Календарно - тематическое планирование по ИЗО 3 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по изобразительному искусству. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство», программы авторов Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой «Изобразительное искусство».

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые в 3 классе:

  1. Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

  2. Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.

  3. Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.

  4. Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.

  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России - Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.

  6. Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Результаты изучения курса

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

  5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  6. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся


Учебно методический комплект

  1. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 3 класс», Москва,

«Просвещение», 2011 г.

  1. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова учебник «Изобразительное искусство 3 класс», Москва, «Просвещение», 2011г.

  2. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Изобразительное искусство 3 класс»

Творческая тетрадь, Москва, «Просвещение», 2011г.

3 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

Хар-ка деятельности учащихся

Примечания

1

Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма.

Наблюдать осенние цветы в природе. Подбирать цветовую палитру соответственно замыслу и использовать свои наблюдения натуры.

2

В жостовском подносе все цвета России. Русские лаки: традиции мастерства.

Рассматривать и анализировать произведение жостовских мастеров - расписные жостовские подносы. Рассказывать о трансформации цветов в декоративной композиции.

3

О чём может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства.

Сравнивать изображение цветов в росписи подносов

С живописными композициями цветочного натюрморта, находить в них сходство и различия цветовой палитры, фона, композиции, приёмов письма.

4

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём.

Исследовать возможности живописи, составлять нужные цвета для освещённой и теневой поверхности плодов, рисовать с натуры натюрморт «Славный урожай».

5

Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира. Традиции мастерства.

Придумывать и рисовать форму на основе трансформации природных форм и выполнять декоративное орнаментальное яркое украшение для воздушного змея.

6

Чуден свет - мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства.

Рассматривать произведения ДПИ. Придумать и рисовать коврик с узором и по мотивам народной лоскутной пластики.

7

Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет.

Рассматривать произведения пейзажной живописи. Рисовать с натуры или по наблюдению на тему «Родные просторы», передавать с помощью приёмов перспективы: ближние и дальние планы пейзажа.

8

Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства

Исследовать возможности живописи, получать плавное растяжение цвета, как на гжельской майолике, выполнять силуэт тарелки и украшать его декоративной росписью.

9

«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства.

Работать по художественно - дидактической таблице. Рисовать фасад избы, соблюдать симметрию, изображать горизонтальными линиями брёвна, скат крыши и охлупень (конёк).

10

«То ли терем. То ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства.

Рисовать по-своему сказочный терем и «включить» его в коллективную композицию «Русская старинная улица твоего город».

11

Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции.

Наблюдать птиц в зимней природе. Выполнять наброски птиц, зимующих в родно краю в технике акварели «по-сырому».

12

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции.

Рассматривать живописные натюрморты из предметов быта. Рисовать с натуры натюрморт из старинных и современных предметов быта, передавать в нём светотеневые и цветовые отношения.

13

Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета.

Сравнивать зимние пейзажи художников графиков. Выполнять тонкой линией набросок. Рисовать по памяти, по наблюдению зимний пейзаж « Заснеженные деревья» в графике.

14

Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Рассматривать орнаментальный узор народной одежды. Выбирать знаки - символы русского народного орнамента для своего эскиза сувенира из бисера.

15

Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии6 импровизации.

Рисовать участников карнавала на школьном новогоднем празднике. Уточнять костюм участников карнавала.

16

Всякая красота фантазии да умения требует. Маски - фантастические и сказочные образы, маски ряженых.

Сравнивать карнавальные маски. Рисовать эскиз маски для ряженых. Выполнять маску в материале.

17

В каждом пасаде свои наряды. Русский народный костюм: узоры - обереги.

Рассматривать народные праздничные костюмы. Рисовать силуэт женской фигуры в народном костюме, обозначать на нём места, где размещены узоры - обереги и украшать их орнаментом.

18

Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма.

Выбрать костюм для героя и соответствующие выразительные средства для его исполнения.

19

Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры.

Объяснять значения понятий кремль, архитектура, зодчество. Работать над композицией рисунка старинного города - крепости по представлению.

20

«Город чудный…» Памятники архитектуры: импровизация.

Называть известные храмы и терема, описывать приёмы построения композиции (симметрия, ритм, цвет). Завершать работу над композицией, урок № 19.

21

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция.

Высказывать своё мнение о произведениях, посвящённых великим историческим событиям. Рисовать сюжетную композицию на тему: «Кто с мечом к нам придёт - от меча и погибнет».

22

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица.

Рассматривать женские портреты в живописи. Различать соотношения частей лица человека в разных позициях. Рисовать женский портрет самого дорогого человека (мамы, бабушки и т. д.).

23

Широкая Масленица. Сюжетно - декоративная композиция.

Рассказывать о том, как отмечается праздник масленицы в разных местах. Создавать образ Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги или текстильного коллажа.

24

Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства.

Рассматривать русские народные игрушки из разных регионов России. Выполнять зарисовку силуэта понравившейся народной деревянной игрушки, расписывать её росписью соответствующего промысла.

25

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция.

Рисовать иллюстрацию к любимой сказке. Определять сюжет, героя сказки для своей иллюстрации.

26

Герои сказки глазами художника. Завершение работы над сюжетной композицией.

Обозначать силуэты героев контуром, цветом, проявлять основные части, а потом детали.

27

Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.

Рассматривать произведения художников - маринистов. Исследовать возможности живописи смешивать краски для получения цветовых оттенков морской воды. Создавать картину на тему: «Ремонт корабля», «Закат на море».

28

Цветы России на павлопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства.

Объяснять значение понятий: набойка, манера, набойщик. Рисовать цветок розы по мотивам павлопосадских шалей.

Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.

Рассматривать рисунки для набойки. Сочинять свой узор и выполнять эскиз для росписи для росписи шали.

30

В весеннем небе - салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно - сюжетная композиция.

Рисовать декоративно - сюжетную композицию «Салют Победы». Решать , какой приём использовать для передачи салюта. Выделять на фоне неба контуры зданий.

31

Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба.

Рассматривать гербы старинных русских городов. Рассказывать что изображено на гербе Тулы. Составить эскиз герба своего героя. Защитить проект (эскиз) герба.

32

Сиреневые перезвоны. Натюрморт.

Наблюдать цветы сирени в натуре. Исследовать возможности живописи, подбирать оттенки цвета сирени на свету и в тени.

33

У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира.

Сравнивать декоративные образы-символы с реальными, называть. В чём их сходства и различия. Рисовать по памяти один из запомнившихся образов-символов (птица-сирин, конь, птица-пава).

34

Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект.

Рассматривать творческие работы одноклассников, созданные в течение завершившегося года, давать им оценку.

35

Пленэр. Рисуем растения.



© 2010-2022