Кружок Волшебная кисточка (Начальная школа

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 2 города Коврова





Программа кружка

художественно-творческой направленности

«Волшебная кисточка»

для обучающихся начальных классов







Составила: Калинина Н.А.,

учитель ИЗО

МБОУ ООШ № 2




г.Ковров


Пояснительная записка.

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер. Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная программа «Волшебная кисточка» может рассматриваться как программа, реализующаяся во внеурочной деятельности.

Программа кружка «Волшебная кисточка» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, включает в себя все основные виды искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура и декоративное искусство.

Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их организации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа кружка «Волшебная кисточка» рассчитана на учащихся, увлекающихся изобразительным искусством и художественной деятельностью.

Занятия в первый год обучения проводятся 1 раз в неделю, 36 часов в год.

Второй и третий год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в 1 классе. Второй год обучения предполагает работу с одарёнными детьми. Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам. Количество часов в неделю 1 час, 38 часов в год.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основные принципы программы:

  • Партнерство

  • Творчество, успех

Цель: создать условия для самовыражения учащихся в процессе творческого труда,

Задачи программы:

1.Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.

2.Развить творческий потенциал, фантазию, воображение, образное мышление ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.

3.Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей, формировать чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-8 лет (1-2 классы). Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный - 1 год обучения для обучающихся 6-7лет;

  • развивающий - 2 года обучения для обучающихся 8-9 лет;

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года - тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Формы организаций занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в организации оформления выставок в кабинетах, коридорах школы. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы

Для качественного развития творческой деятельности школьников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Первый год обучения. Ознакомительный этап: 6 - 7 лет.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 - 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира.

Разделы программы.

Тема

Количество часов

1.

Рисование с натуры, по памяти, представлению

11

2.

Рисование на темы

11

3.

Декоративное рисование

4

4.

Лепка, аппликация

6

5.

Организация выставок, экскурсии, посещение музея

4

Итого:

36


Календарно-тематическое планирование первого года обучения

занятия

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие «Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы.


1

2.

Познакомимся с волшебными красками. Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. «Разноцветный луг».

1


3.

«Пейзаж с радугой».


1

4.

«Красивые цепочки»


1

5-6.

Экскурсия в осенний парк. «Осенний парк». Смешение теплых цветов. Акварель.


2

7-8.

Аппликация из листьев. «Волшебный узор».


2

9-10.

«Осенние подарки». Рисование овощей и фруктов.


2

11.

Лепка овощей и фруктов.

1

12-13.

«Уборка урожая».


1

14.

«Узоры снежинок». Орнамент в круге.


1

15.

Рисование снеговика.


1

16-17.

Рисование с натуры новогодних игрушек.

1

18.

«Елочка-красавица». Впечатления о прошедшем празднике.


1

19.

«Зимний лес». Рисуем зимние деревья.


1

20.

«Красавица - зима». Работа на тонированной бумаге.


1

21-22

Иллюстрирование русской народной сказки «Репка».

2

23.

Весенние цветы для мамы.


1

24.

«В мире животных». Пластилин.


1

25.

Роспись кухонной доски.


1

26.

Кораблики на воде.

1

27.

Оформление выставки детских рисунков.

1

28.

«Космический корабль».


1

29.

Весенний день.

1

30.

Лепка птицы.


1

31-32.

Красота вокруг нас.

1

33.

Цветы и бабочки. Декоративное рисование.

1

34.

Мой любимый цветок. Аппликация.

1

35.

Посещение выставки художников.

1

36.

Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев

1

Всего часов:

36

Второй год обучения. Развивающий этап: 8-9 лет.

Изобразительное искусство - наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

Разделы программы.

Тема

Количество часов

1.

Рисование с натуры, по памяти, представлению

14

2.

Рисование на темы

11

3.

Декоративное рисование

4

4.

Лепка, аппликация

7

5.

Организация выставок, экскурсии, посещения музея

2

Итого:

38

Тематическая разработка занятий с детьми 8 - 9 лет

(Второй год обучения)


  1. Основы художественной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Приёмы работы: акварель, гуашь.

  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

  • Основы живописи. Цвет - язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

  • Создание творческих тематических композиций.

  • Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере.

Календарно-тематическое планирование второго года обучения.

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

1

2.

Зарисовки веток деревьев с натуры.

1

3.

Красота формы листьев. Пластилин.

1

4-5.

Волшебные краски осеннего леса. Листопад.

2

6.

Осенние цветы.

1

7.

Рисование с натуры. Грибное лукошко.

1

8.

Аппликация из осенних листьев. Чудо-платье.

1

9-10.

Декоративное рисование. Узор в полосе из растительных и геометрических форм.

2

11-13.

Натюрморт из овощей и фруктов.

3

14.

Сделать образ из кляксы.

1

15.

Декоративное рисование. Узор в квадрате.

1

16.

Веселые снеговики.

1

17-18.

В мастерской у деда мороза.

2

19 -20.

Зима. Пейзаж.

2

21.

Морозные узоры на стекле.

1

22.

Рыбки в аквариуме.

1

23-24.

Насекомые. Пластилин.

2

25-26

Иллюстрирование сказки.

2

27.

Аппликация. Ваза для цветов.

1

28.

Портрет мамы.

1

29.

Декоративное рисование. Знакомство с элементами Гжели.

1

30.

Рисование скворечника.

1

31.

Цветочный город.

1

32.

Полет на другую планету.

1

33.

Божья коровка.

1

34.

Аппликация. Пушистый одуванчик.

1

35.

Весенний луг.

1

36.

Посещение выставки художников.

1

37.

Творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения.

1

38.

Итоговая выставка детских работ.

1

Всего часов

38



Третий год обучения. Развивающий этап: 8-9 лет.

На данном этапе развиваются способности детей, больше уделяется внимание рисованию с натуры.

Разделы программы.

Тема

Количество часов

1.

Рисование с натуры, по памяти, представлению

19

2.

Рисование на темы

10

3.

Декоративное рисование

4

4.

Лепка, аппликация

3

5.

Организация выставок, экскурсии, посещения музея

2

Итого:

38

Календарно-тематическое планирование третьего года обучения.

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

1

2-3

Рисование с натуры. «Листья и веточки»

2

4-5

Экскурсия в парк. «Осенний лес». Пейзаж.

2

6-7

Осенние цветы. Рисование с натуры. Аппликация.

2

8-11

Натюрморт

4

12-15

«Улицы моего города»

4

16

В мастерской у деда мороза.Терема

1

17-18

Терема

2

19-20

Зимние забавы.

2

21-24

Портрет

4

25-26

Открытка - поздравление.Аппликация.

2

27-28

Декоративное рисование «Хохлома»

2

29-31

Цветы и травы

3

32-34

Рисование с натуры птиц

3

35

Посещение выставки художников.

1

36-37

Творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения.

2

38

Итоговая выставка детских работ.

1

Всего часов

38

Прогнозируемые результаты.
Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

  • названия основных и составных цветов;

  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация;

  • изобразительные основы декоративных элементов;

  • материалы и технические приёмы оформления;

  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

  • пользоваться материалами.

Обучаемые второго года обучения

Должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной - Лебедевой;

  • основы графики;

  • правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

  • пользоваться графическими материалами и инструментами;

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

  • проявлять творчество в создании работ.

Обучаемые третьего года обучения

Должны знать:

  • Разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  • Значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспектива.

  • Творчество мастеров русского искусства: В.А.Серов, М.А. Врубель, И.И. Левитан, А.К. Саврасов.

  • Различные декоративной росписи.

Должны уметь:

  • Работать в определенной цветовой гамме;

  • Добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы.

  • Передавать пространственные планы способом загораживания.

  • Решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом.

Список литературы


  1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? - М.,1998г.

  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.,1985г.

  3. Маслов Н.Я. Пленэр. - М.,1989г.

  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. - М.,2003г.

  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.,1987г.

  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.,1994г.

  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М.,1983г.

  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. - М.,1998г.

  9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.- М., 1981г.

  10. Программно - методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 1999 г.

  12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

  13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

  14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

  15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. - М., 1978г.

  16. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе. - М..1988г.

  17. Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983г.


© 2010-2022