналом;
-
тщательность в склеивание деталей между собой, в аккуратном заглаживание готового изделия;
-
общая выразительность, творческий подход, фантазия ребенка.
Готовые рисунки и подделки демонстрируются на выставке.
Затем учащиеся проводят уборку рабочих мест, одеваются и уходят домой.
Приложение
Алексей Саврасов. Грачи прилетели.
1871. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Таблица «Строение птицы»
Птицы в декоративно-прикладном творчестве
Птицы в декоративно-прикладном творчестве
Перелетные птицы
Белый аист
Хохлатый жаворонок Ласточка
Перелетные птицы
Скворец Дикий гусь
Грач
Журавль
Соловей
Перелетные птицы
Дикие утки
Кукушка
Цапля