Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан







Методическая разработка

открытого интегрированного уроков

«Звонкие голоса весны»



Разработал

учитель ИЗО

I квалификационной категории

Глухарева И.С. и



г. Нижнекамск, 2014




Структура уроков


Введение

  • цель и задачи цикла урока…………………………….…….……....3

  • материалы и инструменты…………………………….….…..……..3

  • литература…………………………………………………….….......3

Ход урока

  • организационный момент……………………………………….…..4

  • теоретическая часть………………………………………………….4

  • кроссворд по теме «Перелетные птицы»………………………...…7

  • физкульминутка………………………………………………….…..9

  • практическая часть……………………………………………..…….9

Заключение…………………………………………………………..11

Приложение………………………………………………………….12








Введение

Цель урока: зародить интерес детей к разным видам декоративно-прикладного творчества через общее раскрытые темы.

Задачи:

  1. знакомство с разными видами птиц, их особенностями, изучение роли птиц в нашем мире, изучение птиц РТ;

  2. знакомство с птицами в творчестве художников и декоративно-прикладном творчестве;

  3. научиться работать в группах разного рода деятельности над раскрытием общей темы;

  4. выполнение практической работы по рисунку и лепки весенних птиц.

Материалы и инструменты:

Для учащихся:

Для группы «ИЗО»

  • альбом (ф. А4);

  • краски (акварель);

  • кисти № 2, №4;

  • простой карандаш и стерка;

  • баночка для воды;

  • палитра, клееночка на стол;

Для группы «Лепка»

  • глина;

  • баночки со шликером;

  • стеки, кисточки;

  • пластинки для лепки.

Для педагогов:

  • поэтапные образцы работ;

  • авторские работы педагога по ИЗО и лепке;

  • детские работы;

  • репродукции;

  • иллюстрации;

  • фотографии;

  • кроссворд;

  • магнитофон и диски с записями голосов птиц.

Литература:

  1. В. Хальбингер Рисуем животных (пер. с нем. И.Гиляровой). _М.: Эксмо, 2007. - 208с.:цв. ил.

  2. Порте П. Учимся рисовать зверей, рыб и птиц/ Пер. с фр. Э. А.Болдиной.- М.: ООО «Мир книги», 2004. - 64с.

  3. Большая книга загадок. Сост. О. Узорова, Е.Нефедова. -М.: Планета детства, 2003 -811с., цв. ил.

  4. Ковалько В.И. Школа физкульминуток (1- 4классы): Практические разработки физкульминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007. -208с. - (Мастерская учителя)

  5. Энциклопедия для детей. Т2 Биология/ Сост. С.Т.Исмаилова. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Аванта +, 1996. - 704с., цв. ил.

  6. Знакомьтесь глина.

Ход урока

Организационный момент:

  • Встреча детей, их размещение;

  • Проверка присутствия учащихся на уроке;

  • Проверка готовности к уроку;

  • Организация рабочего места;

  • Техника безопасности на уроке.

Теоретическая часть


В ОЖИДАНИИ ВЕСНЫ...

Ах, как мне хочется услышать снова птиц
Их звонкий, музыкальный разговор,
Стряхнуть снежинки с кончиков ресниц.
Снять головной и надоевший мне убор,

Ах, как мне хочется шагнуть в весны звучанье,
В ней столько переливов и тонов,
Устала я от зимнего молчанья,
Ее холодных металлических оков…

Зимы полотен черно-белый мел,
И серого асфальта, крыш вкрапленье,
Графический пейзаж мне надоел,
Я жду весну, ее внезапного явленья.

Она придет , добавит желтой краски,
Зеленым разукрасит не спеша.
Преобразится все вокруг как будто в сказке,
И оживет и запоет душа. ( Лариса Кузьминская)

Как здорово, что за окном весна. Яркая, солнечная, необыкновенно красивая. Весна богата не только красками, но и звуками. День и ночь капает капель с крыш, звенит утренней свежестью весенний воздух, поют первые птицы.

А вы, ребята, знаете, что к нам уже вернулись первые весенние птицы?

(Дети отвечают)

Кто же к нам прилетает первым? Каких птиц вы уже видели?

(Дети отвечают)

Замечательно. Тема весны и первых птиц всегда была актуальной. Многие поэты и художники с удовольствием писали о весне.

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой... (Алексей Плещеев)

Давайте посмотрим репродукции картин художников, на которых изображена весна и первые птицы:

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны

Алексей Саврасов. Грачи прилетели.
1871. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Расскажите, ребята, что вы видите на картине? (Дети отвечают). Правильно, ребята.

На переднем плане картины мы видим, как к светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Смотрите, на дальнем плане картины, на окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. На глазах у зрителей происходит величайшее чудо рождения весны. "Грачи прилетели" так назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля - все обжито и согрето сердечным теплом.

Исаак Левитан так отзывался о картине "Грачи прилетели": "Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу".

Птица - символ счастья. Недаром птицы так часто встречаются не только в картинах, но и в декоративно-прикладном творчестве. Мастера и народные умельцы всегда обращают свое внимание на красоту птиц. Из каких только материалов не изготавливаются птицы: деревянные, бумажные, из ткани. А особенно красивы птицы из глины. На одном из занятий, мы с вами узнали, что птиц их глины лепят в разных местах нашей страны. И называются эти игрушки по названию местности, где изготавливают эти изделия: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская.

ДМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныавайте, мы с вами посмотрим, как выглядят эти игрушки.

(Дети рассматривают птиц из глины).

Дымковские птицы - это уточки, индюки, петушки. Игрушки эти яркие, красочные. Узор идет по белому фону. Игрушки украшены яркими кружочками, оборочками, блестками.

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны

Филимоновская птица - вытянутые пропорции фигуры вылеплены из белой вязкой глины. Игрушки практически всегда со свистком.Украшены такие птички полосками, узором в виде елочки. Краски яркие, сочные.

КМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныаргопольская птичка - приземистая, тяжелая и немного неуклюжая, забавная. В росписи игрушки мало изящества. Тем не менее она тоже имеет свою красоту.

Птиц часто можно встретить не только в виде глиняной игрушки, но и в росписи деревянных изделий.

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны

Таким образом, образ птиц - один из любимейших в декоративно- прикладном творчестве.


Птицы везде - над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
А теперь давайте ребята мы будет отгадывать кроссворд и вспоминать, какие бывают перелетные птицы и что мы о них знаем.

КРОССВОРД

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны1 Г 3

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны1/ 2 Ж А В О Р О Н О К

2 Г У С Ь А У 4 С

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныР Ч 3 С К В О Р Е Ц

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны4 А И С Т У 5 Л А С Т О Ч К А

В Ш О

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны6 ЦАП Л Я К В

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныЬ 7 У Т К А Е

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныЙ

По горизонтали:

1.Я над полем, над болотом

Начинаю рано петь.

И люблю я вертолетом

В синем воздухе висеть (Жаворонок)

2. Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь -

Чистоплотный серый… (Гусь)

3. Между веток новый дом,

Нету двери в доме том.

Только круглое окошко -

Не пролезет даже кошка. (Скворец)

4. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту (Аист)

5. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Строит домик под окном

Из травы и глины (Ласточка)

6. Это кто стоит в болоте

На одной ноге в дремоте?

У кого на клюве капля?

Ну конечно это …(Цапля)

  1. Пёстрая крякуша ловит лягушек.
    Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

По вертикали:

1. Всех перелетных птиц черный,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица …(Грач)

2. Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

Летят, перекликаются,

Назад глядят, прощаются. (Журавль)

3. Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу: «Ку-ку!» (Кукушка

4. Он соло пел среди ветвей

Его назвали … (Соловей).

Посмотрите ребята, сколько разных птиц мы с вами вспомнили.

А знаете ли вы, что 1 апреля отмечается праздник - Международный День птиц. В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц.Дело в том, что уже многие виды птиц вымерли либо находятся на грани изчезновения. В птицам нужно относиться бережно. Ведь они очищают наши леса и сады от жучков - червячков, принося пользу людям. Нельзя разорять птичьи гнезда, уничтожать яйца.

Практически все птицы о которых мы с вами сегодня говорили, проживают рядом с нами, на территории Республики Татарстан.И именно от нас с вами зависит их будущее!

Это интересно:


  • Удивительно происхождение слова "цапля". Оно происходит от глагола "чапати", то есть "медленно передвигаться", образовано от звукоподражательного "чап". Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: "Чап-чап! Чап-чап!" Отсюда и глагол "чапати". Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове "цапля" звук [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.

  • В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в ХVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают... на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших. Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья.

  • Ученые выяснили, что маленькие наши пташки - ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие - улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек - полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!

  • Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве. Вычислили, что сарыч, питающийся исключительно мышами и полевками, в течение 50 дней съедает не менее 265 грызунов, а мохноногий канюк - 415. За одно лето 3 тысячи грачей истребили 24,5 миллиона проволочных червей-личинок одного из самых губительных вредителей наших полей. О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи - наши злейшие враги, которые переносят возбудителей дизентерии, брюшного тифа

  • Самыми первыми прилетают грачи, бродят, кричат басом. Жаворонки прилетят, когда на проталинах травка зазеленеет. Гуси и утки, журавли и цапли прилетают как только с рек сойдет лед. Кукушка прилетит, когда лес будет окутан зеленой дымкой, а на деревьях и кустах появятся весенние почки и первые клейкие листочки. Зацвели цветы, бабочки запорхали и к нам возвращаются ласточки. Ну а соловей прилетит к нам когда в саду зацветет черемуха.

Физкульминутка

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!

(Шагаем)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж!

(Машем руками-крыльми)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га!

(Круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют.

(Повороты туловища влево-вправо)

Ветер ветки раскачал

(Качаем поднятыми вверх руками)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р!

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш!

(Подняли руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш.

Практическая часть

Сегодня вся группа будет разделена на две мастерские: «Мастерская художников» и «Мастерская гончаров». Мастера- художники будут рисовать первую весеннюю птицу - грача, а мастера - гончары будут лепить птицу из глины. В конце урока мы сделаем выставку и посмотрим, кто справится с поставленной задачей лучше.

Поэтапная работа по «ИЗО»

Работа выполняет на листе ф. А4. Расположение листа - книжное. Выполняется этюд 1 птицы - грача ,

Этапы выполнения работы:

  1. Закомпоновать птицу простыми геометрическими формами;

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны




  1. Выполнить построение рисунка, соблюдая анатомически верные пропорции части тела животных (см. таблицу «Строение птицы»);

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны



  1. Выполнение работы в цвете методом Аля-прима.

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны



Поэтапная работа по «Лепке»

  1. Берем комочек глины среднего размера, разминаем его. Делим его на две половинки;

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны



  1. Из одного комочка скатываем туловище птицы. Катаем его между ладошек как картошку, придавая ему форму туловища. Из овальной заготовки вытягиваем шею птицы и заднюю часть туловища;

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны



  1. Второй комочек делим на 3 части.

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны



  1. Из первой части делаем голову; из второй хвост, из третьей - подставку.

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны







Заключение

В конце урока проводится анализ работ. Рисунки оцениваются по следующим параметрам:

  • схожесть изображения с оригиналом, его узнаваемость;

  • сочетаемость цветов, прорисовка мелких деталей;

  • общая выразительность, аккуратность работы;

Птицы из глины оцениваются по следующим параметрам:

  • схожесть птицы с оригиналом;

  • тщательность в склеивание деталей между собой, в аккуратном заглаживание готового изделия;

  • общая выразительность, творческий подход, фантазия ребенка.

Готовые рисунки и подделки демонстрируются на выставке.

Затем учащиеся проводят уборку рабочих мест, одеваются и уходят домой.



ПМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныриложение













Алексей Саврасов. Грачи прилетели.
1871. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Таблица «Строение птицы»


Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны



























Птицы в декоративно-прикладном творчестве

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны





Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны








Птицы в декоративно-прикладном творчестве

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны





Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны




Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны





Перелетные птицы

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны






Белый аист

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны




Хохлатый жаворонок Ласточка


Перелетные птицы

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весныМетодическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны




Скворец Дикий гусь

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны



Грач

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны


Журавль

Соловей


Перелетные птицы

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны




Дикие утки

Кукушка

Методическая разработка открытого интегированного урока Звонкие голоса весны





Цапля

© 2010-2022