Конспект урока на тему Интерьер

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного урока черчения и изобразительного искусства в IX классе на тему «Центральное проецирование и перспективное рисование».

Цели урока:

  • Формирование у учащихся представления о взаимосвязи методов построения различных графических изображений;

  • Ознакомление школьников с историей вопроса поисков методов построения графических изображений;

  • Формирование умения анализировать изображения и методы их выполнения, используя возможности современных ИКТ [в частности, возможности интерактивной доски];

  • Формирование у школьников умений и навыков работы по построению трехмерных изображений на плоскости;

  • Воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;

  • Расширение кругозора учащихся в области знаний о культуре быта.

Оборудование:

Компьютер; интерактивная доска; проектор; видоискатели, затянутые пленкой для рисования мультфильмов; листы раздаточных материалов с элементами изображения интерьера; выставка репродукций и работ учащихся на тему «Интерьер»; графическая работа «Перспектива здания КБО»; фломастеры.

Подготовленные учителем цифровые материалы, используемые на уроке :

  • Презентация Power Point на тему «Интерьер»;

  • Материалы Scrapbook «Алгоритм построения изображений, полученных методом центрального проецирования и перспективного рисования. Интерьер»

Предварительная работа учителя и учащихся:

Изучение материалов по теме «Виды современных интерьеров». Выполнение учащимися коллективных практических работ по определению типа интерьера.

Время урока - 45 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент:

  • Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  • Вступительное слово учителя:

В условиях большого дефицита времени, отводимого на изучение предмета «Черчение», мы используем возможности интеграции материалов предмета «Изобразительное искусство» и материалов тем предмета «Черчение». Изучая темы: «Дизайн» и «Декоративное рисование», - мы на уроках рисования уже освоили такую тему предмета «Черчение», как «Геометрические построения».

Сегодня же мы прибегнем к методам рисования, чтобы всего за 1 урок ознакомиться с применением в черчении одного из видов проецирования.

2. Изучение нового материала:

(См. слайд №2)

Посмотрите на экран.

В. Как называется проецирование, при котором в проецирующем аппарате присутствуют центр проецирования, не являющийся бесконечно удаленным?

О. Это центральное проецирование.

Когда-то мы отказались от него, как метода построения комплексного чертежа, т. к. при центральном проецировании искажаются размеры изображения. В принципе, можно найти вариант центрального проецирования, дающего точную информацию о размерах предмета. Для этого в проекционном аппарате центр проецирования должен быть расположен между проецируемым объектом (н-р, плоским) и плоскостью проекций на равных расстояниях от них. Но при этом теряется наглядность получаемого изображения, т. к. оно оказывается перевернутым. В третьей иллюстрации процесса центрального проецирования мы наблюдаем ситуацию, свойственную наибольшему числу вариантов рисования с натуры, когда объект изображения удален от рисующего. При этом изображение предмета по сравнению с натуральными размерами объекта уменьшается. Последнее изображение, рассмотренное нами на слайде, вполне м. б. использовано, как иллюстрация к процессу получения изображения на стекле окна того, что мы видим за стеклом. Стоит только прикрыть 1 глаз, добившись т. о. монокулярности зрения, и можно нарисовать на оконном стекле то, что видит глаз за стеклом, получив уменьшенное изображение, по сути, полученное методом центрального проецирования, являющимся одновременно и методом перспективного рисования.

Второй вариант начала урока

1. Организационный момент:

  • Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  • Вступительное слово учителя:

На последних уроках мы изучали методы построения наглядных изображений в машиностроительном черчении. Это аксонометрические проекции, получаемые методами ортогонального и косоугольного проецирования. Сегодня нам предстоит ознакомиться с методом получения наглядных изображений в архитектурно-строительном черчении и в практике художников-дизайнеров. В основе этого метода лежит тот вид проецирования, который мы однажды называли, но от которого отказались из-за того, что он дает изображения неинформативные с точки зрения размерности предметов.

2. Изучение нового материала:

(См. слайд №2)

Посмотрите на экран. Что это за метод? Как называется данный вид проецирования?

(См. слайд №3)

Зачитывается текст слайда №3.

(См. слайд №4)

Давайте посмотрим на еще одну иллюстрацию той мысли, что суть методов центрального проецирования и перспективного рисования - едина. (Включаю анимацию 1 - 4). Заменим изображение глаза человека на изображение центра проецирования; плоскость проекций - на прозрачную картинную плоскость; проецируемый объект - на натурную постановку. И вот иллюстрация метода центрального проецирования превратилась в иллюстрацию процесса получения перспективного рисунка.

(Включаю анимацию 5. Читаю текст на слайде)

«Перспектива - один из способов изображения объемных тел на плоскости или на какой-либо другой поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, формы и четкости, вызванными расположением в пространстве и степенью удаленности от наблюдателя».

(Включаю анимацию 6)

Если заменить изображение глаза изображением точки [центром проецирования], то данное изображение можно считать иллюстрацией процесса центрального проецирования.

(Включаю анимацию 7)

Читаю текст на слайде: «Линейная перспектива - способ изображения пространственных фигур на плоскости с помощью центральной проекции, при которой точка Р пространства проецируется на плоскость в точку пересечения Р′ прямой SР с плоскостью проекций [или картинной плоскостью] [S - центр проецирования]»

Возможность получения изображения на прозрачной плоскости предмета объясняется законами излучения, распространения и поглощения света. Отраженные лучи света, идущие в глаз от предмета, встречая на своем пути прозрачную плоскость, оставляют на ней как бы следы в виде множества точек. Если эти воображаемые точки соединить, то мы и получим на этой плоскости контур видимого предмета. Его величина будет меньше действительного размера наблюдаемого предмета.

Подобные изображения следует рассматривать как перспективное изображение предметов, полученное методом центрального проецирования, так как все проецирующие лучи проходят через одну точку - оптический центр глаза [зрачок]. Высота этой точки на практике определяется горизонтальной плоскостью, проходящей на уровне глаз рисующего, которая изображается горизонтальной прямой и называется линией горизонта. А прямоугольная проекция точки зрения на плоскость называется главной или центральной точкой схода.

Наблюдение натуры через прозрачную плоскость и легло в основу термина перспектива.

Прозрачную вертикальную плоскость, через которую художник наблюдает предметы, в теории перспективы принято называть плоскостью картины или картинной.

Наблюдая предметы через прозрачную плоскость картины, мы как бы видим их изображение на ней и даже можем получить реальный рисунок, если обведем видимые сквозь эту плоскость контуры предмета, о чем уже отмечалось выше. Причем этот рисунок будет отвечать всем правилам линейной перспективы.

(См. слайд №5)

А основные законы перспективы мы с вами изучили еще в 4 классе. Значит, материал сегодняшнего урока вы усвоите легко и быстро.

Покажем основные элементы, используемые для построения перспективного рисунка, на данной таблице.

(Выделяю стилусом красным цветом линию горизонта и точку схода; задаю уч-ся вопросы по правилам изображения горизонтальных, вертикальных и уходящих вдаль линий).

(См. слайд №6)

(Зачитывается текст слайда)

Н. Н. Ге и сам в своих работах умело использовал законы линейной перспективы. Используя эти законы, можно убедиться в том, что уменьшение размеров клеток черно-белого пола на картине соответствует правилам перспективного масштаба, позволяющего по заданным размерам выполнить изображение перспективы фигуры [фигур]. Правила перспективных масштабов в школе не изучаются, поэтому вам следует поверить мне на слово.

(См. слайд №7)

Ну а в использовании художниками простейших, известных и вам правил перспективного рисования при построении композиций различных картин вы сможете сейчас убедиться, работая с репродукциями известнейших русских художников.

(Выстраиваю линию горизонта и точку схода, анализируя методы построения изображения пространства комнаты в картине И. Е. Репина «Не ждали»)

(См. слайд №8)

Затем предлагаю учащимся построить на экране интерактивной доски линию горизонта и точку схода, анализируя методы работы П. А. Федорова в картине «Сватовство майора» ).

(См. слайд №9)

Но вернемся на урок черчения. Где же в черчении применяют метод центрального проецирования? Прежде всего в архитектурно-строительном черчении, когда решается задача создания наглядного образа объекта.

Если опустить на плоскость П0 перпендикуляр из точки S, то через точку пересечения данного перпендикуляра с плоскостью проекций, можно провести горизонтальную линию, которая будет являться линией горизонта, представь мы на месте S глаз наблюдателя.

(Показываю все действия на интерактивной доске с помощью стилуса. Для поиска места пересечения перпендикуляра с плоскостью проекций надо продолжить линии фундамента и крыши справа до их пересечения, через полученную точку провести линию горизонта, на которой впоследствии и остановить изображение перпендикуляра).

Обратите внимание на термин «перспективная проекция». Он получен из терминов «перспективное рисование» и «центральная проекция» . Т. о. даже в терминологии проявляется сущностное единство двух этих понятий.

(См. слайд №10)

Широкое применение методы перспективного проецирования находят в архитектурном проектировании,

(См. слайд №11)

В разнообразных дизайн-проектах интерьеров... Пример угловой перспективы.

(См. слайд №12)

Пример фронтальной перспективы интерьера.

(См. слайд №13)

Именно построением изображения интерьера мы будем заниматься сегодня в ходе практической работы. Что же такое интерьер? (Ученик читает со слайда определение интерьера, взятое из Советского энциклопедического словаря).

(См. слайд №14)

3. Практическая работа:

(Учащимся предлагается начать работу с раздаточными материалами, представляющими собой листы бумаги с выполненными на них первыми этапами работы по построению фронтальной перспективы интерьера. На этом этапе урока происходит переход от работы в программе Power Point к работе в программе Scrapbook, позволяющей демонстрировать учащимся все этапы построения изображения, возвращаться к предыдущим моментам работы, выполнять прокрутки различных этапов работы с различной скоростью, с зацикливанием процесса и т. д. В частности в ходе пояснений графических действий используются инструменты: «Прожектор», «Занавес», «Масштаб»; применяются комментарии инструментами: «Карандаш», «Геометрические фигуры», «Фломастер»; используются дополнительные палитры: «Цвет», «Толщина линий»; импортируются различные изображения, в том числе фотография; демонстрируется работа со слоями изображения, с музыкальными вставками и т. д.)

Работу с раздаточными материалами следует проводить осознано, убедившись в том, что правила линейной [наглядной] перспективы, действительно работают. Для этого нам с вами надо рассмотреть, как они действуют, используя именно наглядные методы. Возьмите в руки рамки с прозрачными пленками [пленками для рисования мультфильмов]. Посмотрите, прикрыв один глаз и прищурив второй, на ту часть интерьера кабинета, которая показана на экране («Шторой» закрывается отдельная часть экрана); проведите по пленке фломастером горизонтальную линию потолочного плинтуса, вертикальную линию угла комнаты, горизонтальную линию нижнего плинтуса, а также линии, идущие к точкам их пересечения из глубины пространства [это также линии плинтусов]. Убедитесь в том, что вы увидели именно такое направление линий, которое соответствует правилам линейной перспективы, называемой не случайно наглядной. Вы увидели, что законы перспективы действительно работают, соответствуют тому, что видит человеческий глаз.

(Далее практическая работа учащихся ведется таким образом, что перечерчивание отдельных элементов построения выполняется «под диктовку учителя»; другие элементы выстраиваются учащимися самостоятельно [в том числе с привлечением школьников к работе на интерактивной доске]; третьи - путем демонстрации этапов работы с помощью прокрутки информации о графических действиях в программе Scrapbook).

(См. слайд №15)

4. Окончание урока:

  • Для анализа результатов работы рассматривается 2-3 работы учащихся. Указываются положительные и отрицательные качества работ. Анализ работ должен иметь рекомендательный характер, проводиться в доброжелательном тоне. Поэтому первую работу анализирует учитель, показывая учащимся пример последовательности анализа и эмоциональной окраски высказываний, затем к анализу работ подключаются учащиеся, в том числе и авторы композиций.

  • Определяется содержание домашнего задания:

  • Закончить работу на листах раздаточных материалов, включая в изображение интерьера объекты, выбранные самостоятельно каждым учеником;

  • По желанию выполнить творческую работу, создавая изображение в одном из известных учащимся стиле: хай-тек, лофт-стиль, фьюжн, китч и др.

Учащимся сообщаются результаты их самостоятельных коллективных работ, связанных с определением стилей интерьеров по фотографиям, размещенным на стенде в кабинете изобразительного искусства и черчения. (См. слайды №19-25 презентации) Т. о., они вспоминают, что знают о стилях интерьеров, и где можно получить дополнительную информацию по данному вопросу. Подчеркивается, что творческая работа оценивается дополнительной отметкой, выставляемой в журнал.

(См. слайд №16)

В заключение урока учащимся сообщается, что интерьеры различаются и по их географии, и по историческим стилям, и т. п. признакам. Мир интерьеров - увлекательная страница истории дизайна и декоративно-прикладного искусства, увлекшись которыми можно узнать много о культуре и истории разных народов. И дверь в этот увлекательный мир познаний в наш век информационных технологий открыта для каждого школьника.

(См. слайд №17)

Готический, барокко, рококо, классицизм…

(См. слайд №18-25)*

*Материалы по теме «Стили интерьера» в презентации присутствуют для иллюстрирования ответов учителя на возможные вопросы школьников по результатам коллективных работ по данной теме, выполненных ими на урок, предшествующем данному занятию.





© 2010-2022